Елена Крупеня
Проект в средней группе «Лук и чеснок — здоровья залог!»
Проект в средней группе на тему : "Лук и чеснок - здоровья залог!"
Вид проекта : Познавательно-исследовательский
Организатор проекта : Воспитатель Крупеня Елена Павловна
Участники проекта : дети средней группы 20 детей и родители
Срок выполнения проекта : с 15.03.2019г. по 29.03.2019г.
Публикация «Проект в средней группе „Лук и чеснок — здоровья залог!“» размещена в разделах
- ЗОЖ, здоровье. Все о здоровье для детей
- ЗОЖ, здоровье. Проекты
- Лук, лучок. Все о луке для детей
- Лук, лучок. Проекты, проектная деятельность
- Овощи. Все на овощную тему для детей
- Овощи. Проекты
- Проекты. Проектная деятельность
- Средняя группа
- Темочки
Проблема: Как вырастить зелёный лук и чеснок в группе детского сада? Узнать, как появляются корни и ростки у будущего урожая. Чем может быть полезен луки и чеснок? Исследование полезных свойств лука и чеснока.
Актуальность: Не секрет, что дети дошкольного возраста по природе своей исследователи. Неутолимая жажда новых впечатлений, любознательность, постоянное стремление экспериментировать, самостоятельно искать новые сведения о мире традиционно рассматриваются как важнейшие черты детского поведения. Дети ни разу не задумывались: как растет лук и чеснок, какие условия необходимы для его роста? И чем же он полезен?
Проектная идея : Объединить детей, родителей и воспитателей в совместной деятельности, выращивание лука и чеснока на подоконнике.
Материалы и инвентарь: Научно-популярная и художественная литература по данной теме. Детские лопатки, грабельки, лейки, почва, фартуки, пластиковые контейнеры, ножницы, семена.
Цель проекта : вызвать у детей познавательный интерес к выращиванию репчатого лука и чеснока на перо в комнатных условиях, узнать о его пользе, заинтересовать этапами проведения опыта.
Задачи проекта :
• воспитание бережного отношения к растениям как к живым существам, сопереживания им, понимания необходимости их охраны на собственных наблюдениях;
• закрепление представления о луке и чесноке, особенностях внешнего строения;
• формирование представления об основных потребностях лука и чесноке, условиях, которые необходимы для его роста (вода, земля, свет, тепло).
• выработка навыков посадки лука и чеснока на землю;
• выявление изменений, которые произошли с луковицами и чесноком во время его роста;
• способствование возникновению интереса к процессу роста и пользе лука и чеснока.
Гипотеза
1. Из луковиц можно вырастить зеленые перья.
2. Зеленый лук и чеснок полезен людям (особенно зимой и весной) так как в нем много витаминов.
3. Обноружить изменения состояния роста корней и перья.
Ожидаемые результаты в процессе взаимодействия педагоги – дети – родители: Дети.
1. Закрепление и расширение знаний детей о культурных огородных растениях.
2. Дети научатся сажать и ухаживать за луком, чесноком и познакомятся с условиями их содержания, будут учиться подмечать пользу зеленого лука и чеснока.
3. У детей сформируются знания и представления о росте зеленого лука и чеснока в комнатных условиях как в контейнере с почвой, так и в стакане с водой.
Родители.
1. Провести работу с родителями «Участие в проекте».
2. Предложить родителям приобрести для проведения проекта – контейнеры, землю, луковицы и чеснок для посадки.
3. Домашнее задание - расширить представление у детей о применении зеленого лука и чеснока в пищу.
Педагоги.
1. Повышение педагогической компетенции в данном направлении, поиск путей реализации задач.
2. Реализация на практике новых методик работы с детьми.
Содержание проекта и реализация
Мы предложили детям вырастить лук и чеснок в комнатных условиях на подоконнике. Посадка лука была проведена 15 марта 2019 года. Первоначальные условия для всех детей были одинаковые: дети сажали лук и чеснок в контейнер, наполненные грунтом (землей). Обильно полили лук и чеснок прохладной водой и взрыхлили землю. Дети посадили луковицы среднего размера в воду. Лук и чеснок борется с вирусами и накапливает в себе живительную энергию земли. Лук и чеснок улучшает аппетит, усвоение пищи, повышает сопротивляемость организма к инфекционным заболеваниям. Свежий сок лука, смешанный с медом, хорошее средство при лечении бронхита, кашля.
Дети устанавливали связи: растения – земля, растения – вода, растения – человек. Результаты экспериментов фиксировали на фото. В процессе исследований дети познакомились с художественной литературой о луке и чесноке : поговорки, стихи, сказки, загадки. Рассматривали иллюстрации, картины на овощную тематику.
Этапы проекта :
1. Подготовительный этап:
Изучение методической литературы по теме.
Составление плана работы по проекту «Лук и чеснок – здоровья залог!»
Подборка игр, бесед, наглядности, художественной и научной литературы, материала для проведения различных видов деятельности, приобретение необходимого оборудования и семян.
Разработка примерных конспектов занятий по данной теме.
Беседа с родителями «Лук и чеснок – здоровья залог!». Обсудить цели и задачи проекта. Сформировать у родителей интерес по созданию условий для реализации проекта. Консультация для родителей «Огород на окне».
2. Основной этап
План реализации проекта через разные образовательные области:
Игровая деятельность:
Задачи: Формирование представлений о ЗОЖ.
Дидактические игры: «Узнай растение по форме», «Кто что делает»,
«Чьё семечко?», «Найди по описанию», «Собери и назови овощи».
Сюжетно ролевые игры: «Семья», «Огород», «Мы помощники».
Игровые упражнения «Кто быстрей посадит лук?», «Кто быстрее соберет?», «По ровненькой дорожке», «Солнышко и дождик»
Сенсорное воспитание
Задачи: Развитие дружбы, умение работать друг с другом, в коллективе. Воспитание трудолюбия, старательности, аккуратности, бережное отношение к окружающей природе и к труду товарищей.
Раскрашивание по трафарету овощей.
Рассматривание муляжей овощей; рассматривание луковиц,
Д/и «Узнай на вкус».
Познание. Ребенок и окружающий мир.
Задачи: Развитие вкусовых качеств человека, так же обоняния, осязания.
Формирование умений устанавливать связи между состоянием роста растения на земле, умений сравнивать лук по форме, величине, цвету.
«Чудесный мешочек» (определение названия овоща на ощупь)
Беседа: «Можно ли вырастить рассаду на окне?», «Что надо для хорошего роста растений?», «Овощные культуры».
Рассматривание иллюстраций о растениях.
Наблюдение за растениями: первые всходы и далее.
Художественное творчество.
Задачи: Развитие творческих способностей. Совершенствовать умение видеть окружающую красоту природы и отражать увиденное и прочитанное в рисунках.
«Найдем для Чиполино друзей». Лепка: «Луковичка»
Выставка рисунков детей: «От семечка к ростку».
Коммуникация (развитие речи, художественная литература).
Задачи: Развитие умения эмоционально воспринимать содержание художественных произведений.
Заучивание стихов об овощах.
Чтение рассказа «Луковая семья» (польза о луке). «Три брата луковки»,
«Луковая семья», «От чего лук стал горьким», «Сказка о луке».
Отгадывание загадок и пословиц по теме.
Беседы об овощах.
3. Заключительный этап.
• Подведение итогов реализации проекта.
• Сбор урожая.
• Выставка детских рисунков и поделок.
• Презентация ««Лук и чеснок – здоровья залог!»
Таблица наблюдений за ростом лука, чеснока
1. Подготовка грунта к посадке 14.03.2019г.
2. Посадка 15.03.2019г.
3. Наблюдение за корневой системой 20.03.2019г.
4. Наблюдение за появлением «лукового пера»
5. Измерение высоты «Лукового пера». Перо лука увеличивается в росте.
По реализации проекта были получены следующие результаты:
Дети научились сажать лук и чеснок ухаживать за ним.
В процессе работы над проектом дошкольники рассматривали рост лука и чеснока, отметили его роль как лекарственного сырья.
Дети познакомились с художественной литературой о луке, чесноке : поговорки, стихи, загадки.
У детей сформировались знания и представления о росте зеленого лука и чесноке в комнатных условиях.
Расширился кругозор и мыслительная деятельность детей. Сам процесс и результат проекта принес детям удовлетворение, радость переживания, осознания собственных умений.
У детей расширился словарный запас: шейка луковицы, сухие чешуйки, мясистые чешуйки, донце, пятка с корешками.
Благодаря проведенной работе, наши дети научились сравнивать, анализировать, делать вывод.
Список используемой литературы
1. Зенина Т. Н. «Конспекты занятий по ознакомлению дошкольников с природными объектами». Учебное пособие М. : Педагогическое общество России, 2008
2. Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации
3. Масленникова О. М., Филиппенко А. А. Экологические проекты в детском саду. – Волгоград: Учитель, 2011
4. Николаева С. Н. Методика экологического воспитания дошкольников. Учебное пособие. – М. : Издательский центр «Академия», 2001
5. Рыжова Н. А. «Экологическое образование в детском саду». – М. : Изд. Дом «Карапуз», 2001