Олеся Костина
Проект в средней группе «Краски детства» по нетрадиционной технике «эбру»
▼ Скачать
ПРОЕКТ ПО РАБОТЕ В НЕТРАДИОННОЙ ТЕХНИКЕ РИСОВАНИЯ ЭБРУ «КРАСКИ ДЕТСТВА» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ
Пояснительная записка
17 октября 2013 года министром образования и науки Российской Федерации Д. В. Ливановым был подписан Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», который вступил в силу с 01.01.2014 г. В данном документе выделено 5 образовательных областей, среди которых важное место занимает образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Таким образом, подчеркивается важность становления творческой индивидуальности каждого ребенка.
Публикация «Проект в средней группе „Краски детства“ по нетрадиционной технике „эбру“» размещена в разделах
Проблема развития художественно-эстетического восприятия детей дошкольного возраста средствами искусства получила свое отражение в современных исследованиях. В работах Н. М. Зубаревой, Т. Г. Казаковой, Р. М. Чумичевой и других представлены показатели и уровни развития художественно-эстетического восприятия детей, позволяющие более детально изучить эстетический опыт дошкольников разных возрастов. В основе концепции эстетического воспитания детей дошкольного возраста, разработанной Т. С. Комаровой, лежит принцип интеграции искусств – взаимодействие и взаимопроникновение различных видов искусств в учебно-воспитательный процесс ДОО.
Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных техник является наиболее благоприятной для развития художественно-эстетического восприятия, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития личности дошкольника. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.
Развивая у детей художественно-эстетическое восприятие, работая по традиционным программам, многие педагоги-практики приходят к выводу о том, что они не побуждают к экспериментированию с красками и материалами, а вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог. Техника эбру очень интересное и необычное направление живописи.
Техника уникального древневосточного рисования на воде «Эбру» позволяет ребенку реализоваться в творческой сфере, почувствовать себя художником, проектировщиком, дизайнером, режиссером, зрителем и получить настоящее удовольствие и фантазию без границ. Она дает дошкольникам возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, нарисовать новый, дополнить его деталями, и при этом не ждать, когда краски высохнут, и не пользоваться ластиком.
В процессе работы у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Поскольку рисование осуществляется непосредственно ударением пальцами по кисти или другим инструментам (постукивание, данная техника предусматривает развитие плавности, изящества и точности движений, умения работать кистью и пальцами обеих рук, координации руки и глаза, овладение техническими умениями (регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность, умение изменять размах и направление движения руки при рисовании. У детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует.
В последние годы для развития художественно-эстетического восприятия дошкольников стали использовать нетрадиционные техники на занятиях по рисованию. Работа с необычными материалами позволяет им ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности, креативность, что в конечном результате помогает общему психическому и личностному развитию. Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития художественно-эстетического восприятия не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных приемов, а как эффект игровой манипуляции.
Традиционные способности не всегда приносит необходимый и интересный для детей результат. В этой связи целесообразно проводить специальную работу по развитию художественно-эстетического восприятия с помощью нетрадиционных методик.
В условиях внедрения ФГOC ДO анализируется необходимость приобщения детей к творчеству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей. Возникла необходимость в формировании системы занятий, которая бы стимулировала развитие художественно-эстетического восприятия дошкольников.
Для развития творческого мышления, активности, воображения как составляющих творческого потенциала личности в практике дошкольного художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования (в том числе техника эбру, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Технология их выполнения интересна детям дошкольного возраста. Поэтому рассматриваемы техники, вводятся в практику дошкольного художественного образования с целью актуализации и развития их творческих возможностей как сущностной характеристики педагогической деятельности.
В результате проведенного анализа нами были выявлены следующее противоречие между необходимостью развития художественно-эстетического восприятия у детей среднего дошкольного возраста и недостаточным использованием педагогами дошкольных образовательных организаций техники эбру в процессе педагогической работы.
Паспорт проекта
Наименование проекта «Краски детства»
Актуальность проекта Формирование творческой личности – одна из важных педагогических задач. Решение этой задачи должно начинаться уже в дошкольном возрасте.
В творчестве каждый ребенок раскрывается как личность, как индивидуальность, проявляя свои неповторимые идеи и представления о мире. Творчество – это особая форма человеческой активности, направленная на создание новых, оригинальных и в то же время социально значимых результатов. По мнению Л. С. Выготского и Н. А. Ветлугиной следует как можно раньше побуждать детей к выполнению творческих заданий, ведь созидая, ребенок учится общаться с окружающим миром, видеть его красоту, замечать мелочи и нюансы. Обучаясь работе с различными материалами, узнавая их специфику, у детей развивается образное мышление. При ознакомлении с произведениями искусства, дети приобщаются к культурной традиции своего народа и знакомятся с культурой других стран.
Техника уникального древневосточного рисования на воде «Эбру» позволяет ребенку реализоваться в творческой сфере, почувствовать себя художником, проектировщиком, дизайнером, режиссером, зрителем и получить настоящее удовольствие и фантазию без границ. Она дает дошкольникам возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, нарисовать новый, дополнить его деталями, и при этом не ждать, когда краски высохнут, и не пользоваться ластиком.
В процессе работы у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Поскольку рисование осуществляется непосредственно ударением пальцами по кисти или другим инструментам (постукивание, данная техника предусматривает развитие плавности, изящества и точности движений, умения работать кистью и пальцами обеих рук, координации руки и глаза, овладение техническими умениями (регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность, умение изменять размах и направление движения руки при рисовании. У детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует.
Адресация проекта Проект направлен на развитие художественно-эстетического восприятия и творческой активности детей среднего дошкольного возраста.
Участники проекта Дети младшего дошкольного возраста, родители, педагог
Проблема проекта Возможности влияния нетрадиционной техники рисования эбру на развитие художественно-эстетического восприятия, творческой активности детей среднего дошкольного возраста.
Проблемный вопрос Насколько эффективной будет образовательная деятельности с применением техники эбру для развития художественно-эстетического восприятия, творческой активности детей среднего дошкольного возраста.
Цель проекта Создание условий для развития художественно-эстетического восприятия, творческой активности детей среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования эбру.
Задачи проекта
Задачи для детей:
1. Развить художественно-эстетическое восприятие.
2. Формировать самостоятельную творческую активность.
3. Развивать произвольную направленность движений кистей рук; повысить уровень слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также сформировать зрительное восприятие, совершенствование пространственных представлений.
4. Освоить знания и умения в использовании нетрадиционных техник рисования, характерных для данного этапа.
5. Проявлять интерес к изобразительному творчеству на занятиях и в самостоятельной деятельности.
6. Проявлять интерес к нетрадиционной технике рисования эбру.
Задачи для родителей:
1. Принять участие в опросе по проблеме развития художественно-эстетического восприятия детей среднего дошкольного возраста.
2. Проявлять интерес к творчеству своего ребенку
Задачи для педагога:
1. Формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)
2. Способствовать овладению детьми техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.
3. Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (технику эбру) в свободной деятельности.
4. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.
Сроки реализации 6 месяцев
Вид проекта Долгосрочный, творческий, информационно-практико-ориентированный.
Ресурсы проекта Информационные :
1. ФГОС ДО. Интернет источник.
2. Закон об образовании. Интернет источник
3. Астахова, А. А. Нетрадиционные техники рисования в детском саду как культурная практика / А. А. Астахова // Научные исследования XXI века. – 2021. – № 6(14). – С. 237-241.
4. Басова, А. С. Применение нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства / А. С. Басова // Инновационные технологии в науке и образовании: сборник статей V Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 августа 2017 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г. Ю., 2017. – С. 214-216.
5. Березина, В. Г. Детство творческой личности [Текст] / В. Г. Березина, И. Л. Викентьев, С. Ю. Модестов. – СПб. : Издательство Буковского, 2014. – 60 с.
6. Беликова, М. В. Эстетическое восприятие детей на занятия изобразительной деятельностью [Текст] / М. В. Беликова // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 4. – С. 27
7. Богат, В. Ф. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) [Текст] / В. Ф. Богат // Дошкольное воспитание. 2018. – № 1. С. 17-19.
8. Венгер, Н. Ю. Путь к развитию творчества [Текст] / Н. Ю. Венгер // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 11. – С. 32-38.
9. Венгер, А. Л. Схема индивидуального обследования детей дошкольного возраста [Текст] / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. – Томск: Пеленг, 2017. – 563 с.
10. Веракса, Н. Е. Диалектическое мышление и творчество [Текст] / Н. Е. Веракса // Вопросы психологии. – 2016. – № 4. – С. 5-9.
11. Выготский, Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст] / Л. Н. Выготский. – СПб. : Союз, 2015. – 92 с.
12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика – Пресс, 2017. – 536 с.
13. Галанов, А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству [Текст] / А. С. Галанов, С. Н. Корнилова, С. Л. Куликова. – М: ТЦ «Сфера», 2019. – 80 с.
14. Гляделова, Н. С. Уроки рисования для дошкольников: пособие для педагогов / Н. С. Гляделова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 122 с.
15. Грибовская, А. А. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий [Текст] / А. А. Грибовская / Под ред. А. А. Грибовской. – М: ТЦ «Сфера», 2016. – 192 с.
Материально - технические : ноутбук, программа Power Point, проектор, канцелярские принадлежности, цветной принтер, художественные материалы для рисования в технике эбру.
Человеческие: родители детей группы
Финансовые: денежные средства на приобретение расходных материалов.
Продукт проекта Серия конспектов НОД с применением техники эбру.
Выставка работ в технике эбру «Краски детства»
Особенности проекта Проект направлен на развитие художественно-эстетического восприятия, творческой активности детей среднего дошкольного возраста с помощью техники эбру.
Итоги проекта в группе предполагается выставка детских работ по нетрадиционным способам рисования – техники эбру;
у детей должны быть сформированы устойчивые знания и практические умения по этой нетрадиционной технике рисования;
развит устойчивый познавательный интерес к изобразительному искусству в целом;
должны быть установлены партнерские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения проекта.
Подготовительный этап
1. Организация и проведение диагностики уровня развития художественно-эстетического восприятия детей среднего дошкольного возраста.
2. Анализ результатов проведенной диагностики.
3. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения; наглядно-демонстрационного материала.
4. Планирование проекта с детьми.
5. Разработка содержания проекта : «Краски детства» :
постановка цели и задач;
выбор форм и методов;
разработка тем.
6. Подбор методического материала в соответствии с задачами проекта.
7. Проведение анкетирования среди родителей воспитанников с целью выявить их целевые установки в области развития художественно-эстетического восприятия детей среднего дошкольного возраста.
8. Проведение родительского собрания с целью знакомства родителей воспитанников с нетрадиционной техникой рисования эбру как средством развития художественно-эстетического восприятия.
9. Распределение обязанностей в работе по проекту между родителями, фиксация в протоколе.
Основной этап
Деятельность детей Деятельность родителей Деятельность педагога
развивают художественно-эстетическое восприятие.
проявляют самостоятельную творческую активность.
развивают произвольную направленность движений кистей рук; повысить уровень слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также сформировать зрительное восприятие, совершенствование пространственных представлений.
осваивают знания и умения в использовании нетрадиционных техник рисования, характерных для данного этапа.
проявляют интерес к изобразительному творчеству на занятиях и в самостоятельной деятельности;
проявляют интерес к нетрадиционной технике рисования эбру. принимают участие в опросе по проблеме развития художественно-эстетического восприятия детей среднего дошкольного возраста;
проявляет интерес к творчеству своего ребенку формирует произвольные координированные движения пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)
способствует овладению детьми технических приемов работы с различными изобразительными материалами;
побуждает применять техники рисования эбру воспитанников самостоятельно в свободной деятельности;
содействует знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулирует их совместное творчество с детьми.
Заключительный этап:
1. Открытие выставки работ в технике эбру.
2. Подведение итогов реализации проекта.
3. Разработка перспективных направлений в рамках темы реализованного проекта.
На подготовительном этапе проекта нами запланировано проведение опроса в формате анкеты среди родителей воспитанников, с целью выявления их целевых установок в области развития художественно-эстетического восприятия детей среднего дошкольного возраста.
Также в рамках подготовительного этапа работы над проектом нами будет подготовлено выступление на родительском собрании на тему: «Давайте рисовать вместе». Помимо выступления на родительском собрании нами будет подготовлена консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования. Рисуем в технике эбру».
В рамках работы над проектом будет разработано перспективное планирование по включению техники эбру в педагогический процесс ДОО в работе с воспитанниками среднего дошкольного возраста. Также будут подготовлены соответствующие конспекты НОД.
Предлагаются следующие НОД.
1. НОД «Букет цветов»
Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – эбру (рисование на воде).
Задачи:
Образовательные задачи:
Научить детей нетрадиционной технике – «эбру».
Сформировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок.
Научить детей передавать разнообразие оттенков природы без смешения красок.
Развивающие задачи:
Продолжать развивать художественный вкус, эстетическое видение предметного мира.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Продолжать развивать фантазию, воображение.
Воспитательные задачи:
Воспитывать любовь к природе.
2. НОД «Зимний пейзаж»
Цель: продолжать знакомить детей с техникой нетрадиционного рисования «эбру», совершенствовать художественно-эстетическое восприятие.
Задачи:
Обучающие:
Формировать умения следовать устным инструкциям воспитателя, работать по образцу.
Формировать у детей знания о технике «эбру».
Совершенствовать художественно-эстетические навыки детей.
Закрепить знания детей о жанре изобразительного искусства - эбру
Развивающие:
Развивать у детей изобразительные умения, фантазию, творческие способности, желание учиться новому;
Совершенствовать у детей мелкую моторику рук, глазомера.
Совершенствовать у детей умение работать с гуашью.
Улучшать словарный запас детей.
Закреплять умение рисования ватной палочкой.
Создать условия для развития внимания, памяти, логического мышления, творческого воображения
Воспитательные:
Воспитывать интерес к рисованию с помощью нетрадиционных техник.
Воспитывать уверенность в освоении способов работы с новым материалом.
Расширять коммуникативные способности детей.
Воспитание у детей аккуратность при работе, усидчивость, бережное отношение к материалу.
Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя, развитию умения выстраивать взаимоотношения друг с другом в процессе групповой деятельности.
Способствовать укреплению чувства заботы и уважения к взрослым.
3. НОД «Воздушная рыбка»
Цель: продолжать знакомиться детей с техникой рисования «Эбру», совершенствование работы техникой «тычка».
Задачи:
Образовательные: расширить представления детей о тех, кто живет в аквариуме.
Обучающие:
а) изобразительные-учить детей создавать выразительный образ воздушной рыбки;
б) технические- совершенствовать художественно – графические навыки.
Развивающие:
развивать творческую инициативу и воображение, используя в своей работе разнообразные художественные материалы;
развивать чувство ритма, цвета, композиции;
развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;
развивать интерес к окружающему миру.
Воспитательные: воспитывать эстетические и нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать, бережное отношение к окружающей природе и домашним питомцам.
4. НОД «Мы – юные пейзажисты»
Цель: развитие художественно-эстетического восприятия детей через рисование в технике эбру.
Задачи:
Образовательная: приобретение знаний о нестандартных приёмах рисования, усвоение опыта творческой деятельности в процессе создания ребёнком собственного варианта нетрадиционной техники рисования эбру.
Развивающая: развивать образное мышление, художественное воображение, интерес к творческой деятельности, фантазию.
Воспитательная: воспитывать аккуратность, самостоятельность, собранность при выполнении приемов работы, умение слушать.
5. НОД «Волшебный журавль»
Цель: продолжить знакомить детей с возможностями и приёмами техники выполнения рисунка «эбру».
Задачи:
Формировать умение передавать объем предметов в технике «эбру», выполнять основные приёмы новой техники.
Развивать творческие способности учащихся, совершенствовать умения рисования птиц.
Воспитывать аккуратность, наблюдательность, внимание, чувство прекрасного, любовь к животным и природе родного края.
6. НОД «Радужные деревья»
Цель: развитие художественно-эстетического восприятия и познавательных способностей у детей.
Задачи:
Образовательные: учить расширять представления детей об изобразительных средствах, познакомить с видами нетрадиционного рисования, различать деревья, рисовать, учить правильно держать кисть.
Развивающие: развивать способность, мелкую моторику рук, вызывать у детей желание рисовать, углублять словарный запас.
Воспитательные: Воспитывать отзывчивость, любознательность, любить природу, не причинять вреда живой природе, учить аккуратно пользоваться кисточками, воспитывать интерес к рисованию.
7. НОД «Снегирь»
Цель: расширить представление о внешнем виде снегиря, развивать исследовательский интерес (особенности строения, окраска).
Задачи:
совершенствовать технику рисования эбру и, добиваться выразительного изображения птицы (снегиря);
развивать чувство цвета, мелкую моторику;
воспитывать интерес к природе и отображению впечатлений в рисунке, чувство сострадания к живым существам (птичка).
8. НОД «Волшебный лес»
Цель: развитие художественно-эстетического восприятия детей через знакомство с техникой рисования «эбру».
Задачи:
научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием техники эбру;
развить мелкую моторику, творческое начало, воображение, фантазию;
воспитать аккуратность, трудолюбие, собранность при выполнении приемов работы;
создать условия для самореализации и стимулирования роста творческого потенциала детей.
Итогом проектной работы станет оформлении серии конспектов НОД с применением техники нетрадиционного рисования эбру. Также буде открыта выставка творческих работ в технике эбру, которые, в том числе, будут выполнены детьми совместно со своими родителями.