Ольга Фадеева- Лохова
Проект по нетрадиционным способам рисования для малышей «Волшебные краски»
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта
Наименование проекта «Волшебные краски»
(Нетрадиционные способы рисования для малышей)
Составитель проекта : Воспитатель Фадеева (Лохова) Ольга Васильевна, воспитатель МБДОУ Вахтанский детский сад «Одуванчик»
Вид проекта : творческий.
Публикация «Проект по нетрадиционным способам рисования для малышей „Волшебные краски“» размещена в разделах
Цель проекта : Развитие художественно-творческих способностей детей раннего возраста, посредством использования нетрадиционной техники рисования.
Задачи проекта : Знакомить детей раннего возраста со свойствами изобразительного материала (в частности гуашь);
Способствовать овладению дошкольниками простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами:
Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (монотипия, печатание листьями, рисование пальчиками, ладошками, тиснение, тычкование и т. д.)
Способствовать формированию интереса к нетрадиционным техникам рисования.
Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Срок и этапы
реализации проекта : Сентябрь 2020 – май 2021 года
I этап – подготовительный: сентябрь 2020.
а. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения ; наглядно-демонстрационного, раздаточного материала.
б. Разработка содержания проекта :
«Волшебные краски»
(Нетрадиционные способы рисования для малышей)
в. Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта.
г. Опрос родителей.
II этап – основной: октябрь 2020 – апрель 2021г.
Разработка игр-занятий для воспитанников;
просвещение родителей по вопросам использования нетрадиционных техник рисования (консультации, мастер- класс, интернет-ресурсы)
Выставки детских рисунков для родителей
Разработка и накопление методических материалов, разработок, рекомендаций по теме «Нетрадиционная техника рисования с детьми раннего возраста
III этап – завершающий: май 2021г
1. Оценка эффективности проекта :
2. Презентация проекта
Исполнители проекта основных
мероприятий-Воспитатель Лохова Ольга Васильевна, воспитанники, родители МБДОУ Вахтанского детского сада «Одуванчик».
Ожидаемые результаты реализации проекта : Наличие у детей элементарных знаний о нетрадиционных способах рисования;
Овладение простейшими техническими приемами работы с различными изобразительными материалами;
Повышение компетентности родителей воспитанников в вопросе рисования с использованием нетрадиционной техники, активное участие родителей в совместных творческих проектах.
Целевая группа проекта :Дети раннего возраста (подгруппа, воспитатель, родители воспитанников.
Актуальность.
«Истоки способностей и дарования детей – на кончиках пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок». В. А. Сухомлинский.
Ранний возраст - период, когда становление всех органов и систем организма идёт очень быстрыми темпами. Поэтому очень важно своевременно заложить основы полноценного развития.
Оригинальное рисование без кисточки и карандаша расковывает ребенка, позволяет почувствовать краски, их характер, настроение. Незаметно для себя дети учатся наблюдать, думать, фантазировать.
Необычные материалы и оригинальные техники привлекают детей тем, что здесь не присутствует слово «Нельзя», можно рисовать, чем хочешь и как хочешь и даже можно придумать свою необычную технику.
Дети ощущают незабываемые, положительные эмоции, а по эмоциям можно судить о настроении ребёнка, о том, что его радует, что его огорчает.
Введение.
«Истоки способностей и дарования детей на кончиках пальцев.
От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли.
Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок».
В. А. Сухомлинский.
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Наиболее эффективным средством её решения является изобразительная деятельность детей в детском саду.
Рисование является одним из важнейших средств познания мира и развития знаний эстетического восприятия, так как оно связано с самостоятельной, практической и творческой деятельностью ребенка. Занятия изодеятельностью способствуют развитию творческих способностей, воображения, наблюдательности, художественного мышления и памяти детей.
Однако у детей младшего дошкольного возраста еще не сформированы графические навыки и умения, что мешает им выражать в рисунках задуманное, поэтому рисунки детей часто получаются неузнаваемыми, далёкими от реальности. И, вследствие этого, у многих детей исчезает желание рисовать.
Использование нетрадиционных способов изображения позволяет разнообразить способности ребенка в рисовании, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к изобразительной деятельности в целом. «Изображать можно различными материалами, на основе множества материалов. Нет границ, должно быть желание и творчество самого ребёнка» (Р. Г. Казакова, Т. И. Сайганова, Е. М. Седова, В. Ю. Слепцова, Т. В. Смагина (2004); К. К. Утробина, Г. Ф. Утробин (2001).
Применение нетрадиционных техник рисования создает атмосферу непринужденности, раскованности, способствуют развитию инициативы, самостоятельности детей, позволяет ребенку отойти от предметного изображения, выразить в рисунке свои чувства и эмоции, вселяет уверенность ребёнка в своих силах, создает эмоционально-положительное отношение к деятельности. Владея разными способами изображения предмета, ребенок получает возможность выбора, что развивает творческие способности дошкольника.
Организация образовательной деятельности по художественному творчеству с применением нетрадиционной техники рисования способствует развитию :
• Ориентировочно-исследовательской деятельности, дошкольников. Ребёнку предоставляется возможность экспериментирования (смешивание краски с мыльной пеной, клейстером, нанесение гуаши или акварели на природные материалы и т. д.).
• Мелкой моторики пальцев рук, что положительно влияет на развитие речевой зоны коры головного мозга.
• Психических процессов (воображения, восприятия, внимания, зрительной памяти, мышления)
• Тактильной чувствительности (при непосредственном контакте пальцев рук с краской дети познают ее свойства: густоту, твердость, вязкость);
• Познавательно-коммуникативных навыков. Все необычное привлекает внимание детей, заставляет удивляться. Ребята начинают задавать вопросы педагогу, друг другу, происходит обогащение и активизация словаря.
Нетрадиционное рисование основано на творческой фантазии, интересно тем, что рисунки у всех детей получаются разными. Оно привлекает своей простотой и доступностью, раскрывает возможность использования хорошо знакомых предметов в качестве художественных материалов. А главное то, что нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психическом развитии ребенка. Ведь главным является не конечный продукт – рисунок или поделка, а развитие личности: формирование уверенности в себе, в своих способностях.
Для того чтобы дети занимались творческой практикой, необходимо определенное руководство со стороны взрослых. Поэтому в проекте делаю акцент на совместную работу с родителями. Важно вовремя раскрыть перед родителями способности каждого ребёнка и дать соответствующие рекомендации, которые помогают им развить творческие способности своих детей.
Материально-техническое обеспечение проекта : альбом, гуашь, штампы, печатки; анкеты и памятки для родителей, фотоаппарат.
Этапы реализации проекта
Период. Мероприятия. Задачи.
Подготовительный этап;
Сентябрь:1неделя. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет-ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения;наглядно-демонстрационного, раздаточного материала. Повысить компетентность.
2 неделя: Разработка содержания проекта :«Волшебные краски»
(Нетрадиционные способы рисования для малышей)
Определить цель, задачи, основные направления реализации проекта и ожидаемые результаты
3 неделя: Планирование предстоящей деятельности, направленной на реализацию проекта. Определить объем и содержание работы по проекту.
4 неделя: Анкетирование родителей на тему: «Определение интереса ребенка к изобразительной деятельности».Выявить компетентность родителей по вопросу развития у дошкольников изобразительных навыков.
Основной этап:
Октябрь. 1 неделя: Непосредственно образовательная деятельность «Ведерко для Ларисы Анатольевны».
(«Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»). Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком,активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.
2 неделя: Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме.
«Дождик, дождик, кап-кап-кап» закрепляем технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком,
активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук.
3 неделя. Памятка для родителей: «Организация самостоятельной изобразительной деятельности детей».Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности.
4 неделя. Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме
Дидактическая игра «Дорисуй предмет» Развивать творческое воображение;
память;мелкую моторику пальцев рук.
Ноябрь. 1 неделя: Непосредственно образовательная деятельность «Наше солнышко».
(«Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»). Познакомить с техникой нетрадиционного рисования (способом примакивания);
активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику.
2 неделя. Консультация для родителей: «Рисование нетрадиционными способами». Продолжать знакомить родителей с основами рисование нетрадиционными способами.
3 неделя. Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме.
Дидактическая игра «Составь узор» Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.
4 неделя Мастер – класс для родителей по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования с детьми дошкольного возраста
Примакивание воздушным шариком».
Познакомить родителей с основами изобразительной деятельности с использование нетрадиционных техник рисования. рисование воздуш. шариком.
Декабрь 1 неделя Непосредственно образовательная деятельность «Ваза с цветами» («Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»). Знакомить с техникой выдувание;
активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.
2 неделя -Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Снеговик» Закреплять технику нетрадиционного рисования (способом примакивания);
активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику.
3 неделя Оформление художественной выставки «Зимушка зима» Познакомить детей с понятием «выставка»;её назначение;
побуждать детей принимать активное участие;
привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности;
вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.
4 неделя- Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Как красива наша ёлка» закрепляем технику нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком,
активизировать словарь по лексической теме; развивать творческое воображение;
развивать мелкую моторику пальцев рук.
2 неделя- Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме
«Морозный узор». Развивать зрительную наблюдательность, способность замечать необычное в окружающем мире и желание отразить увиденное в своем творчестве.
3 неделя- Консультация для родителей оформление в папках передвижках Продолжать знакомить родителей с основами изобразительной деятельности нетрадиционными способами рисования
4 неделя- Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Разноцветные шары». Развивать творческое воображение;память;мелкую моторику пальцев рук.
Февраль- 1 неделя. Непосредственно образовательная деятельность «Галстук для папы».
(«Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»). Закрепить умение украшать галстук простым узором, используя крупные и мелкие элементы техникой нетрадиционного рисования (способом примакивания паралоном);активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику.
2 неделя- Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме
«Зимние напевы» Познакомить с новым способом изображения снега – «набрызги». Обогащать речь эстетическими терминами;
активизировать словарь по лексической теме, развивать мелкую моторику.
3 неделя- Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме.
Дидактическая игра «Собери гусеницу»- Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.
4 неделя- Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Зимний лес» Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.
Прикладывая ладошку к листу и обводить простым карандашом. Каждый пальчик – ствол дерева.
Март 1 неделя Непосредственная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию
(пластилинография) «Русская березка».
(«Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»). Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования пластилинография;
активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.
2 неделя- Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме
Открытка для мамы «8 Марта» : Закрепить умение пользоваться знакомыми техниками;украшая цветами открытку для мамы.
Развиваем мелкую моторику рук.
3 неделя- Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме.
Дидактическая игра «Дорисуй предмет». Развивать творческое воображение, память, мелкую моторику пальцев рук.
4 неделя Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме
Рисование ватной палочкой «Мячик для сестренки» Цель:Продолжить знакомить детей со способом рисования ватной палочкой методом тычка; развивать изобразительные навыки и умения.
Апрель: 1 неделя- Непосредственная образовательная деятельность по нетрадиционному рисованию «Волшебные свойства яблочек»
(«Художественное творчество», «Коммуникация», «Познание», «Здоровье»). Продолжать знакомить с техникой нетрадиционного рисования (рисуем пальчиком,
активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук.
2 неделя: Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Ранняя весна» Закрепляем навык складывать лист пополам, на одной стороне рисовать пейзаж, на другой получать его отражение в озере. Половину листа протирать губкой.
Активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику пальцев рук.
3 неделя Оформление художественной выставки «Весна»- Побуждать детей принимать активное участие;привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности;вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.
4 неделя- Совместная деятельность педагога и детей по образовательной области художественное творчество в индивидуальной форме «Грачи прилетели».Закреплять навыки у детей печатками изображать стаю перелетных птиц. Развивать творческое воображение, память,мелкую моторику пальцев рук.
Завершающий этап:
май. 2 неделя-Развлечение «В гостях у солнышка». Закрепить навыки рисования с использованием нетрадиционных техник в процессе выполнения игровых творческих заданий;
активизировать словарь по лексической теме; развивать мелкую моторику.
4 неделя. -Оформление художественной выставки «Чудесные краски» Продолжать знакомить детей с понятием «выставка»;её назначение;
побуждать детей принимать активное участие;
привлечь родителей к совместной продуктивной деятельности;
вызвать интерес к рисованию нетрадиционным способом.
В начале года было проведено анкетирование родителей о выявление творческих способностей. В результате анкетирования выяснилось, что 90% родителей интересуются, чем занимается ребенок в саду.
Чем ребенок любит заниматься дома? -60% родителей ответили, что рисовать.
20% -лепить, и 20%- что ребенок любит играть игрушками.
На вопрос, считаете ли Вы, что у вашего ребенка есть творческие способности? Положительно ответили 30%.
50%- ответили незнаю. 20% нет.
В основном дети предпочитают рисовать красками, гуашью и фломастерами.
На вопрос- Какие темы наиболее часто изображает ребенок? 70% ответили, что не понимают.
20%- колесики, шарики,дорожки. 10%-затрудняются ответить.
Как используются детские работы?-
Собираются и хранятся 65%, Периодически рассматриваются с ребёнком25%, выкидываютя-10%.
Обращается ли к вам ребенок за помощью в процессе рисования : необходим совет по теме, выбору материалов, расположению рисунка на листе и прочее?
50% сказали, что не обращаются,30% обращаются редко. 20%- обращаются.
Рисует ли кто –нибудь дома еще?-70% ответили нет.
Рассказывает ли ребенок о своем рисунке, ждет ли похвалы- ответили положительно 75%
Использует ли ребёнок в рисовании нетрадиционные способы (ладошками, мелками на асфальте, пальцами на запотевшем окне, палочкой на песке и др. ?
Проявляет ли ребёнок интерес к живописи, графике, скульптуре, народному декоративному искусству? 80% -да. 15%- средне. 5%- нет.
Диагностика.
Диагностику овладения детьми изобразительной деятельностью необходимо проводить с учетом их возрастных особенностей по двум направлениям:
• анализ продуктов детской деятельности;
• выявление уровня творческого развития.
1. Ф. И ребенка.
2. Проявляет интерес к рисованию?
3. Изображает предмет из частей?
4. Изображает округлые и прямоугольные формы?
5. Изображает прямые, волнистые линии?
6. Закрашивает предметы не выходя за контур?
7. Различает основные цвета,знает дополнительные?
8. Есть ли интерес в работе с цветом.
9. Умение изображать крупно в центре листа.
10. Рисование по собственному замыслу.
11. Итог
Вывод: Нетрадиционные техники рисования оказывают положительное влияние на развитие ребёнка, поэтому необходимо использование их в детском творчестве. Данные техники рисования помогают сохранить психическое равновесие ребёнка, дают возможность безопасному выходу эмоций, при этом ребёнок имеет возможность реализовывать свой творческий потенциал, творить так, как хочется ему, быть свободным от любого давления, навязывания чужого мнения. также укрепляется вера ребёнка в собственные силы, развивается индивидуальность, автономность.
Большое значение имеет внедрение нетрадиционных техник рисования во все сферы деятельности ребёнка. Педагоги должны построить работу с детьми так, чтобы на всех этапах возрастного развития ребёнку сопутствовали всё новые и новые методики рисования нетрадиционным способом.