Татьяна Князева
Проект волонтерского движения «Добрые ладошки» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
МБДОУ «Иланский детский сад №7»
Проект волонтерского движения в подготовительной группе
«Добрые ладошки»
Автор проекта воспитатель Князева Татьяна Петровна
«Из всех наук, которые должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра»
АКТУАЛЬНОСТЬ
Публикация «Проект волонтерского движения „Добрые ладошки“ в подготовительной группе» размещена в разделах
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования определяет целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования: «ребёнок овладевает основными культурными способами деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, конструировании и в другом; способен выбирать себе род занятий, участников по совместной деятельности» (п. 4.6.).
Детство - время активного социального "развертывания" растущего человека и освоения им социокультурных достижений и ценностей, период пробы и самоопределения в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах.
Дошкольный возраст традиционно считается периодом интенсивной социализации. Современные дети живут и развиваются в совершенно новых социокультурных условиях. Чрезвычайная занятость родителей, разрыв поколений, изолированность ребёнка в семье и другие тенденции негативно отражаются на социализации современных детей. Эффективная социализация является одним из главных условий жизни ребенка в обществе в целом и личностной готовности ребёнка к школе, в частности.
Ещё летом дети заметили, что малыши не всегда с желанием идут в детский сад, стали задавать вопросы: «Почему малыши плачут? Почему не хотят идти в детский сад? Они плачут, потому, что не умеют одеваться или потому что остаются одни без родителей? Может, у них нет друзей? Как мы можем им помочь полюбить детский сад?» и др.
Волонтеры (от англ. Volunteer - доброволец) – это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Добровольно выбранная социально значимая деятельность неизмеримо выше для личности ребенка навязанной извне.
На первом этапе педагоги помогают старшим дошкольникам научить малышей играть в различные игры, одеваться, лепить, рисовать и т. д. Ребята впервые по настоящему начинают ощущать себя самыми старшими среди других детей в детском саду. Помогая младшим дошколятам, у детей-волонтеров формируется ощущение «взрослости», возникает желание, стремление к решению новых, более сложных задач познания, общения, деятельности. Ребята осознают свою ответственность, получают внутреннее удовлетворение от своей работы, у них повышается самооценка, уверенность в себе.
В последнее десятилетие наблюдаются негативные тенденции в динамике показателей состояния здоровья детей дошкольного возраста. А ведь здоровье детей – важнейший показатель благополучия общества и государства, определенный прогноз на будущее.
Актуальность организации детского волонтерского движения несомненна и привлекает внимание всё большего круга педагогов, родителей ведь самое ценное – здоровье и жизнь ребенка.
В ходе работы возникают противоречия между:
- необходимостью формирования у детей дошкольного возраста знаний о здоровом образе жизни и недостаточностью привлечения внимания общественности, родителей к воспитанию у детей навыков здорового образа жизни;
- необходимостью подготовки ребенка к процессу обеспечения личной безопасности (самосохранению) и недостаточностью культивирования здорового образа жизни для улучшения своего собственного здоровья.
При этом важно перейти к действиям по пропаганде здоровья среди сверстников, общественности. В этом смысле волонтерство выступает способом формирования субъектной (деятельностной) позиции детей.
Своим примером волонтёры указывают правильный путь, доказывают, что будущее за физически здоровыми, духовно-нравственными людьми с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способными к самосовершенствованию, гармоничному взаимодействию с другими людьми, способными прийти на помощь.
Совместная деятельность идет в процессе познания, когда каждый обмен знаниями, идеями, способами деятельности происходит в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что развивает саму познавательную деятельность, переводит ее на более высокие формы кооперации и сотрудничества.
Основная идея проекта заключается в организации волонтерского движения в ДОУ как активной формы общения в детской среде, способствующей ранней позитивной социализации ребенка дошкольника через активную деятельность, где они выступают инициаторами и организаторами позитивных изменений в своем дошкольном учреждении и ближайшем социальном окружении.
Проблема: отсутствие опыта у детей старшего дошкольного возраста в проявлении социально нравственной позиции связанной с различными сторонами общественной жизни человека во всей их целостности и многообразии.
Цель: развитие дошкольного волонтерского движения в ДОУ.
Задачи:
- воспитание духовно-нравственной личности с активной жизненной позицией и творческим потенциалом, способной к гармоничному взаимодействию с другими людьми;
- развитие самостоятельности и ответственности у дошкольников, навыков общения в разновозрастном коллективе;
- привлечение детей старшего дошкольного возраста к работе в среде сверстников;
- создание условий для самореализации дошкольников и повышения их социальной активности, при которой происходит передача опыта (игрового, позновательного, социального) в естественной среде от старших к младшим;
- возможность проявления инициативы при выборе для себя рода занятий, участников по совместной деятельности;
- пропаганда здорового образа жизни (при помощи акций, тематических выступлений, конкурсов и др.).
Добровольческая деятельность способствует развитию таких социальных навыков, как:
• развитие коммуникативных способностей;
• опыт ответственного взаимодействия;
• лидерские навыки;
• исполнительская дисциплина;
• инициативность.
Основные направления:
• пропаганда здорового образа жизни;
• привитие культурно — гигиенических навыков;
• игровая деятельность;
• трудовая деятельность;
• театрализованная деятельность.
Основные принципы:
• принцип создания ситуации успеха;
• принцип творчества и сотворчества;
• принцип добровольности;
• принцип учета интересов, возрастных и психологических особенностей детей;
• принцип толерантности;
• интеграция проекта в разных видах деятельности
• развитие и самореализация;
• принцип партнерства и сотрудничества;
• правовое равенство.
Распространение информации о работе волонтеров.
1. Оформление материала о волонтерском движении на сайте МБДОУ.
2. Создание фотоальбома
Девиз нашего волонтерского отряда : «Спешите делать добро!».
Этапы реализации проекта
Первый этап (подготовительный)
1. Изучить у детей адекватность отклика на эмоции людей; особенности проявления эмоциональной отзывчивости в деятельности и общении;
2. установить партнерские отношения с родителями, привлечь к совместному сотрудничеству;
3. постановка целей, задач;
4. разработка проекта волонтерского движения «Добрые ладошки»;
5. создание развивающей среды;
6. создание методической базы (планы - конспекты мероприятий, подбор методической литературы по теме).
Второй этап (основной)
Реализация плана мероприятий
Третий этап (заключительный)
- подготовка и вручение благодарственных писем партнерам по реализации проекта, семьям, активно участвующим в проекте, педагогам;
- обобщение результатов работы.
Предполагаемый результат
Развитие добровольческой (волонтерской) деятельности у воспитанников, их родителей и сотрудников образовательного учреждения направленной на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном уровне способствующей личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность добровольцев, формирование в ходе деятельности более ответственной, адаптированной, здоровой личности.
Правила деятельности волонтера
1. Если ты волонтер, забудь лень и равнодушие к проблемам окружающих.
2. Будь ответственным!
3. Обещаешь – сделай!
4. Не умеешь – научись!
5. Уважай других людей!
6. Будь терпимым!
7. Веди здоровый образ жизни! Твой образ жизни – пример для подражания.
Кодекс волонтеров
1. Каждый становится волонтером добровольно
2. Готовы доказать на деле:
3. Здоровый дух – в здоровом теле!
4. Знаем сами и малышей научим,
Как сделать свое здоровье лучше!
5. Акции – нужное дело и важное.
Мы донести это хотим до каждого!
6. Кто тренируется и обучается,
У того всегда и все получается.
7. День волонтера имел успех.
Желающих много – берем не всех!
8. Ситуаций опасных подальше держись.
С нами веди интересную жизнь!
9. Думай, когда отвечаешь “нет” и “да”
И помни, что выбор есть всегда!
План мероприятий волонтерского движения «Добрая ладошка»
на 2019-2020 учебный год
Сроки Мероприятие Ответственные
Октябрь - Просмотр: видеороликов «Волонтерское движение».
- Создание альбома: «Кладезь народной мудрости - пословицы и поговорки о доброте, зле и взаимопомощи».
- Беседа на тему: «Что такое добро?», «Где живёт доброта?», «Что значит добрый человек?», «Легко ли быть добрым?», «Как поделиться добротой?», «Почему добро побеждает зло?», «Как сохранить добро».
- Дети – волонтеры в гостях у детей компенсирующей группы «Давайте поиграем (пособие Дары Фребеля) Воспитатели и дети
Ноябрь - Акция «Накормите птиц зимой» (изготовление кормушек).
- «Волшебники в мире детей». Организация игровой деятельности с детьми разного возраста.
- Театрализация сказки «Теремок». Воспитатели и дети
Декабрь - «Друзья спорта» веселые старты совместно с подготовительной группой «Капитошки».
- «Неделя добрых дел» помогать малышам одеваться на прогулку, организовывать совместные игры на улице. Воспитатели, дети
Январь - Показ театрализованного представления «Сказка о добре» для детей младшей группы.
- Дети – волонтеры в гостях у детей средней группы.
- Акция «Покормите птиц зимой!».
Воспитатели и дети
Февраль -Военно-патриотическая игра: «Зарница» совместно с детьми подготовительной группы «Капитошки».
- Помощь детей – волонтеров в изготовлении подарков и поздравительных открыток для мам и бабушек в младшей группе
Воспитатели и дети, физ. инструктор, родители.
Воспитатели, дети
Март - «День добрых дел» - оказание помощи малышам в одевании, раздевании.
- Акция «Книга в подарок» для детей младшей группы. Воспитатели, дети
Апрель - Выпуск памяток «Правила поведения в природе» для детей средней и старшей группы.
- «Поиграй-ка» (игры с детьми младшего дошкольного возраста)
Воспитатели, дети
Май - Патриотическая акция «Георгиевская ленточка».
- Дидактическая игра «Хорошо – плохо» для детей средней группы
Воспитатели, дети
Июнь - Акция «Посади цветок!»
- Подведение итогов «Финиш Дорожной карты хороших дел»
Воспитатели, дети
Чтение детям художественной литературы:
А. Гайдар – «Тимур и его команда» (главы)
В. Осеева – «Что легче?», «Просто старушка», «Сыновья», «Навестила», «Волшебное слово», «Синие листья» и др.
Л. Кон – «Друг»,
Э. Успенский – «Крокодил Гена и его друзья»,
Сказки: «Два жадных медвежонка», «Искорки добра»,
В. А. Сухомлинский – «Скупой»,
В. Катаев «Цветик – семицветик»,
В. Митт – «Шарик в окошке», Е. Кошевая – «Мой сын».