Марина Кокина
Проект «Вместе весело шагать в детский сад»
▼ Скачать + Заказать документы
«Вместе весело шагать в детский сад»
Проект: «Вместе весело шагать в детский сад»
Вид проекта: групповой, игровой
Участники проекта: дети, родители, воспитатели
Длительность: среднесрочный
Возраст детей: 1.5 – 2 года
1 этап – целеполагание
Актуальность: Во время адаптации к условиям детского сада у ребенка происходит серьезная перестройка всех его представлений и отношений с окружающими людьми.
Публикация «Проект „Вместе весело шагать в детский сад“» размещена в разделах
Эта резкая смена условий может сопровождаться тяжелыми переживаниями, снижением речевой и игровой активности, потерей части приобретенных ранее навыков. В некоторых случаях отмечается задержка нервно-психического и физического развития.
Поэтому сохранение здоровья детей в период адаптации к детскому саду является одной из первостепенных задач перед ДОУ и родителями. Именно мы, вместе, должны так организовать жизнь ребенка в группе, чтобы малыш наиболее адекватно, почти безболезненно приспосабливался к новым условиям жизни.
Изменения, которые происходят в его жизни: новое помещение, отсутствие родителей, новые требования к поведению и т. д., обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию, которая без специальной организации может привести к невротическим реакциям, таким, как капризы, страхи, отказ от еды, частые болезни и т. д. Ребенок должен приспосабливаться к новым условиям, адаптироваться.
Общая задача нас, воспитателей и родителей, - помочь ребенку по возможности безболезненно войти в жизнь детского сада.
2 этап – аналитический
Формы взаимодействия с семьей:
• Индивидуальные беседы с родителями по адаптации детей к условиям детского сада;
• Консультации: «Способы уменьшить стресс ребёнка», «Соблюдаем режим дня», «В группе новичок»;
• Папки-передвижки: «Как помочь ребёнку адаптироваться к условиям детского сада», «Улыбнитесь, вы пришли в детский сад», «Проводим лето с пользой»;
• Заполнение листов адаптации;
• Анкетирование;
• Фото – выставка «Моя семья»;
• Создание альбома «Мой малыш»
Формы работы с детьми:
• Рассматривание предметных и сюжетных картинок: лето, игрушки, семья;
• Подбор книг для рассматривания: А. Барто «Кто как кричит», «Идёт бычок качается», «Лошадка»; В. Степанов «Стихи маленьким», «Любимые мамы»; В. Хесин «Ворчун медвежонок»; И. Ищук «Киска Мурка»; О Корнеева «Весёлые истории про зверят»;
• Чтение художественной литературы: потешки «Солнышко-вёдрышко», «Дождик-дождик», «Наши уточки с утра»; А. Барто «Игрушки»; А. Бродский «Солнечные зайчики»; З. Александрова «Мой Мишка»;
• Подбор дидактических игр: «Вкладыши», «Собери пирамидку», «Парные картинки», «Оденем куклу на прогулку», «Кто как кричит?», «Собери целое»;
• Набор игрушек для игры с водой: кораблики, рыбки, уточки.
• Элементы телесной терапии (обнять, погладить);
• Адаптационные игры: «Доброе утро!», «Хоровод», «Солнечные зайчики», «Ладушки – хлопушки», «Заинька – паинька» и т. д. ;
• Релаксационные игры (песок, вода);
• Исполнение колыбельных песен перед сном, слушание спокойной музыки во время укладывания и засыпания с любимой игрушкой;
• Составление перспективного плана реализации проекта.
3 этап – основной
Цель: создание оптимальных условий для совместной деятельности всех участников образовательного процесса, направленных на успешную адаптацию ребенка в детском саду.
- сохранение и укрепление здоровья детей младшего возраста.
Задачи:
1. Создать условия, обеспечивающие ребёнку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям ДОУ.
2. Закладывать основы доверительного отношения детей к взрослым и сверстникам.
3. Оказывать помощь детям в осознании себя как члена детского коллектива и освоении разных социальных ролей.
4. Формировать у детей умение участвовать в игре, использовать её в быту.
5. Повышение уровня компетентности родителей в вопросах адаптации ребёнка к условиям детского сада и их мотивации к взаимодействию с ДОУ на основе включения в совместную проектную деятельность.
Предполагаемый результат:
Дети:
• У детей в период адаптации через игровую деятельность наладится доверительные отношения между взрослыми и сверстниками.
• Создание обстановки приближенной к домашней сохранит эмоциональное состояние ребенка.
• Дети научатся использовать игрушки, совершать отобразительные действия.
Родители:
• Появится интерес к жизни ребенка в ДОУ.
• Снизится уровень тревожности родителей в период адаптации, станут активными участниками проектной деятельности.
• Повышение психолого-педагогической компетенции родителей в вопросах воспитания, обучения и развития детей раннего возраста в период адаптации.
Педагоги:
• Вовлечь родителей в дружеские и партнерские отношения.
• Активизируется сотворчество педагога в процессе проектной деятельности.
4 этап – продуктивный
План реализации проекта
Социально-коммуникативное развитие
Адаптационные игры: «Доброе утро!», «Хоровод», «Ладушки-хлопушки», «Заинька-паинька»
Сюжетно-ролевые игры: «Я иду к вам в гости с подарками», «Мы встречаем гостей»
Театрализованные игры: «Кукла в гости к нам пришла»
Строительные игры: «Разноцветные дорожки», «Башенка»
Игры забавы: «Дергунчики», «Игры с воздушными шарами»
Трудовая деятельность: «Собираем мы игрушки»
Проблемная ситуация: «Почему плачет кукла?»
Познавательное развитие
Рассматривание предметных и сюжетных картинок ;
Дидактические игры: «Парные картинки», «Собери целое», «Чудесный мешочек», «Собери пирамидку» «Шнуровка»
Экспериментальная деятельность: «Солнечные зайчики», «Переливание воды»
Игры с песком: «Куличики»
Речевое развитие
Беседа: «Давайте познакомимся», «Игрушки, которые живут у нас в группе»
Свободное общение: «Научим куклу умываться», «Смотрит солнышко в окошко»
Чтение худ. лит-ры: р. н. с. «Курочка Ряба», «Репка», А. Бродский «Солнечные зайчики», С. Капутикян «Маша не плачет»
потешек: «Водичка-водичка», «Петушок,петушок», «Ай, качи-качи-качи»,
«Ладушки, ладушки»
Пальчиковые игры: «Сорока-белобока», «Где же, где же наши ручки?» Развивать у детей свободнее общение со взрослыми и сверстниками;
Художественно-эстетическое развитие
Рисование пальчиками и ладошками: «Зёрнышки для петушка», «Цветные ладошки»
Рисование палочкой на мокром песке: «Лучики для солнышка»
Рисование мелками на асфальте: «Разноцветные дорожки»
Конструирование: «Домик для собачки», «Дорожка для матрёшки»
Слушание: «Лошадка» муз. Е. Тиличеевой, сл. Н. Френкель; «Курочки и цыплята» муз. Е. Тиличеевой;
Пение: «Водичка» муз. Е. Тиличеевой, сл. А. Шибицкой; «Колыбельная» муз. М. Красева, сл. М. Чарной; «Петушок» муз. С. Железнова Знакомство с изобразительными материалами, вызвать у детей интерес к рисованию;
Физическое развитие
Подвижные игры: «Бегите ко мне», «Солнышко и дождик», «Карусели», «Догони мяч», «Большие ноги шли по дороге…»
Дыхательная гимнастика: «Подуй на пёрышко», «Бабочка лети»
Беседа «Моем руки чисто-чисто»
Двигательные игрушки (каталки, машины, коляски) Адаптировать детей к детскому саду;
5 этап – итоговый
Итоговое мероприятие: Создание альбома «Мой малыш»
Конспект игры – ситуации «Котинька – коток»
Выводы: можно отметить, что период адаптации у детей прошёл успешно. Степень адаптации детей: лёгкая – 15 человек, средняя – 5 человек. У детей бодрое и эмоциональное настроение, проявляют интерес и желание играть, общаться друг с другом. Установились доверительные отношения между педагогами и детьми, доверительно-дружеские отношения между педагогами и родителями. Родители стали активными участниками проекта, проявили творчество в создании альбома «Мой малыш», активно приняли участие в анкетировании.
Перспективы:
• Продолжать работу с детьми, развивать целенаправленность детской деятельности;
• В игре способствовать обогащению игрового опыта детей;
• Создать благоприятную среду для реализации ребёнком его собственных игровых целей.
Список используемой литературы:
«Адаптация детей раннего возраста к условиям ДОУ» Практическое пособие / Авт. -сост. Белкина Л. В. – Воронеж «Учитель», 2004
«Организация и содержание работы по адаптации детей в ДОУ» практ. пособие / Н. В. Кирюхина. – М. : Айрис-пресс, 2005
«Дружная семейка» Программа адаптации детей к ДОУ. – М. : ТЦ Сфера, 2006
«Помоги мне сделать самому» (развитие навыков самообслуживания) – СПб. : «Паритет»,2003. (Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь») / Авдеева И. С., Борисенко М. Г., Лукина Н. А.
«Начинаем говорить» (развитие речи) – СПб. : «Паритет», 2005. (Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь») / Борисенко М. Г., Лукина Н. А.
«Наши пальчики играют» (Развитие мелкой моторики). – СПб. : «Паритет», 2002. (Серия «Рождаюсь. Расту. Развиваюсь») / Борисенко М. Г., Лукина Н. А.
«Дети раннего возраста в детском саду».Программа и методические рекомендации. – М. : Мозаика-Синтез, 2005 / Теплюк С. Н., Лямина Г. М., Зацепина М. Б.