Юлия Александровна Котова
Проект в средней группе «Русская изба»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в средней группе «Русская изба»
Россия – наша Родина. Чтобы считать себя её сыном или дочерью, необходимо ощутить духовную жизнь своего народа, принять русский язык, историю и культуру, как свои собственные. Существенным содержанием русской культуры являются народное творчество и быт, созданные на протяжении многовековой истории.
Публикация «Проект в средней группе „Русская изба“» размещена в разделах
Вид проекта : Ознакомительно-ориентировочный.
Участники проекта : Дети среднего дошкольного возраста, родители, педагоги.
Цель проекта : Формирование представлений о русском крестьянском быте, уважения к русской народной культуре.
Задачи проекта :
• Познакомить детей с устройством русской избы;
• Познакомить с многообразием предметов домашнего обихода, их названиями и назначением;
• Познакомить с традициями русского народа;
• Познакомить с русским народным костюмом, народными инструментами
• Расширять словарный запас: изба, печь, ухват, чугун, лавка, сундук;
• Изучение малых фольклорных форм (сказки, песенки, потешки, пословицы);
• Знакомство с русскими народными хороводными играми;
• Изготовить макет русской избы;
• Вызвать положительные эмоции, интерес к русской народной культуре;
• Воспитывать любовь и уважение к истории своего народа.
Продолжительность проекта : краткосрочный.
I этап – подготовительный.
Цель: разработать проект.
Изучение литературы по данной теме:
• «Истоки русской народной культуры в детском саду». И. Г. Гаврилова.
• «Ознакомление детей младшего дошкольного возраста с русским народным творчеством». И. А. Бойчук, Т. Н. Попушина.
• «Приобщение детей к истокам русской народной культуры». Л. Князева, М. Д. Маханева.
Цель: реализация проекта в образовательную практику.
В детском саду мы постарались воссоздать основные детали и обстановку русской избы и дворика с животными (лавки, печь, стол, кровать, сундук, горшки, посуда, матрешки, иконы). Атмосфера русского уголка и находящиеся там предметы национального быта пробудили в душе ребёнка любознательность, чувство прекрасного, что позволило им ощутить себя частью русского народа. Любовь маленького ребенка – дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, с любви к своему дому, улице, на которой он живет, детскому саду, городу.
В устном народном творчестве как нигде сохранились особенные черты русского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии, верности. Необходимо широко использовать все виды фольклора (сказки, песенки - потешки, пословицы, поговорки, загадки, хороводы и т. п.). Знакомя детей с поговорками, загадками, пословицами, сказками мы тем самым приобщаем их к общечеловеческим нравственным ценностям. Дети знают и с интересом играют в дидактические игры. «Назови сказку», «Узнай из какой сказки герой», «Загадки и отгадки», «Я начну, а ты продолжи», «Чудесный мешочек», и многое другое.
Проводим беседы о музеях, зачем они нужны? Что в них хранится? Кто туда ходит и зачем? Тем самым вызываем интерес к музею и желание создать макет мини - музей в группе. Таким образом, накапливается исторический материал (предметы домашнего быта, элементы одежды).
Большое место в реализации проекта должно занимать знакомство с русскими народными традициями, такими как почитание старости, гостеприимства, взаимопомощи, традиций русской кухни. Большое внимание уделяем знакомству с русским народным костюмом. Дети узнали, что женщины на Руси не только для красоты украшали вышивкой одежду, но и как оберег. Также знакомим детей с русским праздниками : Рождеством, Масленицей, Пасхой. Как праздновали эти праздники наши предки, что изменилось с того времени, какие традиции остались.
На протяжении всего времени знакомим детей с русскими народными подвижными играми: «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Зайка беленький сидит» и др. ; хороводными: «Где был, Иванушка», «Ровным кругом», «Каравай» (Приложение 1) и многими другими.
Большое значение в реализации проекта имеет работа с родителями. С родителями проводятся беседы, дискуссии. Разработана консультация для родителей: «Сказка как средство патриотического воспитания дошкольника». Рекомендации для родителей: «Воспитываем патриота», «Читаем дома» (Приложение 2).
III этап: заключительный.
Выставка коллективной работы макета мини-музей «Русская изба».
Совместное обсуждение полученных результатов.
Показ открытой непосредственно образовательной деятельности для родителей «Милости просим, гости дорогие»
Предполагаемый результат:
1. Дети получат обширные знания об истории крестьянского жилища – избы, о её устройстве.
2. Дети познакомятся со старинными предметами домашнего обихода.
3. Словарный запас обогатится названиями предметов русского быта : «чугун», «ухват», «кочерга», «печь» и др.
4. Узнают русские народные игры : «У медведя во бору», «Гуси-гуси», «Зайка беленький сидит»; хороводные: «Где был, Иванушка», «Ровным кругом».
5. Традиции русского народа : гостеприимства, почитание старости.
6. Узнают пословицы, поговорки о хлебе, о труде, о Родине.
7. Положительная динамика взаимодействия с родителями.
8. Положительные эмоции и взаимоотношения в группе.
9. Будет создан макет мини-музей «Русская изба» (продукт проекта) пополниться предметно – развивающая среда в группе по данной теме.