Екатерина Слободчикова
Проект в старшей группе «Мир кукол»
▼ Скачать + Заказать документы
Творческий проект в старшей группе на тему : «Мир кукол»
Продолжительность: 1месяц.
Цель: развивать у детей художественное творчество при создании кукол и костюмов для них.
Задачи проекта :
1. Формировать представление детей о народных куклах, их видах, способах изготовления. (Познавательное развитие).
2. Воспитывать интерес к народной кукле, бережное отношение к культуре своего народа, уважения к национальным традициям. (Социально-коммуникативное развитие)
Публикация «Проект в старшей группе „Мир кукол“» размещена в разделах
3. Развивать творческие способности при изготовлении кукол и костюмов для них. (Художественно-эстетическое развитие).
Предполагаемый результат: Выставка кукол, сделанных своими руками.
1 этап-целеполагание. Беседа с детьми на тему «Как появилась кукла»
Цель: познакомить детей с историей появления народной куклы и тремя основными группами кукол (обереги, игровые, обрядовые).
Воспитатель загадывает детям загадку:
Что все это значит?
Дочка, а не плачет;
Спать уложишь -
Будет спать
День, и два, и даже пять.
Дети угадывают, что это кукла. Воспитатель рассказывает детям, что в наш век куклы - это, чаще всего, детские игрушки. Но так было не всегда. В древности славяне к ним относились вполне серьезно. Куклы были основными оберегами, каждая из них выполняла свои «обязанности». Куклы отвечали за хороший урожай, защищали ребенка от злых духов и успокаивали в колыбели, или просто для добрых вестей. Изготовление куклы было делом сугубо женским. Мужчин не подпускали даже краем глаза взглянуть на процесс. Считалось, что от качества труда хозяйки зависит судьба семьи и рода. Прежде чем приступить к столь ответственной работе женщина настраивалась, читала заговоры.
Первую куклу девочка делала примерно в 11 лет. Воспитатель спрашивает у детей, хотели бы они иметь у себя такую куколку и для какой цели? Воспитатель рассказала, что для того чтоб сшить такую куклу, мы должны познакомиться, с тем, как и из чего изготавливались куклы, мы прочитаем сказки, поиграем в игры, рассмотрим презентации с куклами. А итогом нашей работы будет выставка кукол, созданных своими руками. И помогут нам, конечно же наши родители.
2 этап-планирование.
1. Чтение сказки Афанасьева «Василиса- Прекрасная».
2. ООД «Русская народная кукла
3. Чтение стихотворения Обереги Эльза Попова
4. Дидактическая игра «Узнай по описанию»
5. Рассматривание иллюстраций «Русский народный костюм»
6. Дидактическая игра «Укрась народный костюм».
7. Создание мини –музея в группе «Такие разные куклы».
8. ООД «Художественное творчество» «Рождественская кукла-оберег».
9. Беседа «Наша кукла оберег».
10. Коллекционирование: тряпочки, клубочки, нитки, фурнитура для шитья для создания кукол.
11. ООД Художественно-творческая деятельность «Кукла-оберег от плохого настроения»
12. Выставка детских работ.
Работа с родителями:
Консультация о проектной деятельности в детском саду.
Статьи в родительский уголок:
«Кто в куклы не играл-тот детства не узнал»
Помощь в создании мини музея «Такие разные куклы».
Подбор материала для коллекции.
Помощь в изготовлении куклы.
3 этап-осуществление проекта :
1. Чтение сказки Афанасьева «Василиса-прекрасная».
Цель: Продолжать воспитывать интерес к русским народным сказкам, учить осмысливать характеры персонажей; формировать представление на основе сказки о понятие кукла – оберег.
Воспитатель читает детям сказку.
Беседа по содержанию:
- Дети, скажите, что оставила мать для Василисы? (Куклу.)
- Вот такую же куклу, которую называли кукла - оберег, она передавалась от матери к дочери.
- Скажите, дети, из чего она сделана?
- А чем она отличается от наших современных кукол? (Нет лица.)
- Безликой куклу делали потому, что боялись уподобить ее человеку, т. к.
в старину считали, что кукла с лицом обретала «душу» и могла повредить ребенку. Куколку клали в колыбельку маленькому ребенку и считали, что она его оберегает, отсюда и пошло название: кукла – оберег или обереговая кукла. Такие куклы были в каждой семье и относились к ним очень бережно.
2. ООД «Русская народная кукла.»
Цель: Познакомить детей с историей развития кукол оберегов.
Задачи:
1. Формировать интерес к русской обрядовой кукле как виду народного художественного творчества. (Познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие0
2. Способствовать привитию интереса детей к миру традиционной русской культуре.
3. Воспитывать чувство причастности к своему народу, к его истории и культуре. (Социально-Коммуникативное развитие).
Материал: Презентация кукол, мелки, карандаши, бумага.
Предварительная работа: Чтение сказки «Василиса Прекрасная»
Ход работы:
Воспитатель напоминает детям о прочитанной сказки «Василиса Прекрасная» и предлагает познакомиться с куклами –оберегами, для этого предлагает отправится в «Музей кукол».
Воспитатель читает детям стихотворение:
У обрядов на Руси множество заветов
И один из них - шитьё кукол-оберегов.
По поверью, талисман, защитит хозяев,
Забирая на себя бремя испытаний.
Из различных лоскутков ношеной одежды,
Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.
Но единственный запрет предков опасались:
Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.
Воспитатель рассказывает, что издревле на Руси для того, чтобы оградить себя и свой дом от злых духов и болезней, люди изготавливали обереги в виде кукол. Каждую куклу- оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Лицо кукле не рисовали. Считалось, что в неё может вселиться злой дух, который в дальнейшем будет оказывать плохое влияние на хозяина и дом. Кукол "крутили", пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.
Слайд№1
Кормилица – обрядовая кукла, символизирующая плодородие и достаток. Её» крутила" мать для дочери, ждущей ребенка. Когда появлялся малыш, куклу клали ему в колыбель. Тогда, по поверью, у кормилицы всегда было молоко, и ребенок рос сытым и здоровым.
Слайд№2
Здравницу (травницу) делали как оберег здоровья. В зависимости от недуга ее наполняли полезной, душистой травой и ставили к кровати у изголовья, рядом с теплым местом. От куклы исходил травяной дух. Запах сосны, чебреца, ромашки убивал вредных микробов, укроп, мелисса, душица успокаивали, запах герани и мяты снимал усталость. С такой куклой дети меньше болели.
Слайд№3
Кувадка была одной из первых кукол, которую видел ребенок. Её "крутили" из лоскутка яркой цветной ткани. Подвешивали таких куколок над колыбелью, как погремушки. Число кувадок в связке было обязательно нечетным. Считалось, что только тогда они будут оберегать малыша.
Слайд№4.
Зерновушку делали после сбора урожая из самого отборного зерна или крупы и ставили ее к иконам в Красный угол. На следующий год она должна была принести хороший урожай. Такую же куклу делала молодая женщина, если у нее долго не было детей. И через год, по поверью, у нее должен был родиться ребенок.
Слайд№5
Лихорадки делали в Сильвестров день рано утром всей семьей. Куклы сворачивались из лоскутков ткани разного цвета и перевязывались красной нитью. Каждая из них символизировала человеческий недуг и имела свое имя, всего 12 штук. Подвешивались куклы на нитке над печной трубой или дверью. По поверью, в этот день из преисподни вылетали злые лихорадки. Они влетали в дома, принося с собой болезни, но, увидев этих кукол, улетали прочь.
Куклы - обереги бережно хранили, прятали от посторонних глаз и передавали по наследству в семье – от матери к дочери, от бабушки к внучке.
Воспитатель спрашивает детей какая кукла им понравилась и запомнилась и почему?
Хотели бы вы иметь таких кукол дома? А от чего бы она вас защищала?
Воспитатель предлагает придумать и нарисовать свою куклу оберег.
Дети рисуют и потом рассказывают о своих куклах.
4. Чтение стихотворения «Обереги» Эльза Попова.
Цель: Продолжать развивать интерес к истокам народного творчества, знакомить со славянскими куклами оберегами.
У обрядов на Руси множество заветов
И один из них - шитьё кукол-оберегов.
По поверью, талисман, защитит хозяев,
Забирая на себя бремя испытаний.
Из различных лоскутков ношеной одежды,
Ладно вязанных узлов с верою, надеждой.
Но единственный запрет предков опасались:
Чтобы ножницы с иглой к кукле не касались.
Чтоб малыш спокойно спал, мама отдыхала,
Кукла духов на себя злобных отвлекала.
И уже в двенадцать лет девочка умела
Себе "доню" мастерить. Значит повзрослела.
А Желанница была девушкам - подружка.
С длинным волосом из пряж - тоже не игрушка.
Чтоб желание сбылось - в косу ей вплетали
Ленту алую, потом исполненья ждали.
Крупеничка - оберег сытости, достатка.
Наполнялась сплошь зерном, гречкой, для задатка.
От кормилицы Земли силы приходили.
Под иконами в углу бережно хранили.
Травница - её травой наполняли разной.
Хвоя, мята, зверобой - служит безотказно.
По избе душистый дух лета разносился
Чабреца, шалфея, в том способ излечиться.
Символ Солнца - Коляда, добрых отношений.
Хлеб да соль для узелка, а за пояс - веник.
Колокольчик - знак вестей старого Валдая,
Три юбчоночки на ней, сверху золотая.
Пеленашки, Спиридон или Многоручка,
С незапамятных времён с Русью неразлучно.
А традиции храня многовековые
Главная в дому всегда - кукла Берегиня.
Хлопок, лён, шелка, пенька. Без печали в сердце,
С миром на душе, тогда, бралися за дельце
Эту куклу создавать. Да оно не трудно:
Ткань не резать надо - рвать. Что немного чудно.
Полотно в рулон свернув - тулово готово.
Голову узлом стянув, рученьки холщовы.
Юбка, блузка и платок, фартучек нарядный.
Бусы, зеркальце и вот девица отрадна.
Обереги без лица, кажется незримо
Отделят добро от зла неисповедимо.
Сколько вложено любви неприметной, тихой
И защита на века от любого лиха.
5. Дидактическая игра «Узнай по описанию»
Задачи.
-формировать представление о славянских куклах оберегах, о их значении в жизни человека,
-учить по описанию отгадывать знакомые куклы.
Дидактический материал.
Картинки с изображением уже знакомых кукол-оберегов.
Правила:
Воспитатель читает описание кукла и для чего она предназначалась, а дети угадывали и показывали картинку.
6. Рассматривание иллюстраций «Русский народный костюм»
7. Дидактическая игра «Укрась народный костюм»
Задачи:
Познакомить детей с русскими национальными узорами на костюмах, фартуках, платках, сапогах.
Освоить приемы сложения предметов (узоров) из частей по образцу.
Развивать художественный вкус при подборе и расположении элементов.
Формировать умение на силуэте платка, фартука, составлять узор из элементов русского орнамента.
Дидактический материал:
силуэт кафтана, фартука, платка, пары сапог, элементы русского орнамента.
Ход игры:
Дети украшают узорами сапоги, платок, кафтан, фартук. Воспитатель помогает детям правильно расположить орнамент. Дети играют самостоятельно, воспитатель при необходимости помогает.
8. Создание мини –музея в группе «Такие разные куклы».
Воспитатель обращается к родителям за помощью в создании в группе мини –музея «Такие разные куклы» Куклы могут быть разными, приветствуются старинные куклы и сшитые своими руками. Воспитатель рассказывает детям об экспонатах музея, обращая внимание на выразительность образов.
9. ООД «Художественное творчество» «Рождественская кукла-оберег».
Цель: Развитие творческих способностей у детей.
Задачи:
1. Воспитывать интерес детей к истокам народного творчества;
2. Развивать мелкую моторику рук;
3. Развивать аккуратность.
Материалы и оборудование:
1. Два лоскутка ткани (один — 10х15 и один – 7х5);
2. Нитки для вышивания;
3. Ножницы.
Ход:
Воспитатель: Давайте вспомним, как раньше оберегали детей? Какие предметы делали для них мамы и бабушки?
Предполагаемые ответы детей: Игрушки.
Воспитатель: Из чего делали игрушки?
Предполагаемые ответы детей: Из глины, из дерева, из ниток, из ткани
Воспитатель: Какие вы знаете глиняные игрушки? Деревянные?
Предполагаемые ответы детей: Филимоновские, дымковские, матрёшки.
Воспитатель: А кого обычно изображали?
Предполагаемые ответы детей: Петушка, уточку, барыню, коня.
Дидактическая игра «Назови игрушку»
Цель: упражнять в образовании относительных прилагательных.
Игрушка из дерева (какая) – деревянная (матрешка, дудка)
Игрушка из глины (какая) – глиняная (свистулька)
Игрушка из керамики (какая) – керамическая (куколка)
Дидактическая игра: «Из чего, какой?» (Кукла)
Из глины? (глиняная)
Из соломы? (соломенная)
Из дерева? (деревянная)
Из ваты? (ватная)
Из дерева? (деревянная)
Из пластмассы? (пластмассовая) и т. д.
Воспитатель: Когда дарят игрушки?
Предполагаемые ответы детей: На праздники.
Воспитатель: Какой праздник приближается?
Предполагаемые ответы детей: Новый год, Рождество.
Воспитатель: Давайте сделаем игрушки – обереги для своих родных.
Воспитатель показывает образец игрушки и подробно рассказывает как ее делать.
Складываем большой лоскуток втрое и перегибаем его пополам. Отрезаем ножницами нитку длиной 10 см, перевязываем ее вокруг ткани, делая голову кукле. Берем маленький лоскуток, складываем его вчетверо. Отрезаем две ниточки длиной по 6 см и перевязываем ткань с двух сторон, делая руки. Соединяем руки с туловищем. Обвязываем туловище ниткой вокруг талии, чтоб руки не выпали. Наша кукла – оберег готова.
Дети за столами делают кукол, воспитатель помогает при необходимости.
Воспитатель: Чтобы куклы принесли нам и нашим родным в Новом году добро и здоровье, защитили от бед, дружно заведём хоровод, развеселим честной народ!
Хоровод: «Зимушка снежная».
9. Беседа с детьми «Наша кукла –оберег»
Цель: Сформировать представление о том, какой будет придуманная детьми кукла-оберег, от чего она будет нас защищать, из чего сделана.
Воспитатель напоминает детям, о том, что мы очень много узнали о куклах оберегах, она спрашивает детей, хотели ли они иметь свою куклу –оберег? От чего она бы могла оберегать в нашей группе. Воспитатель рассказывает, что раньше существовала профессия – кукольницы. Они знали тайны мастерства кукол, делали их с заговорами в особых секретных условиях. На каждое важное событие в жизни человека делалась кукла.
Согласно традициям, при изготовлении любой обереговой куклы нельзя было пользоваться ножницами и иглами: ткань лишь рвалась и связывалась. Также нельзя было рисовать лицо кукле (наши предки верили, что через глаза в куклу может вселиться злой дух).
• сожалению, кукольниц сейчас у же нет и многие их тайны исчезли навсегда.
Но некоторые секреты остались. И сделать самую настоящую старинную тряпичную куклу можно! Но для этого нужно придумать, какая у нас будет кукла и для чего.
Выслушивает предположения детей. Воспитатель предлагает детям сделать куклу для группы, оберег от плохого настроения. А придумать как будет называться кукла, каждый ребенок должен сам. Воспитатель с детьми обсуждают, какой будет кукла, какой материал нужен для изготовления кукол, какой костюм будет у куклы и предлагает обратиться за помощью к родителям, для создания коллекций из ткани, ниток, шерсти и всего необходимого для изготовления кукол.
10. Коллекционирование: тряпочки, клубочки, нитки, фурнитура для шитья для создания кукол.
Воспитатель обращается к родителям за помощью в подборе материала для изготовления кукол : лоскутков ткани, ниток, тесьмы, декоративного материала.
11. ООД Художественно-творческая деятельность «Кукла-оберег от плохого настроения»
Цель:
Продолжать развивать у детей интерес к традициям и обычаям русского народа.
Задачи:
Расширять знания детей о разнообразии и назначении тряпичной куклы. Продолжать учить детей изготавливать куклу-оберег своими руками, развивая мелкую моторику. (Художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие)
Воспитывать интерес к русской народной кукле и бережное отношение к культуре своего народа. (Социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие).
Формировать уважение к традициям русского народа.
Вызывать положительные эмоции и гордость от результатов своего труда. .(Социально-коммуникативное развитие).
Расширять словарный запас. (речевое развитие)
Материалы:лоскутки тканей различных размеров, клубочки ниток, веревочки, тесемочки, швейная фарнитура.
Предварительная работа:разучивание стихотворения «Куклы-обереги»
В: Ребята, сегодня мыс вами будем говорить о народной игрушке. Почему игрушку называют народной?
Д: Ее делает народ.
В: А из чего раньше делали игрушки?
Д: Из глины, соломы, дерева, тряпок.
В: Сегодня мы будем продолжать разговор о тряпичной кукле. Скажите кто делал такую куклу? и кому?
Д: Из тряпочек нашей бабушки и прабабушки делали такие куклы своим детям, дочкам, внучкам.
В: Тряпичная кукла - игрушка не простая, а заветная. Как вы думаете почему ее так называли?
Д: Потому, что искусство делать кукол завещали своим дочкам мамы и бабушки.
В: Эти куклы имеют свое предназначение. Назовите, какие виды тряпичных кукол вы знаете?
Д: Тряпичные куклы бывают: игровые, обереговые, обрядовые.
В: Ребята, а почему у этих кукол нет лица?
Д: Лицо не рисовали, чтобы в кукол не вселялась нечистая сила.
В: А как тогда называли куклу без лица?
Д: Куклу называли безликой, это позволяло детям мечтать и фантазировать. Дети могли выдумывать настроение куклы и ее характер.
В: Какие вы знаете обрядовые куклы?
Д: Масленица, Купавка, Куватка, Неразлучники, Отдарок-на -подарок, Крупеничка, Пеленашка.
В: А что вы знаете об обереговых куклах?
Д: С давних пор люди умели защищать себя и свой дом от бед и несчастий. Для этого делали куклу-оберег и делали их с большой любовью.
В: Какие куклы обереги мы с вами знаем?
Д : Десятиручка, Ангелочек, Колокольчик, Кубышка-Травница, Утешница, Берегиня, Малышок-Голышок, Вепская.
В: А сейчас наши мальчики и девочки расскажут стихотворение про кукол.
Мальчик:Собрались как-то девчушки
Озорные хохотушки,
Посидеть и поболтать,
В куклы вместе поиграть…
Вдруг глядят - сундук стоит!
Что же он в себе таит?
Не простые в нем игрушки!
Обереги - наши куклы!
Чтобы их узнать поближе-
Надо всем нам сесть потише…
И прислушаться к девчушкам,
Развеселым хохотушкам!
Девочки: Эта кукла - не простая,
Про нее я много знаю…
Кубышка - Травница здоровье бережет,
Защита-утешение от нее идет!
Наполнена душистою, целебною травой,
Несет она здоровье, несет она покой!
Эта - тоже не случайна-
В ней большая скрыта тайна.
Кукла-колокольчик – для добрых вестей,
Приносит в дом радость и море затей!
У куклы три юбки, конечно, для счастья!
Чтоб нас обходили любые напасти!
Куколка Счастья – с длинной косой
Счастье, здоровье несет нам с тобой!
К солнышку ручки она протянула-
Успех и удачу к нам притянула!
Мальчик:
Так сидели хохотушки,
Любовались на игрушки,
Будем знать теперь и мы-
Куклы тайнами полны!
И дома оберегают,
И удачу зазывают,
Куклы в доме всем нужны-
В них секреты старины…
В: Молодцы, ребята, а теперь для поднятия настроения я вам предлагаю поиграть в игру «Плетень»
(Дети играют в игру плетень)
В: Ну что, повеселились от души, теперь я вас приглашаю в нашу мастерскую (дети садятся за столы). Ребята, мы уже с вами придумали, что будем делать обереговую куклу от плохого настроения. Каждый из вас уже представил, какая у него будет кукла, как мы ее нарядим. Для этого мы с вами собрали большую коллекцию лоскутков ткани, ниток. Потом можем подарить ее другу.
В: Давайте вспомним правила изготовления куклы-оберега.
Д: Ее делают по доброй воле, нужно думать о человеке, которому делаешь ее, оберег не делают для себя.
Дети преступают к работе, под музыкальное сопровождение (русская народная музыка).
В: Молодцы ребята! Хорошо постарались, оберег готов.
4 этап-презентация проекта :
Выставка кукол-оберегов, сделанных своими руками.
5 этап- анализ результатов:
Куклы сопровождают нас всю жизнь. В детстве эти игрушки развлекают, поучают, воспитывают, украшают дом, служат объектом коллекционирования и хорошим подарком, но все же самой памятной будет та кукла, которую вы сделали своими руками, вложили частицу своей души.
В процессе реализации проекта проекта, дети познакомились с историей возникновения рукотворной куклы (на примере кукол-оберегов, познакомились с технологией изготовления таких кукол. В наше время функция народной куклы в основном сводится к игровой, но процесс изготовления такой игрушки очень увлекателен, он сплачивает детей, семью и настраивает на добрый и позитивный лад