Галина Никитина
Проект «Волшебная песочная страна»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект
«Волшебная песочная страна»
Тема: «Развитие эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии»
География проекта : рп. Черёмушки, Республика Хакасия
Сроки реализации: 01.10.2020-15.05.2022г.
Сумма, запрашиваемая на реализацию проекта :3000 руб.
Целевые группы: детей 25 человек, Старшей группы «А» дошкольного учреждения
рп. Черёмушки, Республика Хакасия
Публикация «Проект „Волшебная песочная страна“» размещена в разделах
1. Проблема проекта : В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости детей; от состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения детьми всеми умениями и навыками, которые им прививаются в детском саду и которые им необходимы для эффективного обучения в дальнейшем. Для этого необходимо формировать у детей разносторонние знания и положительные черты характера, совершенствовать физическое развитие; педагогам необходимо правильно организовать воспитательно-образовательную работу с детьми дошкольного возраста. Надо учитывать возрастные, психологические особенности детей, создавать благоприятные гигиенические условия, оптимальное сочетание разнообразных видов деятельности. Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве; необходимо так же вести постоянный поиск новых форм взаимодействия с семьей воспитанников. Все большую силу в наше время набирает идея введения обязательного дошкольного образования. Это означает установление федеральных государственных образовательных стандартов дошкольного образования. Которые требуют “принципа интеграции образовательных областей в соответствии с возрастными возможностями и особенностями воспитанников, спецификой и возможностями образовательных областей”, о котором говорится в п. 2.4 федеральных требований. Интеграцию можно реализовать по-разному, но базироваться она должна на самом близком для дошкольника – на игре. А что может быть ближе, чем игра в песок. Песок – необыкновенно приятный материал. Когда мы погружаем руки в сухой песок, появляется нечто похожее на рябь на воде, рождается образ пустыни. Смешанный с водой, песок темнеет и приобретает качества земли. В это время ему можно придать форму. Создание песочных композиций, в отличие от рисунка, не требует каких-либо особых умений. Здесь невозможно ошибиться, сделать что-то не так – это важно для тех, кто привык строго оценивать себя. Принцип “Терапии песком” был предложен еще Карлом Густавом Юнгом, замечательным психотерапевтом, основателем аналитической терапии. Песок обладает свойством пропускать воду. В связи с этим, парапсихологи утверждают, что он поглощает “негативную” психическую энергию, взаимодействие с ним очищает энергетику человека, стабилизирует его эмоциональное состояние. Психологи утверждают, что такие игры с песком для любого ребенка очень полезны. Они улучшают настроение, регулируют мышечный тонус, развивают крупную и мелкую моторику, координацию движений. Польза многократно возрастает, если у малыша нарушено моторное развитие, выявлены порезы или слабость мышечного тонуса. Гиперактивным детям такие игры с песком помогают безболезненно и безопасно «сбросить» избыточное психомоторное возбуждение. Основополагающая идея песочной терапии формулируется так: игра с песком предоставляет ребенку возможность избавиться от психологических травм с помощью перенесения вовне, на плоскость песочницы, фантазий и формирования ощущения связи и контроля над своими внутренними побуждениями. Ребенок в процессе песочной игры имеет возможность выразить свои самые глубокие эмоциональные переживания, он освобождается от страхов, и пережитое не развивается в психическую травму. Наблюдения и опыт показывают, что игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей и взрослых, и это делает его прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка.
2. Актуальность проекта : Создание благоприятных условий для развития познавательной сферы детей младшего дошкольного возраста. Развитие навыков взаимодействия друг с другом, умения работать в коллективе, осознавать себя частью коллектива.
3. Цель проекта : Развитие эмоционально-коммуникативной и познавательной сфер средствами песочной терапии.
4. Задачи проекта :
- Обогащать эмоциональную сферу ребенка положительными эмоциями.
- Развивать фантазию и образное мышление
- Развивать творческие способности дошкольников.
- Способствовать регулированию психоэмоционального состояния дошкольников.
- Развивать коммуникативные навыки.
- Повышать самооценку детей.
- Способствовать формированию эмоциональной адекватности при контактах с окружающими.
- Развивать мелкую моторику рук, воображение.
- Укреплять здоровье дошкольника.
- Наладить тесное взаимодействие с родителями по решению данной проблемы.
5. Ожидаемый результат:
-Улучшение психологического климата в группе, сплочение коллектива.
-В сфере познавательных процессов:
-Повышение уровня развития внимания, восприятия, речи, воображения
-Повышение уровня развития чувства ритма, общей и мелкой моторики,
координации движений.
- Повышения уровня творческих способностей.
6. Новизна разработки:
Данный метод будет способствовать систематизированному целенаправленному развитию эмоционально-коммуникативной и познавательной сферы ребёнка средствами песочной терапии.
7. Механизм реализации проекта :
1. Изучение проблемы.
2. Планирование работы.
3. Работа с детьми.
8. Устойчивость: Дошкольное учреждение
9. Социальные партнё ры: Родители
10. Формы работы: НОД (подгруппа)
11. Этапы работы:
1. Этап Разработка проекта.
Для старшего возраста 5 -6 лет:
- Изучит методику М. А. Федосеевой «Занятия по развитию эмоциональной сферы средствами песочной терапии».
Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Коррекционные, развивающие и адаптирующие игры. — СПб. Детство-Пресс, 2002.
Для старшего возраста 5-7 лет:
Изучить методику О. Ю. Епанчинцева «Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста».
- Провести диагностическое обследование.
- Разработать систему НОД для развития эмоциональной и
познавательной сферы детей.
2. Апробация и внедрение проекта на 2020-2022уч. г.
Особенности песочной терапии.
“Песочная терапия” – один из методов психиатрии, возникший в рамках аналитической психологии.
Это игровой способ рассказать о своих проблемах.
Возможности самовыражения не ограничены словами и действиями.
Создание песочных композиций не требует особых умений (позволяет делать исправления бесконечно).
Позволяет ребенку создавать картины мира в 3-х мерном пространстве.
Позволяет построить свой личный мир, ощущая себя творцом.
Применим в случаях отказа ребенка от классических форм обучения.
Принципы работы с детьми:
• Системность подачи материала,
• Наглядность обучения,
• Цикличность построения работы,
• Доступность,
• Проблемность,
• Развивающий и воспитательный характер учебного материала.
Форма организации – групповая, подгрупповая; индивидуальная.
Форма проведения – игровая. Ведущей и наиболее привлекательной деятельностью в дошкольником возрасте является игра, поэтому проект строится на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь на обеспечение психологической комфортности ребенка в ДОУ.
Игра обеспечивает положительную мотивацию для участия в развивающей работе и создает наилучшие условия для воссоздания самых различных отношений и связей, в которые вступают дети в реальной жизни. Положительная мотивация открывает широкие возможности целенаправленного формирования различных сторон психической деятельности.
Игровой материал, направлен на оптимальное сочетание игр и упражнений, на развитие мелкой моторики и развитию речи, элементарных математических представлений, познавательных процессов, творческого мышления.
Форма проведения работы с песком разнообразна: использование развивающих игр и упражнений, творческих заданий, тестов, путешествий. Создаваемый благоприятный эмоциональный фон в немалой степени способствует обеспечению социальной успешности дошкольников, развитию их познавательных способностей и формированию предпосылок учебной деятельности.
НОД проводится 1 раз в неделю, продолжительностью 25 минут. Предлагаемая форма работы обеспечивает личностно – ориентированное взаимодействие взрослого с ребенком, создавая особую атмосферу, которая позволит каждому ребенку реализовать себя в данном виде деятельности. Игры с песком приведут детей к самостоятельному поиску способов, действий, развитию фантазии и воображения и проявлению творчества.
3. Этап. Аналитический 2020г.