Уколова Наталья
Краткосрочный проект в средней группе «Вода и ее свойства»
▼ Скачать +Заказ
Проект в средней группе «Вода и ее свойства»
Подготовительный этап.
Паспорт проекта :
Название проекта : «Вода и ее свойства»
Вид проекта : групповой.
Продолжительность проекта : краткосрочный (2 недели)
Публикация «Краткосрочный проект в средней группе „Вода и ее свойства“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Свойства материалов и веществ
- Средняя группа
- Темочки
Срок реализации: с 14.12.20 по 27.12.20.
Тип проекта : исследовательски – творческий.
Участники проекта : дети средней группы детского сада, воспитатель.
Актуальность:
Вода - первый и любимый всеми детьми объект для исследования. С водой дети соприкасаются с первых дней жизни. И как только начинают хоть что-то понимать, принимаются за игры с водой.
Очень важно научить людей, и особенно детей, наше будущее поколение – бережному отношению к воде. Вода играет огромную роль в нашей жизни, она постоянная наша спутница.
Вода - это живительная сила, чудо природы и богатство планеты. Участие детей в проекте позволит максимально обогатить и расширить знания детей о воде и её свойствах, развить связную речь, творческие способности, исследовательскую деятельность.
Проблема: Осознание детьми значения воды в жизни людей, животных и растений.
Цель проекта :
Формировать и закреплять нания детей о свойствах воды. Уточнить представление детей о значении воды в жизни живых существ и для здоровья человека. Развитие познавательных и творческих способностей детей в процессе ознакомления и экспериментальной деятельности с водой.
Задачи проекта :
• Активизировать творческое мышление детей.
• Выявление свойств воды.
• Выявить что лед – твердое вещество, плавает, тает, состоит из воды.
• Познакомить детей с процессом растворения краски в воде (произвольно и при помешивании).
• Развивать наблюдательность, сообразительность, любознательность, усидчивость.
• Обогатить запас знаний родителей о роли экспериментирования на развитее мыслительных процессов, творческих способностей, на формирование трудовых навыков дошкольников.
Методы исследования:
Наблюдения, беседы с детьми о воде, чтение художественной литературы, рассматривание иллюстраций, рисование, заучивание стихотворений, отгадывание загадок, физминутки, дидактические, и подвижные и пальчиковые игры, проведение эеспериментов.
Предполагаемый результат:
Расширение знаний детей о свойствах воды. Активизация творческих возможностей и исследовательских навыков детей. Повышение уровня знаний детей, исследовательского интереса, любознательности, творческого воображения. Развитие познавательных умений через экспериментальную деятельность с водой.
Основной этап.
Беседа «Вода. Какая она?»
«В гости к Мойдодыру»
Дидактическая игра «Вода- какая бывакт?»
Дидактическая игра «Вода, водичка?»
Сюжетно-ролевой игры "Надо, надо умываться по утрам и вечерам"
Познавательное развитие:
Эксперимент «Свойства воды» (см. Приложение 1).
Эксперимент ««Растворимость веществ в воде» (см. Приложение 2).
Эксперимент ««Окрашивание воды» (см. Приложение 3).
Игра "Как капелька гулять отправилась». Цель: дать представления о том, что воду можно собрать разными способами - губкой, пипеткой, салфеткой.
Наблюдение за таянием снега на прогулке.
Речевое развитие:
Пословицы о воде.
Потешки: «От прозрачной водицы», «Ах, водичка-вода!», «Водичка-водичка».
Чтение сказок «Сказка про Капельку», Чтение С. Михалкова «Кораблики», К. И. Чуковский «Мойдодыр», «Федорино горе».
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование «Капелька воды»
Прослушивание различных звуков воды (шум моря, течение реки, дождь)
Физическое развитие:
Пальчиковые игры в воде - медуза, морская звезда.
Подвижные игры – «Море волнуется раз», «Капельки», «Дождик».
Закаливание.
Дыхательная гимнастика «Чистая водица».
Пальчиковая гимнастика «Хло да хлоп».
«Хлоп раз, еще раз»
Хлоп, раз, ещё раз,
Мы похлопаем сейчас.
А потом скорей-скорей
Хлопай-хлопай веселей!
Пальчик о пальчик — тук да тук,
Хлопай, хлопай, хлопай!
Пальчик о пальчик — тук да тук,
Хлопай, хлопай, хлопай.
(Выполнение упражнений, хлопки по воде, согласно тексту)
Труд в уголке природы.
Подготовка к итоговому занятию «Капелька-где живет?»
Заключительный этап.
Итоговое занятие «Капелька-где живет?»
Список литературы
1. Николаева С. Н. Юный эколог: Программа воспитания экологической культуры детей. – М. : Новая школа, 2005 г.
2. Дерпгольц В. Ф. Вода во вселенной. - Л. : "Недра", 2007 г.
3. Бурыкина М. Ю., Введение в мир неживой природы детей дошкольного возраста, - Б. ; 2011 г.
4. Петрянов И. В., Самое необыкновенное вещество в мире. - М. ; 2009 г
5. «Организация опытно-экспериментальной деятельности детей 2-7 лет» авторы-составители Мартынова Е. А., Сучкова И. М. /Волгоград/ - 2010г.
6. «Неизведанное рядом: Опыты и эксперименты для дошкольников»/ Под ред. О. В. Дыбиной - М. : ТЦ Сфера, 2014г.
Приложение
Приложение 1
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе.
Тема: "Вода и ее свойства"
Цель: познакомить детей с основными свойствами воды
Задачи:
• Расширить представление детей о свойствах воды : прозрачность, вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.
• Уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
• Закрепить правила безопасного поведения во время работы в лаборатории.
• - Развивать познавательный интерес, активность детей в процессе экспериментирования.
Материалы: схематическое изображение свойств воды, письмо с загадками, прозрачные пластиковые стаканы, ложечки, вода.
Ход занятия
Воспитатель: Сегодня мне пришло письмо, оно пришло от нашей подружки капельки. Давайте посмотрим, что она нам написала. Ребята в письме загадки.
Первая загадка.
Бежит, журчит, волнуется.
Все на нее любуются!
Никак не остановится,
Назад не поворотится.
(Река, показываю картинку реки).
Вторая загадка.
Белые овечки
Не сидят на печке.
А плывут издалека
Кучевые… (облака показываю картинку)
Третья загадка.
По крышам прохаживается.
К работе прилаживается.
Стукнет, брякнет молоточком
По деревьям и досочкам.
Молоточек водяной
И стоит в саду стеной.
(Дождь показываю картинку).
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, о чем мы сегодня с вами будет говорить? (о воде)
Правильно! А где в природе можно встретить воду? (в озере, в море, в речке, в океане)
А вы знаете, что воду в океане называют океанической. Повторите пожалуйста. (океаническая)
А воду в море как можно назвать? (морская)
А воду в реке? (речная)
А воду в роднике? (родниковая)
А воду в болоте? (болотная)
Ребята, а вы знаете, что вода в океане и в море соленая? (да)
Ее пить нельзя.
А как вы думаете, вот в отличие от морской соленой воды, вода в роднике, в реке и в озере, какая вода будет?
Пресная! Повторите пожалуйста. (пресная)
Ребята, а для чего людям нужна вода? (варианты детей)
Правильно дети, вода нужна людям, чтобы ее пить, посуду мыть, мыться, пищу готовить, стирать.
А животным нужна вода (да)
А для чего? (пить)
А растениям? (чтобы растение росло)
А рыбам нужна вода? (да) Они там живут, это их дом.
Молодцы!
Физкультминутка
Как приятно в речке плавать! (Плавательные движения.)
Берег слева, берег справа. (Повороты влево и вправо.)
Речка лентой впереди. (Потягивания - руки вперёд.)
Сверху мостик - погляди. (Потягивания - руки вверх.)
Чтобы плыть ещё скорей,
Надо нам грести быстрей.
Мы работаем руками.
Кто угонится за нами? (Плавательные движения.)
А теперь пора нам, братцы,
На песочке поваляться.
Мы из речки вылезаем (Ходьба на месте.)
И на травке отдыхаем.
Воспитатель: Вы так много знаете о воде, но сегодня я хочу вас познакомить с ее свойствами, потому что вода, это одно из самых удивительных веществ на нашей планете.
А для того, чтобы нам узнать ее свойства, давайте пройдем в нашу лабораторию. (дети садятся за столы).
Опыт №1"Вода-это жидкость"
Ребята, перед вами стоят два стаканчика. Один из них пустой, а во втором находится вода. Вы сейчас попробуете очень аккуратно перелить воду из одного стаканчика в другой.
Арина у тебя льется вода? (да)
А у тебя Егор льется? (да)
Ребята, а почему вода льется из одного стаканчика, в другой? (она жидкая).
Правильно!
А если вода жидкая, то ее можно назвать жидкостью.
Вода-это жидкость, это ее первое свойство. Её можно наливать, переливать. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Опыт №2 "Вода без запаха"
А сейчас возьмите стаканчик с водой в руку и понюхайте ее.
Вода пахнет? (нет)
Значит она имеет еще одно свойство, вода без запаха. (вывешивается символ этого свойства воды).
Опыт №3 "Вода безвкусная"
А сейчас попробуйте ее. Какая вода? Она имеет вкус? (нет)
Вода безвкусная.
Опыт №4 "Вода прозрачная"
Возьмите пожалуйста камень и опустите в воду.
Камень видно? (да)
Вода прозрачная и не имеет цвета.
Итог:
Воспитатель: Мы сегодня много говорили о воде, много о ней узнали, давайте об этом расскажем.
Вода имеет свои свойства :
• Вода – это жидкость, ее можно налить, перелить, вылить.
• Вода – прозрачная.
• Вода – безвкусная.
• Вода не имеет запаха.
Молодцы, ребята! Вы сегодня очень хорошо постарались,
Приложение 2
Конспект НОД в средней группе «Растворимость веществ в воде»
Цель:
1. Учить детей выявлять вещества, которые растворяются в воде.
2. Дать понять детям, что некоторые вещества не только растворяются в воде, но и меняют ее вкус, цвет.
3. Воспитывать аккуратность и безопасное поведение при работе с различными веществами.
4. Развивать исследовательскую деятельность детей.
Демонстрационный материал:
Упаковки с различными веществами, «чудесный мешочек», карточки с символическим изображением правил поведения в лаборатории.
Предварительная работа:
Беседа с детьми о значениях и свойствах воды, чтение - «Мойдодыр».
Материал: Вода в стаканчиках на столе у каждого, ложечки, тарелочки каждому; вещества: сахарный песок, песок, соль.
Проблемный вопрос: Какие вещества растворяются в воде, а какие нет?
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята сегодня мы с вами будем проводить эксперименты с водой. Но ребята, посмотрите к нам в гости кто-то пришел. Кто это? (Капелька воды).
Верно, наша знакомая Капелька воды. С собой Капелька принесла «чудесный мешочек». Интересно, что лежит в мешочке? (Капелька постепенно достает пакетики с веществами, воспитатель спрашивает у детей что это)
Дети: Сахарный песок, песок, соль.
Воспитатель: интересно, а зачем капелька это к нам принесла?
Вы знаете, болтливые сороки на крыше, рассказали мне, что все эти вещества растворяются в воде, и капелька хочет чтоб мы это проверили.
Воспитатель: Ребята, а как Вы думаете? Все ли эти вещества растворяются в воде?
Дети: Да/Нет.
Воспитатель: Сегодня мы с вами это проверим. (дети садятся за столы). Но сначала давайте вспомним, какими свойствами обладает вода? Что она может делать?
Дети: Она течет, льется, ее можно переливать, наливать.
Воспитатель: Верно. Ребятки, а что можно сказать о воде? Какая она? (дети берут со стола стакан с водой)
1. Посмотрите на нее (бесцветная).
2. Понюхайте (без запаха).
3. Попробуйте (без вкуса).
Вот сейчас мы вместе с Капелькой проверим, что же произойдет с сахарным песком? Но прежде чем начать опыт давайте вспомним, что можно, а что нельзя делать при экспериментировании.
(Воспитатель показывает карточки с символами)
Дети отвечают, а воспитатель обобщает:
- нельзя без разрешения брать предметы и вещества,
- нельзя брать их в рот,
- трогать после опыта глаза руками,
- внимательно слушать задание,
- убирать за собой после опытов,
- мыть руки после окончания опытов.
Воспитатель: Молодцы ребята, все отлично помните. Давайте возьмем ложечки ребята, добавим сахарный песок в стакан с водой и перемешаем. Данный опыт мы с вами выполняем каждый день утром, дома, когда собираемся пить чай.
Теперь наблюдаем, что изменилось? Вы видите сахар?
Дети: Нет!
Воспитатель: Правильно, сахар постепенно растворился в воде. Как вы думаете, ребята, какая теперь стала вода? Ведь мы туда добавили сахар.
Дети: Сладкая! Вкусная!
Воспитатель: А ее можно пить ребята? (Да)
Воспитатель: А если мы добавим соль, какого вкуса станет вода?
Дети: Соленого!
Воспитатель: Правильно, а ее можно пить? (Да) Верно, соль мы добавляем, когда варим, например, суп, и он становится соленый.
Физкульт. минутка:
Лейся, лейся, дождик (показываем ручками сверху-вниз как льется дождь)
Мы с тобою дружим. (обнимаем себя)
Хорошо шагаем (имитируем шаг)
Мы с тобой по лужам.
А теперь насос включаем,
Воду из речки качаем. (показываем, как будто включаем насос)
Влево - раз, вправо - два. (поворот на лево, на право)
Потекла ручьем вода. (ручки внизу показывают, как течет вода)
Воспитатель: Очень интересная разминка Капелька, спасибо, а мы продолжим наш эксперимент (дети садятся за столы).
Воспитатель: А, что же будет, если в другой стакан мы добавим речной песок и перемешаем, он растворится? Как вы думаете?
Дети: Нет!
Воспитатель: Давайте проверим. Добавьте речной песок и перемешайте, растворился или нет?
Дети: Не растворился.
Воспитатель: Правильно ребятки, он не растворился, т. к. речной песок состоит из мелких камушков, которые в воде не растворяются. И посмотрите внимательней ребята, что же еще произошло с водой? Какая она стала?
Дети: Мутная, грязная…
Воспитатель: А эту воду, можно пить ребята? (нет, потому что песок не съедобное вещество). Ребята покажите Капельке свои стаканчики. Вот видишь, Капелька, речной песок не растворяется в воде, запомни это!
Воспитатель: Ребята возьмите ложечки и добавьте теперь последнее наше вещество, это камешки, что произошло с водой?
Дети: Ничего не произошло.
Воспитатель: Правильно ребята, ничего не произошло. Потому что камни не растворяются, они тонут в воде. Посмотрите, они оказались на дне стакана, почему как вы думаете ребята?
Дети: потому что камни тяжелые…
Воспитатель: Правильно, вы молодцы. Ну, ребята, давайте напомним Капельке, какие вещества растворились в воде, а какие нет.
Дети: Сахарный песок, соль - растворяются, а речной песок и камни - нет.
Воспитатель: Вот видишь Капелька, все-таки не все вещества растворяются в воде.
Воспитатель: Дети, итак, сегодня, мы с вами познакомились с одним из свойств воды - растворимостью.
Ребята, вы сегодня хорошо поработали, вы все молодцы! А Капельке пора уходить, скажем ей до свидания!
Дети: До свидания!
Разговор с детьми о занятии.
Приложение 3
Конспект занятия в средней группе «Окрашивание воды»
Цель: выяснить свойства воды (вода прозрачная, но может менять свою окраску, когда в ней растворяются окрашенные вещества.)
Задачи:
• Учить детей устанавливать простейшие закономерности.
• Уточнить знания о свойствах воды; показать, как можно сделать воду цветной; воспитывать бережное отношение к воде, расширять кругозор детей, создавать атмосферу радости и удовольствия.
• Воспитывать интерес к занятию.
Методы и приемы:
Отгадывание загадок, вопросы, пальчиковая гимнастика, экспериментальная деятельность.
Оборудование:
Стаканчики на каждого ребенка, гуашь разных цветов, кисточка, вода. Картины дождя, снега, тумана.
Ход занятия:
- Ребята, давайте возьмемся за руки, улыбнемся друг другу и создадим хорошее настроение.
- Дружно за руки возьмемся и друг другу улыбнемся.
Отгадайте загадку:
Я и туча, и туман,
И ручей, и океан,
И летаю, и бегу,
И стеклянной быть могу!
В луже, в море, в океане
И в водопроводном кране.
В чайнике она кипит
И в тазу у нас стоит! (вода)
Воспитатель проводит беседу, для чего нужна вода?
Воспитатель: Ребята сегодня мы будем говорить о воде, для чего же она так нужна всему живому на земле?
Дети: Без воды человек не сможет жить, нужно пить, готовить пищу, стирать, мыться, купаться.
Воспитатель: Ребята, что же будет, если вода пропадет на земле?
Дети: Погибнут растения, животные, люди и т. д.
Воспитатель: Ребята, а как звучит вода? По каким звукам можно догадать с закрытыми глазами, что это вода? (включаю аудио звук воды).
Дети: капает, булькает, журчит, плещет.
Воспитатель: А где можно встретить воду?
Дети: В море, речке, в кране, в виде дождя и т. д.
Воспитатель: да ребята, правильно. А еще в виде тумана, пара. Ребят, а лед и сосульки зимой это тоже вода, только замерзшая.
Значит в обычном виде это простая вода, которая течет, в замерзшем виде это снег и лед, и летучая вода. Ну теперь, ребята, я всех приглашаю немного развлечься и подвигаться!
Физминутка :
«Дождик капал на ладошку - пальцы правой руки выполняют барабанящее движение по ладошке лев. руки
На цветы - круговое движение правой рукой
И на дорожку -обе руки перед собой
Льётся, льётся – ой-ой-ой! -покачивание головы
Мы бежим скорей домой! -бег на месте
- Дети, вспомните, какая вода льется из крана?
Ответы детей - чистая, прозрачная.
- А если воду окрасим, сможем через нее увидеть окружающие предметы?
Проверим. (дети садятся за столы).
Какая в стаканчике вода?
Ответы детей - чистая, прозрачная.
- А теперь с помощью кисточки добавим в воду краску.
- Теперь какая у вас вода в стаканчиках?
Ответы детей - красная, синяя, зеленая.
- Давайте аккуратно возьмем стаканчик в руки и посмотрим, видно ли Вам друг друга через воду?
Ответы детей – не видно.
-Ребята, давайте возьмем камень и положим в стаканчик. Посмотрите видно камень? Нет
Верно потому-что мы покрасили воду и она перестала быть прозрачной.
- Поставьте стаканчики на стол. Сейчас мы с вами поиграем в игру «Море волнуется раз…». Вставайте в круг.
Итог занятия.
-Чем мы сегодня занимались на занятии?
-Что вам понравилось? что не понравилось?
-Что мы узнали о воде?