Яна Охапкина
Проект «Веселые буквы»
Актуальность проекта
Одной из главных задач дошкольных образовательных учреждений является подготовка детей к школе. В эту задачу входит, в частности, подготовка к обучению грамоте. В современной литературе представлены разные методики и технологии обучения грамоте (Д. Б. Эльконин, Т. А. Ткаченко, Г. А. Каше, В. Н. Зайцев, О. С. Гомзяк, Н. В. Нищева). Овладение грамотой представляет собой чрезвычайно важный этап в умственном и речевом развитии ребенка. Обучаясь чтению и письму, ребенок осваивает совершенно новые формы умственной и языковой деятельности. До этого момента дети осознают только смысловую сторону речи: предметы и явления, обозначаемые определёнными словами, и содержание, передаваемое словосочетаниями и фразами. У детей с задержкой психического развития (далее ЗПР) не сформированы первоначальные навыки звукового и слогового анализа слов, что особенно важно при обучении детей грамоте, так как служит профилактике нарушений письменной речи при обучении в школе. Поэтому одной из важнейших задач коррекционного обучения дошкольников с ЗПР является обучение грамоте. Ребенку непросто осознать, что такое звук, слог, слово, предложение, если объяснения педагога не подкрепляются иллюстративным материалом. Дети с ЗПР испытывают ряд специфических трудностей, осложняющих процесс обучения грамоте, поэтому при знакомстве с буквами большое внимание уделяется освоение детьми оптического единства звука, соотнесения звука и буквы. Без сравнительно высокого уровня устной речи, развития слухоречевой памяти, сформированности предпосылок к звуковому анализу, невозможно успешно постичь азы чтения и письма. Поэтому разработка образовательного проекта по обучению грамоте в подготовительной к школе группе компенсирующей направленности является наиболее эффективной формой работы по данному направлению.
Публикация «Проект „Веселые буквы“» размещена в разделах
Вид проекта : образовательный, творческий, коллективный, долгосрочный.
Продолжительность проекта : октябрь — май
Участники проекта : воспитанники подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ЗПР в возрасте от 6-ти до 7-ми лет, учитель-логопед, воспитатели, родители.
Цель: Развитие речевых, познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления с буквами русского алфавита, их акустическом образе и графическом изображении.
Задачи:
Для детей:
Формирование навыков звукового анализа и синтеза, фонематического слуха и восприятия.
Ознакомление детей с буквами русского алфавита.
Формирование представлений детей о том, чем звук отличается от буквы.
Формирование навыка составления и чтения слогов, слов с пройденными буквами.
Формирование навыка составления и выкладывания букв из палочек, мозаики, шнуровки, конструктора; изображения из пластилина, глины, соленого теста, способ аппликации и оригами; рисования на бумаге, на песке.
Обучение узнаванию «зашумленных» изображений букв; букв, изображенных с недостающими элементами.
Воспитание самостоятельности, инициативности, любознательности у детей в процессе совместной деятельности с взрослыми.
Для родителей:
Повышение эффективности коррекционной работы по подготовке детей к обучению в школе посредством взаимодействия с родителями.
Познакомить родителей с играми и упражнениями для более легкого запоминания детьми букв и различения их среди других букв;
Для педагогов:
Знакомство со специальными методами и приемами в проведении игр и упражнений по ознакомлению детей с буквами русского алфавита.
Предполагаемые результаты:
Для детей: Развитие всех структурных компонентов речи воспитанников группы компенсирующей направленности с ЗПР через организацию традиционных и нетрадиционных форм и методов обучения. Готовность к обучению в школе. Умение читать слоги, слова, короткие предложения на уровне индивидуальных возможностей каждого ребёнка. Умение «печатать» буквы; выкладывать из палочек, мозаики, шнурочков, пуговиц, ракушек, геометрических плоскостных фигур; лепить из пластилина; конструировать из бумаги и конструктора.
Для родителей: Проведение итогового мероприятия для детей и родителей с выставкой творческих работ (объемных букв) и тематических буклетов. Укрепление сотрудничества педагогов ДОУ и семей при подготовке детей к обучению в школе. Организация взаимодействия с семьями воспитанников в рамках проведения мероприятий в целях привлечения родителей к воспитательно-образовательному процессу.
Для педагогов: Разработка и проведение открытых педагогических мероприятий с детьми групп компенсирующей направленности с использованием нетрадиционных форм и методов работы.
Формы реализации проекта : Непрерывная непосредственно образовательная деятельность детей. Самостоятельная деятельность детей. Взаимодействие с родителями. Взаимодействие с воспитателями.
Месяц Тема Работа с детьми Работа с родителями Работа с воспитателями
Октябрь Звуки А, О, У, Ы.
Буквы А, О, У, Ы Игра «Подбери слово с этой буквой».
Выкладывание букв из фасоли
Использование дидактических игр, компьютерных технологий по различению правильной буквы; Консультация: «Развитие фонематического восприятия и навыков звукового анализа слов» Консультация
«Особенности обучению грамоте в компенсирующей группе для детей с ЗПР»;
Звуки М, МЬ.
Буквы М Массаж шариками Су-Джок Выкладывание букв из ниток
Использование дидактических игр, компьютерных технологий по различению правильной буквы;
Звуки Н, НЬ,
Буква Н Игровое упражнение «Кто больше назовет слов»
Выкладывание букв из счетных палочек
Использование дидактических игр, компьютерных технологий по различению правильной буквы;
Звук и буква И
Буква И Игровое упражнение «Что лежит в корзине»
Пальчиковая гимнастика
Выкладывание букв камушков
Использование дидактических игр, компьютерных технологий по различению правильной буквы;
Ноябрь Звуки В, ВЬ,
Буква В, Игровое упражнение «Узнай букву»
Выкладывание букв
Использование дидактических игр, компьютерных технологий по различению правильной буквы;
Звуки П, ПЬ,
Буква П Игровое упражнение «Передай мяч»
Выкладывание букв из пуговиц
Использование дидактических игр, компьютерных технологий по различению правильной буквы;
Звуки С, СЬ.
Буква С
Игровое упражнение «Узнай букву»
Выкладывание букв
Использование дидактических игр, компьютерных технологий по различению правильной буквы;
Звук и буква Л
Игра «Отыщи нужную картинку»
Выкладывание букв
Использование дидактических игр, компьютерных технологий по различению правильной буквы;
Декабрь Звуки Т, ТЬ.
Буква Т.
Игра «Я дарю тебе словечко»
Выкладывание букв
Использование дидактических игр, компьютерных технологий по различению правильной буквы; Консультация «Игровой самомассаж как средство подготовки руки к письму». Консультация «Использование нетрадиционных методов логопедического воздействия в коррекционно-развивающей работе с детьми»
Звуки Р, РЬ.
Буква Р.
Игровое упражнение «Смотри не ошибись»
Выкладывание букв
Использование дидактических игр, компьютерных технологий по различению правильной буквы;
Звуки Г, ГЬ.
Буква Г.
Выкладывание букв
Использование дидактических игр, компьютерных технологий по различению правильной буквы;
Звук К, КЬ.
Буква К.
Игровое упражнение «Будь внимательным»
Выкладывание букв
Использование дидактических игр, компьютерных технологий по различению правильной буквы;
Январь Дифференциация звуков Г-К.
Игровое упражнение «Какого звука не хватает»
Выкладывание букв
Использование дидактических игр, компьютерных технологий по различению правильной буквы; Консультация «Зависимость развития речи от использования пальчиковых игр»
Звук Ш.
Буква Ш.
Игровое упражнение «Кто больше»
Выкладывание букв
Использование дидактических игр, компьютерных технологий по различению правильной буквы;
Дифференциация звуков С-Ш.
Игровое упражнение «Услышишь -хлопни»
Выкладывание букв
Использование дидактических игр, компьютерных технологий по различению правильной буквы;
Февраль Звуки Б, БЬ.
Буква Б.
Игровое упражнение «Назови картинку»
Выкладывание букв
Использование дидактических игр, компьютерных технологий по различению правильной буквы; Разработка наглядного материала «Наши буквы», изготовленных из различного материала для использования в работе педагогами ДОУ
Дифференциация звуков Б-П.
Выкладывание букв
Использование дидактических игр, компьютерных технологий по различению правильной буквы;
Звуки Д, ДЬ.
Буква Д
Игровое упражнение «Какой звук чаще звучит»
Выкладывание букв
Использование дидактических игр, компьютерных технологий по различению правильной буквы;
Март Звук Ч.
Буква Ч.
Игровое упражнение «Найди свою игрушку»
Выкладывание букв
Использование дидактических игр, компьютерных технологий по различению правильной буквы; Консультация «Подготовка руки к письму»;
Звук Ж.
Буква Ж.
Выкладывание букв
Использование дидактических игр, компьютерных технологий по различению правильной буквы;
Дифференциация звуков ш-ж.
Выкладывание букв
Использование дидактических игр, компьютерных технологий по различению правильной буквы;
Звуки Ф, ФЬ. Буква Ф
Выкладывание букв
Использование дидактических игр, компьютерных технологий по различению правильной буквы;
Апрель Звук и буква Ц.
Выкладывание букв
Использование дидактических игр, компьютерных технологий по различению правильной буквы;
Звук и буква Ч.
Игровое упражнение: «Кто быстрее соберет вещи»
Выкладывание букв
Использование дидактических игр, компьютерных технологий по различению правильной буквы;
Звук и буква Щ.
Выкладывание букв
Использование дидактических игр, компьютерных технологий по различению правильной буквы;
Звуки З-ЗЬ.
Буква З.
Выкладывание букв
Использование дидактических игр, компьютерных технологий по различению правильной буквы;
Май Звуки Х, ХЬ.
Буква Х. Выкладывание букв
Использование дидактических игр, компьютерных технологий по различению правильной буквы; Круглый стол «Моя любимая буква»
Презентация своей любимой буквы выполненной совместно с родителями из различных материалов. Организация выставки букв, изготовленных из различных материалов
Альбом с изученными буквами «Веселые Буквы» из различных материалов
Повторение гласных звуков. Выкладывание букв
Использование дидактических игр, компьютерных технологий по различению правильной буквы;
Повторение звуков и букв Выкладывание букв
Использование дидактических игр, компьютерных технологий по различению правильной буквы;
Повторение звуков и букв Выкладывание букв
Использование дидактических игр, компьютерных технологий по различению правильной буквы;