Светлана Зайчикова
Проект в младшей группе «Русская матрешка»
МДОУ «Детский сад комбинированного вида № 65»
Познавательно-игровой проект
«РУССКАЯ МАТРЕШКА»
во второй младшей группе «Радуга»
Подготовила: воспитатель
Зайчикова Светлана Владимировна
"
Тема проекта : «Русская матрешка»
Вид проекта : познавательно-игровой.
Участники проекта : дети второй младшей группы, воспитатели, музыкальный руководитель, родители.
Место проведения: групповая комната, участок детского сада, музыкальный зал.
Публикация «Проект в младшей группе „Русская матрешка“» размещена в разделах
- Матрешка, матрёшки
- Матрёшка. Проекты, тематические недели
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2020
Длительность: краткосрочный (5 дней).
Продукт проекта :
Музыкальное развлечение «В гости к Матрешке».
Проблема: заключается в том, что в наше время достаточно всяких игрушек
и наших детей не очень-то, чем-либо удивишь. Целенаправленное
ознакомление детей с русской игрушкой матрешкой – это одна из частей
формирования у детей патриотизма. Расширить круг представления о
разнообразии этой игрушки, дать о ней некоторые доступные для ребенка
исторические сведения. Это значить приобщить детей к прекрасному, научив
их различать, чем похожи и чем отличаются самые известные из этих
игрушек. Значимая для детей проблема на решение, которого направлен
проект : «Как появилась матрешка?» «Какие бывают матрешки?».
Недостаток знаний о русских народных матрешках был выявлен при
анкетировании детей в форме беседы
Актуальность: Что знаем мы о старине, о давно минувших днях? Великий
русский педагог К. Д. Ушинский писал, что западный человек даже менее
образованный ближе к своим корням, истории, культуре, чем русский. С тех
пор мало что изменилось. Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по - новому начинаем относиться к старинным обычаям и традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно – прикладному искусству, в которых народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. Как же развивать воображение и творческие способности детей, если не приобщать их к истокам народного мастерства? Чем увлечь ребенка, как не игрушкой? Такой яркой, самобытной, не похожей ни на одну игрушку мира. Знакомить детей с русской народной игрушкой, традициями, обычаями мы уделяем внимание духовному воспитанию, формируем творчески развитую личность, способствуем повышению развития познавательных способностей детей, развиваем воображение, эстетический вкус, умение составлять композиции узоров для украшения сарафана матрешки, для создания игры, подарка, поделки. Мы знакомим детей с новыми понятиями, названиями матрешек, элементами узора, тем самым способствовала формированию активного словаря детей, а значит, прививаем речевые умения и навыки, способствуя гармоничному развитию личности. Нельзя считать себя культурным, интеллигентным человеком без знания своих корней, истоков, древних традиций, дошедших до наших дней. Приобщение детей к народной культуре, народному искусству является средством формирования у них развития духовности. Именно поэтому родная культура как отец и мать должны стать неотъемлемой частью души
ребенка, началом, порождающим личность.
Цель: формировать представление детей о народных игрушках – матрешках.
Воспитывать интерес к истории России, народному творчеству. Раскрыть
историю возникновения русской матрешки. Познакомить детей с
художественными произведениями о матрешке.
Задачи:
- познакомить детей с историей матрёшки;
- дать знания о матрёшке, о её цветовой гамме;
- развивать сенсорные навыки;
- помочь увидеть необычное в обычном;
- учить получать радость от увиденного;
- освоить некоторые художественные элементы;
- поддерживать интерес любознательных детей;
- укреплять связи дошкольного учреждения с семьей. Побуждать
родителей к совместной творческой деятельности с детьми;
- содействовать развитию творческих способностей детей.
Предполагаемые итоги реализации проекта :
- заинтересованность детей темой: русская народная игрушка
«матрёшка», проявление их познавательной активности;
- дети должны знать отличительные особенности матрёшки, выделять
детали костюма матрёшки (сарафан, кофта, платок, фартук);
- пробуждение интереса к русским промыслам;
- разучить простейшие элементы росписи;
- дать представление о цветовой гамме матрёшек;
- расширить и активизировать словарный запас слов;
- объединение детей, педагогов и родителей при организации работы по
ознакомлению с историческими ценностями нашей культуры,
традициями.
План работы по реализации проекта.
1. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП:
- Определение темы проекта.
- Формулирование цели и определение задач.
- Составление плана реализации основного этапа проекта.
- Подбор информационного, наглядного и технического материала для
проекта.
- Информирование родителей о задачах и содержании проекта.
2. ОСНОВНОЙ ЭТАП:
(совместная и самостоятельная деятельность детей и взрослых.)
Социально – коммуникативное развитие:
- Беседы «Кто такая матрешка», «Какие бывают матрешки?»
- Сюжетно – ролевая игра «Напоим матрешку чаем».
- Дид. игры «Собери матрешку», «От большой к маленькой», «Найди недостающую пару», «Помоги сестренкам встретиться» (пальчиком по
дорожкам добраться до сестренки, «Найди матрешке домик», «Собери по частям» (разрезные картинки).
Речевое развитие:
- Занятие «Сказка про Матрешку» (просмотр презентации);
- Словесная игра: «Рассказ с персонажем матрешка» (составление
короткого рассказа);
- Составление описательных рассказов: «Опиши матрешку»
Познавательное развитие:
- Занятие «История русской Матрешки», «Русская матрешка» (с
просмотром презентации); «В гости к Матрешке»
(величина, ориентировка в пространстве – ФЭМП).
- Тематические беседы: «Из чего сделана матрешка»; «Современные
матрешки» (с просмотром иллюстраций); «Почему ее так назвали».
Художественно – эстетическое развитие:
- Музыкальное развлечение «В гости к Матреше»
- Лепка «Хоровод матрешек»
- Рисование «Красавица матрешка»
- Конструирование из строительного материала «Домик для матрешки».
- Раскрашивание матрешек.
- Чтение художественной литературы:
1. Стихи: Л. Некрасовой «Веселые матрешки»; С. Иванова «Барышня
матрешка» (разучивание);
2. Стихотворение И. Черницкой «Матрешки» (заучивание с движениями
хоровода);
3. Чтение В. Приходько «Матрешка на окошке»; С. Маршак «О матрешках»;
Развивающая предметно – пространственная среда
- Организация выставки «Веселые матрешки».
- Папка для рассматривания «Матрешки. Какие они бывают»
- Раскраски на тему «матрешки»
- Дидактические игры.
- Мелкие матрешки для обыгрывания построек.
Работа с родителями
- Оформление информационного уголка для родителей
- Совместная работа детей и родителей «Авторская матрешка»