Лучший педагог года

Проект в средней группе «Краски детства» по нетрадиционной технике «эбру»

Олеся Костина
Проект в средней группе «Краски детства» по нетрадиционной технике «эбру»
▼ Скачать

ПРОЕКТ ПО РАБОТЕ В НЕТРАДИОННОЙ ТЕХНИКЕ РИСОВАНИЯ ЭБРУ «КРАСКИ ДЕТСТВА» В СРЕДНЕЙ ГРУППЕ

Пояснительная записка

17 октября 2013 года министром образования и науки Российской Федерации Д. В. Ливановым был подписан Приказ «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования», который вступил в силу с 01.01.2014 г. В данном документе выделено 5 образовательных областей, среди которых важное место занимает образовательная область «Художественно-эстетическое развитие». Таким образом, подчеркивается важность становления творческой индивидуальности каждого ребенка.

Публикация «Проект в средней группе „Краски детства“ по нетрадиционной технике „эбру“» размещена в разделах

Проблема развития художественно-эстетического восприятия детей дошкольного возраста средствами искусства получила свое отражение в современных исследованиях. В работах Н. М. Зубаревой, Т. Г. Казаковой, Р. М. Чумичевой и других представлены показатели и уровни развития художественно-эстетического восприятия детей, позволяющие более детально изучить эстетический опыт дошкольников разных возрастов. В основе концепции эстетического воспитания детей дошкольного возраста, разработанной Т. С. Комаровой, лежит принцип интеграции искусств – взаимодействие и взаимопроникновение различных видов искусств в учебно-воспитательный процесс ДОО.

Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных изобразительных техник является наиболее благоприятной для развития художественно-эстетического восприятия, т. к. в ней особенно проявляются разные стороны развития личности дошкольника. Нетрадиционные техники – это толчок к развитию воображения, творчества, проявлению самостоятельности, инициативы, выражения индивидуальности. Применяя и комбинируя разные способы изображения в одном рисунке, дошкольники учатся думать, самостоятельно решать, какую технику использовать, чтобы тот или иной образ получился выразительным.

Развивая у детей художественно-эстетическое восприятие, работая по традиционным программам, многие педагоги-практики приходят к выводу о том, что они не побуждают к экспериментированию с красками и материалами, а вынуждают механически выполнять то, что предлагает педагог. Техника эбру очень интересное и необычное направление живописи.

Техника уникального древневосточного рисования на воде «Эбру» позволяет ребенку реализоваться в творческой сфере, почувствовать себя художником, проектировщиком, дизайнером, режиссером, зрителем и получить настоящее удовольствие и фантазию без границ. Она дает дошкольникам возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, нарисовать новый, дополнить его деталями, и при этом не ждать, когда краски высохнут, и не пользоваться ластиком.

В процессе работы у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Поскольку рисование осуществляется непосредственно ударением пальцами по кисти или другим инструментам (постукивание, данная техника предусматривает развитие плавности, изящества и точности движений, умения работать кистью и пальцами обеих рук, координации руки и глаза, овладение техническими умениями (регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность, умение изменять размах и направление движения руки при рисовании. У детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует.

В последние годы для развития художественно-эстетического восприятия дошкольников стали использовать нетрадиционные техники на занятиях по рисованию. Работа с необычными материалами позволяет им ощутить незабываемые эмоции, развивает творческие способности, креативность, что в конечном результате помогает общему психическому и личностному развитию. Выбор нетрадиционных техник рисования в качестве одного из средств развития художественно-эстетического восприятия не случаен. Большинство нетрадиционных техник относятся к спонтанному рисованию, когда изображение получается не в результате использования специальных приемов, а как эффект игровой манипуляции.

Традиционные способности не всегда приносит необходимый и интересный для детей результат. В этой связи целесообразно проводить специальную работу по развитию художественно-эстетического восприятия с помощью нетрадиционных методик.

В условиях внедрения ФГOC ДO анализируется необходимость приобщения детей к творчеству с раннего возраста, считая ее миром человеческих ценностей. Возникла необходимость в формировании системы занятий, которая бы стимулировала развитие художественно-эстетического восприятия дошкольников.

Для развития творческого мышления, активности, воображения как составляющих творческого потенциала личности в практике дошкольного художественного образования рекомендуется использовать нетрадиционные техники рисования (в том числе техника эбру, демонстрирующие необычное сочетание материалов и инструментов. Несомненным достоинством таких техник является универсальность использования. Технология их выполнения интересна детям дошкольного возраста. Поэтому рассматриваемы техники, вводятся в практику дошкольного художественного образования с целью актуализации и развития их творческих возможностей как сущностной характеристики педагогической деятельности.

В результате проведенного анализа нами были выявлены следующее противоречие между необходимостью развития художественно-эстетического восприятия у детей среднего дошкольного возраста и недостаточным использованием педагогами дошкольных образовательных организаций техники эбру в процессе педагогической работы.

Паспорт проекта

Наименование проекта «Краски детства»

Актуальность проекта Формирование творческой личности – одна из важных педагогических задач. Решение этой задачи должно начинаться уже в дошкольном возрасте.

В творчестве каждый ребенок раскрывается как личность, как индивидуальность, проявляя свои неповторимые идеи и представления о мире. Творчество – это особая форма человеческой активности, направленная на создание новых, оригинальных и в то же время социально значимых результатов. По мнению Л. С. Выготского и Н. А. Ветлугиной следует как можно раньше побуждать детей к выполнению творческих заданий, ведь созидая, ребенок учится общаться с окружающим миром, видеть его красоту, замечать мелочи и нюансы. Обучаясь работе с различными материалами, узнавая их специфику, у детей развивается образное мышление. При ознакомлении с произведениями искусства, дети приобщаются к культурной традиции своего народа и знакомятся с культурой других стран.

Техника уникального древневосточного рисования на воде «Эбру» позволяет ребенку реализоваться в творческой сфере, почувствовать себя художником, проектировщиком, дизайнером, режиссером, зрителем и получить настоящее удовольствие и фантазию без границ. Она дает дошкольникам возможность изменять творческий замысел по ходу создания изображения, исправлять ошибки, нарисовать новый, дополнить его деталями, и при этом не ждать, когда краски высохнут, и не пользоваться ластиком.

В процессе работы у детей повышается тактильная чувствительность, развивается мелкая моторика рук. Поскольку рисование осуществляется непосредственно ударением пальцами по кисти или другим инструментам (постукивание, данная техника предусматривает развитие плавности, изящества и точности движений, умения работать кистью и пальцами обеих рук, координации руки и глаза, овладение техническими умениями (регуляция силы движений, определенная амплитуда, скорость, ритмичность, умение изменять размах и направление движения руки при рисовании. У детей развивается ориентировочно – исследовательская деятельность, фантазия, память, эстетический вкус, познавательные способности, самостоятельность. Ребенок использует цвет как средство передачи настроения, экспериментирует.

Адресация проекта Проект направлен на развитие художественно-эстетического восприятия и творческой активности детей среднего дошкольного возраста.

Участники проекта Дети младшего дошкольного возраста, родители, педагог

Проблема проекта Возможности влияния нетрадиционной техники рисования эбру на развитие художественно-эстетического восприятия, творческой активности детей среднего дошкольного возраста.

Проблемный вопрос Насколько эффективной будет образовательная деятельности с применением техники эбру для развития художественно-эстетического восприятия, творческой активности детей среднего дошкольного возраста.

Цель проекта Создание условий для развития художественно-эстетического восприятия, творческой активности детей среднего дошкольного возраста через использование нетрадиционной техники рисования эбру.

Задачи проекта

Задачи для детей:

1. Развить художественно-эстетическое восприятие.

2. Формировать самостоятельную творческую активность.

3. Развивать произвольную направленность движений кистей рук; повысить уровень слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также сформировать зрительное восприятие, совершенствование пространственных представлений.

4. Освоить знания и умения в использовании нетрадиционных техник рисования, характерных для данного этапа.

5. Проявлять интерес к изобразительному творчеству на занятиях и в самостоятельной деятельности.

6. Проявлять интерес к нетрадиционной технике рисования эбру.

Задачи для родителей:

1. Принять участие в опросе по проблеме развития художественно-эстетического восприятия детей среднего дошкольного возраста.

2. Проявлять интерес к творчеству своего ребенку

Задачи для педагога:

1. Формировать произвольные координированные движения пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)

2. Способствовать овладению детьми техническими приемами работы с различными изобразительными материалами.

3. Побуждать воспитанников самостоятельно применять нетрадиционные техники рисования (технику эбру) в свободной деятельности.

4. Содействовать знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулировать их совместное творчество с детьми.

Сроки реализации 6 месяцев

Вид проекта Долгосрочный, творческий, информационно-практико-ориентированный.

Ресурсы проекта Информационные :

1. ФГОС ДО. Интернет источник.

2. Закон об образовании. Интернет источник

3. Астахова, А. А. Нетрадиционные техники рисования в детском саду как культурная практика / А. А. Астахова // Научные исследования XXI века. – 2021. – № 6(14). – С. 237-241.

4. Басова, А. С. Применение нетрадиционных техник рисования на уроках изобразительного искусства / А. С. Басова // Инновационные технологии в науке и образовании: сборник статей V Международной научно-практической конференции, Пенза, 25 августа 2017 года. – Пенза: «Наука и Просвещение» (ИП Гуляев Г. Ю., 2017. – С. 214-216.

5. Березина, В. Г. Детство творческой личности [Текст] / В. Г. Березина, И. Л. Викентьев, С. Ю. Модестов. – СПб. : Издательство Буковского, 2014. – 60 с.

6. Беликова, М. В. Эстетическое восприятие детей на занятия изобразительной деятельностью [Текст] / М. В. Беликова // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 4. – С. 27

7. Богат, В. Ф. Развивать творческое мышление (ТРИЗ в детском саду) [Текст] / В. Ф. Богат // Дошкольное воспитание. 2018. – № 1. С. 17-19.

8. Венгер, Н. Ю. Путь к развитию творчества [Текст] / Н. Ю. Венгер // Дошкольное воспитание. – 2019. – № 11. – С. 32-38.

9. Венгер, А. Л. Схема индивидуального обследования детей дошкольного возраста [Текст] / А. Л. Венгер, Г. А. Цукерман. – Томск: Пеленг, 2017. – 563 с.

10. Веракса, Н. Е. Диалектическое мышление и творчество [Текст] / Н. Е. Веракса // Вопросы психологии. – 2016. – № 4. – С. 5-9.

11. Выготский, Л. Н. Воображение и творчество в дошкольном возрасте [Текст] / Л. Н. Выготский. – СПб. : Союз, 2015. – 92 с.

12. Выготский, Л. С. Педагогическая психология [Текст] / Л. С. Выготский. – М. : Педагогика – Пресс, 2017. – 536 с.

13. Галанов, А. С., Корнилова С. Н., Куликова С. Л. Занятия с дошкольниками по изобразительному искусству [Текст] / А. С. Галанов, С. Н. Корнилова, С. Л. Куликова. – М: ТЦ «Сфера», 2019. – 80 с.

14. Гляделова, Н. С. Уроки рисования для дошкольников: пособие для педагогов / Н. С. Гляделова. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2015. – 122 с.

15. Грибовская, А. А. Коллективное творчество дошкольников: конспекты занятий [Текст] / А. А. Грибовская / Под ред. А. А. Грибовской. – М: ТЦ «Сфера», 2016. – 192 с.

Материально - технические : ноутбук, программа Power Point, проектор, канцелярские принадлежности, цветной принтер, художественные материалы для рисования в технике эбру.

Человеческие: родители детей группы

Финансовые: денежные средства на приобретение расходных материалов.

Продукт проекта Серия конспектов НОД с применением техники эбру.

Выставка работ в технике эбру «Краски детства»

Особенности проекта Проект направлен на развитие художественно-эстетического восприятия, творческой активности детей среднего дошкольного возраста с помощью техники эбру.

Итоги проекта в группе предполагается выставка детских работ по нетрадиционным способам рисования – техники эбру;

у детей должны быть сформированы устойчивые знания и практические умения по этой нетрадиционной технике рисования;

развит устойчивый познавательный интерес к изобразительному искусству в целом;

должны быть установлены партнерские взаимоотношения между детьми и родителями, благодаря совместной деятельности в ходе организации и проведения проекта.

Подготовительный этап

1. Организация и проведение диагностики уровня развития художественно-эстетического восприятия детей среднего дошкольного возраста.

2. Анализ результатов проведенной диагностики.

3. Изучение и анализ научно-исследовательской, методической литературы, интернет – ресурсов по данной проблеме; подбор программно-методического обеспечения; наглядно-демонстрационного материала.

4. Планирование проекта с детьми.

5. Разработка содержания проекта : «Краски детства» :

постановка цели и задач;

выбор форм и методов;

разработка тем.

6. Подбор методического материала в соответствии с задачами проекта.

7. Проведение анкетирования среди родителей воспитанников с целью выявить их целевые установки в области развития художественно-эстетического восприятия детей среднего дошкольного возраста.

8. Проведение родительского собрания с целью знакомства родителей воспитанников с нетрадиционной техникой рисования эбру как средством развития художественно-эстетического восприятия.

9. Распределение обязанностей в работе по проекту между родителями, фиксация в протоколе.

Основной этап

Деятельность детей Деятельность родителей Деятельность педагога

развивают художественно-эстетическое восприятие.

проявляют самостоятельную творческую активность.

развивают произвольную направленность движений кистей рук; повысить уровень слаженной работы мелких мышц кисти и всей руки, а также сформировать зрительное восприятие, совершенствование пространственных представлений.

осваивают знания и умения в использовании нетрадиционных техник рисования, характерных для данного этапа.

проявляют интерес к изобразительному творчеству на занятиях и в самостоятельной деятельности;

проявляют интерес к нетрадиционной технике рисования эбру. принимают участие в опросе по проблеме развития художественно-эстетического восприятия детей среднего дошкольного возраста;

проявляет интерес к творчеству своего ребенку формирует произвольные координированные движения пальцев рук, глаза, гибкости рук, ритмичности развитие осязательного восприятия (тактильной, кожной чувствительности пальцев рук)

способствует овладению детьми технических приемов работы с различными изобразительными материалами;

побуждает применять техники рисования эбру воспитанников самостоятельно в свободной деятельности;

содействует знакомству родителей с нетрадиционными техниками рисования; стимулирует их совместное творчество с детьми.

Заключительный этап:

1. Открытие выставки работ в технике эбру.

2. Подведение итогов реализации проекта.

3. Разработка перспективных направлений в рамках темы реализованного проекта.

На подготовительном этапе проекта нами запланировано проведение опроса в формате анкеты среди родителей воспитанников, с целью выявления их целевых установок в области развития художественно-эстетического восприятия детей среднего дошкольного возраста.

Также в рамках подготовительного этапа работы над проектом нами будет подготовлено выступление на родительском собрании на тему: «Давайте рисовать вместе». Помимо выступления на родительском собрании нами будет подготовлена консультация для родителей «Нетрадиционные техники рисования. Рисуем в технике эбру».

В рамках работы над проектом будет разработано перспективное планирование по включению техники эбру в педагогический процесс ДОО в работе с воспитанниками среднего дошкольного возраста. Также будут подготовлены соответствующие конспекты НОД.

Предлагаются следующие НОД.

1. НОД «Букет цветов»

Цель: познакомить детей с нетрадиционной техникой рисования – эбру (рисование на воде).

Задачи:

Образовательные задачи:

Научить детей нетрадиционной технике – «эбру».

Сформировать умение самостоятельно выбирать цветовую гамму красок.

Научить детей передавать разнообразие оттенков природы без смешения красок.

Развивающие задачи:

Продолжать развивать художественный вкус, эстетическое видение предметного мира.

Развивать мелкую моторику пальцев рук.

Продолжать развивать фантазию, воображение.

Воспитательные задачи:

Воспитывать любовь к природе.

2. НОД «Зимний пейзаж»

Цель: продолжать знакомить детей с техникой нетрадиционного рисования «эбру», совершенствовать художественно-эстетическое восприятие.

Задачи:

Обучающие:

Формировать умения следовать устным инструкциям воспитателя, работать по образцу.

Формировать у детей знания о технике «эбру».

Совершенствовать художественно-эстетические навыки детей.

Закрепить знания детей о жанре изобразительного искусства - эбру

Развивающие:

Развивать у детей изобразительные умения, фантазию, творческие способности, желание учиться новому;

Совершенствовать у детей мелкую моторику рук, глазомера.

Совершенствовать у детей умение работать с гуашью.

Улучшать словарный запас детей.

Закреплять умение рисования ватной палочкой.

Создать условия для развития внимания, памяти, логического мышления, творческого воображения

Воспитательные:

Воспитывать интерес к рисованию с помощью нетрадиционных техник.

Воспитывать уверенность в освоении способов работы с новым материалом.

Расширять коммуникативные способности детей.

Воспитание у детей аккуратность при работе, усидчивость, бережное отношение к материалу.

Способствовать созданию у детей радостного эмоционального настроя, развитию умения выстраивать взаимоотношения друг с другом в процессе групповой деятельности.

Способствовать укреплению чувства заботы и уважения к взрослым.

3. НОД «Воздушная рыбка»

Цель: продолжать знакомиться детей с техникой рисования «Эбру», совершенствование работы техникой «тычка».

Задачи:

Образовательные: расширить представления детей о тех, кто живет в аквариуме.

Обучающие:

а) изобразительные-учить детей создавать выразительный образ воздушной рыбки;

б) технические- совершенствовать художественно – графические навыки.

Развивающие:

развивать творческую инициативу и воображение, используя в своей работе разнообразные художественные материалы;

развивать чувство ритма, цвета, композиции;

развивать эстетическое восприятие окружающего мира, способность видеть красивое;

развивать интерес к окружающему миру.

Воспитательные: воспитывать эстетические и нравственные чувства, желание сочувствовать, сопереживать и помогать, бережное отношение к окружающей природе и домашним питомцам.

4. НОД «Мы – юные пейзажисты»

Цель: развитие художественно-эстетического восприятия детей через рисование в технике эбру.

Задачи:

Образовательная: приобретение знаний о нестандартных приёмах рисования, усвоение опыта творческой деятельности в процессе создания ребёнком собственного варианта нетрадиционной техники рисования эбру.

Развивающая: развивать образное мышление, художественное воображение, интерес к творческой деятельности, фантазию.

Воспитательная: воспитывать аккуратность, самостоятельность, собранность при выполнении приемов работы, умение слушать.

5. НОД «Волшебный журавль»

Цель: продолжить знакомить детей с возможностями и приёмами техники выполнения рисунка «эбру».

Задачи:

Формировать умение передавать объем предметов в технике «эбру», выполнять основные приёмы новой техники.

Развивать творческие способности учащихся, совершенствовать умения рисования птиц.

Воспитывать аккуратность, наблюдательность, внимание, чувство прекрасного, любовь к животным и природе родного края.

6. НОД «Радужные деревья»

Цель: развитие художественно-эстетического восприятия и познавательных способностей у детей.

Задачи:

Образовательные: учить расширять представления детей об изобразительных средствах, познакомить с видами нетрадиционного рисования, различать деревья, рисовать, учить правильно держать кисть.

Развивающие: развивать способность, мелкую моторику рук, вызывать у детей желание рисовать, углублять словарный запас.

Воспитательные: Воспитывать отзывчивость, любознательность, любить природу, не причинять вреда живой природе, учить аккуратно пользоваться кисточками, воспитывать интерес к рисованию.

7. НОД «Снегирь»

Цель: расширить представление о внешнем виде снегиря, развивать исследовательский интерес (особенности строения, окраска).

Задачи:

совершенствовать технику рисования эбру и, добиваться выразительного изображения птицы (снегиря);

развивать чувство цвета, мелкую моторику;

воспитывать интерес к природе и отображению впечатлений в рисунке, чувство сострадания к живым существам (птичка).

8. НОД «Волшебный лес»

Цель: развитие художественно-эстетического восприятия детей через знакомство с техникой рисования «эбру».

Задачи:

научить практическим умениям в области изобразительной деятельности с использованием техники эбру;

развить мелкую моторику, творческое начало, воображение, фантазию;

воспитать аккуратность, трудолюбие, собранность при выполнении приемов работы;

создать условия для самореализации и стимулирования роста творческого потенциала детей.

Итогом проектной работы станет оформлении серии конспектов НОД с применением техники нетрадиционного рисования эбру. Также буде открыта выставка творческих работ в технике эбру, которые, в том числе, будут выполнены детьми совместно со своими родителями.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчет о нетрадиционной технике рисования «эбру» для детей дошкольного возрастаФотоотчет о нетрадиционной технике рисования «эбру» для детей дошкольного возраста Цель:Познакомить педагогов с нетрадиционной техникой рисования «Эбру», повысить мотивацию педагогов к овладению нетрадиционными техниками.

Конспект образовательной деятельности по рисованию в нетрадиционной технике в средней группе «Ветка рябины» Конспект образовательной деятельности по художественно-эстетическому развитию в средней группе "Ветка рябины"Елена Долгих Цель: Познакомить.

Конспект ОД по рисованию в нетрадиционной технике «штампинг» в средней группе «Яблочный компот»Конспект ОД по рисованию в нетрадиционной технике «штампинг» в средней группе «Яблочный компот» На занятии по рисованию в средней группе я предложила ребятам рисование штампиками. Суть ее заключается в том, что изображение получается.

Конспект по нетрадиционной технике рисования «Осень на опушке краски разводила»Конспект по нетрадиционной технике рисования «Осень на опушке краски разводила» Тема: «Осень на опушке краски разводила» Цели: познакомить детей с нетрадиционным способом рисования осеннего пейзажа донышком бутылки.

Конспект занятия по нетрадиционной технике рисования «кляксография» в средней группеКонспект занятия по нетрадиционной технике рисования «кляксография» в средней группе онспект занятия по нетрадиционной технике рисования «Кляксография» в средней группе Воспитатель - Зайцева Е. М. Тема: Мы волшебники " Цель:.

Мастер-класс по нетрадиционной технике рисования пузырчатой пленкой  «Кукуруза» в средней группеМастер-класс по нетрадиционной технике рисования пузырчатой пленкой  «Кукуруза» в средней группе Мастер-класс по нетрадиционной техники рисования пузырчатой пленкой «Кукуруза» в средней группе. Описание: данный мастер - класс предназначен.

План занятий по нетрадиционной технике рисования и аппликации во второй младшей и средней группеПлан занятий по нетрадиционной технике рисования и аппликации во второй младшей и средней группе Представляю вашему вниманию план занятий по нетрадиционной технике рисования и аппликации во второй младшей и средней группе на первый квартал.

Проект и презентация «Краски лета» для средней группы Актуальность: В. А. Сухомлинский писал, что истоки способностей и дарования детей на кончиках их пальцев. От них, образно говоря, идут тончайшие.

Летний проект для детей средней возрастной группы «Краски лета» Летний проект для детей средней возрастной группы "Краски лета"Цель: Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей с.

Рисование гуашью в нетрадиционной технике мятой бумагой «Рябина зимой» в средней группеРисование гуашью в нетрадиционной технике мятой бумагой «Рябина зимой» в средней группе Цель: выполнение рисунка в смешанных техниках создание образа рябины, покрытой снегом. Задачи: - Продолжать учить детей рисовать в нетрадиционных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Проект в средней группе «Краски детства» по нетрадиционной технике «эбру»
Опубликовано: 11 мая 2023 в 15:17
+7Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Проект в средней группе «Краски детства» по нетрадиционной технике «эбру»» (включая файлы) размещена пользователем Олеся Костина в соответствии с Пользовательским Соглашением МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
16 ноября. День толерантности. Папка-передвижка

Ежегодно 16 ноября во всем мире отмечается День толерантности или терпимости.

15 ноября. Всемирный день вторичной переработки мусора. Передвижка

15 ноября во всем мире отмечается экологический праздник — День вторичной переработки.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД