Светлана Антонова
Проект «Волшебные краски»
▼ Скачать + Заказать документы
ВВЕДЕНИЕ
Все мы знаем, что рисование одно из самых больших удовольствий для ребенка, рисование раскрывается его внутренний мир. Ведь рисуя, ребенок отражает не только то, что видит вокруг, но и проявляя собственную фантазию.
Взрослым не следует забывать, что положительные эмоции составляют основу психического здоровья и эмоционального благополучия детей.
Актуальность выбранной темы определена следующими проблемами:
1. Социально-экономические преобразования в обществе диктуют необходимость формирования творчески активной личности, обладающей способностью эффективно и нестандартно решать новые жизненные проблемы.
Публикация «Проект „Волшебные краски“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» апрель 2013
2. Школьное обучение требует уже достаточно сформированного уровня воображения. К первому классу ребенок должен уметь ориентироваться в ситуациях, в которых происходят различные преобразования предметов, образов, знаков, и быть готовым к предвосхищению возможных изменений.
3. Воображение выступает предпосылкой эффективного усвоения детьми новых знаний, никакой вид творческой деятельности не может обойтись без воображения.
4. Воображение в значительной степени определяет эффективность учебно-воспитательной деятельности в ДОУ.
Обоснование выбора техники нетрадиционного рисования.
Именно в детстве закладывается фундамент творческой личности, именно тогда закрепляются нравственные нормы поведения в обществе, формируется духовность.
Ребенок, не умея еще читать и писать, с помощью рисунка может выразить свое настроение, мечты: рисование – один из методов общения ребенка.
В процессе рисования совершенствуются наблюдательность, эстетическое восприятие, художественный вкус, творческие особенности ребенка.
И если дети рисуют как дети, то многие взрослые тоже рисуют как дети, каких бы результатов они не достигали в других сферах. Мало того, обычно взрослые со страхом воспринимают предложение, что-нибудь нарисовать. Причина данного явления в общепринятой культуре нашего общества. Ведь намного важнее уметь читать и писать, чем рисовать. Поэтому и не стоит удивляться тому, что взрослые не умеют рисовать, а дети, оканчивая начальную школу, бросают заниматься изобразительной деятельностью и, таким образом, останавливают развитие навыков рисования. Но, как показывает опыт, наличие творческих способностей играет в жизни человека немаловажную роль, начиная от формирования личности и заканчивая становлением специалиста, семьянина, гражданина.
Чем же хороши нетрадиционные техники? Они не требуют высокоразвитых технических умений, дают возможность более «рельефно» продемонстрировать возможности некоторых изобразительных средств, что позволяет развивать умение видеть выразительность форм.
Кроме того, особенности изобразительного материала «подсказывают» детям будущий образ, что важно на этапе становления замыслообразования. Ценна также возможность интеграции разных видов изобразительной деятельности (рисование, лепки, аппликации, художественное конструирование); в процессе создания интересного образа, возможно сочетание изобразительных техник и материалов («рисование пластилином», коллаж, набрызг и т. п.)
Нужно запомнить простое правило - бездарных детей нет, есть нераскрытые дети. А помочь раскрыть эти таланты должны мы, взрослые.
АНАЛИЗ ВНЕШНЕЙ СИТУАЦИИ
Продуктивные виды деятельности дошкольника включают изобразительную и конструктивную. Они, как и игра, имеют моделирующий характер. В игре ребенок создает модель отношений между взрослыми. Продуктивная деятельность, моделируя предметы окружающего мира, приводит к созданию реального продукта, в котором представление о предмете, явлении, ситуации получает материальное воплощение в рисунке, конструкции, объемном изображении.
Изобразительную деятельность составляют рисование, лепка, аппликация. Рисование — одно из любимых занятий детей, дающее большой простор для проявления их творческой активности. Тематика рисунков может быть разнообразной. Ребята рисуют все, что их интересует: отдельные предметы и сцены из окружающей жизни, литературных героев и декоративные узоры и т. д. Им доступно использование выразительных средств рисунка. Так, цвет применяется для передачи сходства с реальным предметом, для выражения отношения рисующего к объекту изображения и в декоративном плане. Овладевая приемами композиций, дети полнее и богаче начинают отображать свои замыслы в сюжетных работах.
Таким образом, в детском саду продуктивная деятельность включает такие виды занятий, как рисование, лепка, аппликация и конструирование. Каждый из этих видов имеет свои возможности в отображении впечатлений ребенка об окружающем мире. Поэтому общие задачи, стоящие перед изобразительной деятельностью, конкретизируются в зависимости от особенностей каждого вида, своеобразия материала и приемов работы с ним.
Продуктивная деятельность являются важным средством всестороннего развития детей. Обучение рисованию, лепке, аппликации, конструированию способствует умственному, нравственному, эстетическому и физическому воспитанию дошкольников.
1. Нормативно-правовые документы Чувашской Республики:
2. Закон «Об образовании»;
3. Президентская образовательная программа «Юность Чувашии».
4. Целевая программа «Образование и здоровье детей».
5. Примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования ОТ РОЖДЕНИЯ ДО ШКОЛЫ под. ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. Е. Васильевой. - М. ,2012.
6. Т. С. Комарова. Изобразительная деятельность в детском саду. -М. «Синтез», 2011г.
7. Программа боепитания ребенка-дошкольника. Под рук. О. В. Драгуновой. -Чебоксары, 1995.
8. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском сад. - М «Карапуз»,2009
9. Г. С. Швайко Занятие по изобразительной деятельности в детском саду. Средняя группа--- М., 2000г.
10. Е. К. Брыкина Творчество детей в работе с различными материалами--- М., 2002 г.
11. А. С. Галанова, С. Н. Корнилова, С. Л. Куликова. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству. - М., 2002 г.
12. И. А. Лыкова. Изобразительное творчество в детском саду. Путешествия. -М., 2009 г.
1. Нет специальных разработок по совместной деятельности с детьми по обучению рисованию используя нетрадиционную технику.
ПРОБЛЕМАТИКА
Традиционные способы рисования не в достаточной мере способствуют развитию творческих способностей детей в изобразительной деятельности и развитие художественно-творческих способностей детей среднего дошкольного возраста произойдет при активном использовании нетрадиционных способов рисования.
КОНЦЕПТУАЛИЗАЦИЯ
Задачи:
Развивать творческое воображение дошкольников в изобразительной деятельности
Подобрать систему игр, инновационных техник в занятиях с детьми дошкольного возраста.
Создать условия, способствующие развитию творческих способностей воспитанников.
Побуждать родителей к активному участию в мероприятиях способствующих творческому развитию детей, организуемых в ДОУ.
МЕТОДЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА:
1. Разработка цикла занятий по развитию творческих способностей воспитанников.
2. Подборка методической литературы по данной проблеме
3. Разработка перспективного плана работы на 1 года
4. Подготовка материалов для проведения консультаций, рекомендаций для родителей.
5. Подбор игр и пособий по развитию творческих способностей через нетрадиционную технику рисования.
6. Изготовление необходимых материалов для нетрадиционного рисования.
7. Анкетирование и проведение индивидуальных бесед с родителями по результатам анкетирования родителей
8. Выступление с консультациями для воспитателей и родителей.
9. Согласование проекта с руководством ДОУ
ЦЕЛЕПОЛОГАНИЕ
1) Развитие наглядно-действенного мышления, стимулирование поиска новых способов решения практических задач при помощи различных предметов.
2) Повышение интереса ко всем видам рисования.
3) Формирование серьезного отношения родителей и детей к живому, к окружающему, в результате чего у детей воспитывается умение дружить, развиваются такие ценные качества, как доброта и сочувствие.
4) Определение педагогических условий, способствующих развитию художественно - творческих способностей детей среднего дошкольного возраста в процессе изобразительной деятельности.
Заключение
Результаты проведенной работы позволили сделать следующие выводы.
Наиболее благоприятные возможности для процесса развития творческих способностей детей дошкольного возраста представляет художественная деятельность дошкольников, наряду с игрой. Творческие способности детей, проявляясь уже в дошкольном возрасте, развиваются в условиях специально организованного педагогического процесса.
Создание интереса детей к рисованию является эффективным условием развития творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности.
Обыгрывание созданных образов, игры-забавы, побуждают детей, особенно робких и застенчивых, активно включаться в изобразительную деятельность и сохранять активный интерес в процессе всего занятия.
Эффективными методами и средствами развития творческих способностей у детей дошкольного возраста в процессе руководства изобразительной деятельностью являются игровые приемы и проблемные ситуации.
Уже в младшем дошкольном возрасте у детей формируется устойчивый интерес к изобразительной деятельности, являющийся базой для творческих способностей, который возникает как результат творческого развития ребенка, одновременно способствуя этому развитию.
Эффективным условием развития творческих способностей детей дошкольного возраста на занятиях по изобразительной деятельности стало использование нетрадиционной техники рисования, позволяющей детям без особых усилий создавать неповторимые образы. Нетрадиционные приемы рисования способствуют активизации творческого воображения у детей, развитию гибкости мышления при создании образов, «рождению» оригинальных рисунков, усвоению детьми1 способов передачи свойств изображаемых предметов, совершенствованию качества своей работы, формированию изобразительного опыта. Необычность способов рисования вызывала эмоционально-положительное отношение детей к изобразительной деятельности. Дети обретают самостоятельность и уверенность в своих возможностях.
Литература:
1. Программа От рождения до школы/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильева -М., МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2012 г.
2. Григорьева Г. Г. Единство обучения и развития творчества на занятиях по изобразительной деятельности //
3. Дошкольное воспитание, 1989, № 2, с. 24-33.
4. Дошкольное воспитание, 1995, № 10, с. 62-70.
5. Дошкольное воспитание, 1995, № 9, с. 52-59.
6. Казакова Т. Г. Детское творчество - мир ярких, удивительных образов. // Дошкольное воспитание, 1993, № 4, с. 58-63.
7. Казакова Т. Г. Развивайте у дошкольников творчество. - М., 1995, с. 96-140.
8. Кириенко В. И. Психология способностей к изобразительной деятельности. - М. : 1995, с. 8-201.
9. Комарова Т. С. Дошкольный возраст: проблемы развития художественно- творческих способностей. // Дошкольное воспитание, 1998, № 10, с. 65-67.
10. Комарова Т. С. О развитии способностей к изобразительной деятельности. // Дошкольное воспитание, 1990, № 6, с. 44.
11. Ю. Кудрявцев В. Инновационное дошкольное образование: опыт, проблема и стратегия развития. // Дошкольное воспитание, 1998, № 10, с. 73-80.
12. П. Кудрявцев В., Синельников В. Ребенок-дошкольник: новый подход к диагностике творческих способностей. //Мелик-Пашаев А. А., Новлянская З. Н. Ступеньки к творчеству. - М. : Знание, 1987.
13. Программа воспитания ребенка-дошкольника. / Под ред. Драгуновой О. В. Чебоксары, 1995.
14. Прохорова А. Развиваем творческую активность дошкольников. // Дошкольное воспитание, 1996, № 5, с. 27.
15. Симановский А. Э. Развитие творческого мышления детей. - Ярославль: Академия развития, 1996, с. 162-163.
16. Трифонова Е. О. О детском рисунке как форме игры. //Дошкольное