Елена Попцова
Проект в старшей группе «Изучаем цифры от 0 до 9» в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка «Увинский сад №3»
тема:
«Изучаем цифры от0 до 9»
Выполнил: воспитатель
Попцова Е. А.
2018
Кто с малых лет занимается
математикой, тот развивает свой мозг,
свою волю, воспитывает настойчивость
и упорство в достижении цели.
Публикация «Проект в старшей группе „Изучаем цифры от 0 до 9“ в старшей группе» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Старшая группа
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 9. Состав числа девять, счёт до девяти
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» март 2020
А. Маркушевич
Общая характеристика проекта :
Проект направлен на решение вопросов развития интереса к игре и к математике в соответствии с новыми требованиями (ФГОС).
Работа над проектом позволила осуществить интеграцию различных образовательных областей для достижения наиболее эффективных результатов развития ребёнка, тем самым, обеспечив дошкольникам возможность организовать свою самостоятельную деятельность, используя полученные знания о математических понятиях.
Идеи проекта : познакомить детей с цифрами
Участники проекта : дети старшего дошкольного возраста, педагог группы, родители воспитанников.
Цель проекта : Повышение у детей старшего дошкольного возраста интереса к математике посредством создания условий для исследовательской деятельности по изучению цифр во взаимосвязи с окружающей жизнью, с предметами ближайшего окружения и сказках.
Задачи:
1. Формировать у дошкольников элементарные представления о цифрах
от 0-9.
2. Развивать умения детей самостоятельно использовать полученные знания в разных видах деятельности, вовлекать сверстников в развёрнутые игры.
3. Поддерживать интерес к познанию, созданию нового, необычного.
4. Формировать заинтересованность родителей в достижениях своих детей в совместной с ними деятельности.
Классификация проекта по следующим основаниям:
1. Доминирующая в проекте деятельность :
• исследовательско-творческая.
2. Предметно-содержательная область:
• проект межпредметный ( задействованы несколько разделов программы: ФЭМП, познавательное развитие, развитие речи, ИЗО-деятельность, ознакомление с художественной литературой, физическое воспитание, игровая деятельность.) Включена работа с родителями.
3. Участники проекта :
• дети, педагог и родители группы.
4. Количество участников проекта :
• групповой.
5. Продолжительность проекта :
• краткосрочный(1 месяц– старшая группа)
Содержание этапов проекта :
Проект, включает три этапа – подготовительный, исследовательский и заключительный (обобщающий).
Подготовительный этап.
Проводились беседы, занятия, привлекались родители к участию в проекте. Через ФЭМП знакомили детей с цифрами. Через дидактические и настольные игры знакомились с цифры в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения. Через развитие речи составляли описательные рассказы, сочиняли сказки. Через ознакомление с художественной литературой знакомили с произведениями, в которых встречаются определённые цифры «Волк и семеро козлят», и «Цветик семи цветик», «три поросенка» и др. Через физическое воспитание закрепляли в подвижных играх и играх-соревнованиях цифры. Прошло закрепление знаний детей через разнообразную игровую, продуктивную деятельности. Вместе с родителями дети иллюстрировали сказки, дома играми дидактические игры.
Условия.
Перед началом работы по проекту мы провели с детьми беседу цифрах. Выяснили их представления о них. Предложили детям схему знакомства:
1. Как называется цифра?
2. Описание цифры.
3. На что они похожи?
4. Где встречается в окружающей действительности?
5. В каких сказках встречаются.
Исследовательский этап.
Выбрать цифру. Исследовать ее, дать описание, найти в окружающей действительности и в предметах ближайшего окружения.
В самостоятельной ИЗО-деятельности дети рисуют цифры, превращают их в предметы; находят картинки с данными понятиями в окружающей действительности, вырезают и наклеивают их; лепят из пластилина.
Совместно с родителями сочиняют, читают сказки, рисуют рисунки,.
В ходе проводимой работы по воспитанию у дошкольников представления о цифрах, мы широко использовали игру: в самостоятельной деятельности дети играют индивидуально или объединяются со сверстниками в разнообразных играх с данными математическими понятиями.
План-график проекта :
Я старались раскрыть уникальность и неповторимость данных математических понятий. Для нас было важно, чтобы дети испытывали радость от своих занятий. Мой проект строился на основе интегрированного подхода, с применением игровых обучающих ситуаций, игры, исследовательской деятельности, самостоятельной и продуктивной деятельности детей.
Формы взаимодействия организаторов проекта с его участниками и другими субъектами: фронтальная, индивидуальная.
Вид деятельности Задачи Методы и приёмы
ФЭМП Познакомить с цифрами. Совместная организованная деятельность.
Дидактические игры.
Познавательное развитие Расширить знания детей; умение находить заданные предметы в окружающей действительности, в предметах ближайшего окружения, в природе. Наблюдения.
Отгадывание загадок.
Придумывание загадок
Беседы.
Рассматривание картин и иллюстраций.
Развитие речи Учились составлять рассказы и сказки о цифрах. Составление рассказов, сказок.
Ознакомление с худ. литературой Закрепить математические понятия через знакомство с художественными произведениями; умение замечать в текстах сказок, цифры, творческого преобразования отдельных художественных образов.
Чтение разных сказок
Разные виды театра.
Переделать конец сказки,
Рассказывание сказки по схеме.
«Закончи сказку по-другому».
Физ. воспитание Закрепить математические понятия через подвижные игры, игры-соревнования, через использование предметов определённых форм. Подвижные игры.
Игры-соревнования.
Использование заданных предметов.
Изо-деятельность Закрепить математические понятия через рисование разных предметов, лепку. Превращение фигур, цифр и линий в предметы.
«На что похожи цифры»; составление коллажей, фризов, альбомов.
Игровая деятельность Через разнообразную игровую деятельность закреплять полученные знания; формировать умение детей играть в разные игры, организовывать их. Дидактические игры.
Подвижные игры.
Сюжетно-ролевые игры.
Театральные игры.
Словесные игры.
Строительные игры.
Подготовка атрибутов.
Продуктивная деятельность Развивать эмоционально-целостное отношение к предметам и образам; творчество детей. Формировать умение создавать что-то новое, интересное и необычное; радоваться результатам своего труда.
Альбомы детской деятельности
Поделки
Самостоятельная деятельность Развивать умение детей самостоятельно организовывать свою деятельность в разных видах деятельности, вовлекать в свою деятельность сверстников. Разнообразные игры.
Исследовательская деятельность.
Рисование рисунков.
Продуктивная деятельность.
Работа с родителями. Познакомить родителей с темой проекта, заинтересовать их. Развернуть родителей к своим детям, вызвать желание с ними играть, проводить больше времени, совместно создавать что-то новое. Разнообразные игры.
Чтение художественной литературы.
«Сказки о числах и цифрах».
Опыты семейного воспитания.
Создание выставки «Математическая сказка»
Совместно с детьми и родителями создать выставку рисунков. Оформление и иллюстрация сказок.
Совместное итоговое занятие
«Сказочное путешествие»
Совместно детьми и родителями проведено итоговое занятие
Диагностическая оценочная группа : Для диагностики ознакомления детей с цифрами в старшем дошкольном возрасте использовалось следующие задания:
«Напиши цифры по порядку»
«Найди цифры и назови их»
«Поставь правильно цифру»
«Сосчитай и обозначь цифрой»
Диагностировать детей можно с помощью различных рабочих тетрадей.
Оценку результатов можно отражать в баллах или уровнях.
Высокий уровень – 78%ребёнок выполняет задание полностью с первого раза без подсказки или с небольшой подсказкой взрослого.
Средний уровень 22%выполняет задание самостоятельно, но после дополнительного объяснения, иногда не полностью.
Низкий уровень 0 %ребёнок справляется с задание только при помощи взрослого или не справляется совсем.
Заключительный, обобщающий этап.
В основе заключительного этапа лежит разнообразная самостоятельная деятельность детей, продукты детской деятельности: поделки, коллажи, папки- передвижки, иллюстрация сказок.
Итог проекта :
Обобщение результатов работы. Проект позволит детям расширить математические знания о цифрах, сформировать умения использовать эти знания в самостоятельной деятельности. Проектная деятельность будет стимулировать у детей развитие логического мышления, воображения, повысит мотивацию к исследовательской деятельности. У родителей сформируется стойкий интерес к творчеству, совместно с детьми.
Дети получат ответы на интересующие вопросы и сделают выводы, что математика очень интересная наука. Математические понятия можно не только изучать и знакомиться с ними. Используя их в исследованиях, создавая много нового и интересного, можно играть в разные игры.
Перспектива на будущие: в результате проекта выявилось новая проблема, что будет если соединить рядом несколько цифр какие получатся числа.
Список литературы:
1. Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников: Вопросы теории и практики: Курс лекций для студ. дошк. факультетов высш. учеб. заведений. - М. : ВЛАДОС, 2003
2. Грин Р., Лаксон В. Введение в мир числа? Москва: Педагогика, 1982 Корнева Г. А. К проблеме генезиса понятия числа у детей // Умственное воспитание дошкольника - М:Просвещение, 1972
3. Детство: I Ірограмма развития и воспитания детей в детском саду / Под ред Т. И. Бабаевой. ЗА. Михайловой. Л. М. Гуровнч. - Изд. 2-ое. - СПб. 2000 - 224 с.
.Леушина А. М. Формирование элементарных математических представлений у детей дошкольного возраста. - М., Просвещение, 1974.- 368с.
5. Михайлова З. А., Носова Е. А. Теории и технологии математического развития детей дошкольного возраста / З. А. Михайлова, Е. А. Носова - СПб. : Детство-пресс, 2008. - 384 с.
6. Пралеска: программа дошкольного образования/ сост. Е. А. Панько и др.? Минск: НИО; Аверсев, 2007
7. Работаем по программе «Пралеска» : методические рекомендации/ сост. Е. А. Панько и др.? Минск: НИО; Аверсев, 2007
8. Радуга: Программа и руководство для воспитателей / Сост. Т. Н. Доронова. - М., 1993.
9. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников. Под ред. А. А. Столяра. М., Просвещение, 1988
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
центр развития ребёнка «Увинский детский сад №3»
Конспект по формированию математических представлений
в старшей группе
Тема: «Путешествие в сказочную страну математики»
Выполнил: Попцова Е. А
2018
Тема: Путешествие в сказочную страну математики
Цель: Закрепление у детей элементарных представлений о цифрах; приобщение родителей к образовательному процессу.
Развивающая:Развивать воображения, внимание, память, наблюдательность. Обучающая: Упражнять в ориентировке на листе бумаги в клетку; закрепить знание цифр и умение обозначать количество предметов цифрой; закрепить прямой и обратный счет до 10 и цифровое обозначение числа 10; упражнять в установлении количественных отношений; упражнять в построении обобщенных графических изображений из нескольких геометрических фигур, составляя сюжетную композицию.
Воспитательная: Воспитывать сдержанность, усидчивость, доброжелательность
Оборудование: волшебное зеркало, мольберт, магнитофон с аудиозаписью музыки к танцу «Пяточка, носочек».
Демонстрационный материал: книга сказок и страницы к ней, карточки с цифрами от 1 до 6, лист с образцом графического диктанта, игровые пособия «Замок с прищепками», «Математический домик»
Раздаточный материал: листочки в клетку, ручки, листочки с описанием графического диктанта, цифры, фланелеграфы для всех детей, наборы для художественного конструирования, карточки с заданиями для художественного конструирования, клеенки, кисточки, листочки с изображением объемной цифры для; ручного труда, розеточки с крупой, палочки Кьинезера, картинка-паз л к сказке «Двенадцать месяцев».
Предварительная работа: разучивание стихов про цифры, чтение и просмотр сказок, в названии которых есть цифры.
Ход занятия: Организационный этап: Дети становятся в круг, Круг широкий, вижу я, Встали все мои друзья. Мы сейчас пойдем направо, А теперь пойдем налево, В центре круга соберемся, И на место все вернемся. Улыбнемся, подмигнем, И играть сейчас пойдем.
На экран вы посмотрите,
Что увидите, скажите.
-Ребята, посмотрите, какая необычная книга у нас появилась. А называется она «Сказочная математика. (На мониторе появляется книга с надписью «Сказочная математика».
-Как вы думаете, какие сказки живут в этой книге? (В этой книге живут сказки, в Названии которых встречаются цифры).
- Почему вы так думаете? (Потому что мы рисовали иллюстрации к сказкам; в названии, которых есть цифры, и выставка тоже называлась «Сказочная математика).
-Давайте проверим, правы ли мы. Ой, а где же сказки?. В книге нет ни одной сказки, только пустые страницы.
-Что могло случиться?
-Как вы думаете? (Сказки потерялись).
-А чтобы их найти, нужно отправиться в Сказочную страну математики. Я думаю, что в этой стране нам пригодится знание цифр. Но с цифрами мы познакомились совсем недавно.
-А может мы, с собой помощников возьмем? (Ответ детей)
-Кого можно с собой взять (Ответ детей)
- Послушайте внимательно загадку и отгадайте, кого я предлагаю позвать с собой в путешествие.
В мире нет её роднее,
Справедливей и добрее.
Я скажу, друзья вам прямо -
Лучше всех на свете. (Мама)
-Лучшие помощники это наши мамы.
-Давайте мы их позовём.
-Мамочки, к нам идите, нам сегодня помогите (Появляются мамы)
Дорогие наши мамы, мы отправляемся в сказочную страну математики, на поиски страниц из книги «Сказочная математика» и просим вас помочь нам их найти.
- Ну что, ребята, раз у нас такие помощники, нам ничего не страшно.
-Чтобы в страну сказок попасть, нам нужно пройти через волшебное зеркало. Но оно пропускает тех, кто знает сказки, пословицы и поговорки, в которых есть цифры. Деткам надо вспомнить сказки, в названиях которых есть цифры, а мамам - пословицы и поговорки. Отправляемся в путь. (Ребенок с мамой подходят к зеркалу, ребенок называет сказку, а мама - пословицу или поговорку. («Три медведя», «Один ум хорошо, а два - лучше» и т. д.). Готовы.
- Вот мы и оказались в сказочной стране. И отправляемся на поиски сказок.
Первая сказка будет под цифрой. I. Найдите глазками цифру 1.
Послушайте внимательно и отгадайте сказку:
«В этой сказке живет принцесса. И ей помогают гномы. Однажды принц увидел ее и влюбился. Но злая колдунья мачеха так запутала ему дорогу, что он не мог найти принцессу».
-Как называется сказка (Это сказка «Белоснежка и семь гномов»)
-Скажите, кто написал ту сказку? (Братья Гримм).
- Нам надо помочь принцу найти принцессу. Для этого мы сядем за столы. Ножки дружные, спинки ровные.
Поиграем в пальчиковую игру. (Один из детей выходит и проводит пальчиковую игру). В одном в лесу дремучем
Жила семья могучая.
И был у них дом огромный.
На крыше с трубою темной.
Из трубы в колечках дым.
Плим. Плим. Плим.
У вас на столах лежат карточки с маршрутом. Мамы- помощники диктуют маршрут, а вы рисуете дорогу. Даша, скажи, пожалуйста, что ребята будут сейчас делать. (Мы будем рисовать дорогу, а мамы диктовать). карандаш на точку. Мамы диктуют. Схему нарисовали. Проверяем по схеме, нарисованной на мольберте. Молодцы, ребята, все были внимательно, и правильно нарисовали схему. Давайте проверим, правильно мы назвали сказку.
Открываем книжку, появляется первая страница. На странице сказка «Белоснежка и семь гномов».(На мониторе перелистывается страница книги)
Следующую сказку будем искать под цифрой. 2.
Нашли глазками 2 (На поиски отправляется ребенок).
В этой сказке живут три брата. Они весельчаки и озорники. Они построили три разных домика, чтобы спрятаться от злого волка. Это сказка. (Это английская народная сказка «Три поросенка»).
Посмотрите, ребята, поросята начали строить дома, но не достроили их надо им помочь. Чтобы быстрее справиться, мы поделимся на маленькие группы. Слушайте, мамы читают задания.
1 задание. Каждому домику нужно подобрать свою дверь и вставить пропущенную цифру. (1 человек)
2 задание. Построить лесенку при помощи числовых палочек. Разложи палочки от 1 до 10. (З человека).
3 задание. Что бы дверь никто не смог открыть, нужно повесить замок. На каждом замке установлен код в виде числовой фигуры из точек. Нужно подобрать цифры к числовой фигуре.
4 задание. Поставить крепкий прочный забор, разложив цифры по порядку от 1 до 10.
Проверяем.
Какие цифры были пропущены? Как построены лесенки?
При помощи, каких цифр был закодирован замок?
Смотрим, как построили забор. Назовите цифры, а 10 что это (число).
Молодцы, ребята. Вы поработали замечательно и все у нас получилось. Давайте проверим книжку. (На мониторе открываем книжку, и появилась вторая страничка со сказкой «Три поросёнка».)
Это была вторая страница.
А сейчас какую цифру надо искать? (Цифру 3)
-Здесь нас встречает сказка, в которой жили в одном городе старик со старухой, и было у них три дочери. Старшие были щеголихи; целый день наряжались да перед зеркалом вертелись, а младшая за них работала. Это сказка. («Три орешка для Золушки»).
-Да, это фильм-сказка Божены Немцовой «Три орешка для Золушки».
Младшенькая дочь Аннушка очень любила танцевать. Давайте и мы с вами потанцуем. Ребята, пригласите своих мам. (Танец Шуточка, Пяточка носочек»). Ух, как весело мы потанцевали.
Посмотрите, третья страница появилась и это сказка «Три орешка для Золушки»(на мониторе)
Следующую сказку мы отправимся искать под цифрой 4.
-Чтобы узнать, какая сказка здесь спряталась, нам нужно по схеме построить картинку.
Из чего будем строить? (Из геометрических фигур).
Дети будут строить, мамы помогать. Чтобы пальчики были быстрыми и
ловкими сделаем зарядку:
Раз, два, три, четыре, пять.
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять.
В домик спрятались опять
Детям даются карточки-подсказки, на которых расписано, сколько и какие фигуры детям надо взять:
3 треугольника жёлтого цвета, 1 круг желтого цвета
Дети в соответствии с карточкой набирают геометрические фигуры и на индивидуальных фланелеграфах выкладывают схематическое изображение. На фланелеграфе в левом верхнем углу расположена цифра. Сейчас нам надо картинки расположить друг за другом по порядку.
1 .Что ты строил? (Я строил солнышко из 3 треугольников жёлтого цвета 1 круга желтого цвета).
2. Что ты строил? (Я строил медведя, из 7 кружочков коричного цвета и 1 овала коричневого цвета).
3. Какие геометрические фигуры использовала ты и что у тебя получилось? Я построила медведя из 7 кружочков коричного цвета разного размера и 1 овала коричневого цвета
4. Что ты строил? Я стоил медведя, из 7 кружочков коричного цвета и 1 овала коричневого цвета.
5. Что ты строил? Я стоил дом из 1 квадратика серого цвета и 1 треугольника.
6. Дерево 1 прямоугольника и 1 овала
7. Дерево3 треугольника и 1 прямоугольника
8. Девочку 1 круга и 3 треугольников
Какая сказка у нас получилась? (Это русская народная сказка «Три медведя»). Внимание на монитор проверяем книжку, открываем и страничка появилась. Значит, мы правильно все сделали и сказку угадали.
Следующую сказку будем искать под цифрой 5.
В этой сказке есть герой, он умеет считать до 10. Когда он всех пересчитывал, они на него обижались. (Это авторская сказка Сутеева «Про Козленка, который умел считать до десяти»).
-Давайте героев из этой сказки познакомим с цифрами, чтобы они больше не обижались на Козленка.
-Возьмите все по одной цифре. Вам надо ее украсить и вспомнить стишок об этой цифре.
Все сели за столы.
Будем пальчики считать:
Раз, два, три, четыре, пять,
Шесть, семь, восемь, девять, десять! Каждый пальчик бодр и весел.
Стихи:
На длинной ножке, застыв до поры. Отдыхает палочка после игры. Это цифра 1.
Она на ножке приседает и головку наклоняет,
Так красиво шейку гнёт, прямо лебедем плывёт!
Это цифры 2.
А это заклинатель вышел с дудочкой соей,
Перед ним танцует змейка-хвост крючком, дугою шейка,
Ты на змейку посмотри,
Да ведь это цифра 3.
Ну, а эта-это стул, Который я перевернул!
Стала цифрою четыре.
Налитая, симпатичная, цифра самая отличная. Это цифра пять.
Цифра эта-дверной замочек, сверху крюк, внизу кружочек. Это цифра 6
Цифра эта знакома всем-цифра лёгкая совсем, Я косу принесу и срисую ту косу. Это цифра семь. I
Раз кружок, два кружок, это просто мой дружок. Это цифра восемь.
Эта, как и шесть-вглядись, Только хвост не вверх, а вниз, это цифра девять.
У нуля была подружка-единичка хохотушка. Над нулём она шутила и в 10 превратила.
Ребята посмотрите, и скажите это всё цифры? (Нет). Почему (Десять это не цифра, а число т. к. она состоит из двух цифр один и ноль).
Проверяем, правильно ли мы угадали сказку. (Переворачиваю страницу, и появляется сказка).
Следующее задание под цифрой 6.
Картинка пазл. Надо разложить по порядку полоски. Какая сказка здесь спряталась? ((«Двенадцать месяцев»). Это авторская сказка С. Я. Маршака. Мы её еще не читали. Поэтому сегодня мамы прочитают вам эту сказку, а вы нарисуйте к ней рисунок. С числом 12 мы тоже познакомимся позднее. Проверяем и на мониторе появилось страничка со сказкой. Посмотрите, ребята, мы с вами собрали все сказки. Что нам в этом помогло? Мамы, как вы думаете? Ребята сегодня были. (внимательные, сообразительные, дружные, ответственные, самостоятельные, аккуратные). И знающие все цифры.
Нам пора возвращаться в детский сад. В сад возвращаемся также через Зеркало. Чтобы зеркало нам разрешило пройти, нужно детям назвать цифры от 16 до 1. Наше сказочное путешествие закончилось. Спасибо всем!
Изготовление коллажа «Изучаем цифры в быту»
Играем в уголке «весёлая математика»
Оформили папку –передвижку.
Выставка детских работ «Сказочная математика» .
Итог проекта : совместное с родителями задания
«Сказочная математика»