Лапшова галина
Проект «Весёлый огород» в младшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Экологический проект «Веселый огород» во второй младшей группе
Экологический проект «Веселый огород» во второй младшей группе
I. Аннотация проекта
Тип проекта : познавательный.
Вид проекта : групповой, исследовательский, творческий.
Участники проекта : дети II младшей группы, воспитатель группы, родители.
Публикация «Проект „Весёлый огород“ в младшей группе» размещена в разделах
- Огород. Проекты, проектная деятельность
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2019
Социальная значимость проекта : приобщение детей к работе по выращиванию вместе со взрослым зелени на подоконнике в весеннее время, развивать целеустремленность, наблюдательность, воспитание интереса к миру растений.
Цель проекта : формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Выполнение проекта :
Проект реализуется в три этапа – подготовительный, основной, заключительный.
Основные мероприятия проекта :
• Цикл познавательных занятий (элементарные научные сведения) по изучению культурных и декоративных растений.
• Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания огородных и декоративных культур.
Продолжительность проекта : краткосрочный (март-май 2018г.)
Дальнейшее развитие проекта : проектная организация планируется и в последующих возрастных группах с посадкой новых огородных культур.
II. Обоснование социальной значимости проекта
Проблема: Во время бесед с детьми, выяснила, что дети хорошо знают названия овощей, как они выглядят, где растут, а вот из чего и как появляются, и какие условия для этого необходимы, дети знают слабо.
Проект «Веселый огород» поможет сформировать первоначальные представления о взаимосвязях в природе, условиях, необходимых для выращивания овощных культур в группе на подоконнике.
Актуальность проекта : Многие родители, имеющие свои огороды (дачи, не подозревают, что зеленое царство начнет вызывать огромный интерес ребенка, если взрослые научат наблюдать за растением, видеть в зеленом ростке особое живое существо, жизнь которого целиком зависит от того, получает он уход или нет. Только с помощью взрослых дошкольник может понять, что жизнь растения зависит от наличия тепла, света и хорошей почвы, научится отличать здоровое и сильное растение от слабого, хилого, требующего «лечения». Научившись понимать состояние растений, ребенок будет сочувствовать и ухаживать. Таким образом, решаются задачи познавательно-исследовательского, социально-личностного, эстетического развития ребенка. Маленькие дети любят действовать. Мир вокруг себя они познают практически, а свои действия с наблюдениями за результатами. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность. А это очень важные качества для обучения ребенка в школе. Однако проблема состоит в том, что дети младшего дошкольного возраста в недостаточной степени имеют представления о растениях, о том, где они растут, о необходимых условиях их роста, их интерес к познавательно-исследовательской деятельности недостаточно развит. Чтобы удовлетворить детскую любознательность, привить первые навыки активности и самостоятельности мышления, я постаралась создать условия для поисково-исследовательской деятельности детей. Ознакомление с ростом и развитием растений можно осуществлять в весенний период, выращивая в помещении детского сада различные культуры из семян и луковиц, используя для этого огород на окне.
Тема: Разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей младшего возраста и объема информации, которая может быть ими воспринята. Этот проект ориентирован на приобретение детьми опыта собственной опытно – исследовательской деятельности, осознание детьми своих интересов, формирование умений их реализовывать, приобретение и применение детьми новых знаний в жизни.
III. Цели проекта
Цель проекта : формирование экологической культуры у детей и родителей, создание условий для познавательного развития детей через проектно – исследовательскую деятельность и организацию художественно-продуктивной творческой деятельности.
Вовлечение родителей в совместную исследовательскую деятельность.
Задачи проекта :
Интеграция образовательных областей: «Социально - коммуникативной», «Речевой», «Познавательной», «Физической», «Художественно - эстетической».
Для работы с детьми:
«Социально – коммуникативная область»
- формировать коммуникативные навыки,
- формировать умение самостоятельно выражать собственное мнение об услышанном и увиденном,
- развивать уверенность в своих возможностях,
- развивать активность и самостоятельность.
«Познавательная область»
- развивать познавательно – исследовательскую деятельность через: расширение кругозора ребенка, опытно – экспериментальную деятельность.
«Речевая область»
- развивать способность понимать речь, развивать разговорную речь,
- продолжать формировать словарь.
«Художественно – эстетическая область»
- развивать навыки продуктивной деятельности,
- развивать эстетическое восприятие предметов.
Для работы с родителями:
- заинтересовать родителей в совместной деятельности: воспитатель-родитель-ребенок на подготовительном этапе,
- выполнять совместные задания по проекту.
Для педагога:
- овладеть методом проектов как технологией и как деятельностью по самоорганизации профессионального пространства,
- выстроить стратегию руководства проектом во взаимодействии с родителями, детьми,
- сформировать предметно – развивающую среду для проекта.
IV. Методология проекта
Основные этапы и направления реализации цели проекта :
Подготовительный этап Основной этап
Заключительный этап
Деятельность педагога:
• Беседы с детьми (выявление уровня знаний об овощах).
• Составление плана работы над проектом.
• Сбор материала необходимого для реализации проекта.
• Чтение художественной литературы (потешек, пословиц, поговорок, песен, связанных с огородом и овощами).
• Организация предметно – развивающей среды по теме проекта.
• Изготовление дидактических игр и пособий.
Деятельность детей:
• Рассматривание иллюстративного материала, муляжей овощей по теме проекта.
Взаимодействие с семьей:
• Сбор необходимого материала для создания огорода.
• Совместное обсуждение мероприятий по выполнению проекта. Деятельность педагога:
• Беседа с детьми познавательного характера.
• Организация предметно – развивающей среды по теме.
Деятельность детей:
• Посадка семян баклажан, лука, капусты, перца в землю.
• Уход за растениями - полив, рыхление.
• Игровая, двигательная деятельность.
• Участие в практической деятельности.
• Лепка овощей из пластилина и рисование.
• Отгадывание загадок про овощи и фрукты.
Совместная деятельность взрослых и детей:
• Рассказы воспитателя, чтение детской художественной литературы.
• Различные виды изобразительной деятельности по тематике.
• Сбор коллекций семян.
• Рассматривание дидактических картинок, иллюстраций об овощах.
• Труд в огороде. Деятельность педагога:
• Итоговая беседа с детьми (анализ проделанной работы).
.
Деятельность детей:
• Участие в итоговой беседе о проделанной работе.
Распространение опыта:
• Ознакомление педагогов МБДОУ с удачно выполненной работой на итоговом педсовете.
• Оформление альбомов, фотовыставок для родителей.
Комплексно – тематический план по реализации проекта :
Этапы Продуктивная деятельность Познавательная деятельность Трудовая деятельность Наблюдения, экспериментальная деятельность Чтение художественной литературы Игровая деятельность Работа с родителями
Подготовительный Лепка «Овощи большие и маленькие»
Беседы:
«Что такое огород и что на нём растёт»,
«Что такое «Огород на окне». Чтение сказки: «Репка»
Разучивание с детьми стихов, загадок. Дидактическая игра: «Чудесный мешочек»
Настольная игра: «Овощи»
Рассматривание иллюстраций с изображением различных растений, которые можно вырастить на подоконнике Ознакомить родителей с темой проекта и его задачами.
Основной Раскрашивание картинок
Рисование «Лук от всех недуг»
Аппликация «Мой помидор, огурец», «Капуста»
Коллективное панно «Овощи»
Отражение результатов по наблюдениям Рассматривание схемы «Как сажать?», «Что нужно для роста?»
Экологические занятия по темам:
• «Во саду ли, в огороде»
• «Поход на сказочный огород» ТРИЗ
Витамины
«Знакомство с алгоритмом по уходу за растениями»
Полив, уход за растениями Отбор и посев семян
Наблюдения за овощными культурами
Опытно-экспериментальная деятельность:
схема роста лука, подсолнечника
Сбор коллекции семян Чтение сказок:
«Вершки и корешки», «Пых».
Инсценировка – игра «Однажды хозяйка с базара пришла»
Рассказ детей по теме: «А у нас в огороде»
Разучивание с детьми стихов, загадок, пословиц и поговорок об овощах
Рассматривание картинок, иллюстраций Рассматривание различных семян
Дидактические игры: «Чудесный мешочек», «Четвертый лишний», «Собери целое», «Отгадай по вкусу», «Разрезные картинки».
Настольные игры «Парные картинки», «Овощи».
Сюжетно - ролевая игра «Овощной магазин»
Двигательная деятельность
Консультация для родителей
«Витамины для детей»
Магия овощей – оформление папки передвижки
Заключительный
Итоговые беседы с детьми, сбор урожая, создание коллекции семян,
оформление фотовыставки
Ресурсное обеспечение.
1. Подборка методической и художественной литературы и иллюстраций.
2. Экологический уголок.
3. Методический инструментарий: конспекты занятий, картотека дидактических игр и т. д.
4. Технические средства: ноутбук, магнитофон, фотоаппарат и т. д.
Предполагаемое распределение ролей в проектной группе
Воспитатель: занимается подбором нужного материала, организует образовательные ситуации (посадка культур, эффективно развивает творческое и познавательное мышление детей дошкольного возраста, и привлекает родителей воспитанников для пополнения развивающей среды группы и знаний дошкольников.
Дети: участвуют в познавательной деятельности, занимаются наблюдением за прорастанием огородных культур.
Родители: приобрели землю, семена, материал для ухода за посадками, организовали развивающую среду для эффективного размещения в группе.
V. Рабочий план реализации проекта
Этапы реализации проекта :
Подготовительный
(1 – 2 неделя марта) Основной
(март - апрель) Заключительный
(2 неделя мая)
1. Определение цели и задач проекта.
2. Анализ имеющихся условий в группе, детском саду.
3. Сбор информационного материала о растениях (загадки, поговорки, стихотворения).
4. Разработка комплексно - тематического плана работы.
5. Создание условий для организации работы в «огороде на окне». 1. Рассматривание семян (укропа, капусты, баклажан, перца) посадка семян и лука.
2. Исследовательская и практическая деятельность детей по изучению особенностей выращивания культурных насаждений:
• подготовка почвы, приобретение семян, посадка, полив, рыхление;
• оформление огорода на окне;
• наблюдение за растениями.
3. Отражение результата
через художественно-творческую деятельность. 1. Анализ полученных результатов, итоговые беседы с детьми.
2. Составление фотоальбома «Веселый огород».
3. Оформление лэпбука.
4. Оформление фотовыставки для родителей.
5. Презентация проекта «Веселый огород!».
VI. Ожидаемые результаты
Предполагаемые результаты: Из семечка, луковицы, зернышка можно вырастить растение. Создав огород на окне, мы вырастим лук, укроп и капусту. У детей появится интерес к растениям. Они смогут различать некоторые виды растений, узнают много интересного из жизни растений, исследуют опытным путем условия, необходимые для их роста. Дети научатся вести наблюдения и делать первые выводы. Практической деятельностью является непосредственное участие детей в ходе за растениями. Приобщение к посильному труду по уходу за растениями – это, прежде всего развитие таких качеств, как ответственность за выполнение поручения, за полученный результат, обязательность, целеустремленность.
Прогноз негативных последствий: Незаинтересованность родителей помогать в реализации проекта. Недостаточно материалов для создания огорода на подоконнике. Недостаточно фотографий для оформления стенгазеты «Есть у нас огород – посмотрите, что растёт. Дети не посещают ДОУ по болезни. Не все родители помогают педагогу в воспитательном процессе.
VII. Перспективы дальнейшего развития проекта
Наш проект подтвердил, что и в дальнейшем необходимо способствовать слиянию ребенка с природой родного края, формировать эстетическое отношение к ней, углублять знания, совершенствовать навыки, поддерживать индивидуальность каждого ребенка. И тогда ребенок проявит интерес к исследовательской, познавательной деятельности, будут самостоятельно и творчески осваивать новые способы исследований для более точного результата.
В дальнейшем планируем проводить данный проект в последующих возрастных группах, так как в ходе проекта расширились представления детей о растениях, как живых организмах, об условиях, необходимых для роста и развития, развилось эстетическое чувство, умение радоваться красоте выращиваемых растений и результатом своего труда. Дети научились наблюдать, стали бережнее относиться к растительному миру, правильно взаимодействовать с растениями по принципу «не навреди». Все участники проекта (дети, воспитатели, родители) получили положительные эмоции от полученных результатов.
VIII. Библиографический список:
1. Николаева С. Н. «Юный эколог» Программа экологического воспитания дошкольников. - М. : Мозайка – Синтез, 2002г.
2. Симонова Л. Н., Шлыкова Н. С., Шелковкина Н. А. Современные педагогические технологии образования детей дошкольного возраста: методическое пособие. – Екатеринбург: ИРО, 2013г.