ольга бушина
Проект «Веселые пальчики» для детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Тренируем пальчики! Развитие речи детей раннего возраста средствами сенсомоторной деятельности
Актуальность: на основе обследования детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если развитие движений пальцев отстаёт, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Публикация «Проект „Веселые пальчики“ для детей раннего возраста» размещена в разделах
Цель проекта : Развитие речи детей раннего возраста, а также сенсомоторной деятельности посредством дидактических игр.
Тип проекта :
• Информационно-практико-ориентированный
• Межгрупповой
• Долгосрочный
Задачи:
1 Совершенствовать предметно – развивающую среду группы для развития сенсомоторики и развития речи, развивать сенсорные способности у детей раннего возраста посредством дидактических игр и игрушек.
2 подготовить методический материал по данной теме, картотеки игр;
3 развивать мышцы пальцев рук с помощью различных игр;
4 для родителей показать способы и приёмы проведения пальчиковой гимнастики;
5 Развитие интереса детей к совместному со взрослым и самостоятельному обследованию предметов, разнообразным действиям с ними.
6 развивать речь детей, расширять словарный запас, учитывая возрастные и индивидуальные особенности ребёнка;
Участники проекта :
-Воспитатели
-Дети
-Родители и другие члены семьи.
Предполагаемый результат:
1. Дети проявляют интерес к пальчиковой гимнастике, увеличился словарный запас, возросла речевая активность детей в различных видах деятельности;
2. Родители получили необходимые знания по данной теме, стали более информированными в вопросе проведения игр с детьми дома.
3. Кисти рук и пальцы приобретут силу, хорошую подвижность и гибкость, а это в дальнейшем облегчит овладение навыком письма.
Средства достижения поставленных задач:
-применение игр во время досуга детей;
-использование дидактических игр на занятиях, на прогулке и т. д. ;
-информационные листы для родителей;
-разучивание стихов, потешек;
-использование атрибутов к играм по развитию сенсорных способностей.
-Организация предметно-развивающей среды по мелкой моторике в группе.
Первое, с чем сталкивается ребёнок, попадая в группу– это предметно-развивающая среда.
В группе в свободном доступе должно находиться множество игр, пособий и игрушек по развитию сенсорики. Это разнообразные мозаики; конструкторы разной формы, размеров, фактуры; различные пособия по расстёгиванию и застёгиванию пуговиц; несколько вариантов шнуровки.
Очень эффективны для развития руки и пальцев, а также обследования предметов разнообразные мячики: каучуковые, колючие, рефлёные, мягкие (набитые пластмассовыми пульками); различные можжевеловые палочки, металлические массажные кольца. Это прекрасные атрибуты для массажа и самомассажа.
Желательно, чтобы в группе были такие предметы, как:
• кистевые эспандеры для развития мышечной кисти руки;
• прищепки бельевые для развития координации движений пальцев рук (солнышко, ежик, елочка и др.)
• клавиатура старого компьютера, кнопочного телефона для развития дифференцированных движений пальцев рук;
• кастаньеты для отстукивания ритма;
•подушечки или мягкие игрушки, наполненные фасолью или горохом, для самомассажа кистей; игры с природным материалом;
• «моталочки»-верёвки, соединённые в центре (иногда с помощью игрушки или деревянного шарика, к концам которых прикреплены ручки, для выработки координации вращательных движений;
• грецкие орехи и шишки, шарики «суджок»; для массажа;
• «липучки» (картинки с липучкой на изнаночной стороне или магнитом) ;
Этапы проекта :
I. Подготовительный этап:
-Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата;
-Изучение методической литературы по данной теме:
-Подготовка наглядного материала:
-письменных консультаций, стендов информации;
-современных, многофункциональных игр для развития мелкой моторики рук.
II. Основной этап реализации проекта :
-составление перспективного плана проведения пальчиковой гимнастики с ребенком;
-разработка рекомендаций по проведению пальчиковой гимнастики;
-обучение родителей проведению пальчиковой гимнастики с ребенком;
-включение пальчиковой гимнастики в конспекты занятий, комплексы утренней гимнастики, в сценарии утренников, в утренние и вечерние отрезки времени.
Работа с родителями:
-выставки игр и атрибутов по развитию мелкой моторики рук детей;
-консультации индивидуальные и групповые «Речь и пальчики», «Как правильно проводить с ребёнком пальчиковые игры», «Пальчиковые шаги»;
-беседы с родителями «Дети и мелкая моторика рук»;
-дни общения (ответы воспитателя на интересующие родителей вопросы);
-папка-передвижка «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить»
-помощь родителей в изготовлении игр и атрибутов для развития мелкой моторики рук детей
III. Заключительный этап
План выполнения проекта
1. Изучение тематики, формулировка проблемы.
Цель: Стимулировать речевое развитие, психические процессы через тренинг движения пальцев рук детей.
2. Составление перспективного плана проведения пальчиковых игр для педагогов и родителей. Систематизировать использование пальчиковых игр в работе с детьми, направленное на поиск креативных путей повышения качества работы на уровне современных дошкольных требований.
3. Включение воспитателем пальчиковых игр в конспекты разных видов занятий, в утреннюю гимнастику, физминутки, в свободную деятельность детей. Способствовать снятию напряжения рук и губ, снятию умственной усталости, а также дать ощутить детям радость телесного контакта.
4. Консультации для родителей (индивидуальные) на тему: «Пальчиковые шаги», «Речь и пальчики». Рассказать родителям о системе работы, ответить на все интересующие их вопросы.
5. Папка-передвижка для родителей на тему: «Чтобы чётко говорить – надо с пальцами дружить». Заинтересовать родителей актуальностью данной темы, сделав их единомышленниками в осуществлении данного проекта.
6. Консультации на стенде информации: «Почему с детьми надо проводить речевые пальчиковые игры?», «Как проводить с ребенком речевые пальчиковые игры». Пополнить педагогические знания родителей, помочь им стать более информированными.
7. Выставка для родителей дидактических игр и пособий по развитию мелкой моторики рук детей. Акцентировать внимание родителей на значимости их помощи. Отметить успехи активных родителей, занимающихся с детьми пальчиковыми играми.
8. Анализ проделанной работы по проекту «Время подводить итоги». с родителями. Совместно с родителями выявить положительные результаты проделанной работы, проанализировать недостатки.
Используемая литература.
1, Гаврилова пальчиками - развиваем речь. Москва: «Рипол плассик», 2008;
2) Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие под-сказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
3) альчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
4) Драко пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
5) мные ручки. Пальчиковые потешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;
6) Анищенкова гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Вла-димир: «Астрель», 2006;