Залия Гумерова
Проект «Волшебные краски». Рисование
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Волшебные краски».
«Общение с цветом делает образ мыслей
и вообще человека благороднее,
оживляет чувство к природе и жизнь в ней»
Ф. Фребель.
Введения:
Рисование – важнейшее средство эстетического воспитания. А художники Древней Греции считали, что обучение рисованию необходимо не только для многих практических ремёсел, но и важно для общего образования и воспитания. В процессе художественного творчества совершенствуются такие функции как: зрительное восприятие, воображение, память, мыслительные операции (сравнение, обобщение, формируются элементарные графические умения столь необходимые для развития ручной ловкости, освоения письма. Ещё Аристотель отмечал: занятие рисованием способствует разностороннему развитию ребёнка. В процессе рисования ребё нок испытывает разнообразные чувства: радуется красивому изображению, которое он создал сам, огорчается, если что-то не получается. Но самое главное, создавая изображение, ребёнок приобретает различные знания; уточняются и углубляются его представления об окружающем; в процессе работы он начинает осмысливать качества предметов, запоминать их характерные особенности и детали, овладевать изобразительными навыками и умениями, учиться осознанно, использовать их.
Публикация «Проект „Волшебные краски“, Рисование» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» ноябрь 2017
Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Решение её уже должно начаться в дошкольном детстве. Наиболее эффективное средство для этого – изобразительная деятельность в детском саду.
Цвет в представлении человека связан с предметами или впечатлениями от увиденных сочетаний в природе. Цвет доступен восприятию и ребенка, и взрослого. Однако задача педагога состоит в том, чтобы развить в каждом человеке способность видеть цвет, радоваться, любоваться им, сделать его предметом воспитания эстетического отношения к окружающему. Труд этот чрезвычайно кропотлив, сложен, и начинать его надо, когда ребенок еще мал. Одним из наиболее действенных способов развития чувства цвета у детей дошкольного возраста является смешение красок.
Одной из задач изобразительной деятельности является развитие у детей эстетического отношения к цвету, краскам, их гармонии. Поэтому самостоятельное составление, смешивание красок ребенком может быть одним из действенных методов развития чувства цвета на занятиях.
Рисовать яркими, красивыми красками или вырезать из цветной бумаги детям доставляет большое удовольствие. На занятиях по рисованию действия ребенка с цветом требуют не только определенных знаний, представлений об окружающем, но и умения передать графический и цветовой образ. Процесс развития чувства цвета у детей должен проходить при активном восприятии явлений природы, предметов быта и обстановки, произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства, а также специальных художественно-иллюстративных материалов.
Можно сказать, что рисование дает возможность выразить в рисунке чувства и эмоции, дают ребенку свободу и вселяют уверенность в своих силах. Знания детей о цвете дают ему возможность изобразить предметы окружающего мира, ребенок получает возможность выбора.
Художественное экспериментирование детей
Ребенок — природный исследователь окружающего мира. Мир открывается ему через опыт его личных ощущений, действий, переживаний. Благодаря этому он познает мир, в который пришел.
Даже рисуя, ребенок может проявлять интерес к эксперименту и исследовательской деятельности. Почему же у большинства детей с возрастом интерес к исследованиям в изобразительном творчестве пропадает? Может быть, в этом виноваты мы, взрослые, покупая им многообразие готовых красок, тем самым не давая ребенку найти самому новый цвет, поэкспериментировать с краской, попробовать ее смешать.
Экспериментирование является особой формой поисковой деятельности, в которой ярко выражены процессы возникновения и развития новых целей и мотивов личности, лежащих в основе самодвижения и саморазвития дошкольников.
В экспериментировании мощно проявляется собственная активность детей, направленная на получение новых сведений, знаний (познавательная форма экспериментирования, продуктов детского творчества - новых построек, рисунков, сказок и т. п. (продуктивная форма экспериментирования).
Экспериментирование лежит в основе любого процесса детского творчества.
Как же начинается экспериментирование? Стремление к исследованиям формирует такое замечательное качество как любознательность. Мир будит в малыше азарт «первооткрывателя» Ему хочется испытать все самому (а что будет, удивиться неизведанному, познать новоe в знакомом. Так начинается экспериментирование. Поисковые ситуации подводят детей к экспериментированию, т. е. той деятельности, которая позволяет ребенку моделировать в своем сознании картину мира, основанную на собственном опыте и наблюдениях.
Ученые, изучающие познавательную активность маленького ребенка, отмечают, что уже на 3-ем году жизни в поведении малыша можно видеть элементы экспериментирования. Выделяется два основных вида ориентировочно-исследовательской, поисковой деятельности:
первый -экспериментирование, исходящее от самого малыша и не побуждаемое взрослым;
второе - экспериментирование, которое выделяет существенные элементы новизны и организуется взрослым.
Гипотеза проекта : В процессе реализации проекта у дошкольников будет обогащаться восприятие цвета, превращая его в мощное художественное средство познания жизни.
Актуальность проекта : Цвет и его сочетания имеют огромную силу эмоционального, эстетического воздействия, раскрывающего детям законы красоты окружающего мира. Ребенок воспринимает цвет непосредственно, увлеченно и искренне. Это очень ценное качество, которое надо поддерживать, развивать в процессе обучения, т. к. оно является условием развития художественного восприятия цвета у дошкольника. Задача педагога – развивать способность детей смотреть на мир и видеть его глазами художника, замечать и творить красоту, использовать цвет в своих работах как средство выразительности идейного замысла.
Упражнения по смешиванию цветов помогают развитию чувства цвета у ребят. Важен не сам процесс, е его результат – получение нового цвета и осознание того, что они сами могут менять его, делать другим. Чем шире и вариативнее набор цветовых сочетаний, тем шире возможность выбора, тоньше анализаторные свойства восприятия. Подобные занятия готовят детей к более свободному и точному отражению цвета и оттенков в рисовании, способствуют творческому развитию.
Проблема: дети не проявляют интерес к процессу смешивания красок как способу получения нового цвета, оттенка.
Причины:
• Дети не различают и не называют цветовые оттенки в окружающем;
• Не знакомы с цветовыми эталонами и техниками смешивания дополнительных цветов и оттенков;
• недостаточный уровень знаний у родителей о влиянии цветовосприятия на развитие эстетического вкуса детей.
Цель проекта : развивать познавательный интерес детей к процессу смешивания цветов как способу получения нового цвета, формировать эстетическое отношение к окружающему миру.
Задачи проекта :
1. создать условия для обогащения сенсорного опыта детей в цветовосприятии.
2. познакомить детей с классификацией цветов и оттенков; техниками смешивания цветов разними изоматериалами.
3. дать представления родителям о влиянии цветовосприятия на формирование художественного вкуса ребенка и способствовать приобщению к совместной творческой деятельности с детьми.
Формы реализации проекта :
• НОД;
• Беседы;
• Наблюдения;
• Экспериментирования;
• Оснащение развивающей предметно-пространственной среды;
• Работа с родителями.
Предполагаемый результат проекта :
• процесс смешивания цветов направлен на получение нового цвета;
• цветовые соотношения будут близки к реальным;
• в цветовых соотношениях образа будут присутствовать элементы фантазии;
• дети должны использовать в рисунках различные оттенки цвета;
• дети должны овладеть правильной техникой работы с художественными материалами.
Продукты реализации проекта :
• рисунки и поделки детей,
• д/игры «Подбери любимые цвета Снеговика и Солнышка» «Собери букет» «Смешай цвета» «Собери гусеничку» «Посади божию коровку на цветочек» «Цветные загадки»
• Консультации для родителей. «Формирование цветовосприятия и цветоразличия у детей дошкольного возраста»,
• «Овощи и фрукты» досуг.
Объект:
Изобразительная деятельность детей дошкольного возраста.
База исследования:
Детский сад №183
Этапы реализации проекта :
Средняя группа
Срок реализации проекта : 4 месяц. (сентябрь- декабря) 2017 учебный год.
Участники проекта :
1. Дети.
2. Родители.
3. Педагоги
Этапы реализации проекта :
Этапы проекта Действия педагога Действия детей Действия членов семьи
Подготовительный - Создание проблемной ситуации: имеется всего три основных цвета краски. Как получить другие цвета?
- Педагог спрашивает детей: Какие цвета вы знаете?
Что в окружающем вокруг нас основного цвета? Что дополнительного цвета?
- Рассматривание картин, иллюстраций
- После обсуждения ситуации подводится итог: цвет вокруг нас. Все в природе имеет определенные цвета, предметы окружающие нас тоже разноцветные.
- Планируются развивающие вопросы, которые можно задавать в режимных моментах, на занятиях и развлечениях по данной теме. - Дети самостоятельно рассматривают книжные иллюстрации, журналы. Видят, что все разноцветное.
- Самостоятельно раскрашивают раскраски
-Дети играют в дидактические игры
«Что какого цвета?»
- Во время прогулок наблюдают за окружающей природой, напоминают, что какого цвета. Дома напоминают цвета окружающих предметов.
-Закрепляют названия основных цветов, дополнительных
Деятельный
Организация работы детей в режимных моментах и в игровой деятельности.
-Детям демонстрируется презентация о цветах «Как получить другие цвета».
- Проводятся беседы по темам: «Что вокруг нас зеленое?», «Что вокруг нас красное?», «Что вокруг нас желтое?
- Для развития внимания, памяти детей среднего дошкольного возраста используются дидактические игры.
- Работа в книжном уголке. Рассматривание книг «Что какого цвета?»
- Проводится сюжетно-ролевая игра «Мы художники», физкультминутки «Цветные краски», пальчиковая гимнастика «Юные художники»
- Проводится игровая продуктивная деятельность на тему: Аппликация «Цветной домик», Лепка «Пирамидки», Рисование «Радуга-дуга» Дети приобретают новые знания, вырабатывают умения и навыки.
- В центре рисования дети рисуют на свободные темы
- В центр физического развития дети играют в подвижную игру «Краски», физкультминутку «Цветные краски»
- В центре конструирования дети строят постройки, для игр отмечают, какая деталь, какого цвета?
- В центре познания дети играю в дидактические игры «Подбери по цвету», «Угадай, какого цвета?»
-В центре природы дети рассматривают иллюстрации с пейзажами природы
- Помогают детям, изготовить пособия к дидактическим играм.
- Помогают в проведении выставок.
-Участвуют в консультации «Значение рисования в жизни дошкольника»
-Проведение исследования дома для закрепления результата
-Участвуют в мастер-классе
«Портрет нашей семьи»
Завершающий
- Проведение экспериментальной деятельности «Смешиваем краски»
- Проведение выставки детских рисунков «Маленькие художники»
- Систематическая работа с детьми по рисованию, использование эффективных методик, приемов и учет возрастных особенностей дают положительные результаты.
- Выставка рисунков «Разноцветный город» - Проведение экспериментальной деятельности «Смешиваем краски»
- В течение всего проекта у детей наблюдалась заинтересованность к этой теме.
- Участие в проекте помогло многим детям почувствовать свою значимость и ощутить себя полноправным участником.
- У детей появилась возможность проявить индивидуальность, завоевать определенное положение в группе. - Участвуют в оформлении выставки детских рисунков
«Маленькие художники»
Предполагаемый результат
1. Знание сенсорных эталонов цвета, умения получать новый цвет путем смешивания цветов, знание основных цветов, оттенков;
2. Умение выделять цвет в окружающей среде, сравнивать, называть;
3. Самореализация личности ребенка в художественном творчестве;
4. Заинтересованность детей к экспериментированию с красками;
5. Умение давать оценку своим работам и работам других детей
6. Повышается активность родителей в совместной деятельности с педагогами ДО с целью закрепления представлений о цвете, сформированных в совместной и самостоятельной деятельности.
Заключение
Формирование творческой личности, наиболее полное ее раскрытие – важнейшая задача педагогики на современном этапе. Эффективным средством ее решения в дошкольном детстве является изобразительное творчество. Практика показывает, что эффективным средством усвоения дошкольниками закономерностей композиции и колорита и могут обеспечить развитие детского изобразительного творчества в целом. Творчество – это обязательное условие всестороннего развития ребенка, оно делает его богаче, полнее, радостнее, пробуждает фантазию, учит мечтать, придумывать что-то новое и еще неизвестное. В процессе творчества ребенок развивается интеллектуально и эмоционально, определяет своё отношение к жизни, и своё место в ней, выражает себя и свои чувства, приобретает опыт взаимоотношений, совершенствует навыки работы с различными инструментами и материалами. Рисуя, ребенок формирует и развивает у себя определенные способности: зрительную оценку формы, ориентирование в пространстве, чувство цвета. Также развиваются специальные умения и навыки: координация глаза и руки, владение кистью руки.
Итоги проекта : в результате проведенной работы дети стали лучше различать и называть цвета и оттенки в окружающем. Отношение к процессу смешивания красок стало направленным на получение нового цвета. Применение цвета в рисунке стало более точным. У родителей повысился интерес к совместным занятиям с детьми художественным творчеством.
Творческий процесс - это настоящее чудо - дети раскрывают свои уникальные способности и испытывают радость, которую им доставляет созидание. Здесь они начинают чувствовать пользу творчества и верят, что ошибки - это всего лишь шаги к достижению цели, а не препятствие, как в творчестве, так и во всех аспектах их жизни. Детям лучше внушить: «В творчестве нет правильного пути, нет неправильного пути, есть только свой собственный путь».
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. «Изобразительная деятельность в детском саду Средняя группа» И. А. Лыкова М. : «КАРАПУЗ», 2009.
2 «Цветные ладошки парциальная программа художественно- эстетического развития детей 2-7 лет в изобразительной деятельности» И. А. Лыкова - М. : «КАРАПУЗ-ДИДАКТИКА», 2007.
3.«Народное искусство и детское творчество» А. А. Грибовская М. 2006г.
Приложение №1. Мониторинг
Диагностические задания взяты из опыта работы по «Программе воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М. А. Васильевой, В. В. Гербовой, Т. С. Комаровой.
Во время проведения диагностического обследования важно поддерживать доверительную, доброжелательную атмосферу: не высказывать своего недовольства неправильными действиями детей, не указывать на ошибки, не выносить оценочных суждений, чаще говорить слова: «Очень хорошо!», «Вы молодцы!», «Я вижу, у вас все замечательно получается». Продолжительность индивидуального обследования не должна превышать 15 минут.
Предлагаемые диагностические карты ориентируют воспитателя на некоторую, очень приблизительную, среднюю норму развития ребёнка. Стандартных детей не существует, и диагностические карты могут быть только вехой на пути понимания особенностей ребёнка, его индиви-дуальности.
Результаты диагностики - это отправные точки индивидуальных образовательных маршрутов для каждого ребёнка.
Умение правильно передавать в рисунке форму, строение предметов, расположение частей, соотношение по величине; связывать предметы единым содержанием; самостоятельно определять содержание рисунка на заданную тему Самостоятельное рисование по мотивам сказки «Колобок».
Материалы: листы бумаги, кисти, краски, иллюстрации к сказке «Колобок» Ребенку предлагается рассмотреть иллюстрации к сказке «Колобок».
Вопросы:
- Какие герои есть в сказке «Колобок»?
- Кого Колобок встретил первым (последним?
- Какой герой тебе нравится больше всех? Задание: нарисуй рисунок к сказке «Колобок» 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием, правильно отвечает на вопросы.
2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого или со второй попытки.
1 балл - ребенок не справляется с заданием
Умение детей создавать узоры по мотивам декоративно-прикладного искус-ства Рисование по мотивам дымковской игрушки.
Материалы: бумажный силуэт фигурки барыни, гуашь, кисть Ребенку предлагается украсить фигурку барыни узором из элементов дымковской росписи 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием.
2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
1 балл - ребенок не справляется с заданием
Уровень освоения детьми сенсорных эталонов (цвета) Дидактическая игра «Назови цвет».
Материал: набор карточек 11 цветов (белый, черный, красный, желтый, синий, зеленый, розовый, голубой, оранжевый, коричневый, фиолетовый) Перед ребенком выкладывается набор кар-точек разного цвета.
Задание: назови цвет каждой карточки. Покажи карточку синего (белого, коричневого.) цвета 3 балла - ребенок самостоятельно справляется с заданием.
2 балла - ребенок справляется с заданием с помощью взрослого.
1 балл - ребенок не справляется с заданием
Диагностические задания
Высокий уровень – 7-9 баллов; средний уровень – 3-7 баллов;
низкий уровень – 1-3 баллов.
Диагностическая карта
№
П/П Ф. И. ребенка Умение правильно передавать в рисунке изображение, само-стоятельно определять содержание рисунка на заданную тему Умение создавать узоры по мотивам декоративно-прикладного искусства Уровень освоения детьми сенсорных эталонов (цвета
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
Результаты диагностики уровня развития детей
Высокий уровень ___детей___%
Средний уровень___детей___%
Низкий уровень___детей___%
Анализ, комментарии
___