надежда морозова
Проект в старшей группе «Моя малая Родина»
Проект в старшей группе «Моя малая Родина»
Педагогический проект в старшей группе
«МОЯ МАЛАЯ РОДИНА»
Для России наш город – частица,
А для нас он – родительский дом.
И мы рады, что можем гордиться
Малой Родиной, где мы живем”.
Что мы Родиной зовём?
Дом, где мы с тобой живём,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идём!
Публикация «Проект в старшей группе „Моя малая Родина“» размещена в разделах
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Родной край, город. Проекты
- Старшая группа
- Темочки
Вид проекта : долгосрочный, групповой, информационно-творческий.
Участники проекта : дети 5-6 лет, родители воспитанников, педагоги.
Актуальность темы: Ознакомление с родным городом имеет большое значение в воспитании патриотических чувств дошкольников, в развитии их интеллектуального и творческого потенциала, в расширении кругозора. «Малая Родина» – это, прежде всего, его семья, дом, детский сад, природа, которая его окружает, памятные места родного поселка, его культурные и исторические центры, улицы, известные люди, которыми гордятся. Однако беседы с детьми, показывают, что знания детей в этой области недостаточные, поверхностные.
Цель проекта : Познакомить детей с родным городом и его достопримечательностями. Воспитывать чувство гордости за свою малую Родину, желание сохранить его чистым и красивым.
Задачи проекта :
1. Познакомить детей с родным городом (история, символика, достопримечательности). Познакомить с именами тех, кто основал и прославил город.
2. Учить детей ориентировке на улицах, соблюдению правил безопасного передвижения по городу.
3. Формировать экологическую культуру у детей и их родителей, желание принимать участие в проведении мероприятий по охране окружающей среды.
4. Воспитывать интерес и любовь к родному городу, умение видеть прекрасное, гордиться им.
Предполагаемый результат:
- дети могут знать и называть место проживания: город; некоторые предприятия родного города и их значимость; символику города, достопримечательности; флору и фауну;
- дети могут называть свой домашний адрес, адрес детского сада; испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, детскому саду, с удовольствием идти в детский сад;
- дети могут знать и называть место работы родителей, значимость их труда; испытывать гордость и уважение к труду взрослых; проявлять внимание и уважение к ветеранам, пожилым людям, оказывать посильную помощь.
Темы проекта :
1. Мой родной город. Улицы моего города.
Познавательная беседа «По улицам нашего города» (знакомство с историей и достопримечательностями города Нижнего Новгорода).
Целевая прогулка по близлежащим улицам «Мы по улицам шагаем, все увидим, все узнаем». Повторение домашнего адреса.
Знакомство с символикой. Чтение, рассказывание детям о нашем городе. Рассматривание принесенных из дома фотографий, иллюстраций из семейных архивов.
Д/игры «Расскажи, где ты живешь», «Назови улицы нашего города», «Узнай, назови, что на фотографии». Рисование на тему: «Мы гуляем в парке», «Дом в котором я живу».
Оформление в группе фотовыставки «Мы любим и знаем свой город Нижний Новгород».
Смотр-конкурс рисунков и плакатов «Мой город Нижний Новгород».
Сюжетно-ролевые игры «Семья», «Путешествие по городу», «Детский сад». Выставка семейных творческих работ «Мой безопасный путь в детский сад».
2. Здания и достопримечательности города.
Рассказ педагога «Памятники, достопримечательности Нижнего Новгорода». Рассматривание фотографий, альбомов в книжном уголке с памятными местами.
Целевая прогулка по улицам. Закрепление знаний об улицах, зданиях, жилых домах нашего города.
Экскурсия в библиотеку.
Целевая прогулка к музыкальной и художественной школам.
Составление рассказов «Детский сад – наш дом родной».
Рисование на тему «Мой детский сад».
Сюжетно-ролевые игры «Детский сад», «Школа», «Магазин игрушек». Дидактические игры «Знакомые вывески», «Назови профессию».
3. Транспорт города. Дети на улице.
Знакомство с дорожными знаками для пешеходов. Наблюдение за движением машин на улице. Целевая прогулка с родителями к пешеходному переходу, светофору: обучение правилам безопасного дорожного движения, перехода через улицу.
Аппликация «Автобусы едут по улицам». Закрепление знаний о транспорте.
Дидактические игры «Красный, желтый, зеленый», «Можно-нельзя», «Дорожные знаки».
Сюжетно-ролевые игры «Поездка на автобусе», «Зеленый огонек» и др.
4. Природа родного города. Места отдыха.
Беседа о сохранении природы родного города. Целевые прогулки с родителями в лес в разные периоды года.
Труд детей в природе: уборка сухих листьев, сбор семян, уборка снега, посадка растений и т. д.
Акция «Покормите птиц зимой!».
Рассматривание деревьев, листьев во время прогулок. Рассматривание иллюстраций, фотографий о природе города Нижний Новгород в разное время года. Чтение стихотворений о березке – символе России.
Познавательная викторина «Кто живет в наших лесах?».
Обогащение представлений детей о народных зимних играх-забавах на прогулках, игры в снежки, катание с гор, на санках, лыжах.
Оформление и презентация семейных газет: «Как мы отдыхаем всей семьей», «Как я провел это лето».
5. Жители города (района Автозаводский).
Знакомство с про (района Автозаводский).
Знакомство с профессиями. Наблюдение за трудом взрослых по благоустройству территории детского сада.
Целевые прогулки по близлежащим улицам района: наблюдение за работой людей по благоустройству района и города.
Экскурсия на почту «Кто работает на почте?»
Игра-занятие «Путешествие в город мастеров» (профессии работников детского сада).
Дидактические игры «Кому что нужно для работы?», «Назови профессию», «Знакомые вывески».
Праздничное занятие-концерт для пап и дедушек. «Наши защитники». Рассматривание иллюстраций с изображением оружия, солдат разных родов войск.
Выпуск плаката-поздравления в группе «Будем в армии служить» (коллективная работа) .
«Знакомство с профессиями наших мам.
Выпуск плаката-поздравления в группе «Нашим мамам»
6. Взаимодействие с родителями.
Анкетирование «Патриотическое воспитание дошкольников»
Беседы с родителями.
Сотворчество детей и родителей в оформлении выставок «Поделки из природного и бросового материала».
Привлечение родителей к проведению совместных занятий, групповых праздников и развлечений.
Консультация: «Роль семьи в воспитании у детей любви к малой Родине».
Целевые прогулки «Жизнь моей улицы».
Родительское собрание «Воспитание любви к родному району и городу в детском саду и семье».
7. Итог проекта.
Беседа «Что мы хотели узнать, что узнали, для чего узнали?»
Игра-викторина «Знаешь ли ты свою малую Родину?»
Конспект занятия в старшей группе (5 – 6 лет)
«Моя малая Родина- Нижний Новгород»
Цели:
- дать детям представление, что такое Родина, родной край;
- познакомить с картой и символикой РФ;
- формировать представление о малой Родине;
- уточнить и расширить знания о родном городе;
- развивать связную речь, активизировать словарь по теме;
- воспитывать любовь к родному краю.
Материалы и оборудование: иллюстрации столицы России, Нижнего Новгорода, достопримечательности города Нижнего Новгорода и Автозаводского района, природы родного края, запись гимна РФ и гимна Нижнего Новгорода.
Содержание организованной деятельности детей
1. Организационный момент.
Звучит песня: «С чего начинается Родина?»
- О чем поется в песне? (о Родине)
- Сегодня мы с вами поговорим о Родине.
2. Основная часть. Беседа о Родине
- Скажите, что такое Родина? (Родина – это страна, в которой мы родились и живем. Это леса, поля, реки. Это наш город. Это место, где живут близкие люди: мама, папа, дедушка, бабушка. Это место, где стоит наш детский сад. Это место, по которому люди скучают, находясь в далеком краю. Это самое дорогое, что есть у человека. Это земля, где трудились наши предки).
- Да, каждый из вас правильно ответил на мой вопрос.
– А сейчас послушайте стихотворение о Родине :
«Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой живем,
И березки, вдоль которых
Рядом с мамой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Поле с тонким колоском,
Наши праздники и песни,
Теплый вечер за окном!»
- Родина – это страна в которой мы живем.
- Как она называется? (Россия)
- Расскажите, что вы знаете о России? (ответы детей)
- Россия – это большая страна. В ней много городов, рек, лесов. А главный город нашей страны? (Москва)
- Москва – столица нашей Родины. Мы гордимся нашей страной.
Россия - ты великая держава!
Твои просторы бесконечно велики,
На все века ты увенчала славой,
И нет другого у тебя пути!
- В России много городов. Ребята, скажите, где мы живем?
(В Нижнем Новгороде)
(показываю карту)
- Посмотрите – это карта Нижнего Новгорода. А мы живем в Автозаводском районе. Как вы думаете, наш город большой или маленький? (ответы детей)
Символика нашего города: герб и флаг.
Герб- Щит увенчан золотой башенной короной о пяти зубцах, окруженной по обручу золотым лавровым венком, и обрамлен по сторонам и снизу лентой ордена Ленина. Олень является символом благородства, чистоты и величия, жизни, мудрости и справедливости. Он красного цвета потому, что это цвет храбрости, мужества, неустрашимости. Черный цвет обозначает благоразумие, честность и скромность. Серебряный цвет щита символизирует благородство и мир. Корона –символ достижения высокой ступени развития.
Государственный флаг Нижнего Новгорода представляет собой прямоугольное полотнище с отношением сторон 2:3., белого цвета. Белый цвет флага символизирует мир, чистоту мыслей и дел. В центре полотнища расположена фигура из герба города Нижнего Новгорода высотой 4/5 ширины флага; идущий к древку червленый олень, рога, глаза и копыта черные.
-В нашем крае много полей, лесов, рек, лугов.
- Ребята, в нашем городе живут разные народы (русские, татары, чуваши, мордва и т. д) Все они живут в мире и согласии.
Ребё нок:
Что мы Родиной зовем?
Дом, где мы с тобой растем
И березы у дороги
По которой мы идем.
Что мы Родиной зовем?
Солнце в небе голубом,
И душистый, золотистый
Хлеб за праздничным столом.
Что мы Родиной зовем?
Край, где мы с тобой живем.
Физкультминутка
Здравствуй, мир. (руки наверх)
Это – я! (на грудь)
А вокруг страна моя! (раскинуть)
Солнце в небесах горит (наверх)
И земля у ног – лежит! (наклон)
Там – леса! (замок вправо)
А там – поля! (замок влево)
Здесь – друзья (поворот головы)
И здесь друзья. (вправо и влево)
Здравствуй, дом – ты самый лучший (раскинуть с наклоном вниз)
Здравствуй, край родной могучий! (раскинуть с наклоном вверх)
Здравствуй же, страна моя! (раскинуть)
Здравствуй, мир!
Встречай меня!
- Ребята, а вы знаете, что у каждой страны есть свои символы? Какие? (герб, флаг, гимн)
- Посмотрите – это герб России. Что изображено на нем? (ответы детей)
Государственный герб Российской Федерации выполнен в виде красного четырехугольного геральдического щита. Нижние его углы закруглены, а по краям он заострен. На щите изображен золотой двуглавый орел с распущенными и поднятыми вверх крыльями. Он увенчан тремя коронами, соединенными лентами. В левой лапе орел держит скипетр, а в правой - державу. На его груди изображен малый красный щит, в котором на серебряном коне и в синем плаще расположен серебряный всадник. Он поражает копьем из серебра черного дракона, который опрокинут навзничь. Цветовая гамма золотого двуглавого орла на красном фоне присутствует в гербе еще с XV-XVII веков. Что означает герб с изображением орла? Эта птица - самая величественная среди всех остальных. С глубокой древности она являлась царским символом власти. Орлов изображали на памятниках времен Петра Первого. Также три короны, изображенные над головами орла, относятся к этой эпохе. Сейчас они символизируют суверенитет Российской Федерации и всех ее субъектов. Скипетр и держава в его лапах олицетворяют единое государство и его власть. Всадник, поражающий копьем дракона, является древним символом защиты Отечества, борьбы света с тьмой и добра со злом.
- Второй символ РФ – это флаг. Государственный флаг – это лицо страны, символ независимости.
- Какие цвета вы видите? (белый,синий, красный).
- А, что обозначают эти цвета? (ответы детей)
Белый цвет – символ чистоты, чести и мира;
Синий цвет – небо.
Красный цвет – цвет солнца, энергия, сила, жизнь.
- Третий символ – это гимн.
- Может, кто-то из вас знает, что такое гимн? (ответы детей)
Прослушивание гимна России.
- Гимн – это торжественная песня. Как вы думаете, в каких случаях он исполняется?
Дети: – Он исполняется в особо торжественных случаях, во время подъема государственного флага, во время национальных праздников, во время проведения воинских ритуалов и спортивных соревнований. При исполнении гимна любой страны люди, слушающие его, встают, мужчины снимают головные уборы. Так проявляется уважение к стране.
-Но вот и у нашего города Нижнего Новгорода есть свой гимн. Давайте его прослушаем.
- Ребята, Россия – это наша большая Родина. У каждого человека, и у каждого из вас есть малая Родина. Может, кто-то из вас знает, что такое малая Родина?
- Малая Родина – уголок, где мы родились, то место, где мы живем, где находится наш дом, где живут близкие и дорогие нам люди.
Ребенок:
Малая Родина – островок земли,
Под окном смородина, вишни расцвели,
Яблоня кудрявая, а под ней скамья –
Ласковая, малая Родина моя!
3. Игра с мячом «Наш город какой?»
- Сейчас мы поиграем в игру, где каждый из вас должен рассказать, какой наш город? Я вам задаю вопрос: наш город какой?
– Наш поселок…. (красивый, чистый, зеленый, современный, любимый, удивительный, цветущий, великолепный, гостеприимный, многонациональный, прекрасный, замечательный).
- Вы любите наш город (ответы детей)
- За что вы любите его? (Я люблю Нижний Новгород за то, что в нем есть….(школы, новые спорткомплексы с бассейнами, стадионы, сады, дом, друзья)
4. Итог занятия.
- Вот и подошло к концу путешествие по нашей Родине. Сегодня вы узнали оРодине много нового. Правда?
- А именно: ваша семья, ваш дом находится в Нижнем Новгороде.
- А Нижний Новгород – в России.
- Молодцы, ребята!.