Мария Пронина (Береда)
Проект в средней группе «Мама — первое слово в каждой судьбе…»
▼ Скачать + Заказать документы
Составил: Воспитатель
Пронина М. Е.
Актуальность проекта:
Мама – самый главный человек в жизни каждого. В России праздник День Матери утвержден в 1998 году.
Цель праздника – поддерживать традиции бережного отношения к женщине, закрепить семейные устои, особо отметить значение в нашей жизни главного человека – Матери. Для ребенка особенно важна роль мамы в его жизни. В бешеном темпе современной жизни общение матери и ребёнка минимально. Все мамы заняты, им не хватает времени на духовное общение, душевную близость со своим ребенком. Поэтому мы решили в средней группе реализовать данный проект, обратив тем самым внимание на духовные ценности в отношениях матери и ребенка.
Публикация «Проект в средней группе „Мама — первое слово в каждой судьбе…“» размещена в разделах
Тип проекта: творческий, групповой.
Продолжительность: краткосрочный (16-27 ноября).
Участники: педагоги, дети, родители (онлайн, специалисты ДОУ.
Возраст детей: 4-5 лет.
Проблема: Современные дети стали менее отзывчивы к чувствам самого близкого для него человека. Ребёнок не всегда способен осознавать и контролировать свои эмоции, а это приводит к импульсивности поведения по отношению к матери.
Цель: Формировать осознанное понимание значимости мамы в жизни ребёнка.
Задачи:
1. Продолжать знакомить детей с праздником День Матери.
2. Показать детям значение мамы в их жизни.
3. Развивать интерес ребенка к своим близким, способствовать укреплению семейных отношений.
4. Развивать коммуникативные навыки детей, способствовать развитию речи.
5. Развивать творческие способности детей в продуктивной деятельности.
6. Способствовать созданию положительных эмоциональных переживаний детей и родителей от совместных мероприятий.
7. Воспитывать любовь, уважение к маме, заботливое отношение к самому близкому человеку.
8. Воспитывать доброжелательное общение детей в играх.
Интеграция образовательных областей:
Познавательное развитие, социально-коммуникативное развитие, физическая культура, художественно-эстетическое развитие, речевое развитие.
Ожидаемый результат:
Обогащение знаний детей о своей маме, ее профессии. Дети начнут обращать внимание на домашние хлопоты мамы, у них появится желание помогать маме по дому. Появление у детей более теплых чувств по отношению к маме, желание ее оберегать и радовать. Появление душевной атмосферы, доверительных отношений в семьях воспитанников.
Формы: индивидуальная, подгрупповая, фронтальная.
Методы:
1. Словесные: чтение художественной литературы, загадки, пословицы, разучивание стихов, беседы, составление рассказов о маме, словесные игры, слушание и заучивание песен о маме.
2. Наглядные: рассматривание иллюстраций, фотографий детей с мамой.
3 Практические: аппликация, рисование, изготовление подарка для мамы в технике пластилинографии,
4. Игровые: инсценировка стихотворений, музыкальные игры, разыгрывание сценок.
Этапы проекта.
1 этап - Подготовительный.
- Определение целей и задач проекта.
- Обсуждение целей и задач с участниками проекта.
- Подбор методической литературы, художественной литературы, дидактического материала.
- Подбор демонстрационного материала.
- Составление плана по организации детской деятельности.
- Подготовка к мероприятиям.
- Ознакомление родителей с темой и задачами проекта.
- Сбор фотографий для стенгазеты «Мамины помощники».
2 этап – Основной
Образовательная область «Познавательное развитие»
-Беседы:
«Праздник День Матери»
«Мама- какая она»
«Как обрадовать маму»
«Как я помогаю маме»
«Чем любит заниматься мама»
-оформление альбома «Моя семья»
Образовательная область «Социально – коммуникативное развитие»
-Словесные игры
«Назови ласково»
«Как зовут маму»
-сюжетно- ролевые игры
«Семья»
«Встречаем гостей» (сервировка стола)
«Кафе»
«Больница»
«Парикмахерская»
«Мамин день рождения»
- игра- драматизация по сказке «Мама для мамонтенка»
-разыгрывание сценки «Мамины помощники»
-дидактическая игра «Подбери животным маму»
-режиссерская игра по сказке «Волк и семеро козлят»
Образовательная область «Речевое развитие»
-заучивание стихотворений о маме
-стихи- инсценировки
«Разноцветный подарок» К. Синявский
«Вы, ребята, к нам не лезьте, я стираю с мамой вместе»
-интервью у детей «Пожелания для мамы» (отправка видео-отчета с помощью приложения Viber.)
-загадки о маминых украшениях
-составление рассказов о маме
-пословицы и поговорки о маме.
- чтение художественных произведений:
«Волк и семеро козлят» русская народная сказка
«Айога» ненецкая народная сказка
А. Барто «Разлука»
Б. Емельянов «Мамины руки»
Э. Мошковская «Я маму мою обидел…»
Н. Саконская «Разговор о маме»
Е Благинина «Посидим в тишине»
Е Благинина «Огонек»
К. Д. Ушинский «При солнышке тепло, при матери добро»
Е. Благинина «Мамин день»
Демыкина Г. «Мама»
И. И. Косяков «Все она»
В Сухомлинский «Моя мама пахнет хлебом»
Образовательная область «Физическое развитие»
-пальчиковая гимнастика:
Помощник
Посуду моет наш Антошка.
(Потирают ладошки друг о друга) – «моют посуду».
Моет вилку, чашку, ложку.
Вымыл блюдце и стакан,
(Разгибают пальцы из кулачка, начиная с мизинца.)
И закрыл покрепче кран.
(Выполняют имитирующее движение.)
Наши мамы
Много мам на белом свете,
Всех их очень любят дети!
(Разводят руки в стороны, затем крепко обхватывают себя за плечи.)
Журналист и инженер,
Повар, милиционер,
Швея, кондуктор и учитель,
Врач, парикмахер и строитель -
(Поочередно сгибают пальчики, начиная с мизинца, сначала на одной, затем на другой руке.)
Мамы разные нужны,
(Сжимают обе ладошки в «замочек».)
Мамы разные важны!
Помощники
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем. (движения по тексту)
Мы белье теперь стираем
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом –
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем.
Дружная семья
Этот пальчик – дедушка, (загибаем поочередно пальцы, начиная с большого)
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
А вот этот пальчик – я,
Вместе – дружная семья! (хлопаем в ладоши)
-подвижные игры
«Курочка и цыплята»
«Гуси- гуси»
«Кошка и котята»
Образовательная область «Художественно – эстетическое развитие»
-пластилинография «Украсим платье для мамы»
-аппликация Цветок для мамы»
-рисование «Моя мама»
-раскрашивание раскрасок по теме «Семья»
Лепка из пластилина «Угощения для мамы»
-изготовление поделки из соленого теста «Цветок на палочке»
-музыкальная игра «Ты катись веселый бубен»
-слушание и разучивание песен «Мама- первое слово», «Песенка мамонтенка».
Взаимодействие с родителями:
-ознакомление родителей с целями и задачами проекта.
-оформление папки- передвижки «День Матери»
-сбор фотографий для стенгазеты «Мамины помощники»
-памятка для родителей «Как провести выходные с ребенком»
3 этап – Заключительный
-проведение досуга в группе «Мамин день»
-стенгазета «Мамины помощники»
-плакат в виде корзины с цветами «Какая у меня мама»
-выставка «Золотые ручки мамочки моей».
Практическая значимость проекта:
Родители и дети стали более внимательнее друг к другу, укрепились детско- родительские отношения.
Приложение 1.
Стихи о маме (из интернета)
Поздравляем мам своих:
Самых милых и родных!
Мы для них стихи читаем,
С праздником их поздравляем!
Огорчать не буду маму,
Стану я послушным самым.
Шалостями не расстрою,
Чтоб она гордилась мною.
Моя мама лучше всех,
У нее чудесный смех,
Ручки просто золотые,
Глазки самые родные!
Просто замечательная
Мама у меня,
Ласковая, добрая-
Точно знаю я.
Положу я в праздник мам
Шоколадку ей в карман,
Чтобы съесть ее потом
Всем за праздничным столом.
В этот день я поздравляю
Мамочку мою.
Ее крепко обнимаю
Говорю «люблю»!
В денек ноябрьский осенний
Мамулин праздник наступил.
Желаю радости, терпенья,
Здоровья крепкого и сил.
Приложение 2.
1. Стих- инсценировка.
«Разноцветный подарок» К. Синявский (движения по тексту)
Я подарок разноцветный
Подарить решила маме.
Я старалась, рисовала
Четырьмя карандашами.
Но сначала я на красный
Слишком сильно нажимала,
А потом за красным сразу
Фиолетовый сломала,
А потом сломался синий,
И оранжевый сломала…
Все равно портрет красивый,
Потому что это мама!
2. Стих- инсценировка ребенка и мамы.
«Вы, ребята, к нам не лезьте…» (движения по тексту)
Вы, ребята, к нам не лезьте.
Я стираю с мамой вместе.
Чтобы платье чище было,
И платок белее был,
Трy я, не жалея мыла,
Трy я, не жалея сил.
Стала чистенькой панама.
«Нy-ка, мама, посмотри!»
Улыбается мне мама:
«Сильно, доченька, не три.
Я боюсь, что после стирки
Мне придется штопать дырки.»
3. Стих- инсценировка.
«Маму я свою люблю»
Маму я свою люблю, я всегда ей помогу: (сжать руки на груди)
Я стираю, (потереть кулачок о кулачок)
Полоскаю, (кулачки сжимать-разжимать)
Воду с ручек отрясаю, (стряхиваем воду с пальчиков)
Пол я чисто подмету (погладить одну ладошку другой)
И дрова ей наколю. (постучать кулачком по ладони свободной руки)
Маме надо отдыхать,
Маме хочется поспать. (сложить ладошки вместе и положить под щечку)
Я на цыпочках хожу, (указательный и средний пальцы ходят по ладони
свободной руки)
И ни разу, и ни разу я словечка не скажу. (указательный палец к губам)
Приложение 3.
Загадки:
В ушках маминых сверкают
Цветом радуги играют.
Серебрятся капли- крошки
Украшения (сережки)
Чтобы быть красивой маме,
Нужно тушь взять и румяна.
И накрасить губы надо
Перламутровой (помадой)
Всех лохматых расчесать.
Кудри в косы заплетать,
Делать модную прическу
Помогает нам (расческа)
В банки, в тюбики разлит,
Как сметана он на вид.
Мамам нравится он всем.
Этот ароматный (крем)
Эти шарики на нити
Вы примерить не хотите ль?
На любые ваши вкусы
В маминой шкатулке (бусы)
Приложение 4.
Аппликация. «Цветок для мамы».
1. Вводная часть.
Дети, сегодня мы с вами …. Прерывает речь – стук в дверь. Воспитатель показывет любую игрушку.
Ребята смотрите, кто к нам в гости пришёл? Незнайка - Здравствуй, Незнайка.
Ребята, оказывается Незнайка узнал, что мы собираемся отмечать праздник, а какой праздник он не знает и очень хочет узнать. Здравствуй, Незнайка.
Давайте расскажем Незнайке, какой праздник мы будем отмечать? Праздник Мам, День Матери.
Скажите, какое первое слово произносит младенец, кого ждут птицы в гнезде, котята, когда остаются одни? Конечно маму. Мама это самое дорогое и любимое, что есть на свете! Маму!
- Я хочу вам прочитать красивое стихотворение про маму. А вы мне помогайте!
«Кто открыл мне этот мир,
Не жалея своих сил?
И всегда оберегала?
Лучшая на свете. МАМА!
Кто на свете всех милее
И теплом свои согреет,
Любит больше чем себя? Это. (Дети хором: Мама)
Книжки вечером читает
И всегда все понимает,
Даже если я упряма, Знаю, любит меня.
Дети хором: Мамочка моя
Я шагаю по дорожке, Но устали мои ножки
Перепрыгнуть через яму Кто поможет? Знаю … Мама!»
- Ребята, а вы всегда бываете добрыми, ласковыми, послушными детьми?
Да!
Вы помогаете своим мамам?
Да
Как вы помогаете своей маме? Ответы детей.
Давайте встанем на ноги, немного отдохнём и примемся за интересное дело. Хотите?
Да, хотим.
Физминутка.
Выполнение движений по тексту стихотворения.
Дружно маме помогаем –
Пыль повсюду вытираем.
Мы белье теперь стираем,
Полощем, отжимаем.
Подметаем все кругом
И бегом за молоком.
Маму вечером встречаем,
Двери настежь открываем,
Маму крепко обнимаем. Дети встают на ноги и повторяют за воспитателем движения.
2. Основная часть.
У каждого на свете есть мама. Когда мама рядом, становится светлее и теплее, и ничего на свете не боишься, потому что это самый надежный человек, самый любимый.
Расскажите, за что вы любите свою маму? Ответы детей. Ребята, а случалось ли так, что мамины глаза становились грустными, когда она видела, брошенные вами в беспорядке вещи, игрушки, испачканную одежду? Каким становилось ее лицо? Давайте покажем. Дети показывают грустное лицо. (Воспитатель показывает наглядное пособие «грустное лицо»)
А когда вы обнимаете маму, предлагаете ей свою помощь, дарите ей подарок, сделанный своими руками, каким становится мамино лицо? Покажите. И обязательно нужно поздравлять своих мам с праздником и подарить ей сюрприз.
«Мы подарок маме покупать не станем
Приготовим своими руки сами!».
Дети показывают радостное лицо.
Посмотрите, какой замечательный подарок я сделала для своей мамочки (показ и описание образца). Дети рассматривают образец.
Я предлагаю на заготовленный оттиск вашей руки наклеить цветочки разного размера. А наш гость Незнайка посмотрит как вы это делаете и тоже научится делать аппликацию.
Давайте представим, что на нашей ладошке мы собрали всю нежность, всю теплоту, всю любовь к нашей маме.
Молодцы, ребята, вы отлично справились со своей работой! Дети берут клей и приготовленные цветочки и клеят на оттиск своей ладошки.
3. Итог.
Ребята, наши цветы получились красивыми, подарим мамам свои ладошки. А наше занятие мне хочется закончить стихотворением:
На свете добрых слов не мало,
Но всех добрее и важней одно,
Из двух слогов простое слово "мама"
И нет слов дороже, чем оно.
- Ребята, вам понравилось делать подарки для мам?
Да, очень красивые получились.
Рефлексия
Посмотрите внимательно на свою работу и скажите, какие слова вы скажите маме в ее праздник.
«Дорогая мамочка я сделал для тебя подарок», «Мамочка! Я тебя очень люблю»
Молодцы! Дети, вам хотелось бы в следующий раз сделать интересную работу вместе с Незнайкой? Давайте скажем Незнайке «До свидания!» и будем ждать его в гости снова.
Да, мы ещё хотим делать аппликацию и чтобы Незнайка пришёл к нам в гости. До свидания, Незнайка!
Приложение 5.
Игра «Ласковые слова» :
Дети (примерные ответы): Мама, мамуля, мамочка, мамулечка, матушка, мамусенька, маменька, мамуленька, радость моя, ласточка моя, красивая, дорогая, смешная, веселая,