Самофатова Татьяна Викторовна
Проект «Пасхальный перезвон» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Пасхальный перезвон»
Продолжительность проекта : краткосрочный - недельный
Вид проекта : групповой.
Тип проекта : познавательно – информационный; творческий.
Участники проекта : воспитанники старшей группы, воспитатели, родители.
Возраст участников: 5 лет
Актуальность:
Публикация «Проект „Пасхальный перезвон“ в старшей группе» размещена в разделах
Не секрет, что нам приходится заново учиться праздновать наши традиционные праздники. Когда-то традиции передавались в семье из поколения в поколение – «из уст в уста», «от сердца к сердцу». Народные праздники знакомят детей с существующими традициями и обычаями русского народа, помогают донести до ребнка высокие нравственные идеалы. Мы, взрослые должны познакомить детей с историей нашей Родины, научить пользоваться богатством культурных традиций.
Цель: Приобщение дошкольников к национальной культуре, посредством формирования интереса к традициям празднования христианского праздника «Пасха. Светлое Христово Воскресенье». Воспитывать художественный вкус, любовь и уважение к своей стране и истории русского народа.
Задачи проекта :
1. Продолжать знакомить детей с историей и смыслом главного праздника христианства Пасхой; помочь детям в освоении понятий собственной национальной культуры, которая базируется на православных ценностях.
2. Познакомить с народными играми, традиционно проводимыми в период празднования Пасхи. Систематизировать знания детей о пасхальной атрибутике – разноцветные яйца: крашенки, писанки. Введение в словарь детей с объяснением лексического значения слов «благовест», «кулич», «пасха».
3. Развивать наблюдательность, любознательность; воспитывать уважение к православным праздникам.
4. Развивать творческие умения, необходимые в декоративно - прикладном искусстве. Вызывать желание детей создавать своими руками поделки и в группе, и дома с родителями.
Ожидаемый результат:
Усвоение необходимых знаний по теме «Пасха». Повышение познавательной активности.
Дети получат новые знания, проявления творческой активности в процессе выполнения продуктов деятельности.
Расширение возможности сотрудничества родителей со своими детьми, применяя полученные знания, закрепляя их совместно с детьми в ходе выполнения предложенных педагогом заданий.
Творческое самовыражение воспитанников и их родителей в процессе реализации проекта.
Формы реализации проекта :
1. НОД.
2. Беседы.
3. Игровая и продуктивная деятельность детей.
Первый этап – подготовительный.
Мотивация выбора темы: заинтересовать детей темой проекта, создать необходимые условия для реализации проекта.
Разработка и накопление методических материалов.
Подбор литературы по теме.
Сотрудничество с родителями:
- Оформление папок-передвижек для родителей : по теме «Прекрасен праздник Пасхи», «Пасхальные традиции».
- Консультация «Пасхальные игры на Руси», «Как объяснить ребенку, что такое Пасха?»
- Беседы с родителями о необходимости участия в проекте, о серьезном отношении к образовательному процессу в ДОО.
Второй этап – практический.
Знакомство детей с историей главного праздника христианства Пасхой; с народными играми и их атрибутикой.
Развитие творческого умения.
Проведенные мероприятия:
Беседа на тему «Что такое пасха?», «Почему мы красим яйца?», «История пасхального яйца», «Красный цвет пасхального яйца», «Христосование».
Пасхальные игры «Катание яиц», «За двумя зайцами», «Найди яйцо», «Чье яйцо дольше крутится».
Словесные игры.
Чтение художественной литературы: Я. Полонский "Пасхальные вести", К. Бальмонт "Вербы", С. Есенин "Пасхальный благовест".
Декоративное рисование «Пасхальные яйца».
Аппликация «Пасхальное яйцо из ткани»
Лепка «Петух»
Изготовление из подручных материалов работ - «Курочка наседка», «Символ Пасхи»
Третий этап – заключительный.
Итоговое мероприятие: Выставка творческих работ (дети совместно с родителями) - «Пасхальный перезвон»
Вывод: Пасха – самый радостный и большой праздник христиан, празднование которого становится традицией и в нашем детском саду. Дети имеют представление об этом празднике, о росписи яиц, о старинных играх – забавах. Дети и родители проявили большой интерес к подготовке праздника Пасхи, с удовольствием принимали участие в творческой выставке.
Приобщая детей к русской народной культуре, мы сохраняем накопленные поколениями богатейший опыт, традиции, ценности, умения и знания, развиваем личность каждого ребенка.
Результаты проекта :
В заключении хочется отметить, что все поставленные задачи решены.
Дети знают историю и традиции праздника Пасхи, значения слов «благовест», «кулич», «пасха». Проявляют интерес к русской национальной культуре.
С удовольствием играют в народные игры, с желанием создают своими руками разнообразные поделки.
Проведенная работа с родителями плодотворно повлияла на совместную деятельность с детьми по теме проекта.
Приложение:
Беседа: «Христосование»
На Пасху принято христосоваться. Старые и молодые, дети и взрослые, мужчины и женщины целуют трижды друг друга. Принято, чтобы младшие словами "Христос Воскресе! " приветствовали первыми, а старшие отвечали им : "Воистину Воскресе! ".
Мы делаем так потому, что радость Воскресения Христова переполняет нас, а песнопения Пасхальной службы учат, что все люди действительно братья, и от радости мы больше не помним ни врагов своих, ни обидевших нас.
«Пасхальные игры на Руси»
Цель: продолжать знакомить детей с историческим прошлым русского народа и его традициями проведения пасхальных игр.
Игра «Найди яйцо» : воспитатель показывает детям яйцо-писанку, после чего предлагает им закрыть глаза, а в это время прячет яйцо в группе. Желательно положить его на видное место. Затем детям предлагается найти писанку.
Игра «Катание яиц» : воспитатель раскладывает небольшие сувениры и устанавливает небольшую самодельную горку или доску. Ребенок берет в руки яйцо и скатывает его с горки. К какому сувениру прикатится яйцо, тот подарок получает ребенок.
Игра «За двумя зайцами» : воспитатель берет три крашеных яйца. Два кладет рядом. А третье предлагает запустить детям так, чтобы оно попало в эти два и они раскатились в разные стороны. Дети «болеют» друг за друга.
Игра на развитие дыхания «Курица с яйцами»
Беседа на тему «Что такое пасха?»
Как люблю я праздник Пасхи!
Приготовлюсь к четвергу
Бабушка яички красит,
Я ей тоже помогу.
На скорлупке хрупкой, тонкой
Для людей, для красоты
Крашу кисточкой тихонько:
Крестик, солнышко, цветы.
В светлый праздник Воскресенья
Подарю своим друзьям
По яичку, с поздравленьем
И скажу: «Раскрасил сам»
16 апреля мы будем встречать христианский праздник - Пасха. Этот праздник – победа жизни над смертью, праздник любви, мира и светлой жизни. Когда-то давно Господь послал на Землю своего сына - Иисуса, который должен был научить народ смирению и любви. Христос принес себя в жертву, чтобы показать людям истинную любовь – это любовь к Богу. Своей смертью, а затем воскрешением, Христос поведал людям, что жизнь не заканчивается смертью. Неизбежный конец жизни приводит к встрече с Богом. Вот это воскрешение – победу над смертью и празднуют люди каждый год весной – и называется этот праздник Пасха. Всю неделю, предшествующую Пасхе, называют Страстной. Особо выделяют последние дни Страстной недели – Чистый Четверг (день очищения от грехов, Страстная Пятница (упоминание о распятии и смерти Иисуса Христа, Великая Суббота (день печали, и Светлое Воскресение Христово – праздник жизни и победы над смертью. Начиная с Чистого Четверга мы начинаем готовиться к встрече Пасхи – сначала убирать дом, а потом красим яйца и печем куличи. Праздник Пасхи продолжается целую неделю. И называется эта неделя по-разному - пасхальной, светлой, святой. Люди ходят друг к другу в гости, веселятся. В городах качались на качелях, каруселях, играли в горелки. В деревнях устраивали игры, хороводы. Люди думали о будущем урожае и посевных работах и чтобы пробудить землю от зимнего сна, чтобы был хороший урожай катали по земле крашеные яички.
Беседа «История пасхального яйца»
Яйцо – символ Пасхи, символ возрождения, символ новой жизни, чистой, светлой, символ надежды.
В древности сложилась такая легенда: «Был вначале род человеческий заключен в яйце. Был он семенем не пророщенным, почкой нераскрывшейся, но конец пришел заточению. Род родил любовь - Ладу Матушку. Любовью мир наполнился».
По преданию, обычай крашения яиц ведет свою историю с I века по Рождестве Христовом… Одна из учениц Христа, святая Мария Магдалина, с проповедью веры пришла в Рим и, попав во дворец императора Тиберия, стала рассказывать ему о Воскресении Христовом. В те времена было принято, посещая императора, приносить ему что–либо в дар; святая Мария была бедна и принесла в дар правителю Римского государства обычное куриное яйцо. Выслушав ее, император не поверил святой и сказал: “Как может кто–то воскреснуть из мертвых? Это так же невозможно, как если бы это яйцо стало красным”. И тут же на глазах императора совершилось чудо: яйцо само по себе сменило цвет на красный, свидетельствуя этим истинность Христова Воскресения. С тех пор христиане стали на Пасху окрашивать яйца и дарить их друг другу со словами пасхального приветствия : “Христос воскресе!”
В древнейших представлениях многих народов мира яйцо воплощало в себе источник жизни. Так, финны, древние персы, индусы, византийцы, прибалтийские народы, а также греки и римляне считали, что Вселенная возникла из яйца. Геродот записал предание, в котором говорилось, что мир создан из яйца птицы Феникс, помещенного в святилище Гелиоса.
В одной из русских рукописей «О яйце свидетельство Иоанна Дамаскина» сказано: «Небо и земля по всему подобны яйцу - скорлупа аки небо, плева аки облака, белок аки вода, желток аки земля».
Пасхальные яйца традиционно окрашивались не только в красный и золотистый цвета, но и расписывались всеми цветами радуги растительным или геометрическими орнаментами, что по своему ритуальному значению одно и то же.
Обереги эти везде на Руси называли по-разному:
«крашенками» - окрашенные в один цвет, например, красный, синий, зеленый;
«крапинками» - исполненные «в крапинку», пятнами;
«писанками» - расписанные узорами.
Беседа «Почему мы красим яйца?»
«Царь – день», или «Велик – день» - так называли праздник Пасхи в народе. Пасха это день всеобщего равенства, любви и милосердия. Люди приветствовали друг друга словами «Христос воскрес», в ответ звучало «Воистину воскрес», трижды целовались, дарили друг другу красные яйца. Этот обычай очень давний; Христос дал нам жизнь, а яйцо это знак жизни. Мы ведь знаем, что из яйца выходит живое существо.
- Кто, вылупляется из яйца? (ответы детей). Призадумалось яйцо: Кто же я, в конце концов? Лебедь, утка, или я, ядовитая змея? - А как вы думаете, в какой цвет красили яйца наши предки? И почему?
- Красный цвет – это цвет радости. И ещ это цвет крови, которой Христос освятил жизнь. Вот с тех пор люди стали приветствовать друг друга красным яйцом, как знаком вечной жизни.
Послушайте, как в старину красили яйца. Первоначально яйца окрашивались только в красный цвет, позже их стали окрашивать во всевозможные цвета, рисовали на них пейзажи, записывали даже свои мысли. Также в старину яйца окрашивали с помощью ярких лоскутков и ниток, которые линяли. Яйцо смачивали водой, и обкладывали лоскутками и нитками, заворачивали в белую тряпочку и крепко заматывали ниткой, затем варили. Красили яйца в четверг перед праздником, всей семьй. Бытовало поверье, что яйца, сваренные в крутую в чистый четверг, предохраняют от болезней, если их есть на Пасху, а скорлупу от яиц зарыть в землю на пастбище где пасли скот, это наджно защищало домашних животных от сглаза и всяких несчастий. Но самое главное, что вы должны запомнить, Пасха – день всеобщего равенства, любви и милосердия. Не обижайте младших, будьте внимательны и послушны старшим, щедры к бедным, добры к нашим четвероногим и крылатым друзьям. Пусть в ваших душах царит любовь и милосердие.
Словесные игры.
«Посчитай» на согласование числительных с существительными,
«Назови ласково» на образование существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов,
«Один – много» на употребление существительных в родительном падеже мн. числа.
Пасхальные вести
Я. Полонский
Весть, что люди стали мучить Бога,
К нам на север принесли грачи.
Потемнели хвойные трущобы,
Тихие заплакали ключи.
На буграх каменья обнажили
Лысины, покрытые в мороз.
И на камни стали капать слезы
Злой зимой очищенных берез.
И другие вести, горше первой,
Принесли скворцы в лесную глушь:
На кресте распятый, всех прощая,
Умер Бог, спаситель наших душ.
От таких вестей сгустились тучи,
Воздух бурным зашумел дождем.
Поднялись - морями стали реки,
И в горах поднялся первый гром.
Третья весть была необычайна:
Бог воскрес, и смерть побеждена!
Эту весть победную примчала
Богом воскрешенная весна.
И кругом леса зазеленели,
И теплом дохнула грудь земли,
И внимая трелям соловьиным,
Ландыши и розы зацвели.
Бальмонт Константин
Вербы
Вербы овеяны
Ветром нагретым,
Нежно взлелеяны
Утренним светом.
Ветви пасхальные,
Нежно-печальные,
Смотрят веселыми,
Шепчутся с пчелами.
Кладбище мирное
Млеет цветами,
Пение клирное
Льется волнами.
Светло-печальные
Песни пасхальные,
Сердцем взлелеяны,
Вечным овеяны.
Сергей Есенин
Пасхальный благовест
Колокол дремавший
Разбудил поля,
Улыбнулась солнцу
Сонная земля.
Понеслись удары
К синим небесам,
Звонко раздается
Голос по лесам.
Скрылась за рекою
Белая луна,
Звонко побежала
Резвая волна.
Тихая долина
Отгоняет сон,
Где-то за дорогой
Замирает звон.