Елена Бабанакова
Проект «Волшебный лимон»
▼ Скачать + Заказать документы
Волшебный лимон
Научные руководители:
Бабанакова Елена Николаевна
Воспитатель подготовительной группы
Березовский городской округ 2020
Название проекта : «Волшебный лимон»
Тип проекта : Исследовательски-информационный
Вид проекта : групповой
Участники проекта : дети 7 года жизни, родители, воспитатели
Продолжительность реализации проекта : краткосрочный (2 недели)
Цель проекта : Изучить полезные и необычные свойства лимона.
Публикация «Проект „Волшебный лимон“» размещена в разделах
Задачи проекта :
1. Изучить литературу о лимоне и его свойствах.
2. Провести серию опытов по изучению удивительных и волшебных особенностей лимона.
3. Развитие познавательных процессов: речь, память, мышление, воображение, внимание, связную речь в ходе работы над проектом;
4. Воспитание чувств заботливого отношения к живой природе.
5. Привлечение родителей к реализации совместной детско – взрослой деятельности, создание атмосферы общности интересов для развития и воспитания детей.
6. Создать презентацию.
Проблема: Чем полезен лимон? Где его можно применять?
Материалы: научно-художественная литература, энциклопедии, изображения различных видов фруктов, мультфильмы о лимонах (электронные ресурсы, соленое тесто, гуашевые краски, кисти, цветные карандаши, альбомные листы, цветная бумага, клей, ножницы, раскраски с лимонами и т. д.
Актуальность
С самого рождения ребенок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Современные дети в силу своей чрезмерной активности самостоятельно не всегда могут найти ответ на интересующие их вопросы.
Однажды, беседуя с детьми узнали, что Таисия очень любит лимон.
Ребята слушали её рассказ с большим увлечением, захотели тоже узнать о свойствах лимона как можно больше. И мы решили выяснить всё о лимонах.
Кроме того, актуальность темы состоит в том, что свойства лимона многогранны.
Этапы проекта : подготовительный, основной, итоговый, рефлексивный.
Подготовительный этап.
При реализации подготовительного этапа была сформулирована проблема, цели и задачи проекта. Подобран материал и оборудование для работы.
План реализации подготовительного этапа проекта.
№
Мероприятия или основные направления деятельности Участники
Ответственные
1.
Консультация для родителей «Вред и польза лимона для организма человека» Воспитатели родители
Родители
Воспитатели
2.
Беседа с детьми «История происхождения лимона»
Воспитатели дети Воспитатели
3.
Подготовка информационного материала и составление плана работы Воспитатели родители
Родители
Воспитатели
Основной этап:
Внедрение в воспитательно-образовательный процесс эффективных методов и приемов по расширению знания дошкольников о лимонах.
План реализации основного этапа проекта
№
Мероприятия или основные направления деятельности Участники
Ответственные
1
Просмотр и беседа по энциклопедиям «Фрукты» Воспитатели
дети Воспитатели
2
Беседа по иллюстрациям и фотографиям «Что за фрукт лимон?» Воспитатели
дети
Воспитатели
3
Работа в книге – раскрасок «Лимон» Воспитатели
дети Воспитатели
4
Создание лимонов из соленого теста Воспитатели
дети Воспитатели
5
Изготовление макета «Лимонное дерево». Воспитатели
Дети Воспитатели
6
Просмотр мультфильмов
«Чиполино», «Овощная вечеринка «Лимоны» Воспитатели
Дети
Воспитатели
7
Исследовательская деятельность
Опыты с лимоном. Воспитатели
Дети Воспитатели
8
Памятка для родителей «Расскажите детям о лимонах» Воспитатели
дети Воспитатели
9 Подбор стихов и рассказов про лимон. Воспитатели
родители Воспитатели
10
Подбор стихов и рассказов про динозавров Родители
дети Воспитатели
Родители
11
Презентация рассказа «Лимоны»
Дети
воспитатели Позднякова Таисия
12 Досуг «Путешествие Лимончика» Воспитатели
Дети Воспитатели
Итоговый этап
№
Мероприятия или основные направления деятельности Участники
Ответственные
1
Обработка результатов по реализации проекта Воспитатели
Воспитатели
2 Организация досуга «Путешествие Лимончика» Воспитатели
Дети
Воспитатели
Рефлексивный этап:
Детям очень понравился проект «Волшебный лимон». У них было много впечатлений. Больше всего понравилось ставить опыты. Правда не всегда сразу всё получалось, но дети старались. Свои впечатления они выразили в рисунках.
Перспективы:
Было решено продолжать изучать лимон и другие фрукты. Ведь в мире столько интересного и нам неизвестного.
Ожидаемые результаты:
Развить у детей и родителей интерес к лечебным свойствам лимона, расширить кругозор.
Активизировать совместную познавательно - исследовательскую деятельность.
Повысить свой профессиональный уровень.
Пополнить предметно- пространственную среду.
Выводы:
На протяжении всего проекта исследуя уникальные свойства лимона, мы работали с различными источниками информации, познакомились с историей появления лимона в нашей стране. Узнав о необыкновенных свойствах лимона, мы провели опыты и доказали, что лимон – интересное растение и может быть очень полезен для людей в разных жизненных ситуациях, быту. Работа шла быстро, ребята с большим желанием трудились: рисовали, раскрашивали, лепили. И вот финальный этап – досуг «Путешествие Лимончика». Было решено пригласить детей младших групп. Ребята показали и рассказали все, что знали о лимонах.
Используемые источники информации
1. Энциклопедия полезных комнатных растений. Блэйз А. М. : Олма-Пресс, 2010год.
2. «Лимоноград» В. Дадыкин// «Наука и жизнь» №12, 2014 год.
3. «Лимон - природный целитель лимон. Выращивание Уход. Разведение» КуликоваВ. Н.
4. Энциклопедия «Я познаю мир» Багрова Л. А. М. : АСТ, 2012 год.
5. Забавные химические опыты//Журнал «Мастерилка»(11.05.2010) Издат. «Карапуз».
6. Неизведанное рядом: Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников. Дыбина О. В., Рахманова Н. П. М. : ТЦ Сфера, 2015.-192 с.
Приложение № 1
Рассказ о лимоне.
Желтый цитрусовый плод
В странах солнечных растет
Но на вкус кислейший он,
А зовут его…
(Е. Савельева)
Конечно, вы догадались, что речь идет о лимоне. Мякоть этого фрукта содержит от 4 до 6 процентов лимонной кислоты. Сахаров в нем значительно меньше, поэтому лимон кислый на вкус. За что же тогда люди любят и ценят этот фрукт? Дело в том, что лимон очень полезен. Витамина С в нем больше, чем в любом другом цитрусовом, кроме того, есть витамин Р. Что же касается кислоты… Конечно, есть свежие лимоны без сахара мало кто решается. Зато какой вкусный и ароматный чай с лимоном!
Очень трудно съесть лимон,
Потому что кислый он.
Но с лимоном вкусен чай,
Ты друзей им угощай.
(Н. Мигунова)
Лимон – отличное противоцинготное средство. Английские моряки принимали ежедневно по 30 граммов лимонного сока для предотвращения авитаминоза. Знаменитый мореплаватель Джеймс Кук, отправляясь в кругосветное путешествие, запасался лимонами и лимонным соком.
Родиной лимона считают Индию и Пакистан, где его выращивали за 2200 лет до нашей эры. В Европе это вечнозеленое дерево оказалось благодаря арабам, которые завезли его из Западной Азии. В настоящее время лимон выращивают практически во всей субтропической зоне нашей планеты. В наших краях лимоны выращивают в теплицах и даже на подоконниках. Около двух столетий назад первый урожай лимонов, растущих в горшках, был получен жителями города Павлова Новгородской области. Сорт таких лимонов стали называть «павловским». Вырастить лимон в домашних условиях несложно. Достаточно посадить лимонное семечко в горшок и ухаживать за ним. Через 8–10 лет на таком лимоне могут появиться плоды.
Лимоны растут на невысоких вечнозеленых деревьях. У представителей большинства сортов на ветвях есть колючки. Листья у лимона крупные блестящие, содержат эфирное масло. Плоды лимона собирают вручную и обычно в перчатках, чтобы не повредить плод и самому не поцарапаться. Чтобы лимоны дольше сохранялись, их собирают недозрелыми, когда они имеют зеленый цвет. Желтеют лимоны позже. При этом содержание питательных веществ в них остается неизменным.
Приложение № 2
Опыты
№1. «Чай с лимоном»
Цель: Узнать, как ведет себя лимон с натуральным красителем чая, который меняет цвет наших зубов.
Гипотеза: Предположим, что лимон из-за своей кислоты, обесцвечивает цвет чая.
Я взял 2 кружки и налил в них крепкий чай. После этого, я положил в одну из кружек кусочек лимона.
Вывод: наша гипотеза подтвердилась.
Лимон обесцветил чайную окраску, тем самым защитил наши зубы от появления на них желтоватого оттенка.
№2. «Лимон – пятновыводитель»
Цель: Узнать, как ведет себя лимон с пятнами на ткани, одежде.
Гипотеза: По результату предыдущего опыта, мы увидели, что лимон может выбеливать цвета. Значит, он может помочь вывести некоторые пятна.
Я взял йод и капнул на ватный диск. Затем выжал несколько капель лимонного сока на йодное пятно. Пятно исчезло.
Вывод: наша гипотеза подтвердилась.
Лимон может помогать выводить некоторые пятна с одежды, без применения химических веществ.
№3. «Засекреченное послание»
Цель: Узнать, как ведет себя лимон при нагревании.
Я выжал несколько капель лимона, взял ватную палочку и нарисовал на листе солнышко. Но рисунок мой не был виден и, поэтому, я стала нагревать мой рисунок перед лампой. Сначала ничего не было видно, а затем мой рисунок нагрелся и проявился.
Вывод: Лимонный сок при нагревании приобретает желтый оттенок на бумаге. Наше «послание» оказалось рассекреченным. Опыт можно применить в игре.
№4. «Лимон надувает воздушный шарик»
Цель: Узнать, как взаимодействует лимон с пищевой содой.
Гипотеза: При гашении соды в кулинарии используют уксусную кислоту, значит, сок лимона тоже может быть гасителем соды и выделять летучий газ.
В пластиковую бутылку я насыпал соду, затем туда же влил выжатый лимонный сок и быстро надел на бутылку воздушный шарик. Так как в бутылке начался процесс выделения газа, мой воздушный шарик начал надуваться.
Вывод: при взаимодействии соды и кислоты лимона, образуется газ, который может надуть шар.
Приложение № 3
Конспект досуга с детьми подготовительной группы
«Путешествие Лимончика»
Интеграция областей: речевое развитие, социально - личностное развитие, художественно – эстетическое развитие, физическое развитие
Цель: Приобщить детей к здоровому образу жизни.
Задачи: Воспитывать потребность заботиться о своем здоровье. Развивать умение устанавливать связь между совершаемым действием и состоянием организма, самочувствием. Вызвать желание заниматься физкультурой.
Ход развлечения:
Дети заходят в зал под музыку.
Ведущий: Всем, всем, здравствуйте!
Дети здороваются с гостями и ведущим.
Ведущий: Ребята, а на какое слово похоже слово «здравствуйте».
Дети: «Здоровье».
Ведущий: Правильно. Когда мы здороваемся, мы желаем друг другу здоровья. Ребята, я предлагаю отправиться сегодня в путешествие по стране Здоровье, мы будем ехать с вами на поезде. Все вы знаете, что во время движения поезд останавливается на станциях, и мы с вами узнаем, какие станции встретятся нам на пути. Занимайте свои места в нашем волшебном поезде.
Дети встают друг за другом паровозиком, ведущий впереди и под музыку идут друг за другом круг.
Ведущий: И первая наша станция «Зарядкино».
Детей встречает Лимончик.
Лимончик : Здравствуйте, ребята. Я очень рад видеть Вас в гостях и с удовольствием проведу для Вас небольшую экскурсию по стране Здоровье. Чтобы быть бодрым и здоровым, с чего надо начинать свой день.
Дети: С зарядки!
Лимончик : Ребята, давайте с Вами вспомним нашу любую зарядку. Утренняя гимнастика под музыку по показу Лимончика.
Ведущий: Едем дальше! Прошу занять свои места в нашем поезде.
Дети паровозиком едут дальше.
Лимончик : Станция: «Спортивная», прошу пассажиров выйти из вагонов. Лимончик : Все спортсмены следят за своим здоровьем и много тренируются. Я предлагаю вам поиграть в наши любимые игры.
Игра: «Сигналы».
Лимончик держит в руках мячи разного цвета, которые соответствуют определенным движениям, оговоренным заранее, перед игрой: красный мяч — дети бегают, синий шарик — дети прыгают, желтый шарик — дети приседают. Игроки под музыку выполняют движения, соответствующие цвету мяча, те, кто неверно выполнил движение — выбывает из игры. Игра продолжается до одного — двух победителей — самых внимательных.
Игра «Ловишка с мячом».
Дети стоят в кругу. С помощью считалки выбирается ловишка. После слов «раз, два, три — лови» дети разбегаются по залу, ловишка осаливает ребят мячом. Тот, до кого дотронулись мячом, считается пойманным и отходит в сторону.
Игра «Горячий мяч».
Дети лежат в кругу на животе. Перекатывают друг другу мяч, не задерживая его в руках.
Лимончик : Молодцы, ребята! Вы такие ловкие и быстрые!
Ведущий: Внимание, внимание! Прошу пассажиров занять свои места в вагонах! Наш поезд отправляется.
Дети паровозиком едут дальше.
Лимончик : Станция «Массажная».
Доктор: Здравствуйте, ребята! Вы приехали на станцию «Массажная». Все знают, что массаж — это не только полезно, но и приятно. Давайте сделаем массаж.
Эй, ребята, все ко мне.
Кто стоит там в стороне?
А ну быстрей лови кураж
И начинай игру — массаж.
Разотру ладоши сильно,
Каждый пальчик покручу
Поздороваюсь со всеми,
Никого не обойду.
С ноготками поиграю,
Друг о друга их потру,
Потом руки «помочалю»,
Плечи мягко разомну.
Затем руки я помою,
Пальчик в пальчик я вложу.
На замочек их закрою
И тепло поберегу.
Вытяну я пальчик,
Пусть бегают, как зайчики.
Раз-два, раз-два
Вот и кончилась игр
Отдыхает детвора.
Доктор: Понравился вам массаж? Дома можете сделать его своим родителям.
Доктор прощается, уходит.
Ведущий: А мы ребята, продолжим свой путь.
Дети паровозиком двигаются дальше.
Ведущий: Ну, вот и мы и прибыли на станцию «Чистюля». Выходите из вагонов. Чтобы никогда не болеть, нужно соблюдаю гигиену. Отгадайте мои загадки, и вы вспомните, какие предметы помогают нам поддерживать свой внешний вид в порядке.
Лё г в карман и караулю:
Рёву, плаксу и грязнулю.
Им утру потоки слёз,
Не забуду и про нос. (Носовой платок)
Гладко и душисто, моет очень чисто.
Нужно, чтоб у каждого было —
Что, ребята? (Мыло)
На себя я труд беру:
Пятки, локти с мылом тру,
И коленки оттираю,
Ничего не забываю. (Мочалка)
Мягкое, пушистое
Беленькое, чистое.
В душ его возьму с собой
Буду чистый и сухой.
Хожу-брожу не по лесам,
А по усам, по волосам
И зубы у меня длинней,
Чем у волков и медведей. (Расческа)
Кто считает зубы нам
По утрам и вечерам. (Зубная щётка)
Лимончик : Надеюсь, вы не забываете использовать эти предметы каждый день.
Ведущий: Наш поезд отправляется в путь!
Дети паровозиком едут дальше.
Ведущий: Станция «Витаминная». Для здоровья нужно есть больше овощей и фруктов. В них содержится много витаминов. А каких именно, нам расскажут ребята.
Витамин «А»
Где же витамин «А» найти,
Чтобы видеть и расти?
И морковь, и абрикосы
Витамин в себе тот носят.
В фруктах, ягодах он есть.
Их нам всех не перечесть.
Витамин «В»
Свекла, яблоко, картофель,
Репа, тыква, помидор…
Витамины «В» имеют
И отдать нам их сумеют.
«В» — в наружной части злаков,
Хоть он там неодинаков.
Это вовсе не беда,
Группа «В» там есть всегда
Лимончик : А во мне много витамина «С».
А вот «С» едим со щами,
И с плодами, овощами,
Он в капусте и в шпинате,
И в шиповнике, в томате,
Лук, редиска, репа, брюква,
И укроп, петрушка, клюква,
И лимон, и апельсин
Ну, во всем мы «С» едим!
Ведущий: Прослушав эти стихи, мы можем сказать в каких продуктах содержаться витамины А, В, С. А нам пора возвращаться в детский сад. Занимайте свои места в поезде.
Дети паровозиком едут дальше.
Ведущий: Вот мы с вами и вернулись в наш любимый детский сад. Скажите, ребята, что нужно делать, чтобы быть здоровым?
Ответы детей.
Лимончик : Молодцы! Вы были очень внимательными! А наше путешествие подошло к концу. Очень рада за вас сегодня И совет такой вам дам – Занимайтесь физкультурой По утрам и вечерам! А за праздник наш весёлый Я вас всех благодарю. Свой подарок витаминный На здоровье всем дарю. Лимончик раздает фрукты детям. Дети под музыку выходят из зала.
Приложение № 4
Памятка для родителей «Витамины для детей»
Витамины – это одна из составляющих гармоничного и правильного развития. Дети особенно нуждаются в витаминах, так как их организм постоянно растет и развивается. Вот почему сбалансированный прием полезных веществ крайне важен для наших малышей. Витамины помогают правильному и своевременному формированию внутренних органов, скелета, организации всей нервной системы.
Витамины для детей: можно ли без них обойтись?
Необходимо понимать, что ребенку нужны все существующие витамины. Его организм постоянно растет и развивается, тратя на этот процесс огромное количество энергии. Для роста необходимо брать силы, источником которых являются витамины. Для взрослого вполне достаточно просто правильно питаться, ребенку же этого мало, потому что у него уходит гораздо больше энергии и сил. Вот почему очень важно не только готовить ребенку правильную пищу, но и регулярно пополнять его рацион дополнительными минеральными элементами.
При этом дополнительная сложность заключается в том, что с возрастом у ребенка изменяется потребность в разных витаминах. В двухлетнем возрасте он нуждается в одном соотношении полезных веществ, в 5 лет – уже в совершенно другом, а к 10 годам ребенку необходимо будет совсем иной состав витаминов.
РОЛЬ ВИТАМИНОВ
Витамины не представляют органической ценности, но входят в состав коферментов и гормонов, и таким образом служат чрезвычайно важным компонентом системы обмена веществ и имеют исключительно важное значение, для нормальной жизнедеятельности. Так как витамины не синтезируются в организме, их относят к незаменимым факторам питания. А значит, они должны регулярно поступать с пищей. Длительное отсутствие в пище хотя бы одного из витаминов приводит к развитию заболеваний. При недостаточном поступлении витаминов повышается утомляемость, снижается работоспособность и сопротивляемость организма.
Основной строительный материал для детского развития
• Витамин А. Этот элемент крайне необходим ребенку для зрения. Кроме того, он играет огромную роль в формировании детского скелета. Еще он способствует регенерации слизистой, полноценному росту костей, развитию пищеварительного тракта и легких.
• Витамин В1. Он также способствует нормальному развитию зрения, однако основная его функция – обеспечить нормальное протекание обмена углеводов в детском организме и способствовать умственной деятельности. Именно этот витамин снабжает ребенка энергией, необходимой для многочисленных игр, развития и учебы.
• Витамин В2. Помогает для обмена веществ, способствует росту ногтей, кожи и волос, а также обеспечивает их хорошее состояние.
• Витамин В6. Вот этот элемент крайне важен, он отвечает за развитие иммунитета и полноценное образование красных кровяных телец. Его необходимо употреблять в достаточном количестве для гармоничного развития детской нервной системы.
• Витамин В9. Регулярный прием этого витамина предотвратит малокровие и поможет поддерживать хорошее состояние кожи. Особенно полезен больным деткам, потому что повышает аппетит.
• Витамин В12. Данный элемент активирует клетки нервной системы и принимает активное участие в кроветворении.
• Витамин С. Это главный помощник ребенка в защите от влияния неблагоприятной окружающей среды. Он же поможет затормозить многочисленные аллергические реакции в детском организме.
• Витамин Д. Помогает гармоничному развитию скелета и необходим для контроля достаточного количества кальция и магния.
• Витамин Е. Помогает нормально развиваться мышечной, нервной, кровеносной системам, улучшает защитные свойства организма.
• Витамин К. Помогает кровеносной системе нормально функционировать.
• Витамин Н. Основной источник здоровья для кожи.
• Витамин РР. Этот витамин участвует в обменных процессах и помогает усваиваться всем необходимым компонентам пищи – белкам, жирам, углеводам, минералам, другим витаминам.
Каждый из перечисленных витаминов необходим ребенку, однако нужно строго следить, чтобы в детский организм поступало строго ограниченное количество того или иного витамина. Достаточно сложно подсчитать самостоятельно, какое количество необходимо вашему ребенку, поэтому лучше остановиться на готовом мультивитаминном комплексе, который подходит вашему малышу.
К тому же не стоит забывать и о том, что каким бы хорошим ни был витаминный комплекс, основным источником витаминов и минеральных веществ для ребенка является пища. Поэтому тщательно следите за рационом и составом питания вашего малыша, и у вас не возникнет проблем с выборов витаминных и минеральных комплексов.
Приложение № 4
Фотогалерея
Изучение литературы
Рисуем лимон
Игра «Вырасти лимонное дерево»