Самойлова Татьяна
Краткосрочный проект в средней группе «Перелетные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект в средней группе «Перелетные птицы»
Возраст участников проекта : дети 4-5 лет.
Участники проекта : воспитатели и воспитанники средней группы,
музыкальный руководитель, родители воспитанников.
Вид проекта : информационно – исследовательский, групповой, краткосрочный, творческий,
Публикация «Краткосрочный проект в средней группе „Перелетные птицы“» размещена в разделах
- В мире животных. Проекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Проекты, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Птицы. Проекты
- Средняя группа
- Темочки
Сроки реализации проекта : с11.04.2021 - 29.04.2021г.
Проблема проекта -осознание детьми значения птиц в природе.
Актуальность проекта :
Тема проекта «Перелетные птицы» выбрана нами не случайно. Ведь именно птицы окружают нас, принося людям пользу и радость. В настоящее время, как никогда остро стоит вопрос экологического воспитания дошкольников. Как свидетельствуют орнитологи, у ребёнка быстро формируется психологический контакт с птицами, существами активными, привлекательными, подвижными. И мы, педагоги, совместно с родителями, должны научить воспитанников видеть это, пополняя представления о птицах, их повадках и образе жизни, создать условия для общения ребенка с миром природы.
Условиями реализации проекта являются : систематизация материала по теме «Перелетные птицы», изучение методической литературы, подбор произведений детской литературы по программе, обновление развивающей среды в группе. В создании развивающей среды принимают участие не только педагоги, но и дети и их родители, что позволяет вызвать у всех интерес к данной теме.
Ожидаемые результаты проекта :
1. В ходе реализации проекта расширять знания детей о птицах родного края, их особенностях и значении в жизни человека и природы.
2. Повысить экологическую грамотность.
3. Пополнить методическим и дидактическим материалом базу экологического содержания группы (конспекты занятий, дидактические игры, художественная и методическая литература, аудио видеозаписи о птицах родного края).
4. Эмоционально-доброжелательное, отношение дошкольников к птицам и другим животным родного края.
Цель проекта :
расширение и углубление представлений детей о перелетных птицах и формирование бережного и заботливого отношения к ним.
Задачи проекта :
1. Привлечь родителей к совместной деятельности. Изготовления родителей и детей книжек-самоделок.
2. Уточнить внешние признаки птиц, особенности внешнего строения, позволяющие летать.
3. Уточнить представления о перелетных птицах, условиях их обитания, роли человека в жизни птиц.
4. Познакомить с удивительными загадками и тайнами из жизни птиц.
5. Приучать детей заботиться о птицах.
2 этап-подготовительный
1. Обсуждение цели, задачи с детьми и родителями.
2. Создание необходимых условий для реализации проекта.
3. Перспективное планирование проекта.
4. Разработка и накопление методических материалов по проблеме.
5. Изготовление масок –ободков «Птицы».
6. Экскурсия в сквер.
7. Ежедневные наблюдения за птицами.
Формы реализации проекта :- интегрированные занятия;
- игры-ситуации;
- беседы;
- выставки рисунков и поделок;
- просмотр мультфильмов;
- викторина;
- консультации.
2 этап – основной
Социально-коммуникативное развитие
Сюжетно-ролевые игры:
«Птичий двор».
Познавательное развитие
Д/ игры: "Угадай птицу по описанию", «Чей хвост?», «Кто что ест?», «Узнай по голосу», «Что едят птицы».
Н/и «Разрезные картинки». «Перелетные птицы».
Беседы:
«Какие птицы к нам прилетели».
«Как мы о птицах заботимся?».
«Пользу или вред приносят птицы?».
«Меню птиц».
Речевое развитие
Д/и «Назови одним словом»- учить обобщать по признакам
«Назови ласково»- учить называть существительные в уменьшительно-ласкательной форме
«Птицы и их детеныши»- учить называть существительные множественного и единственного числа
Стихи о перелетных птицах
Александрова А. «Скворцы»,
В. Берестов «Птицы»
А. Барто «Журавли».
Г. Ладонщиков «Скворцы»
Рассказы: Куприн А. И. «Скворцы»
«Песня скворца»
Соколов-Микитов И. С. «Жаворонок»
Чтение рассказа К. Д. Ушинского «Ласточка»,
Чтение сказки В. Даля «Ворона»,
Разучивание поговорок: «Всякая птица своим пером гордится»,
«У каждой пташки свои замашки».
Художественно-эстетическое развитие:
Рисование "Прилетели птицы". «Воробьи в лужах»
Аппликация «Скворечник», «Прилетели птицы», «Лебеди»
Лепка «Птенцы в гнёздышках».
«Перелетные птицы»
Музыкальное развлечение «Весенний праздник прилёта птиц»
Физическое развитие
П/игры «Птички в гнёздышке» «Лягушки и цапля» «Совушка»
3 этап – заключительный.
1. Разучивание стихов к музыкальному развлечению
2. Презентация «Перелетные птицы»
3. Картотека по теме «Перелётные птицы»
4. Альбом «Всё о птицах»
5. Подборка детской литературы по теме «Птицы»
6. Музыкальное развлечение «Весенний праздник прилёта птиц».
Предполагаемые результаты проекта
1. В реализации проектнойдеятельности дети должны научиться:
- задавать вопросы;
- давать определения понятиям;
- классифицировать;
- наблюдать;
- проводить эксперимент;
- делать выводы и умозаключения;
- сочинять сказки, истории о птицах.
Знания детей о птицах расширились;
2. Дети научатся отличать перелётных птиц от зимующих.
3. На протяжении реализации проекта «Птицы – наши друзья» у детей развивалась связная речь.
4. Дети научились подкармливать птиц. У многих детей появилось заботливое отношение к птицам.
5. Повысился познавательный интерес у детей.
Развлечение «Весенний праздник прилёта птиц»
Ход развлечения
Дети входят в музыкальный зал под музыку и становятся полукругом. У каждого на голове шапочка-маска птицы (зимующие и перелетные птицы).
Ведущий:
Если снег повсюду тает
День становится длинней.
Если все зазеленело
И в полях звенит ручей,
Если солнце ярче светит,
Если птицам не до сна,
Если стал теплее ветер,
Значит к нам пришла … (весна)
Песня о весне.
Восп. Какое прекрасное время года – весна. В природе бывает три весны:
- весна света - март,
- весна воды – апрель,
- весна зеленой травы - май,
(раздается стук в дверь, входит ребенок почтальон)
Ребенок:
Телеграмма, телеграмма!
Я бегу к вам с почты прямо.
У телеграммы срочной
Адрес очень точный: детский сад «сказка»
Ведущий: Спасибо почтальон. Это действительно нам телеграмма, в наш детский сад. В твоей почтовой сумке я вижу больше нет писем, нет ни газет, ни телеграмм. Оставайся у нас погостить (почтальон остается). Давайте узнаем, что в этой телеграмме и от кого она?
Я хочу вас пригласить
На поляне погостить,
Чтоб потом мы вспоминали,
Как со мною здесь играли,
Чтоб поляночку найти,
Надо мостик перейти,
А потом через болото,
А потом, кому охота,
Ручеек перешагнуть,
И еще пройти чуть- чуть,
Здесь найдете вы меня.
В добрый путь, смелей друзья!
С нетерпеньем жду я вас!
Весна - красна.
Только мы разговор про весну завели, а весна нас сама в гости зовет. Но чтобы к ней дойти, надо все препятствия преодолеть. Отправляемся в дорогу. А вот и мостик (проходят по мостику). А вот и ручеек, который надо перепрыгнуть (перепрыгивают). А это кочки, по ним надо пройти и не упасть, а то замочите ноги в болоте (во время преодоления препятствия звучит веселая музыка). Вот мы и пришли. Какая красивая полянка. А где – же Весна – Красна? Давайте позовем.
Зазывают весну закличкой:
Весна, весна красная!
Приди весна с радостью,
Приди весна с милостью!
На поляне появляется
Весна:
Я, Весна – Красна
Бужу землю ото сна.
Наполняю соком почки.
На лугах ращу цветочки.
Прогоняю с речек лед.
Светлым делаю восход.
Всюду – в поле и в лесу
Людям радость я несу.
Здравствуйте, ребята! Очень рада я, что вы откликнулись на мое приглашение. Пришли на поляну ко мне в гости, послушать мои рассказы, поиграть, повеселиться. Когда я к вам шла, услышала в лесу как зимующие птицы вели разговор с перелетными. Очень интересный разговор…
Дети под музыку «вылетают» и становятся друг против друга.
Инсценировка.
Скворец:
Здравствуй, птичка – невеличка,
Здравствуй, добрая синичка!
Грач:
Здравствуй, дятел, наш приятель,
Здравствуй, голубь и снегирь!
Дятел:
Расскажите птицы,
Где вы побывали?
Расскажите птицы
Что вы повидали?
Скворец:
В жарких странах – жаркое лето.
Ни зимы, ни снега там нету.
Грач:
Бродят там слоны – великаны,
Целый день кричат обезьяны,
Под деревьями вьются лианы,
Там кокосы растут и бананы.
Дятел:
Хорошо ли жили
Вдалеке от дома?
С кем вы там дружили,
В странах незнакомых.
Скворец:
Мы скучали по деревне,
По звенящему ручью,
По скворечне, по деревьям,
По соседу воробью.
Синичка:
Вы б для нас потанцевали,
Мы вас очень, очень ждали!
Грач:
Чтобы было интересней,
Мы танцуем с вами вместе.
Общий танец.
Синичка:
Дети, гнезд не разоряйте,
Птичий дом не трогайте,
Яичек теплых не берете,
Нас, друзья вы берегите!
Ребенок:
Мы не станем разорять
Гнезда у пернатых.
Пусть птичьи песенки звенят
На радость всем ребятам.
Весна: Вы, ребята, оказывается настоящие друзья леса. С приходом весны все оттаивает вокруг, зеленеет первая травка, солнце светит ярче и теплее, весело звенят ручьи, звонко заливаются птицы. Домой возвращаются перелетные птицы, которые боятся холодов и на зиму улетали в теплые края. Птицы – это мои гонцы. Я их выслала вперед. А знаете ли вы птиц? Я вам загадаю про них загадки, а вы отгадайте.
Загадки:
Черный, проворный, друг лесов и полей, обожает червей, (грач)
Что за весенняя черная птица,
Трактору чуть ли на нос садится?
Кто за плугом носится вскачь (грач)
Игра «Собери червяков». Ленты разного цвета раскладываются на полу, по сигналу 2 игрока собирают «червей». Выигрывает тот, кто больше соберет лент.
Гнездо свое он в поле вьет
Где тянуться растенья,
Его и песня и полет
Вошли в стихотворенья. (жаворонок)
Эта птица никогда не строит для себя жилья.
Соседкам яйца оставляет,
А о птенцах не вспоминает… (кукушка)
Прилетает к нам с теплом,
Пусть проделав длинный путь
Лепит домик под окном из песка и глины… (ласточка)
Я выступаю перед вами
Как молодой весны гонец,
Я рад увидеться с друзьями!
Ну, а зовут меня… (скворец)
Игра «Кто красивый построит скворечник». 2 команды игроков из строительных кубиков строят скворечник. 1 участник ставит заднюю стенку скворечника, 2 –боковую, 3- боковую, 4- переднюю, 5- крышу. Игра проходит в виде эстафеты.
Весна:
Готовы скворечники, можно селится,
Готовы дома – терема! Летите, летитеВ
Веселые птицы, скорей занимайте дома!
Песня «Скворушки».
Весна: Вернулись домой, птицы сразу же начинают приводить в порядок свое жилье, строить новое… жаворонок вьет гнездо прямо на земле, на пашне. Грачи поправляют свои старые дома из длинных прутьев на высоких деревьях. Скворцы поселяются в скворечниках, которые построили для них люди! Давайте, посмотрим, какие домики смастерили ваши родители (ведущий демонстрирует скворечники) и вы (демонстрация работ детей - аппликация и рисунки) .
Ведущий: Весна – Красна. А наши дети разные стихотворения знают о птицах и весне.
Весна: С удовольствием послушаю и про себя и про своих гонцов.
1. Гнездо на ветке – птичий дом,
Вчера птенец родился в нем.
Ты птичий дом не разоряй
И никому не позволяй.
2. Выглянул подснежник
В полутьме лесной,
Маленький разведчик,
Посланный весной.
3. Знаешь ты и знаю я,
Как пернатые друзья
Песенки в лесу поют
Мошек, червяков клюют.
Что все время тук да тук
Дятел – леса верный друг.
Ищет дятел для обеда
Усача и короеда.
4. Еще мороз гуляет на просторе,
Еще не распростились мы с зимой,
А вдалеке над Средиземным морем
Грачи летят из Африки домой.
5. Свежий ветер нежной скрипкой
Спел нам песню про весну,
Тронув провод тонкий, гибкий,
Как звенящую струну.
А на проводе качался,
Воробей в тепле лучей,
На кого- то раскричался
Может даже на грачей.
6. Всех перелетных птиц черней,
Чистит землю от червей.
Вдоль по пашням мчится вскачь.
А зовется птица грач.
Весна: А вы знаете, что весну на своих крыльях несут не все птицы, а только перелетные. Хочу проверить, знаете ли вы какие птицы перелетные, а какие зимующие.
Игра «Зимующие и перелетные птицы».Участвуют все дети. На одном стуле закреплена снежинка - это домик для зимующих птиц, на другом – солнышко – это домик для перелетных птиц. Пока играет музыка дети «летают». Музыка заканчивается – все летят к своему домику.
Весна: Порадовали вы меня своими знаниями. Ребята, птицы наши друзья. Обижать их нельзя. Они приносят пользу, украшают нашу природу, а как красиво они поют.
Ведущий: Как сегодня много вы узнали о птицах. Спасибо весна, что пригласила нас к себе на полянку. Наши дети всегда будут беречь птиц, заботиться о них, помнить, что птицы - наши друзья.
Ведущий: Спасибо тебе весна. До свидания!
Весна: Жду вас еще в гости.
(дети под музыку возвращаются в группу)