Лина Дворская
Проект «Волшебные узоры Урала» (Знакомство с Урало-Сибирской росписью»)
▼ Скачать + Заказать документы
Информационная карта проекта
1. Автор проекта : воспитатель 1квалификационной категории Дворская Л. Р.
2. Продолжительность проекта : краткосрочный (1 месяц).
3. Вид проекта : информационно – творческий.
4. Участники проекта (взрослые, дети) : дети старшей группы, воспитатель группы, родители детей.
5. Проблема, значимая для детей, на решение которой направлен проект : познакомить детей с национальной Урало-Сибирской росписью и её применению для создания уникальных декоративных предметов.
Публикация «Проект „Волшебные узоры Урала“ (Знакомство с Урало-Сибирской росписью“)» размещена в разделах
- Орнамент и узоры
- Орнамент и узоры. Рисование
- Проекты. Проектная деятельность
- Урал - наш край родной
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2014
6. Цель проекта : Приобщение детей к национальной культуре и развитие их творческих навыков, достижение тесного единства трудового, нравственного и эстетического воспитания для всестороннего развития личности каждого ребенка.
7. Задачи проекта :
- для детей:
- получить знания об Урало-Сибирской росписи;
- научиться новым видам росписи и их применению для украшения поделок.
- для педагогов:
- расширить знания детей об искусстве родного края;
- способствовать эстетическому, нравственному и патриотическому воспитанию детей;
- развивать художественно-практические навыки детей и их мелкую моторику;
- способствовать улучшению внутрисемейных отношений;
- развивать собственные педагогические навыки при системном отборе произведений декоративно-прикладного искусства, объектов действительности для эстетического познания и декоративной работы детей;
- разнообразить методы и приёмы педагогического руководства;
- для родителей:
- помочь своему ребёнку в овладении новыми знаниями и умениями;
- приобщить ребёнка к культурному достоянию родного края;
- помочь ребёнку развить навыки совместной работы.
8. Описание продукта проекта :
- для детей:
- создание групповой газеты «Уральская матрешка»;
- раскрашенные вручную картонные заготовки (тарелки, ложки и т. п.);
- для педагогов:
- создание альбома «Урало – Сибирская роспись»;
- создание картотеки игр народов Южного Урала;
- выставка работ рисунков детей, совместно с родителями;Приложение5.
- Создание дидактических игр «Составь узор по образцу», «Уральские узоры на посуде»;
- для родителей:
- совместное расписывание разделочной доски Урало – Сибирской росписью;
-творческое общение с детьми.
9. Аннотация:
Проект «Волшебные узоры Урала» направлен на ознакомление детей с Урало-Сибирской росписью. Декоративная роспись Урала - одно из самобытнейших явлений русского народного искусства. Она включает в себя гармоничную и поразительную по своей цельности роспись бытовых вещей : берестяной посуды, деревянной утвари, металлических изделий и распространённый среди крестьянства обычай расписывать свои дома. Проект направлен на совместную деятельность детей, педагогов и родителей и является краткосрочным (1 месяц).
Актуальность проектной деятельности заключается в том, что наибольший воспитательный эффект дает знакомство детей с декоративно-прикладным искусством художественных промыслов. Изделия народных мастеров отличаются чувством материала, органическим единством практической направленности вещи с ее декором, национальным колоритом.
В ходе выполнения проекта дети не только глубже знакомятся с культурными традициями своего региона и получают художественные навыки, но у них так же развивается эстетическое восприятие, представление, чувства, накапливается сенсорный опыт, обогащается речь. У детей развиваются мыслительные процессы: сравнение, анализ, синтез, обобщение.
В совместной с детьми НОД по декоративно-прикладной росписи в духе Урало-Сибирских художественных традиций формируются более дружеские отношения между детьми, навыки коллективной работы, умения действовать согласованно, сообща, оказывая помощь товарищам. Развивается способность радоваться успехам каждого, достижениям всего коллектива. В Приложении 8 приводиться конспект НОД «Жилище наших предков».
Проект «Волшебные узоры Урала» заключает в себе большие потенциальные возможности всестороннего развития ребенка. Однако эти возможности могут быть реализованы лишь тогда, когда дети будут постепенно овладевать этой деятельностью в соответствии с возрастными особенностями и будут получать удовлетворение от нее. Если же дети не почувствуют радости от созданного ими и процесс творчества не вызовет хорошего настроения, то постепенно это приведет к потере интереса к росписи. Задача педагогов и родителей - направлять творческий процесс детей.
10. Материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта;
- информационные стенды для родителей и детей с описанием предстоящей проектной деятельности;
- репродукции образцов декоративно-прикладного творчества;
- слайды и видео фильм об Урало-Сибирской росписи и соответствующее оборудование для их демонстрации;
- рисовальные принадлежности;
- картонные заготовки под роспись (разделочные доски, ложки и т. п.).
11. Планируемое время на реализацию проекта по этапам :
Этап - Поисковый. Содержание деятельности. Сроки - 1 неделя.
Определение проблемы проекта «Волшебные узоры Урала», решение которой посильно детям и соответствует материально-техническим возможностям. Подготовкой необходимых материалов, распределение ролей между участниками, составление развернутого плана деятельности по достижению цели:
- к кому обратиться за помощью (педагогу, родителю;
-в каких источниках найти информацию;
Какие предметы (оборудование, пособия) использовать;
- с какими предметами предстоит научиться работать. Огромное значение приобретает организация развивающей, познавательной, предметной среды.
Этап - Аналитический. Сроки - 1 неделя.
Мотивирующее начало проекта. Постановка задачи по приобщению к культуре своего края детям, формирование у детей интереса к теме. Осознание сути проблемы, учебной задачи позволяет сформулировать цель предстоящей работы, ее направление, предполагаемые результаты. Задача педагога на данном этапе состоит в том, чтобы помочь учащимся сделать выбор самостоятельно, осознать, сформулировать цели, желания, проблемы. Создание проблемной, личностно-развивающей ситуации). В силу недостатка опыта дети чаще всего не могут предложить конкретные пути решения проблемы. Но при помощи взрослых вполне способны наметить определенные ориентиры и составить план действий.
Этап - Практический.
Этап реализации работы над проектом :
- Информационный запрос. На начальной стадии проекта дети чаще всего ощущают нехватку знаний и умений для достижения цели. В ответ на возникающий у ребят запрос организуется работа по поиску необходимой информации, ее анализу, освоению необходимых навыков.
- Практическая деятельность по реализации проекта. На этом этапе полученные знания о Уральско-Сибирской росписи применяются на практике, для создания поделок (раскрашенные вручную разделочные доски, матрешки и т. д.). На этом этапе раскрываются широкие возможности в организации совместной познавательно-поисковой деятельности детей с родителями и педагогами, проявляется индивидуальность каждого ребенка, его интересы, склонности.
Самостоятельная деятельность на данной стадии проекта закладывает основу таких качеств, как ответственность, уверенность в себе, умение самостоятельно добывать и использовать знания. 2 недели
Презентационный Представление продуктов проектной деятельности в виде презентации проекта «Волшебные узоры Урала». Она проводится в двух формах:
1) Исследовательский отчёт – сообщения о ходе и результатах исследования;
2) Информационный отчёт – демонстрация и использование собранного материала, результатов творческой деятельности. 1 день
Этап - Контрольный. 1 день
На данном этапе происходит осмысление результатов, хода работы, действий каждого, выявление причин успехов и неудач на каждом этапе. На этапе осмысления итогов проекта необходимо обсудить с детьми не только чему они научились, но и как они достигли поставленных целей Анализ пути познания, успехов и неудач на каждом этапе дополняется обращением к чувствам и ощущениям, испытанными детьми при работе над проектом. Основным критерием успешности проектной деятельности, помимо задуманного результата, можно признать рост самостоятельности детей на каждом этапе данной деятельности: при осознании проблемы, при формулировке целей и составлении плана работы, в ходе поиска информации и практической реализации проекта, при организации собственных действий и деятельности группы, в оценке своих усилий и успехов.
12. Организационные формы работы над проектом :
Формы работы
Сообщение о предстоящей проектной деятельности по изучению Урало-Сибирской росписи Проводится в неделю, предшествующую непосредственному осуществлению проектной деятельности
Консультация с родителями для объяснения условий проекта и степени необходимого участия в нём. Проводится в неделю, предшествующую непосредственному осуществлению проектной деятельности
Установочная беседа с детьми для постановке перед ними целей предстоящей деятельности и создание заинтересованности в ней. Первый день практического этапа
Экскурсия в мини-музей «Теремок» гр. №9.
Второй день. Практического этапа
НОД «Жилище наших предков».
Третий день Практического этапа
Рассматривание иллюстраций (домовая роспись, с показом домов, украшенных данным видом росписи);
Четвёртый день Практического этапа
Показ кинофильма об Урало-Сибирской росписи с подведением итогов полученных за первую неделю Практического этапа знаний.
Пятый день Практического этапа
Пробные работы на бумаге по воссозданию Урало-Сибирской росписи, создание черновиков для оформления декоративных предметов.
Вторая неделя Практического этапа
Создание декоративных предметов с применением приёмов Урало-Сибирской росписи (роспись картонных заготовок).
Вторая неделя Практического этапа
Презентация проекта «Волшебные узоры Урала», развлечение «Уральская весна» Предпоследний день проекта
Групповое обсуждение итогов работы.