Валентина Чернышова
Проект по формированию культуры здоровья во второй младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Вид проекта : информационно-творческий.
Тип проекта : познавательно - игровой
Сроки реализации: краткосрочный
Участники проекта : воспитатели, дети второй младшей группы и их родители.
Девиз проекта : «Здоровый образ жизни – это то, что обеспечивает здоровье и доставляет радость».
Публикация «Проект по формированию культуры здоровья во второй младшей группе» размещена в разделах
- Воспитание культуры здоровья
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2016
Пояснительная записка: Проект представляет собой комплекс мероприятий, содержат оздоровительные и познавательные элементы, формируют внутренние потребности физиологического, психического и личностного роста детей. Преимуществом проекта является формирование представлений о здоровом образе жизни на уровне знаний, умений и стойких привычек. Особенности: Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного педагогического воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности. Деятельность взрослого, направленная на укрепление здоровья, составляет содержание физического воспитания, что обеспечивает малышу физическое развитие. Подвижные игры и игровые упражнения - естественные спутники жизни ребенка, обладающие великой воспитательной силой, формирующие физические и личностные качества ребенка.
Новизна и оригинальность: заключается в интеграции валеологических знаний в различные виды детской деятельности, в осуществлении нетрадиционного подхода в проведении различных форм работы с детьми, в создании инновационной здоровьесберегающей среды.
ПРОБЛЕМА. Наблюдается значительное увеличение количества случаев заболеваемости, что требует необходимости использования современных, инновационных подходов воспитательно-оздоровительной работы. Дети не знакомы с понятием «здоровый образ жизни», они не осознают значимость здоровья и как его сохранить и укрепить.
АКТУАЛЬНОСТЬ: Федеральный закон «Об образовании» нацеливает: «Образовательное учреждение создает условия, гарантирующие охрану и укрепление здоровья обучающихся, воспитанников». Национальная доктрина образования указывает: «Воспитание здорового образа жизни – одна из основных задач образования». «Типовое положение о дошкольном образовательном учреждении» задачу охраны жизни и укрепления физического и психического здоровья детей относит к основным задачам образовательного учреждения. В настоящее время идет постоянный поиск методов оздоровления детей в условиях детского сада. Основная цель – снижение заболеваемости детей. От состояния здоровья в первую очередь зависит возможность овладения детьми всеми умениями и навыками, которые им прививаются в детском саду и которые им необходимы для эффективного обучения в дальнейшем. Для этого необходимо формировать у детей разносторонние знания и положительные черты характера, совершенствовать физическое развитие. Фундамент здоровья человека закладывается в раннем детстве. Необходимо так же вести постоянный поиск новых форм взаимодействия с семьей воспитанников.
По ФГОС образовательная область «Физическая культура» решает вопросы культуры здоровья, основ здорового образа жизни, правил здоровьесберегающего поведения, что способствует формированию у ребёнка ценностного отношения к своему здоровью. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.
Цель: Для детей: формирование культуры здоровья у детей 3-4 лет; улучшение показателей здоровья, наличие потребностей в здоровом образе жизни и возможностей его обеспечения.
Для родителей: сохранение и укрепление здоровья детей; приобщение родителей к здоровому образу жизни. Сегодня важно формировать и поддерживать у родителей интерес к оздоровлению, как самих себя, так и своих детей. Помочь понять им, что здоровье означает не только отсутствие болезней, но и психическое и социальное благополучие. Для педагогов: Повышение теоретического уровня и профессионализма педагогов, использование разнообразных форм взаимодействия с родителями с целью повышения уровня знаний по проблеме укрепления и сохранения здоровья детей. Создание предметно развивающей среды, обеспечивающей эффективность оздоровительной работы. Внедрение оздоровительных технологий, современных форм и новых методов работы по формированию здорового образа жизни у дошкольников. Личностный и профессиональный рост.
Задачи:
Образовательные: 1. Дать представление о здоровом образе жизни. 2. Продолжать знакомить с правилами личной гигиены. 3. Способствовать укреплению здоровья детей через систему оздоровительных мероприятий. Развивающие: 1. Развивать культурно-гигиенические навыки у детей. 2. Закрепить представления о правилах личной гигиены; уточнить и систематизировать знания детей о необходимости гигиенических процедур. 3. Развивать у детей умения выполнять правильно дыхательные гимнастики и упражнения.
Воспитательные: 1. Воспитывать интерес детей к здоровому образу жизни. 2. Воспитывать у детей желание заниматься физкультурой, спортом, закаляться, заботиться о своем здоровье, заботливо относиться к своему телу и организму. 3. Воспитывать у детей желание выглядеть чистым, аккуратным и опрятным. 4. Укрепить связи между детским садом и семьей, изменить позицию родителей в отношении своего здоровья и здоровья детей. Ожидаемые результаты:
• Сохранение и укрепление здоровья детей через систему комплексной физкультурно-оздоровительной работы.
• Совершенствование навыков самостоятельности у детей при соблюдении культурно-гигиенических процедур.
• Формирование желания и стремления вести здоровый образ жизни.
• Дети и родители имеют элементарные представления о ценности здоровья. Этапы реализации:
1 этап - организационный: Исходя из проблемы, проводится анкетирование и тестирование родителей, обсуждение целей и задач проекта с родителями, создание благоприятных условий, необходимых для реализации проекта.
2 этап – познавательно - исследовательский: Оформление родительского уголка, размещение статей, консультации, рекомендации по теме проекта в течение года. Пополнение физкультурного уголка нестандартным оборудованием и другими атрибутами. Пополнение материальной базы – оформление картотек, приобретение методической литературы по теме. Выпуск газеты «Сам себе я помогу и здоровье сберегу» Проведение тематических занятий, бесед, экспериментов, оздоровительных мероприятий. 3 этап – практический: Совместный спортивный праздник детей и родителей «Папа, мама, я спортивная семья».
Цель: Продолжать укреплять взаимоотношения детей и родителей в условиях детского сада
4 этап - итоговый: Формы и методы реализации : Формы : • Наблюдения; • Беседы; • Ситуативный разговор; • Занятия; • Чтение художественной и познавательной литературы; • Рассматривание фотографий и иллюстраций; • Подвижные и музыкальные игры; • Гимнастики (утренние, дыхательные, после сна, массажные дорожки • Консультации (родителям)
Методы: • Словесные: Беседа, чтение художественной литературы, стихотворения, рассказ воспитателя, потешки, пословицы, загадки.
• Наглядные: Рассматривание фотографий и иллюстраций, картин, книг, показ воспитателем упражнений, гимнастик. • Практические: Продуктивная деятельность, оздоровительная деятельность, музыкальная деятельность, эксперименты. • Игровые: Дидактические игры, подвижные игры, пальчиковые игры, сюжетно- ролевые игры.
ТЕМАТИКА НОД: БЕСЕДЫ: • Чистота – залог здоровья. • Сон – это здоровье. • Как уберечься от болезни. • Как я буду закаляться. • О здоровой пище. • Полезно – не полезно. • Кто такие микробы и где они живут? • Солнце, воздух и вода мои лучшие друзья. «Айболит в гостях у детей» Цель: продолжать формировать представление детей о здоровом образе жизни. Напомнить детям, что болеть - плохо и что нужно, чтобы не болеть. Расширять представление детей о полезных витаминах. ЧТЕНИЕ: • К. Чуковский «Доктор Айболит», «Мойдодыр», «Федорино горе». • С. Михалков «Про девочку которая плохо кушала». • И. Демьянова «Замарашка». • Стихотворение: «Что такое чистым быть?», «Я и солнышко». • Потешки: «Водичка, водичка…», «Кран откройся! Нос, умойся!», «От водички, от водицы все улыбками искрится!». • А. Барто «Девочка чумазая», «Девочка ревушка».
ИНТЕГРИРОВАННЫЕ ЗАНЯТИЯ: • «Если хочешь быть здоров». «Победим микроба» ЭКСПЕРИМЕНТЫ: • Как вода и мыло нам помогает бороться с микробами. ХУДОЖЕСТВЕННО - ПРОДУКТИВНАЯ: • Рисование по трафарету овощей и фруктов (карандашами, фломастерами) ИГРОВАЯ: • Сюжетная игра «Кукла Катя встречает и угощает гостей вкусными и полезными блюдами». • Сюжетная игра «Мишка заболел, полечим его». МУЗЫКАЛЬНАЯ: • Музыкально- ритмические движения: «Ноги и ножки» (В. Агафонников). • Песня «Серый зайка умывается» (М. Красев). • Упражнение «Лошадка» (муз. Чайковского) • Игра «Это что за народ, так смешно себя ведет?». • Гимнастика «Головами покиваем». • Разминка «Два лягушонка». • Массаж «Вышли мыши как - то раз посмотреть который час…». План работы с родителями Анкетирование «ЗОЖ в семье» Тестирование «Знаете ли вы как обезопасить свою жизнь и здоровье» Бюллетени (закаливание и оздоровление ребенка в домашних условиях) Памятка «Нестандартное оборудование своими руками» и создание нестандартного оборудования. Папка-передвижка «Как приучить ребенка к зарядке» Папки-передвижка «Как закаливать ребенка?» Консультация «Значение режима дня в сохранении эмоционального благополучия ребёнка» Консультация «Гимнастика и зарядка дома» Цель: Развитие у детей и родителей умения настраиваться друг на друга, чувствовать партнера в совместной двигательно-игровой деятельности Родительское собрание «Закаливание, как одно из средств профилактики простудных заболеваний». Приобщение родителей к изготовлению снежных построек на участке Круглый стол «Все мы родом из детства» (обмен опытом с участием психиатра, детского врача, учителя) День открытых дверей (просмотр родителями утренней гимнастики, подвижных игр, образовательной деятельности по физической культуре, прогулок) Фоторепортаж «Мама, папа, я – дружная семья» Презентация проекта Оформление фотовыставки совместно с родителями «Я здоровье берегу сам себе я помогу» Для воспитателей консультация «Воспитай здорового ребенка»
ИТОГ: Воспитательная ценность: У детей значительно повысился интерес и желание заниматься гимнастикой, физкультурой, принимать участие в закаливающих процедурах. Познавательная ценность: У детей повысились знания о значимости здорового образа жизни. Расширилось представление о закаливающих мероприятиях. Перспектива: С целью повышения интереса к здоровому образу жизни необходимо продолжать систематическую работу в данном направлении через создание и реализацию новых совместных проектов, и использование интегрированного подхода в этом направлении. Создать альбомы «Волшебная книга здоровья», «Здоровый образ моей семьи», «Лучший рецепт моей семьи».