Майя Махмудова
Проект в старшей группе «Планеты Солнечной системы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в старшей группе «Планеты солнечной системы»
Вид проекта – групповой, краткосрочный
Тип проекта – познавательный
Срок реализации проекта – апрель 2022г.
Участники проекта : воспитатель группы ДО МБОУ Школа №27- Махмудова М. М., муз. руководитель, дети, родители.
Проблема
Публикация «Проект в старшей группе „Планеты Солнечной системы“» размещена в разделах
- Космос. Все о космосе для детей
- Космос. Проекты
- Планеты солнечной системы
- Проекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» апрель 2022
Современные дошкольники задают много вопросов о космосе, звездах, космонавтах, так как данная тема, как все неведомое, непонятное, недоступное глазу, будоражит детскую фантазию. Данный проект поможет детям научиться добывать информацию из различных источников, систематизировать полученные знания, применить их в различных видах детской деятельности.
Актуальность проекта
С самого рождения ребёнок является первооткрывателем, исследователем того мира, который его окружает. Возраст почемучек – самый замечательный возраст для детей. Малыши активно познают мир, открывают для себя новые истины. С раннего возраста им интересны загадки Вселенной. Старших дошкольников всегда привлекает тема космоса. Солнце, Луна, звезды – это одновременно так близко, и в то же время так далеко. Работа над проектом носит комплексный характер, пронизывает все виды деятельности дошкольников, проходит в повседневной жизни и на специальных интегрированных занятиях. Проектная деятельность развивает творческую активность детей, работу с родителями и помогает самому педагогу развиваться как творческой личности.
Этапы реализации проекта
Этап подготовительный:
- анализ предметной среды группы;
- беседа с детьми и родителями;
- формулирование целей и задач проекта;
- подбор и изучение литературы по теме проекта.
Основной этап:
- создание в группе условий для реализации проекта;
- деятельность в соответствии с планом проекта.
Итоговый этап:
- презентация проекта;
- создание тематической зоны;
- выставка творческих работ.
Ожидаемые результаты:
Для детей:
К окончанию срока реализации проекта у детей должны быть сформированы умения экспериментировать, синтезировать полученные знания, хорошо развиты творческие способности и коммуникативные навыки, возникнуть желание творить и исследовать вместе со взрослыми. Дети старшей группы должны ориентироваться в полученном материале, используя знания в играх и ОД.
Для педагогов:
Повышение профессионализма; внедрение новых методов в работе с детьми и родителями; личностный профессиональный рост; самореализация.
Цель проекта : активизация знаний у детей об основных небесных телах Солнечной системы.
Задачи:
1. Расширить знания о небесных телах (презентация «Солнечная система», рассказ о космосе, планетах).
2. Расширить словарный запас (звезда, солнечная система, планета, млечный путь, метеорит).
3. Вызвать интерес к космическому пространству.
4. Развить у детей коммуникативные навыки (чувство присоединения, сплоченности, проявить умение слушать другого, доброжелательность, чувство товарищества, волевую регуляцию поведения.
Активизация словаря: Солнечная система, Вселенная, планеты : Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, Сатурн, Уран, Нептун, Плутон; орбита, солнечное притяжение. Метеорит.
Оборудование: картинки солнца и планет солнечной системы, маленькое ведерко и мячики, камни разной величины, посуда с песком, письмо, карта Солнечной системы, ноутбук.
Предварительная работа:
- беседа о строении солнечной системы;
- знакомство с понятиями Вселенная, космос; Солнечная система.
- рассматривание иллюстраций, энциклопедий, видеофильмов о планетах;
- беседа о планетах и их основных характеристиках.
Воспитатель: Здравствуйте ребята, какое у вас сегодня настроение?
Дети: Хорошее, радостное, веселое.
Воспитатель:
Давайте возьмемся за руки и передадим друг другу свое хорошее настроение.
Собрались все дети в круг.
Я - твой друг и ты - мой друг.
Крепче за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся (садятся на свои места)
Воспитатель: Ребята, сегодня по электронной почте пришло необычное письмо! (читает) :
«Земляне помогите! Наши планеты сошли с орбит. Ждем вашей помощи»
Чтобы помочь нам нужно совершить космическое путешествие, побывать на планетах Солнечной системы!
Воспитатель:
Я вам предлагаю отправиться вместе со мной к планетам солнечной системы. Возьму я карету, запрягу в нее пару сильных коней, да и помчимся. Как вы думаете, доедем? (нет) почему?
Тогда я предлагаю поехать на самой быстрой машине. Как вы думаете, доедем? (нет) почему?
Расстояние от Земли до Солнца – 149 597 870 км.
Чтобы дойти до Солнца пешком, потребовалось бы 2000 лет.
Чтобы доехать до Солнца на автомобиле, нужно было бы 200 лет.
Чтобы долететь до Солнца на самолёте, надо 20 лет.
Чтобы долететь от Земли до Солнца на ракете или космическом корабле, требуется 7–8 месяцев.
Воспитатель: Так на чем мы с вами полетим? (на ракете). А почему именно ракета? (ответ детей) Давайте узнаем, сколько ступеней у нашей ракеты. Чтобы узнать, надо разделить слово ракета на слоги. Сколько слогов(3 слога). Правильно.
Воспитатель. Ребята посмотрите внимательно. Это ведь карта Земли (слайд карта Земли). Понадобится она нам в космосе? (ответы детей). Нам нужно взять карту Солнечной системы. Посмотрите, что же с нашей картой случилось? Что вы видите на картах? (звезды, орбиты)
- Что такое орбита? (путь, по которому планеты вращаются вокруг солнца)
- Почему планеты, вращаясь вокруг солнца, не наталкиваются друг на друга? (планеты вращаются по своим орбитам)
Воспитатель. Давайте, проведем опыт.
Этот шарик - это планета, если положить его в ведро, то он (упадет на дно).
А если ведро будем крутить, то шарик не падает, как и планеты.
Что же помогает Солнцу удерживать всю солнечную систему. Солнце притягивает планеты и другие небесные тела, не давая им разлететься в космосе, а планеты не сталкиваются друг с другом, т. к. движутся каждая со своей скоростью и по своему пути - орбите. Чем дальше планета от солнца, тем длиннее ее орбита. Если планеты не будут двигаться, вся система развалится, и не будет действовать это вечное движение.
Воспитатель Давайте мы с вами отправимся путешествовать по планетам солнечной системы на ракете.
Но, чтобы наша ракета взлетела, нам надо завести ее.
Воспитатель проводит с детьми гимнастику:
Завести моторы (вращение рук перед грудью)
Соединить контакты (кончики пальцев)
Приготовиться к запуску ракеты (присесть)
Пуск (резко подпрыгивать и руки в верх).
Воспитатель: отгадайте загадку
«Кто-то утром не спеша
Надувает желтый шар.
А как выпустит из рук-
Станет вдруг светло вокруг» (солнце)
Воспитатель:
Вот Солнце, самая яркая и большая звезда, центр Солнечной системы. Ее поверхность раскалена. Вокруг вращаются девять планет и получают от солнца свет и тепло. Что такое Солнце?
Дети: - Солнце - это большая звезда.
- Солнце - это огромный раскаленный шар, к нему приблизится невозможно, оно все плавит и сжигает.
- Солнце - намного ближе к нашей планете, чем другие звезды, поэтому оно выглядит большим и круглым.
- На Солнце тяжело смотреть, оно очень яркое, сверкающее, от него идет много тепла и света.
Воспитатель: Молодцы. Вы много знаете о Солнце. А теперь посмотрите! (показывает презентацию о Солнечной системе).
В центре - Солнце и орбиты. Каждая планета движется вокруг солнца по своей орбите.
Скажите мне, сколько всего планет вращается вокруг звезды Солнце?
Дети: Девять.
Воспитатель:
Давайте поиграем в игру «Я начну, а вы хором дружно отвечайте».
По порядку все планеты.
Назовё т любой из нас:
Раз … Меркурий,
Два … Венера,
Три … Земля,
Четыре … Марс.
Пять … Юпитер,
Шесть … Сатурн,
Семь … Уран,
За ним … Нептун.
Он восьмым идёт по счёту.
А за ним уже, потом,
И девятая планета
Под названием Плутон.
1 планета. МЕРКУРИЙ
Воспитатель: Внимание. Посмотрите в иллюминаторы, к какой планете мы приближаемся? (дети называют)
-Ребята, что вы сами знаете о планете Меркурий?
Воспитатель:
-Меркурий - самая быстрая планета в Солнечной системе. Днем на планете жарко, а ночью бывает ледяной дождь. На планете абсолютно нечем дышать. Ни один человек не ступал на Меркурий.
Воспитатель: - Как вы думаете, на этой планете есть жизнь? Почему?
- Как вы думаете, какие условия необходимы для жизни? (Свет, тепло, вода, кислород)
Воспитатель:
Вы знаете, что такое метеорит?
Метеори т - тело космического происхождения, упавшее на поверхность крупного небесного объекта.
Предлагает посмотреть опыт с камнями разной величины, падающими в посуду с песком и оставляющими ямки (кратер) на поверхности от удара.
Воспитатель: Почему такие разные кратеры? (зависит с какой высоты упал метеорит и какого он размера). Молодцы, справились с заданием. Наше путешествие продолжается. Берем курс на Следующую планету.
2. ВЕНЕРА
Воспитатель: Мы прибыли на какую планету? (Венера).
-Что вы знаете об этой планете?
Ответы детей.
Воспитатель: Это самая горячая планета. Окружена плотной атмосферой, богатой сернистым газом.
Венера светится как кристаллик горного хрусталя и кажется очень красивой! Поэтому ее и назвали в честь богини красоты Венеры.
Поверхность Венеры каменистая, поэтому она желто – коричневого цвета. У этой планеты есть атмосфера, но она состоит из углекислого газа, поэтому люди и животные там жить не могут. Найдите Венеру и покажите ее.
-Мы будем приземляться на планету? Почему? Какие условия необходимы для жизни? (Свет, тепло, вода, кислород)
Воспитатель: Ребята, продолжим путешествие
3. ЗЕМЛЯ
Воспитатель:
- Как называется планета, на которой мы живем? (Земля).
-Чем она отличается от остальных планет? (есть жизнь, кислород, вода, растения, животные).
4. МАРС
Воспитатель: Как она называется? (Марс).
Ребята, вы знаете, как эту планету называли раньше? (Планетой войны).
На ней большое количество железа и покрыта она красно-оранжевым песком. Она находится на 4-й от солнца орбите. На ее поверхности есть вулканы, самый большой из которых называется Олимп.
Молодцы! Наше путешествие продолжается.
5. ЮПИТЕР
Воспитатель: Мы прилетели на планету (Юпитер). Что вы знаете об этой планете?
Ответы детей.
Воспитатель: Это самая большая планета в Солнечной системе. В два с половиной раза массивнее всех планет, вместе взятых. На планете нет твёрдой поверхности. Она состоит из ядовитых газов, поэтому жить там невозможно.
6. САТУРН
Воспитатель: Что вы знаете об этой планете?
Она находится на 6-й от Солнца орбите. Вокруг планеты есть кольца. Поверхность ее состоит из жидкости и газа. Сатурн окружают кольца, они состоят из обломков льда и камней.
7. УРАН
Воспитатель:
Уран — это одна из самых дальних от солнца и поэтому холодных планет. Её открыли всего 200 лет назад, и она лежит на боку, потому что однажды испытала столкновение. Планета окутана облаками и имеет несколько колец.
Игра антонимы «планеты бывают разные» :
Далекие и близкие
Холодные и теплые
Большие и маленькие
Твердые и мягкие
Тяжелые - легкие
Воспитатель: Молодцы! Полетели дальше.
8. НЕПТУН
Воспитатель: Нептун — тёмно-синяя планета, на которой всегда дуют ветры из ядовитых облаков. Облака состоят из ледяных кристаллов. У Нептуна есть 8 спутников.
9. ПЛУТОН
Воспитатель: Ребята, а теперь нас ждет самая далекая планета – Как она называется (Плутон). Мы приближаемся.
-Как вы думаете холодная эта планета или теплая?
Дети: Это очень холодная планета.
Воспитатель: Как вы думаете почему? Планета находится очень далеко от солнца, и она очень маленькая.
А теперь давайте немножко отдохнем
Физкультминутка «Космос»
Один, два, три, четыре, пять,
(ходьба на месте)
(соединить руки над головой)
Отрываюсь от Земли,
(подпрыгнуть)
долетаю до Луны.
(руки в стороны, покружиться)
На орбите повисим,
(покачать руками вперед-назад)
И опять домой спешим.
(ходьба на месте)
Воспитатель: Молодцы. Занимаем свои места.
Дети садятся за столы.
Воспитатель: Теперь экипаж нашего космического корабля должен вернуться на Землю, но путь домой у нас не близкий.
И пока мы будем лететь до нашей планеты, давайте вспомним, что вы узнали и запомнили в сегодняшнем межпланетном путешествии.
Ответьте на вопросы.
1. Сколько планет в солнечной системе(9)
2. Планета Солнечной системы, которую в древности называли «планетой войны» за ее красный цвет (МАРС)
3. Самая далекая от солнца и самая маленькая планета Солнечной системы (ПЛУТОН)
4. Спутник Земли (ЛУНА)
5. Вторая от солнца планета Солнечной системы, соседка Земли (ВЕНЕРА)
6. Чем знаменита планета Сатурн (планету окружает КОЛЬЦО)
7. Самая большая планета Солнечной системы (ЮПИТЕР).
8. Как называется планета, на которой мы живем? (Земля, обитаемая планета солнечной системы)
9. Что такое Солнечная система?
10. Какие планеты ты знаешь в Солнечной системе? Какая из них самая большая?
Молодцы, вы ответили на все вопросы.
Воспитатель: С возвращением на планету Земля. Ребята, раздался сигнал тревоги, к нашей планете приближаются осколки астероида. (А вы знаете, что такое астероид) Астеро ид — относительно небольшое небесное тело Солнечной системы, движущееся по орбите вокруг Солнца. Астероиды представляют собой небольшие каменистые миры, вращающиеся в космическом пространстве вокруг нашего Солнца. Они имеют слишком маленький размер, чтобы называться планетами. Они также известны как планетоиды или маленькие планеты. Предлагаю детям подойти к столу и посмотреть, что там такое.
Воспитатель: здесь лежат цифры. Чего не хватает? (планет) Мы спасемся, если в правильном порядке назовем планеты.
Дети раскладывают планеты, соотнося с цифрой. Дети называют по порядку все планеты.
Назовет любой из вас:
Раз – Меркурий
Два –Венера
Три –Земля
Четыре –Марс
Пять –Юпитер
Шесть –Сатурн
Семь –Уран
За ним – Нептун
Он восьмым идет по счету
А за ним уже потом
И девятая планета
Под названием – Плутон.
Итог
Вам понравилось занятие?
Ответы детей.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
• Знания детей о космосе, планетах Солнечной системы;
• Умение играть в с/р игру «Космонавты»;
• Выставка работ (рисунки, поделки). Создание тематического уголка;
• Интерес родителей к занятиям с детьми.
Презентация проекта :
• Выставка работ в группе.
• Оформление фото-зоны по теме.
Конечный результат
• Повышение уровня мотивации к занятиям, компетентности детей по теме «Космос. Солнечная система»
• Инициативное конструирование детьми из строительного материала, конструктора, бумаги ракет и самолётов по своему представлению, проявление творчества и детальности в работе.
• Обобщение и распространение опыта.