Светлана Коровкина
Проект по нетрадиционным формам изодеятельности «Волшебные краски» для всех возрастных групп
▼ Скачать + Заказать документы
Данный проект будет полезен воспитателям всех возрастных групп, так как на основе данного проекта, можно организовать работу с детьми по использованию нетрадиционных техник рисования в ДОУ, привлечь родителей к образовательному процессу. Развить творческие возможности у всех участников проекта : детей, родителей, педагогов.
Наименование проекта.
Формирование у детей среднего дошкольного возраста художественно-творческих способностей через нетрадиционные формы изодеятельности.
Цель и задачи проекта.
Публикация «Проект по нетрадиционным формам изодеятельности „Волшебные краски“ для всех возрастных групп» размещена в разделах
Цель: Развитие художественно-творческих способностей детей среднего возраста через нетрадиционные формы изодеятельности.
Задачи:
1. Развивать у детей дошкольного возраста познавательную активность, творческое воображение, мелкую моторику рук через использование нетрадиционных техник рисования
2. Привлечь семью к образовательному процессу детского сада, через организацию нетрадиционных форм взаимодействия
3. Повысить профессиональную компетентность педагогов в использовании нетрадиционных форм изобразительной деятельности во всестороннем развитии дошкольника
Вид проекта : краткосрочный
Тип проекта : творческий
Сроки и этапы реализации проекта.
Сроки реализации проекта с 11.12 по 29.12.2018г
Подготовительный этап: с 11.12 по 13.12. 2018г практический этап: с 11.12 по21.12.2018г
аналитический этап: с 25.12 по 29.12.2018г
Направления развития и образования детей
Образовательные области:
социально-коммуникативное развитие;
познавательное развитие;
речевое развитие;
художественно-эстетическое развитие.
Перечень основных мероприятий:
Анкетирование родителей;
Конкурс – выставка «Парад снеговиков»
Организация выставки детских рисунков
«Необычные краски», «Маленькой елочке холодно зимой»,
«Заснеженное дерево»
Мастер - класс для родителей «Новогодняя гостиная»
Цикл консультации для родителей
- Методы нетрадиционного рисования
- Учим держать карандаш правильно
- Рисуем вместе
Памятки для родителей
- Нетрадиционная техника рисования
- Условия развития художественно-творческих способностей ребенка
Презентация проекта «Волшебные краски» на Педагогическом совете в МБДОУ
Публикация материалов проекта в печатных изданиях на личных сайтах воспитателей и сайте ДОУ
Исполнители: Педагоги, дети, родители
Ожидаемые результаты:
Реализация проекта позволит :
1. Ребенок с развитой познавательной, речевой активностью, мелкой моторикой и творческим воображением. Ребенок со сформированными художественно-творческими умениями
2. Родители, активно участвующее в образовательном и воспитательном процессе
3. Педагоги, активно внедряющие нетрадиционные методы рисования
Целевые группы проекта : Дети, родители воспитанников, педагоги и специалисты ДОУ
Актуальность проекта
"Истоки способностей и дарования детей — на кончиках их пальцев. От пальцев, образно говоря, идут тончайшие нити — ручейки, которые питают источник творческой мысли. Другими словами, чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок", — утверждал В. А. Сухомлинский.
ФГОС ДО: «Художественно- эстетическое развитие детей предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия, понимания произведений искусства …»
Желание творить – внутренняя потребность ребёнка, она возникает у него самостоятельно и отличается чрезвычайностью. Мы, взрослые должны помочь ребёнку открыть в себе художника, развивать способности, которые помогут ему стать личностью. Творческая личность – это достояние всего общества.
Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это
интересно и увлекательно! Опыт работы с детьми дошкольного возраста показал, что некоторые дети боятся рисовать традиционным способом (кистью, им кажется, что у них ничего не получится, так как имеют недостаточный опыт работы с материалом. Рисование нетрадиционным способом снимает эту боязнь, раскрепощает ребенка, превращает его из подражателя действиям взрослого, субъекта собственной деятельности.
Наш проект предлагает использовать нетрадиционные техники рисования в работе с детьми среднего дошкольного возраста. В изобразительной деятельности мы предлагаем использовать: рисование ватными палочками, рисование манкой, пальцами, ладонью. Работа с такими материалами развивает детское воображение, фантазию, желание творить прекрасное. Все материалы, которые мы используем в работе, безопасны и доступны в условиях детского сада и семьи.
Дошкольное детство – начальный этап становления человеческой личности.
В этот период закладываются основы личностной культуры. Огромную роль
в формировании духовного развития личности, в совершенствовании человеческих чувств, в осмыслении явлений жизни и природы играет искусство.
Поэтому ознакомление с различными видами искусства, такими как живопись, и декоративно-прикладное искусство - являются неотъемлемой частью художественно-эстетического воспитания в детском саду.
Дети доверчивы, их души открыты окружающему миру и нам, взрослым. Поэтому очень многое зависит от того, что из коснувшегося детей однажды, не покинет их.
К реализации проекта привлечены родители воспитанников, через организацию совместной деятельности: подготовка материалов для рисования, совместную познавательная деятельность, организацию выставок.
Знания, приобретаемые детьми в ходе реализации проекта, становятся достоянием их личного опыта, дети учатся самостоятельно искать информацию, проводить практическую работу, делать соответствующие выводы, у них развиваются речевые навыки, навыки изобразительной деятельности.
Проблемы и противоречия:
Нами выявлены следующие противоречия:
1. Между потребностью ребенка заниматься изобразительной деятельностью и недостаточно развитыми изобразительными умениями
2. Между потребностью воспитателей привлечь всех родителей к образовательному процессу и недостаточной активностью части родителей.
3. Между желанием организовать качественно изобразительную деятельность и недостаточным обеспечением всех детей демонстративными материалами и пособиями.
Целевые группы проекта
Дети: Ребёнок среднего дошкольного возраста умеет держать карандаш и свободно им манипулирует, хорошо копирует. Соблюдает пропорции фигур, линии рисует относительно параллельными. Обводит по контурам.
Изобразительная деятельность ребенка зависит от его представлений о предмете. В этом возрасте они только начинают формироваться. Графические образы бедны. У одних детей в изображениях отсутствуют детали, у других рисунки могут быть более детализированы. Дети уже могут использовать цвет.
Родители: Испытывают потребность в качественном дошкольном образовании, в формировании творческой, самостоятельной, деятельной личности.
Готовы к сотрудничеству с ДОО по вопросам развития, обучения и воспитания детей
Педагоги: Владеют методами нетрадиционного рисования в ДОУ, создают условия для организации всестороннего развития детей среднего дошкольного возраста, активно внедряют достижения педагогической науки в практику, постоянно повышают свой профессиональный уровень.
Механизм и сроки реализации проекта
1 этап (подготовительный)
Выявить уровень заинтересованности родителей и педагогов в реализации проекта «Волшебные краски»
Диагностика знаний и умений детей на начало проекта.
Создание материально-технической базы
Изучение литературы по проектной деятельности
Разработка перспективного плана работы по реализации проекта
Изготовление дидактических пособий по нетрадиционному рисованию
2 этап (основной)
1. Проведение занятий по рисованию в нетрадиционной технике «Необычные краски», «Маленькой елочке холодно зимой», «Заснеженное дерево»
2. Организация дидактических игр.
3. Чтение художественной литературы
4. Развлечения, беседы с детьми
6. Организация мероприятий для родителей: индивидуальные и групповые консультаций, памятки (периодичность 1 раз в квартал.) Мастер-класс «Новогоднее творчество с детьми» Конкурс – выставка «Парад снеговиков»
3 этап (заключительный)
1. Осуществить мониторинг уровня удовлетворенности родителей работой педагогов средней группы
2. Диагностическое обследование детей
4. Презентация проекта «Волшебные краски» на Педагогическом совете в МБДОУ
5. Выставки детских рисунков «Необычные краски», «Маленькой елочке холодно зимой», «Заснеженное дерево»
Календарный план мероприятий по реализации проекта
Анкетирование: Выявить представления по проблеме художественно-эстетического развития дошкольниками.
Диагностика: Цель: выявление уровня развития изобразительных способностей детей 4 - 5 лет.
Организация индивидуальных и групповых консультаций для родителей:
«Методы нетрадиционного рисования»
«Учим держать карандаш правильно»
«Рисуем вместе»
Памятки для родителей:
«Нетрадиционная техника рисования»
«Условия развития художественно-творческих способностей ребенка»
Чтение художественной литературы:
Я. Акима «Первый снег», «Ёлочка», «На санках»; Н. Носова «На горке»; «Первый снег», «Зима», «Про снежный колобок», «Как елку наряжали», «Первый снег», «Улицей гуляет…»; В. Одоевский «Мороз Иванович».
Рассматривание картин:
«Наши зимние забавы»
«Как звери к зиме готовятся»
Беседы:
«О зиме»,«Пришла зима», «Кто такой Дед Мороз и Снегурочка»,
«Какое время года сейчас наступило?», «Что мы знаем о зиме?»
«Чем украшают ёлку?», «Что можно лепить из снега?»
Рисование:
«Необычные краски» (ватные палочки)
«Маленькой елочке холодно зимой» (манкой)
«Заснеженное дерево» (ладонь)
Наблюдение и предварительное обследование изображаемого объекта:
«Наблюдение за снежинками», «Наблюдение за ветром»,
«Наблюдение за погодой», «Свойства снега»,
«Наблюдение за изморозью», «Наблюдение за зимним небом»,
«Наблюдение за солнцем», «Наблюдение за трудом дворника»,
«Наблюдение за деревьями»
Дидактические игры:
«Какое время года», «Сложи новогоднюю открытку»,
«Что это за птица», «Какой, какая, какое», «Кто быстрее найдет ель или тополь», «Что умеют делать звери?», «Что изменилось?»,
«Когда это бывает?», «Сложи снежинку».
Просмотр презентаций:
«Зима», «Снег», «Птицы зимой», «Почему на новый год наряжают ёлку»
Просмотр мультфильмов:
«Зимняя сказка», «Письмо Деду Морозу»
Организация выставки детских работ:
«Необычные краски», «Маленькой елочке холодно зимой» «Заснеженное дерево»
Интегрированное занятие НОД «Необычные краски» :
Цель: Развитие интегративных качеств воспитанников в процессе получения растительных красок.
Родительское собрание по теме «Нетрадиционная техника рисования – рисование солью» :
Познакомить родителей с нетрадиционной техникой рисования – рисование солью.
Мониторинг удовлетворенности родителей:
Анкетирование и опрос родителей
Диагностическое обследование достижений детей:
Наблюдение, опрос, анализ продуктов детской деятельности (рисунки)
Презентация проекта «Волшебные краски» на Педагогическом совете в МБДОУ:
Подведение итогов, рефлексия
Ожидаемые результаты
1. Ребенок с развитой познавательной, речевой активностью, мелкой моторикой и творческим воображением. Ребенок со сформированными художественно-творческими умениями.
2. Родители активно участвующее в образовательном и воспитательном процессе
3. Педагоги, активно внедряющие нетрадиционные методы рисования
Реализация проекта позволит :
Повысить интерес к нетрадиционным техникам изобразительной деятельности;
Привлечь семью к образовательному процессу
Внедрить нетрадиционные формы работы с детьми и родителями
Обогатить предметно-развивающую среду в группе (центр искусства)
Распространить опыт работы среди коллег
Мониторинг проектной деятельности
Оценка результатов реализации проекта будет осуществляться по 2 направлениям:
- эффективность работы с детьми;
- эффективность работы с родителями
Вывод: по результатам проведё нной диагностики получили следующие результаты:
По результатам диагностики изобразительных умений на начальном этапе, мы получили следующие результаты: высокий уровень - 0%, средний - 40 %, низкий - 60 %. На заключительном этапе - у 30% детей выявлен высокий уровень развития изобразительных навыков, у 50% - средний, у 20% - низкий.
Увеличился процент родителей активно участвующих в работе ДОУ, группы, заинтересованных во всестороннем развитии детей, через изобразительную и другие виды детской деятельности.
Цели, поставленные в начале проекта, достигнуты. Данный проект может быть рекомендован для использования педагогами в «Детском саду № 63» и других образовательных организациях города.
Дальнейшее развитие проекта
После завершения работы над проектом открылась возможность его дальнейшего развития.
Участие воспитанников и педагогов ДОО в городских и региональных конкурсах
Публикация материалов проекта в печатных изданиях на личных сайтах воспитателей и сайте ДОУ
В перспективе работа над данным проектом будет усложнена и продолжена, разработаны новые темы и использованы новые нетрадиционные техники рисования
В течение этого времени мы все познавали мир, делали открытия, удивлялись, разочаровывались, совершали ошибки, исправляли их, приобретали опыт общения. Но каждый из нас шел путем открытий незнакомого, неизведанного ранее, а вместе мы делали одно дело: учились и учили друг друга. Несмотря на свой педагогический стаж, каждый раз убеждаюсь, что повторение невозможно. Каждый ребенок неповторим, неповторимо и то, что мы делаем как педагоги, мы не можем и не сможем провести то, что уже проводили с предыдущими детьми. Остаются только опыт и знания. Зачем повторяться? Придет новая сказка, новая игра, новое открытие чудесного мира в ярких, живых красках, чтобы открыть дорогу к сердцу маленького пытливого, неутомимого исследователя.