Давиденко Светлана
Проект «Волшебный мир театра»
▼ Скачать + Заказать документы
Введите в мир театра малыша,
И он узнает, как сказка хороша
Проникнется и мудростью, и добротой,
И с чувством сказочным пойдет
он жизненной тропой.
Г. Попова
Проблема:
Театр – помощник в воспитании детей. Театр побуждает творческую активность ребёнка, оказывает огромное эмоциональное влияние, способствует развитию воображения. Каждый раз, входя в мир театра, ребёнок делает для себя пусть небольшое, но открытие.
Публикация «Проект „Волшебный мир театра“» размещена в разделах
На протяжении нескольких лет наше дошкольное учреждение тесно взаимодействует с детскими театрами Санкт-Петербурга, образцовым самодеятельным коллективом детским театром «Чиполлино» г. Тихвина.
В связи со сложившейся эпидемиологической ситуацией в стране, артисты детского театра не смогут приехать в дошкольное учреждение, показать спектакль. Также у детей нет возможности посещения местных театральных постановок. Поэтому в процессе бесед с воспитанниками и их родителями (законными представителями) было принято решение поставить спектакль своими силами и показать его другим детям.
Так возникла идея создания проекта «Волшебный мир театра».
Причины:
1. Воспитанники с родителями (законными представителями) не посещают театр или делают это редко.
2. Недостаточно уделяется времени беседам о театре и семейному чтению в условиях дома.
3. Непонимание родителями значимости театрализованной деятельности для развития их детей.
4. Интерес к театру заменяется просмотром телевизора и компьютерными играми.
5. У воспитанников наблюдается снижение уровня развития творческих способностей.
Паспорт проекта «Волшебный мир театра».
Вид проекта : информационно-творческий, познавательно-игровой.
Продолжительность проекта : среднесрочный- 1 месяц.
Сроки и место реализации: октябрь 2020 г., муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад Россияночка» г. Тихвин
Участники проекта : воспитанники старших дошкольных групп, воспитатели, родители (законные представители) детей групп, музыкальный руководитель, инструктор по физической культуре.
Цель: формирование у детей дошкольного возраста устойчивого интереса к театрализованной деятельности, приобщение детей к театральной культуре, желания творить.
Задачи:
1. Формировать представления детей старшего дошкольного возраста о различных видах театра, театральных жанрах, профессиях, приобщать детей к театральной культуре.
2. Совершенствовать игровые, артистические навыки и творческую самостоятельность на основе театрализованных игр.
3. Обогащать и активизировать словарь, развивать диалогическую и монологическую речь.
4. Создать условия для развития творческой активности детей в театрализованной деятельности.
5. Обеспечить условия для взаимосвязи театрализованной и других видов деятельности.
6. Развивать устойчивый интерес к театрально-игровой деятельности.
7. Развивать воображение, фантазию, внимание, самостоятельность мышления.
8. Воспитывать гуманные чувства у детей.
9. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, обогащать детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно- эстетическое развитие, физическое развитие.
Формы работы с воспитанниками:
беседы о театре;
чтение художественной литературы;
игровые упражнения;
подвижные игры с элементами драматизации;
дыхательная гимнастика;
театрализованные игры;
виртуальное путешествие «Мир театра» (презентация);
постановка спектаклей разных видов театра;
организация и проведение развивающих и творческих игровых занятий;
организация и проведение совместных с родителями мероприятий.
Методы и приемы:
творческая деятельность (игровое творчество, песенное, танцевальное);
упражнения на развитие мимики, детской пластики элементы искусства пантомимы, театральные этюды, ритмопластика;
упражнения по дикции, ритмике, хореографии;
драматизация детских литературных произведений;
беседы после просмотра спектаклей;
театрализованные игры-превращения.
Формы работы с родителями (законными представителями) :
анкетирование родителей;
вовлечение родителей к проведению совместных мероприятий в рамках реализации проекта;
консультирование родителей по вопросам, связанным с театрализованной деятельностью;
оформление совместного альбома «Театральные профессии»;
совместное изготовление пособий для организации условий для реализации проекта (совместное изготовление костюмов, декораций для театрализации сказки «Дюймовочка»).
выставка «Театральная афиша»;
театральная постановка сказки «Дюймовочка».
Ожидаемые результаты:
у воспитанников старшего дошкольного возраста сформированы представления о различных видах театра, театральных жанрах, профессиях.
созданы условия для приобщения детей старшего дошкольного возраста к театральной культуре, проявления творческой активности в театрализованной деятельности.
воспитанники умеют импровизировать образы сказочных героев, используя различные средства выразительности (мимику, жесты, движения, интонацию); выразительно исполняют монологи, диалоги, реплики, песни.
организована предметно-развивающая среда, способствующая развитию у детей театральной культуры, увлечённому использованию театральных центров в самостоятельной деятельности.
созданы условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, обогащены детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности.
повысилась компетентность родителей (законных представителей) в вопросах театрализованной деятельности в Учреждении и в условиях дома.
Этапы работы над проектом.
1 этап – подготовительный
изучение методической литературы по данной теме;
анкетирование родителей;
мониторинг воспитанников;
активизация интереса детей и родителей (законных представителей) к выбранной теме проекта;
постановка цели и задач, составление перспективного плана работы;
разработка сценария сказки, подбор театрализованных игр для подготовки к постановке сказки.
2 этап — основной
Реализация проекта
подбор игр на развитие слухового восприятия, звукоподражания, эмоций, мимики, жестов, предметно-игровых действий, формирование речи;
пополнение предметно-развивающей среды, оформление картотеки пальчиковых игр, артикуляционной и дыхательной гимнастики, пластических этюдов;
оформление совместного детско-родительского альбома о видах театра, лэпбуков «Детям о театре», «Театральные профессии».
3 этап - заключительный.
подведение итогов проектной деятельности (мониторинг);
презентация проекта (показ театрализованной сказки);
составление рекомендаций для родителей (законных представителей).
Схема реализации проекта через образовательные области
№ п/п Образовательная область Формы и методы работы
1 ОО «Познавательное развитие»
Беседы:
- «Театр. Что это. ?»;
«Театральная азбука» (знакомство с театральными терминами; правилах поведения в театре);
- «Знакомство театральными профессиями» (артист, гример, декоратор, режиссер, художник, костюмер, музыкант, парикмахер)
- «Для чего нужны костюмы и атрибуты»;
- «Театр бывает разным»;
- показ слайдов, картин, фотографий, презентаций, видеороликов;
- викторина «Волшебный мир театра».
2 ОО «Художественно-эстетическое развитие»
Рисование:
- «Мой любимый сказочный герой»;
- «Цветочная девочка- Дюймовочка»;
Аппликация:
- «Ласточка»
Конструирование из бумаги:
«Ласточка»
Раскрашивание Дюймовочки по цифрам.
Лепка:
- «Герои сказок»
взаимодействие с музыкальным руководителем:
- игры с шумовыми музыкальными инструментами
( н-р: изображение шума воды, шуршание мыши и т. п);
- вокально-хоровая работа (авторские песни) с персонажами сказки (разучивание песни Дюймовочки, Крота, Кваки-сына и т. д);
- пальчиковая гимнастика («Жуки», «Лягушки», «хор рук» — понимание двигательного двухголосия;
- прослушивание аудиозаписи Н. Римского-Корсакова «Полёт шмеля», П. Чайковского «Вальс цветов»; Майкапар «Мотылёк», «Вальс»; Д. Жученко «Две гусеницы разговаривают» и т. п. ;
- танцевальные импровизации («На лугу» под музыку Майкапара, анимационные танцы («Лягушонок», «Крот», «Рыбки» и т. п., разучивание танцевальной композиции «Вальс цветов», парный танец «Жуков и гусениц»;
- координационно-подвижные игры (музыкальные и речевые)
н-р: «Жуки и бабочки»; дидактические игры: «Угости насекомое», «На лугу», «Собери цветок»; развивающие игры: речь с движением н-р: «Жук», «Мыши»; подвижные игры: «Бабочки и цветы», «День и ночь» и т. п. ;
- игры по ритмопластике.
3 ОО «Физическое развитие»
Взаимодействие с инструктором по физической культуре:
игровое упражнение «Посади зернышко»
Цель: учить бросать мешочки в цель правой и левой рукой;
п/ и:
- «С кочки на кочку»;
- «Дюймовочка и ласточка»;
- «Пролезь в норку»;
- «Перелети с цветка на цветок»;
- «Хитрая лиса».
Квест:
«Путешествие по сказке Дюймовочка».
4 ОО «Социально-коммуникативное развитие»
Сюжетно-ролевые игры:
- «Театр»;
- «Семья в театре»;
- «Театральный салон»;
- «Театральное кафе (буфет)»;
- «Поездка в кукольный театр».
Игра «Маски» (понимание мимики).
Имитационные упражнения:
- «Кто как ходит»;
- «Незнайка в театре».
Пантомимы:
“Сон”, “Испуг”, “Печаль”, “Радость”, “Хвастовство”
5 ОО «Речевое развитие»
- беседа «Датский сказочник Г. Х. Андерсен».
- чтение и обсуждение сказок Г. Х. Андерсена: «Оловянный солдатик», «Дюймовочка», «Гадкий утенок».
- викторина к сказкам Г. Х. Андерсена.
- заучивание стихов, загадок, пословиц и поговорок о книге, предложенных педагогами
- организация выставки книг «Удивительный мир сказок Г. Х. Андерсена».
Продукты совместной деятельности:
Кукольные представления, игры, этюды, игры-драматизации, тематический утренник, спортивные праздники.
Блоки театрализованных игр.
Игры, используемые в совместной деятельности и режимных моментах в ходе реализации проекта, были объедены в несколько блоков:
ПЕРВЫЙ БЛОК «Знакомство с театром».
Цель: расширение кругозора детей старшего дошкольного возраста, воспитание людей любящих театр и понимающих искусство, стремящихся к театральному творчеству.
Описание:
Воспитанники с интересом слушали рассказ о различных видах театра, рассматривали иллюстрации, знакомились с презентацией «Удивительный мир театра».
Подготовлены дидактические игры и наглядный материал по театрализации.
С родителями и детьми старшего дошкольного возраста организовывались совместные виртуальные экскурсии в разные театры, с целью знакомства с историей театра, героями спектаклей, с театральными профессиями и т. д.
Интересной находкой, на наш взгляд, было привлечение родителей и детей к изучению темы: «Театральные профессии». Родителям было предложено зашифрованное задание, расшифровать которое помог QR код. В связи с ограниченностью продолжительности проекта родителям (законным представителям) был предложен минимум информации об одной из театральной профессии; для дальнейшего изучения, необходимо было вместе с ребенком найти недостающие сведения из литературы, интернет источников и т. д.
И дети, и взрослые с восторгом расшифровывали задание, готовили рассказы, рисовали рисунки о театральных профессиях. А потом презентовали их в театральной гостиной.
ВТОРОЙ БЛОК «Волшебный мир театра».
Цель: развитие эмоциональной сферы старших дошкольников.
Описание:
Игры и этюды, знакомящие детей с основными эмоциями человека, средствами понимания детьми друг друга и мира взрослых. Игра «Эмоции для всех», в ходе которой предлагались ситуации, которые ребенок должен был прочувствовать и дать ответ.
Таким образом, были созданы условия для корректировки поведения ребенка, развивалась способность быть открытым и чутким, понимание чувств и эмоций других людей.
Кроме того, были организованы театрализованные игры и этюды : «Измени голос», «Изобрази героя», «В гостях у Дюймовочки», «Хитрый маленький зверек».
ТРЕТИЙ БЛОК «Я маленький актер».
Цель: создание условий для развития речевого аппарата, различных групп мышц и речевого дыхания.
Описание: Сюда вошли творческие игры со словами, упражнения на дикцию, интонацию, пальчиковые игры, игры на развитие выразительности речи, этюды на общение, развитие творческого воображения:
- «Изобрази жестом»;
- «Тише»;
- «Ласка»;
Игры-пантомимы:
- «Пугливый мышонок»;
- «Лягушки»;
- «Угадай, кого покажу»;
- «Угадай, кого встретила Дюймовочка».
Одним из видов игр этого блока является ритмопластика. Игры по ритмопластике позволяют достичь:
- раскрепощения ребенка, почувствовать возможности своего тела;
- развития выразительности телодвижений;
- развития двигательных способностей;
- мышечной свободы, снять перенапряжение мышц.
Игровую деятельность по ритмопластике организовывал с воспитанниками музыкальный руководитель.
Вывод:
Активное внедрение театрализованной деятельности в нашем дошкольном учреждении способствовало развитию у воспитанников творческого потенциала, активному развитию речи, творческой инициативы, нравственных представлений, эстетического вкуса.
В результате совместной деятельности участников проекта дети приобщились к творчеству великого сказочника Г. Х. Андерсена, к театрализованной деятельности, сформировался запас литературных впечатлений, дети расширили представления о различных видах театра, театральных жанрах, профессиях, научились входить в образы, воображать, рассуждать, мечтать, по заданию менять образы, настроения, научились инсценировать.
Благодаря проделанной работе дети стали активнее и сознательнее пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей в разных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появилась активность к самостоятельному познанию, размышлению.
В ходе реализации проекта у детей наблюдался эмоциональный подъем, проявлялись позитивные качества характера (находчивость, взаимовыручка, смелость, умение сопереживать, поддерживать).
Реализация проекта позволила пополнить предметно-развивающую среду, способствующую развитию у детей театральной культуры, увлеченному использованию театральных центров в самостоятельной деятельности в течение дня.
У родителей (законных представителей) повысилась компетентность в вопросах театрализованной деятельности в Учреждении и в условиях дома. Родители (законные представители) дошкольников начали достаточно времени уделять беседам о театре и семейному чтению. Также родители (законные представители) планируют продолжать развивать в детях актерские способности с последующей записью детей на театральные кружки дополнительного образования.
Проектный метод активно формировал навыки сотрудничества педагогов с родителями, создал условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых, и, что немаловажно, обогатил детско-родительские отношения опытом совместной творческой деятельности, подарил положительные эмоции и детям, и взрослым.
Использованная литература:
1. Антипина А. Е. Театрализованная деятельность в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2006.
2. Артемова, Л. В. Театрализованные игры дошкольников : кн. Для воспитателей дет. сада -М. : Просвещение, 1991. – 127с.
3. Гончарова О. В. и др. Театральная палитра : Программа художественно-эстетического воспитания. – М. : ТЦ Сфера,2010.
4. Ерофеева, Т. И. Игра-драматизация //Воспитание детей в игре / Т. И. Ерофеева, Зверева, О. Л. - М. : Просвещение, 1994. – 128с.
5. Маханева, М. Д. Театрализованные занятия в детском саду: Пособие для работников дет. садов / М. Д. Маханева. – М. : Сфера, 2001. – 128с.
6. Мигунова, Е. В. Театральная педагогика в детском саду. / Е. В. Мигунова. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с. – (Библиотека журнала «Воспитатель ДОУ»)