Екатерина Елизаренко
Проект «Веселые пальчики»
▼ Скачать + Заказать документы
ПРОЕКТ «Веселые пальчики»
«Истоки способностей и дарований
детей – на кончиках их пальцев.
Чем больше уверенности в движениях
детской руки, тем тоньше взаимодействие руки
с орудием труда, сложнее движения,
ярче творческая стихия детского разума.
А чем больше мастерства в детской руке,
тем ребенок умнее…»
В. А. Сухомлинский
Введение
Публикация «Проект „Веселые пальчики“» размещена в разделах
- Мелкая моторика
- Пальчиковые игры. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» октябрь 2024
Актуальность проблемы: уже давно ни для кого не секрет, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей восприятия, внимания, памяти, мышления и речи. Дети, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. Пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека.
Поэтому очень важно уже с самого раннего возраста развивать у ребёнка мелкую моторику. Но просто делать упражнения малышу будет скучно – надо обратить их в интересные и полезные игры.
Наряду с развитием мелкой моторики развиваются память, внимание, а также словарный запас вашего малыша.
Мелкая моторика рук – это разнообразные движения пальчиками и ладонями.
Актуальность работы по развитию мелкой моторики детей раннего возраста обусловлена и возрастными психологическими и физиологическими особенностями детей: в раннем и младшем дошкольном возрасте интенсивно развиваются структуры и функции головного мозга ребенка, что расширяет его возможности в познании окружающего мира. Организуя разнообразную деятельность детей с предметами, игрушками и природными объектами, важно активизировать у детей сенсорные основы познания, учить малышей использовать разные органы чувств для получения информации об окружающем мире: зрение, слух, обоняние, тактильные ощущения.
Цель проекта : создание условий для развития мелкой моторики и координации движений пальцев рук.
Задачи проекта :
1. совершенствовать предметно - развивающую среду для развития мелкой моторики;
2. развивать мелкую моторику пальцев рук у детей раннего возраста через использование разнообразных форм, методов и приемов;
3. развитие способности координированной работы рук со зрительным восприятием;
4. развивать эмоциональную отзывчивость;
5. развивать коммуникативные навыки.
Формы реализации проекта :
1. Занятия;
2. Беседы;
3. Оснащение предметно-пространственной среды;
4. Работа с родителями.
5. Развивающие, дидактические игры.
Методы работы:
• Индивидуальный;
• Групповой;
• Практический;
• Наглядный.
Этапы реализации проекта
1 этап – подготовительный
1. Изучение эффективных технологий и методик по развитию мелкой моторики рук и речи.
2. Выбор путей реализации проекта.
3. Мониторинг уровня развития мелкой моторики рук и речи.
2 этап - основной
1. Составление перспективного плана работы по развитию мелкой моторики рук и речи на основе тематического планирования с подбором материала:
- упражнения с элементами самомассажа;
- упражнения для кисти рук;
- игры и упражнения с различными предметами;
- статические упражнения;
- динамические упражнения;
- пальчиковые игры;
Пополнение развивающей среды в группе играми и пособиями для развития мелкой моторики рук и речи в образовательной и самостоятельной деятельности.
2. Работа с детьми:
- игры с предметами;
- шнуровки;
- картотека пальчиковых игр;
- игры с бумагой;
- игры с крупой;
- игры с карандашами, пуговицами, природным материалом;
- нетрадиционная техника рисования.
3. Работа с родителями:
- анкетирование «Развитие мелкой моторики в раннем возрасте»;
- консультации:
«Что такое пальчиковый театр»;
«Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста»;
«Развитие мелкой моторики»;
«Расскажи стихи руками»;
- мастер-класс «Волшебные пальчики»;
- Практические рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики рук у малышей с использованием подручного материала
- «Развитие мелкой моторики в быту»;
- «Дни общения» (индивидуальные беседы);
- изготовление пособий по развитию мелкой моторики;
- «Развиваем пальчики». Родительское собрание для родителей детей раннего возраста.
3 этап – заключительный (анализ проделанной работы) :
- удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями;
- родители принимали активное участие в реализации проекта;
- научились способам изготовления игр из бросового материала;
- делились своим опытом по изготовлению развивающих игр.
В ходе этих игр развиваются следующие движения:
• хватание: ребенок учится захватывать предмет, действуя целенаправленно (правильно определяет место предмета в пространстве (направление и расстояние, учитывает форму, величину предмета (маленькие предметы ребенок хватает одной рукой или щепотью, большие — двумя руками);
• соотносящие действия: ребенок учится совмещать два предмета или две части одного предмета; принцип соотносящих действий лежит в основе многих дидактических игрушек — пирамид, матрешек и др;
• подражание движениям рук взрослого: это умение лежит в основе формирования многих полезных навыков ручных действий;
• движения кистей и пальцев рук.
Кроме того, занятия мелкой моторикой окажут благотворное влияние на общее развитие ребёнка, помогут ему стать более самостоятельным и уверенным в себе.
Описанные ниже упражнения с использованием различных предметов ребенок может выполнять самостоятельно; они помогут развить силу рук, чувствительность ладоней.
Ожидаемые результаты:
дети:
- развитие мелкой моторики;
- развитие речи;
- сформированность устойчивого интереса к дидактическому материалу;
- развитие двигательной активности;
- повышение уровня концентрации внимания, памяти;
- развитие пространственной ориентации.
родители:
- вовлечённость во взаимодействие с педагогами по вопросу развития речи.
- повышение компетентности в вопросе развития речи детей и применения различных методов и приёмов, направленных на развитие мелкой моторики.
педагог:
- повышение теоретического уровня и профессионализма;
- внедрение современных методов и технологий по развитию речи и мелкой моторики;
- самореализация.
Работая над проектом : было проведено родительское собрание по данной теме где рекомендовала и наглядно показала с какими предметами можно в домашней обстановке играть детям и развивать мелкую моторику рук. Это шишки, горох, фасоль, все это можно представить в виде игры: сделайте красивую коробочку, насыпьте в нее горох, и положите конфетку, а ребенку дать задание найти в коробочке сюрприз! Вот так можно заинтересовать ребенка и конечно же найти ему занятие.
Были показаны пальчиковые игры, родители наглядно увидели, как можно занять ребенка дома, дав ему прищепки (пусть прицепляет их куда угодно, счетные палочки (строит домик, круглые расчески крутит своими ручками. Были и показаны упражнения для ног: сомни бумагу пальчиками ножек, собери платочек ножками. Все эти упражнения доступны и их можно выполнять дома всем вместе.
Удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагога с родителями, родители принимали активное участие в реализации проекта. Научились способам изготовления игр из бросового материала, делились своим опытом по изготовлению развивающих игр.
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
«Веселые пальчики»
1 неделя
Д/и «Угости кукол чаем».
Массаж рук с помощью подручных предметов (карандаш).
Пальчиковая игра «Сорока- белобока».
Упражнения с массажным мячом.
П/игра «Куры и кошка».
Упражнения пальчиковой гимнастики «Вышли пальчики гулять».
Пирамидки.
Игры с прищепками «Елочка», «Ежик».
Показ театра «Колобок».
Самостоятельное одевание и раздевание детей.
Картотека игр.
Папка - передвижка для родителей «Развитие мелкой моторики у детей раннего возраста». Игры и упражнения для развития мелкой моторики.
Проведение родительского собрания.
2 неделя
Лепка «Печенье».
Д/и «Волшебные шнурки».
Упражнения пальчиковой гимнастики «Пальчики здороваются».
Д/и «Собери бусы».
Разрывание бумаги.
Игры с прищепками «Тучка», «Солнышко».
Раскрась картинку.
Показ пальчикового театра «Репка».
Консультация для родителей «Развитие мелкой моторики в быту».
3 неделя
Игры с песком «Найди игрушку».
Массаж рук с помощью подручных предметов (пробки).
Д/и «Волшебные колпачки».
Упражнения пальчиковой гимнастики «Идет коза рогатая».
Д/и «Бусы», «Игрушки для малышки».
Д/игрушка «Божья коровка».
Пальчиковая гимнастика «Дождик», «Зайка».
Игры с прищепками «Осьминог», «Дерево».
Консультация для родителей: «Рекомендации для родителей по развитию мелкой моторики рук».
Показ пальчикового театра «Курочка ряба».
4 неделя
Д/и «Попробуй расстегни», «Пирамидка», «Мозаика».
Пальчиковая игра «Капустка».
Упражнения пальчиковой гимнастики «Пальчики в лесу», «Котёнок».
Сюжетно-ролевая игра «Семья» - оденем куклу на прогулку.
Д/и «Вкладыши», конструктор «Кроха».
Игры с прищепками.
Анкетирование родителей.
Показ пальчикового театра «Репка».
Анализ результатов опыта работы:
- тема разработанного проекта выбрана с учетом возрастных особенностей детей и объема информации, которая может быть ими воспринята, что положительно повлияло на различные виды их деятельности (интеллектуальную, познавательную, художественно-речевую);
- прослеживается положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с разными видами двигательной активности, пальчиковых игр и упражнений и т. д. ;
- возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность детей;
- считаю, что удалось достигнуть хороших результатов взаимодействия педагог- родители-дети. Родители принимали активное участие в реализации проекта;
- дети с удовольствием играют в пальчиковые и дидактические игры;
- в группе собран методический материал, оборудование для успешной работы по развитию речи при помощи разных форм, методов направленных на развитие мелкой моторики.
Благодаря проделанной работе по развитию мелкой моторике пальцев рук, навыки детей становятся более совершенными, виден качественный скачок в развитии детей. Результаты подтверждают и доказывают важность, необходимость и актуальность этого проекта.
Заключение
Вопрос развития мелкой моторики детей довольно актуален. Это неоднократно подчеркивается педагогами, психологами и другими специалистами в области дошкольного образования.
Создавая в группе необходимую развивающую среду, способствующую развитию мелкой моторики, учитывая возрастные особенности детей, получив поддержку и помощь родителей, я смогла добиваться поставленной цели.
Таким образом, в результате проделанной работы пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста способствует формированию интеллектуальных способностей, способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Список используемой литературы:
1. Бардышева, Т. Ю. Разговорчивые пальчики журнал «Для самых-самых маленьких» / Т. Ю. Бардышева. – М., 2001/
2. Белая А. Е. Пальчиковые игры для развития речи дошкольников: Пособие для родителей и педагогов / А. Е. Белая, В. И. Мирясова – М. : ООО «Издательство Астрель», 2002 – с. 46: ил. /
3. Козырева Л. М. Говорю красиво и правильно: развитие речи у детей от рождения до 5 лет. / Екатеринбург: У-Фактория, 2005 г.
4. «Кроха. Программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений» Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова. 2011г.
5. Григорьева Г. Г., Кочетова Н. П., Сергеева Д. В. и др. КРОХА: Метод. рекомендации к программе воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошк. учреждений / [Г. Г. Григорьева, Н. П. Кочетова, Д. В. Сергеева и др. ]. – М. : Просвещение, 2007. – 207 с.