Татьяна Малханова
Проект в старшей группе «Моя малая Родина — поселок Татарский Ключ»
▼ Скачать + Заказать документы
Введение.
Мы горим желанием воспитать любовь к Родине, а оказывается не в состоянии воспитать у ребенка любовь к самому близкому - к родному дому и поселку, а ведь это основа нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Дошкольник прежде должен осознать себя членом семьи, неотъемлемой частью малой Родины, потом гражданином России и только потом - жителем планеты Земля. Идти надо от близкого к далекому.
Темочки:
- Мое село, мой поселок
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Республика Татарстан
- Родной край, краеведение. Консультации для педагогов
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2021
Дошкольный возраст яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается связь ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром, закладывается фундамент здоровья. В настоящее время необходимо в дошкольных учреждениях как можно больше приобщать детей к культуре своего народа и развивать их национальное самосознание. Ребенок должен, прежде всего, пустить корни в свою землю и культуру, познакомиться со своим исконным, а потом осваивать чужое.
Известно, если маленький ребенок не знает своей истории, не видит красоты родного края, не слышит положительной информации о своей стране, у него не сформируется ценностное отношение к Родине, он не сможет полюбить, а значит, в дальнейшем не будет способен отстаивать её интересы, защищать. Круг социальных, нравственных, духовных ценностей нельзя навязывать ребенку. Их смысл и значение определяется, вырабатывается собственными его усилиями, в процессе непосредственного знакомства и приобщения к той среде, в которой он живет.
Актуальность проекта :
«Ты вспоминаешь не страну большую, которую изъездил и
узнал.
Ты вспоминаешь Родину такую, какой ее ты в детстве
увидал»
К. М. Симонов.
Актуальность рассматриваемой темы я связываю в первую очередь с тем, что в настоящее время общественное развитие страны требует от педагогов детских садов и школ воспитания социально активных, самостоятельных, творческих личностей, адаптированных к условиям современной жизни. В данном проекте речь пойдёт о значении истории родного села и его влияние на патриотическое воспитание дошкольников. Успешность развития дошкольников при знакомстве с родным селом возможна только при условии активного взаимодействия с окружающим миром эмоционально практическим путём, т. е. через игру, предметную деятельность, общение, труд, обучение, разные виды деятельности, свойственные дошкольному возрасту. Дошкольное детство – важный этап в становлении облика человека. В эти годы закладываются основы нравственности, формируется первоначальное представление об окружающем, этические представления, воспитываются патриотические чувства. Именно в дошкольном возрасте у детей, по мнению ученых, отмечается высокий темп умственного развития. Старшие дошкольники обладают определенным количеством знаний, а их интересы связаны не только с настоящим, но и с прошлым и будущим. Они проявляют живой интерес к проблемам происшедшим и происходящим в большом взрослом мире. У старших дошкольников появляется стремление больше узнать о своем родном крае, о его историческом прошлом.
Процесс приобщения дошкольников к краеведению достаточно сложен, требует продуманного отбора содержания знаний, проектирования педагогического процесса на основе личностно-ориентированного взаимодействия, интеграции средств, методов и различных видов деятельности детей. Метод проектов, как показывает опыт, является наиболее эффективным в формировании системного подхода к развитию у детей старшего дошкольного возраста любви к родному краю.
Чувство Родины…
Родина – это место, в котором живет человек, и улица, на которой стоит его дом, и деревце под окном, и пение птички: все это Родина.
Проблема:
Интерес детей к своему месту жительства вполне понятен и естественен, но сведения черпаемые малышами из окружающего мира довольно скудны и разрозненны. «Дерево без корней гибнет»- так гласит народная мудрость. Поэтому процесс ознакомления с родным поселком и краем должен быть разнообразен и регулярен, без больших пауз между мероприятиями и занятиями.
Гипотеза.
Если использовать методы и формы проекта в своей работе мы заинтересуем детей и их родителей к дальнейшему развитию интереса к истории своего поселка Татарский Ключ, то можно считать, что цель проекта будет выполнена.
Цели и задачи проекта.
Цель: Формирование духовно-нравственного отношения и чувств сопричастности к родному поселку, дому, семье. Создание в детском саду предметно-развивающей среды, способствующей этому воспитанию.
Задачи:
1. Расширять знания детей о родном поселке, его истории, достопримечательностях, о людях, давших жизнь поселку, ветеранах ВОВ.
2. Формировать у ребенка чувства любви и привязанности к своей малой Родине, через НОД, экскурсии к достопримечательностям, знакомство с интересными людьми.
3. Воспитывать любовь к родному поселку, дому, семье, желание видеть поселок красивым, экологически чистым;
4. Развивать любознательность и интерес к познанию родного края.
Тип проекта : познавательно – творческий. Вид проекта : групповой; краткосрочный.
Срок реализации проекта : 01.04.2017-30.05.2017.
Участники проекта : воспитатель группы, дети 5 -6 лет, родители воспитанников.
Ожидаемые результаты:
• Пробуждение интереса к истории основания поселка Татарский Ключ.
• Формирование чувства гордости, ответственности за свою малую Родину.
• Расширение кругозора детей через экскурсии к Аллее Славы Ветеранов ВОВ, посещение общественно-значимых учреждений нашего поселка, общение с интересными людьми.
• Объединение усилий педагогов и родителей и плодотворная работа по организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями.
Этапы проектной деятельности :
1 этап – подготовительный.
2 этап - практический.
3 этап - заключительный.
Задачи.
1. Познакомить родителей со значимостью проектной деятельности в детском саду.
2. Выбрать методы реализации проектной деятельности.
3. Создать материально-технические ресурсы, необходимые для выполнения проекта.
4. Разработка перспективного плана.
Содержание проектной деятельности :
1) Рассматривание книги "Карьер Татарский Ключ - 50 лет горняцкой доблести", фотографий о поселке. Беседы: "Моя семья", "Дом,где я живу" "Мой детский сад"," Татарский Ключ - мой родной поселок", прослушивание гимна предприятия "Карьер Татарский Ключ" автор Гуцол В. И., музыка Снегирев С. И.
2) НОД познавательное развитие: " Знакомство с историей родного села", "Месторождение карьера Татарский Ключ", "Знакомство с профессиями - горный мастер, геолог", "Они защищали мою Родину";
речевое развитие: " Заучивание стихотворения наизусть И. З. Сурикова "Детство", "Достопримечательности моего села".
художественно-эстетическое развитие: рисование "Мой дом", "Моя семья", "Улицы родного села", конструирование из бросового материала "Макет поселка", аппликация "Мы помним, мы гордимся".
3) Экскурсии: на предприятие ООО "Горная компания", "Ключевская администрация" "Дом культуры", "Аллея Славы Ветеранов ВОВ", "Пожарная часть", "Школа";
участие в параде, посвященному Дню Победы"
4) Выставка детского творчества: "Славься край, родной!", " Поселок глазами детей".
5) Оснащение предметно-развивающей среды группы :
- изготовление атрибутов для игр: " Добыча известника", "БелАЗы на погрузке", "Пожарная часть", "Школа", "Детский сад" .
- оформление альбома: "Достопримечательности нашего поселка".
5) Работа с родителями :
- совместное с детьми составление рассказов о семье, составление генеалогического дерева семьи.
- посильная помощь в организации экскурсий.
- " трудовой десант" родители с детьми (обустройство участка детского сада).
3-й этап - заключительный
1. Предоставление разработки проекта.
2. Оценка этапов реализации проекта.
3. Оценка предметно – развивающей среды.
4. Подведение итогов проекта (сравнение предполагаемого результата с достигнутым).
5. Выставка продуктов детской деятельности.
Нельзя пробудить чувство Родины
без восприятия и переживания окружающего мира.
Пусть в сердце малыша на всю жизнь
останутся воспоминания о маленьком уголке детства.
Пусть с этим уголком связывается образ великой Родины.
В. А. Сухомлинский
Методическая ценность
Данный проект поможет детям и родителям "разжечь искру патриотизма" за свою малую Родину.
Расширит кругозор детей.
Объединит усилия педагогов и родителей по организации работы по ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры, традициями, достопримечательностями.