Наталья Маршалова
Проект «Витамины на окне. Травянчик»
▼ Скачать + Заказать документы
h3]Проект «Витамины на окне. Травянчик»[/h3]
муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка - детский сад № 12» г. о. Электросталь
Проект для средней группы
«Витамины на окне. Травянчик»
Составила воспитатель: Маршалова Наталья Анатольевна
Публикация «Проект „Витамины на окне, Травянчик“» размещена в разделах
- Витамины. Все о витаминах
- Витамины. Проекты
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Травянчик. Самодельные травянчики
- Темочки
2019г.
Актуальность проблемы:
Главная задача экологического воспитания – это воспитание в детях доброты бережного обращения к природе, к людям, к самому себе, видения прекрасного, воспитание чувства ответственности, в первую очередь, за собственное поведение и поступки. На современном этапе вопросы традиционного взаимодействия природы с человеком выросли в глобальную экологическую проблему. Если люди в ближайшем будущем не научатся бережно относиться к природе, заботиться о ней, то они, погубят себя и всё вокруг. Чтобы этого не произошло, следует воспитывать в детях экологическую культуру. И начинать воспитывать экологическую культуру и ответственность следует в дошкольном возрасте. Интерес детей к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Дети средней группы не знают, что растения и овощи можно выращивать в помещении с определенными необходимыми условиями для их роста.
Проект : краткосрочный.
Продолжительность: 3 месяца (февраль, март,апрель).
Тип проекта : познавательный, исследовательский.
Образовательные области: познание, экология, коммуникация, социализация, труд, здоровье.
Участники проекта : дети средней группы (24 человека, воспитатель, родители).
Цель проекта :
формирование у детей интереса к опытнической и исследовательской деятельности по выращиванию растений и овощей в комнатных условиях.
Задачи проекта :
1. Расширить знания и представления детей о растениях, выращиваемых в комнатных условиях.
2. Развивать познавательные и творческие способности.
3. Продолжить знакомить детей с особенностями выращивания культурных растений (лук, укроп, горох, фасоль) и декоративных (комнатные растения, Травянчик).
4. Закреплять представления детей об условиях, необходимых для жизни людей, животных, растений (воздух, вода, питание).
5. Продолжать формировать умение детей ухаживать за растениями в комнатных условиях и применять эти знания в работе по уходу за растениями на участке и клумбе детского сада.
6. Расширять представления детей о свойствах песка, глины, почвы.
7. Воспитывать любовь к природе, желание беречь её.
8. Формировать понимание того, что человек – часть природы, что он должен беречь, охранять и защищать её, что в природе всё взаимосвязано, что жизнь человека на Земле во многом зависит от окружающей среды.
9. Воспитывать умения правильно вести себя в природе.
Предполагаемый результат:
1. Дети закрепят знания о том, что растения живые, их сажают, поливают, выращивают из семян.
2. С помощью исследовательской работы дети должны будут выявить многообразие и разнообразие посевного материала.
3. Создание в группе огорода на подоконнике.
4. Создание дневника наблюдений за ростом выращиваемых растений.
5. Развитие первичных навыков у детей в практической деятельности по выращиванию культурно – огородных растений в комнатных условиях, закрепление навыков ухода за комнатными и культурными растениями.
6. Формирование у детей уважительного отношения к труду.
7. Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получат положительные эмоции от полученных результатов.
Этапы работы над проектом :
1. Подготовительный: определение цели и задач проекта, сбор информационного материала, создание условий для организации опытно – экспериментальной деятельности, составление плана мероприятий по организации совместной деятельности воспитателей, детей и родителей, самостоятельной деятельности детей.
Для исследовательской деятельности создание уголка (картотека опытов, разнообразные виды колб, мензурок, предметных стекол; увеличительные стёкла, модели почв, камней и минералов);
Рассматривание разнообразных плакатов, альбомов, энциклопедии по теме, подобрана художественно - публицистическая литература о природе.
2. Роль родителей в реализации проекта :
Преобретение необходимых материалов для декорирования травянчиков.
Обмен опытом по ухаживанию за комнатными растениями и посадками.
Консультации для родителей: «Экологическое воспитание детей в семье», «Правила экологической безопасности».
3. Работа со специалистами и воспитателями:
Консультации для воспитателей: «Азбука экологии», «Зеленый друг»
2. Основной: проводятся запланированные мероприятия для реализации проекта (беседы, опыты, эксперименты, творческая деятельность, рассматривание иллюстраций, чтение художественной литературы) .
3. Заключительный: подводятся итоги, подготавливается презентация, итоговая беседа, фотовыставка детских работ.
План поэтапных мероприятий
1 этап – подготовительный.
1. Беседа с родителями «Витамины наши друзья».
Цель: обсудить цели и задачи проекта.
Задачи: сформировать интерес у родителей по созданию условий для реализации проекта. Попросить родителей изготовить модель огорода на подоконнике. Анкетирование родителей. Определить уровень знаний детей о растительном мире. Договориться с родителями, чтобы оказали содействие в подборе литературы, иллюстраций, фотографий по теме проекта.
2. Подбор наглядно-дидактических пособий, демонстрационного материала, природного материала, художественной литературы, приобретение необходимого оборудования. Создать условия для реализации проекта «Травянчики».
2 этап – основной.
3. Рассматривание книг, иллюстраций о растениях.
Цель: Вызвать интерес к растениям, желание заботиться о них, углублять и расширять знания о многообразии видов растений.
4. Практическая деятельность:
НОД «Посадка лука». НОД «Травянчик».
Цель: Расширять представление детей об условиях, необходимых для роста и развития растения (почва, влага, тепло и свет).
Задачи: Дать элементарные понятия о природных витаминах. Формировать трудовые умения и навыки.
Рассматривание иллюстраций, картинок, фотографий, энциклопедий по теме проекта.
Беседы: «Берегите лес – лес наше богатство».
Задачи: Закреплять знания детей о знакомых деревьях; условиях необходимых для их роста. Учить отгадывать загадки; решать проблемные задачи; осознано применять знания о правилах поведения в лесу. Формировать у детей знания о значении деревьев в жизни человека. Развивать любознательность, память, умение делать выводы. Воспитывать любовь к природе.
Беседа «Дикорастущие и культурные растения».
Цель: Воспитывать интерес к миру растений.
Беседа «Весенние хлопоты человека».
Цель: расширить и закрепить знания детей о весенних садово-огородных работах человека.
Беседа: «Чудо – овощи»
Цель: Познакомить детей с плодами овощных культур. Закрепить знания о месте их произрастания - огороде. Продолжать учить отгадывать загадки про овощи, соотносить отгадки с картинками, узнавать овощи на картинках по их отличительным признакам.
Беседа : «Овощи, фрукты – витамины!»
Образовательные задачи. Расширение представлений детей об овощах, месте их произрастания, существенных признаках.
Цель:- формировать у детей интерес к овощам и фруктам.
Беседа: «Овощи, растущие на огороде»
Цель: дать элементарные представления об овощах, о месте произрастания.
Беседа "Цветок"
Цель: расширять представления детей о растениях, о простейших взаимосвязях в живой природе, о свойствах воды.
Коллективная работа «Садовые цветы»
Цель: Расширение представлений детей о цветах садовых, воспитывать бережное отношение к окружающей природе.
Беседа: Уход за комнатными растениями.
Задачи: Формировать умение ухаживать за растениями на грядке, используя личный опыт работы в уголке природы.
Расширять представления детей о комнатных растениях.
Опытно – экспериментальная деятельность
Опыт 1 – наблюдение за ростом лука в земле и в воде. Цель: Учить детей замечать изменения, которые происходят у прорастающих луковиц и делать зарисовки роста лука.
Опыт 2 – наблюдение: «Что вырастет из зернышка» (укроп, петрушка,горох). Цель: Показать детям, как растения вырастают из семян.
Рассматривание семян гороха и фасоли. Цель: Показать детям, как сажать горох и фасоль. Формировать представление о выращивании этих растений на подоконнике.
Опыт3 – подготовка Травянчика. Цель: показать детям, что выращивание декоративных растений не только полезно, но и увлекательно.
Травянчик – состав : опилки, семена проса, капрон, акриловый краситель для нанесения рисунка, декоративные глазки.
Опыт 4 -Цель. Показать, что в почве есть воздух.
Оборудование и материалы: Образцы почвы (рыхлой); банки с водой (на каждого ребенка); большая банка с водой у воспитателя.
Опыт 5 -Цель. Показать, что в результате вытаптывания почвы (например, на тропинках, игровых площадках) ухудшаются условия жизни подземных обитателей, а значит, их становится меньше. Помочь детям самостоятельно прийти к выводу о необходимости соблюдения правил поведения на отдыхе.
Опыт 6 -Цель. Показать, что при сжимании комочка земли из него как бы "уходит" воздух.
Опыт 7 Цель. Показать, как происходит загрязнение почвы; обсудить возможные последствия этого.
Опыт 8 Цель: Расширить и уточнить знания о функциях некоторых частей растения (корень).
Давайте подумаем, для чего растениям корень?
У детей по 2 стаканчика из – под йогурта, в которые до половины рассыпан песок, и 2 палочки, имитирующие дерево без корней и с корнями. Дети втыкают палочки в песок и дуют на вершину палочек. Одна палочка падает, другая остаётся стоять.
Вывод: корни помогают растениям удержаться в земле.
Опыт9 Цель: Расширить и уточнить знания о функциях некоторых частей растения (стебель).
Как вы думаете, а зачем нужен стебель?
У детей по 2 баночки и жгутик из салфетки, имитирующая стебель. На конце верёвочки узелок, имитирующий корень. Дети опускают «стебель» в банку с подкрашенной водой до конца корня и наблюдают, как вода поднимается по волокнам выше и выше.
Вывод: вода по стеблю поднимается к листьям, цветам и плодам.
Экспериментирование с песком и глиной
Цель: Цель: формирование реалистических представлений об окружающей природе.
Задачи: закрепить знания детей об особенностях песка и глины, сравнить, чем они отличаются, и найти проявления свойств этих веществ в повседневной жизни.
Серия опытов с водой. Цель: Познакомить детей со свойствами воды (вкус, цвет, запах, текучесть).
Задачи: Уточнить значение её для всего живого.
Развивать любознательность, мышление и речь детей; ввести в активный словарь детей слова: жидкость, бесцветная, безвкусная, прозрачная. Воспитывать бережное отношение к воде.
Наблюдение «Растут ли наши растения» за всходами лука.
Цель: Продолжить учить детей замечать изменения в росте и развитии растений.
Наблюдения на прогулке «Весенние хлопоты».
Цель: формирование у детей бережного отношения к природе.
Просмотр презентаций: «Деревья, кустарники, травы», «Насекомые», «, «Состав почвы», «Кто живёт в почве».
Цель: закрепление знаний детей по теме проекта.
Продуктивная деятельность: НОД Конструирование «Декоративный заборчик», НОД Лепка «Что растёт в огороде?», коллективные работы: по рисованию «Букет для мамы», аппликация «Одуванчики», свободное рисование растений, овощей, фруктов.
Цель: развивать эстетическое восприятие, образные представления, воображение, эстетические чувства, художественно – творческие способности.
Чтение художественной литературы: «Пых», «Огород бабы Фёклы», «Чипполино», «Вершки и корешки», «Репка», «Спор овощей» - сказка, «Овощи» - стихи, серия сказок Е. Ульевой – «Откуда берутся растения?», «Откуда взялись овощи?», «Какие части растений человек употребляет в пищу?»… Отгадывание загадок.
Цель: Учить детей слушать сказки, анализировать поступки героев, принимать участие в подвижно-речевых играх, комплексе гимнастических упражнений, разучивать стихи.
Разучивание подвижно-речевой игры «Баба сеяла горох», беседы «Какие бывают овощи», «Наши растения», стихотворения «Купите лук», Комплекса гимнастических упражнений: «Удивляемся природе».
Дидактические игры: «Что было бы, если бы…», «Что ты знаешь о…»,"Сварим из овощей вкусный суп", «Почтальон принес посылку», «Съедобное – не съедобное», «Чудесный мешочек», «Что сначала, что потом?», Магазин «Семена», «Все по домам!», «С какой ветки детки», и т. д. «Найди овощи», «Один-много», «Какого цвета овощи», «Куда что положить», «Что лишнее», «Найди растения».
Цель: Закрепить знания детей об овощах и растениях.
Труд в уголке природы
Цель: Продолжать учить детей правильно строить суждения и делать выводы о создании благоприятных условий (воды, света, тепла) .
3 этап – заключительный.
15. Обработка и оформление материалов проекта в виде альбома, оформление фото - выставки по материалам проекта. Выставка рисунков, поделок.
Итоговая беседа «Витамины - наши друзья»
Досуг «Весна–Красна».
Задачи:
1. Развивать воображение, речевую и двигательную активность.
2. Учить отгадывать описательную загадку посредством перечисления признаков предмета без его называния.
3. Активизировать словарь детей за счёт называния предметов и обозначения их признаков.
4. Формировать интерес к окружающему миру, совместным играм, преодолевать трудности в общении.
5. Помочь ребёнку почувствовать себя более уверенно в группе.
Работа с родителями:
1. Беседа с родителями «Витамины на окне», анкета «Экологическое образование в семье», консультации «Правила экологической безопасности», «О чём говорят растения», памятка для родителей «Запомните эти правила».
2. Помощь родителей в приобретении инвентаря, посевного материла для огорода на окне.
3. Предложение для родителей посадить вместе с ребенком свой «огород на окне» для закрепления знаний о растениях (овощах).
16. Анализ результативности.
По реализации проекта «Витамины на окне. Травянчик» были получены следующие результаты:
1. Дети получили знания о том, что растения живые, их поливали, сажали, выращивали из семян.
2. С помощью исследовательской работы дети выявили многообразие и разнообразие посевного материала, свойства почвы, строение растений.
3. В группе был создан огород на окне.
4. Вели наблюдения за растениями на подоконнике и записывали в дневник наблюдений вместе с воспитателем.
5. Дети принимали участие в практической деятельности по выращиванию огородных и декоративного растений на подоконнике.
6. Дети стали более уважительно относиться к труду.
7. Все участники проекта (дети, воспитатель, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
Итог проектной деятельности.
Дети узнали, что все растения живые и для их роста и развития необходимы определенные условия.
В процессе реализации проекта дети на опыте убедились, какие условия необходимы для роста и развития растений. По мере своих сил и возможностей они участвовали в уходе за посадками, радовались первым всходам, наблюдали, как растет лук, посаженный ими собственноручно. Участвовали в процедуре полива Травянчика, наблюдали за ростом побегов. На протяжении всего проекта у детей формировалось чувство ответственности и значимости своего труда, зеленые перышки лука дети употребляли в пищу во время обеда.
Во время реализации проекта был расширен кругозор и мыслительная деятельность детей.
Благодаря нашему проекту «Витамины на окне. Травянчик» дети научились уважать и свой, и чужой труд, беречь растения, ухаживать за ними. Узнали, что такое забота и ответственность.
Список литературы:
Программа «От рождения до школы», Под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. С. Н. Николаева «Методика экологического образования».
Методическое пособие «Планета - наш дом», И. Белавина, Н. Найденская.
«Экологические проекты в детском саду», О. М. Масленникова, А. А. Филиппенко.
«Проектная деятельность старших дошкольников», В. Н. Журавлева.
«Добро пожаловать в экологию!» О. А. Воронкевич
«Экология для самых маленьких. Книга для родителей и детей 4-5 лет» Т. П. Богданец
Интернет ресурсы.
«Опытно – исследовательская деятельность», О. В. Дыбина.
«Игры – занятия для дошкольников», О. В. Дыбина.
«Творим, изменяем, преобразуем», О. В. Дыбина.
«Формирование основ безопасности у дошкольников», К. Ю. Белая.
«Сборник дидактических игр по ознакомлению с окружающим миром», Л. Ю. Павлова.
«Развивающие игры для детей», Е. Н. Михина.
«Конструирование и художественный труд в детском саду», Л. В. Куцакова.
«Занятия по изобразительной деятельности», Т. С. Комарова.
«Ознакомление с природой в детском саду», О. А. Соломенникова