Елена Николюк
Проект «Волшебница зима» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Тип проекта: групповой, творческий, познавательный, исследовательский, интегративный, средней продолжительности.
Участники: дети старшей группы, воспитатели, родители
Актуальность: дети в недостаточной степени имеют представление о характерных явлениях зимней погоды; о свойствах снега, почему ведут себя по-разному животные и птицы. Дети не видят взаимосвязи и взаимозависимости в природе. Не умеют составлять описательный рассказ, так как у них бедный словарный запас прилагательных и глаголов. Не умеют видеть красоту зимнего пейзажа.
Участие детей в проекте поможет максимально обогатить знания и представления детей о зиме, свойствах снега, природных явлениях, развить связную речь, творческие способности, поисковую деятельность.
Цель проекта: расширение и уточнение знаний и представлений детей о живой и неживой природе в зимний период.
Задачи:
1. Закрепить знания детей, о зимних явлениях природы: мороз, снег, иней, гололед, метель, вьюга, пурга и т. д.
2. Развивать связную речь, побуждать детей к словесному описанию изменений в природе в зимнее время года, наблюдательность, память, внимание, слуховое восприятие, мышление, способность чувствовать красоту природы каждого.
3. Учить сравнивать разные времена года, отмечая характерные признаки каждого.
4. Расширить и углубить знания детей о лесе и его обитателях животных и птицах, об одежде людей в разное время года.
5. Воспитывать бережное отношение к деревьям и кустарникам как к живому объекту, бережное отношение к птицам желание помогать им в зимних условиях, уважение к чужому труду.
6. Закрепить знания о зимних развлечениях, забавах.
7. Учить детей отражать полученные знания в рассказах и продуктивных видах деятельности.
8. Развивать интерес к элементарному проведению исследовательских операций.
Планируемые результаты:
В результате проектной деятельности у детей:
-формируется представление о зимних природных явлениях, о свойствах снега, о предназначении теплой зимней одежды, о том, как и где зимуют животные и птицы;
- развиваются творческие способности в разных видах деятельности.
- происходит расширение и активизация речевого запаса в процессе бесед и чтения литературы.
- формируется лексико-грамматический строй речи.
- развивается связная речь детей.
Содержание проекта:
Подготовительный этап:
-Вызвать интерес детей к теме проекта.
-Информирование родителей о реализации данного проекта.
-Подборка методической, справочной, художественной литературы.
-Составление перспективного плана по данному проекту.
-Подбор материала и оборудования для НОД, бесед, сюжетно-ролевых, дидактических игр с детьми, для исследовательской деятельности.
Деятельностный этап:
Познавательное развитие:
Наблюдение за снежинками, за ветром, за погодой, свойства снега, сравнение ели и тополя, за обледенением деревьев, за льдом, за почвой в морозную погоду, за изморозью, за зимним небом, за птицами на участке, за солнцем, за поведение птиц у кормушки, за трудом дворника.
Беседы:
«Зимушка -зима», «Каково лесным жителям зимой?», «Что можно делать со снегом?», «О зимней одежде», «Как люди заботятся о птицах зимой?», «Зимние забавы», «Без чего не бывает Зимы?» «Какие вы знаете зимние виды спорта?»
Экспериментирование
«Как согреть руки», «Свойства снега и льда».
Просмотр презентаций
«Что мы знаем о зиме?», «Птицы зимой», «Как звери готовятся к зиме».
Просмотр мультфильмов
«Зима», «Случилось это зимой», «Снеговик почтовик», «Сказка о снегурочке».
Прослушивание ауди записи сказок «Морозко», «Снегурочка», песен «Зимушка хрустальная», «Пришла зима», «Едут санки».
Художественно - эстетическое развитие:
Конструктивно – модельная деятельность «Снеговик», «Гирлянда».
Рисование «Снежинки», «Белая береза под моим окном».
Аппликация: «Птички прилетели на кормушку и клюют зернышки».
Написание писем Деду Морозу.
Чтение художественной литературы:
«Зимовье зверей», «Заюшкина избушка», «Морозко», «Снегурочка», К. Бальмонт «Снежинка», Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою….», И. Суриков «Зима», Ф. Тютчев «Зима недаром злится», Г. Ладонщиков «Прилетели метели», И. Токмакова «Под Новый год», М. Лапыгин «Снегирь», Е. Русаков «Зима» В. Фитисов «Зима пришла», И. Бурсов «Снежинки».
Речевое развитие:
Заучивание стихотворений о зиме.
Загадки о зиме.
Рассматривание и рассказывание по картинам: «Зима в лесу», «Зимние забавы».
Рассматривание иллюстраций с птицами.
Рассматривание новогодних игрушек и открыток.
Рассматривание картинок с зимними видами спорта.
Проговаривание чистоговорок.
Социально - коммуникативное развитие:
Дидактические игры
Балансир «На льдине», «Подбери новогоднюю игрушку», «Найди пару», «Правильно – неправильно», «Подбери узор», «Разрезные картинки», Лепбук «Зима», «Что умеют делать звери?» «Что изменилось?», «Когда это бывает?», «Сложи снежинку», «Наряди ёлочку», «Оденем куклу на прогулку», «Закончи предложение», «Назови три предмета», «Угадай по следу».
Физическое развитие:
Подвижные игры
«Займи берлогу», «Ледяные фигуры», «Передай рукавичку», «Два мороза», «Передай снежок», «Снежки», «Кто выше подбросит снежок», «Хоккеисты», «Лыжники».
Динамические паузы во время НОД
Дыхательная гимнастика
«Снежный ком», «Подуем на снежинку», «Снеговик веселится», «Вьюга», «Погрейся», «Снеговик веселится».
Гимнастика для глаз
«Елка», «Чудеса», «Глазки», «Ветер», «Снежинки», «Волшебный сон».
Пальчиковая гимнастика
«Мороз», «Ветер северный подул», «Елка», «Спасаемся от мороза», «Снежок», «Белочка», «Снеговик», «Зимние забавы зверей», «Горка, «Спортсмены».
Формы взаимодействия с родителями:
Папка передвижка: «Зимушка -зима»
Памятка: «Безопасность зимой».
«Игры на прогулке», «Давайте поиграем», «Развиваемся играя», «Читаем дома вместе», «Учимся наблюдать».
Изготовление поделок и рисунков на выставку «Новогодняя игрушка - символ года».
Участие в оформлении группы и раздевалки.
Участие в акции «Покормите птиц зимой».
Участие в детско – родительском клубе «Новогодний подсвечник».
Завершающий Этап:
-Оформление выставки творческих работ.
- Участие в выставке «Новогодняя игрушка – символ года».
- Участие в конкурсе «Зимняя сказка» (оформление пространства группы и приемной комнаты к новому году).
- Стенгазета «Признаки зимы».