Белла Дзестелова
Проект в младшей группе «Маленькие чистюли»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: воспитатель младшей группы
Дзестелова Б. С.
УЧАСТНИКИ ПРОЕКТА : дети I младшей группы, воспитатели
ВОЗРАСТ УЧАСТНИКОВ ПРОЕКТА : дети раннего возраста (2- 3г.).
ТИП ПРОЕКТА : долгосрочный (2018г. – 2019г.)
СРОК РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА : 1 год (Октябрь – апрель)
ГИПОТЕЗА ПРОЕКТА : Развитие культурно-гигиенических навыков ребенка – первый шаг в приобщении дошкольников к здоровому образу жизни.
Публикация «Проект в младшей группе „Маленькие чистюли“» размещена в разделах
- КГН, гигиена. Проекты
- Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» июнь 2019
ЦЕЛЬ ПРОЕКТА : Формирование культурно-гигиенических навыков у детей раннего возраста посредствам познавательно-исследовательской деятельности.
ЗАДАЧИ ПРОЕКТА :
1. Формировать у детей умения самостоятельно обслуживать себя (во время раздевания, одевания, умывания, еды).
2. Учить детей под контролем взрослого, а потом самостоятельно мыть руки по мере загрязнения и перед едой, насухо вытирать лицо и руки личным полотенцем.
3. Учить приводить себя в порядок с помощью взрослого.
4. Формировать навык пользования индивидуальными предметами (носовым платком, салфеткой, полотенцем, расчёской, горшком).
5. Побуждать детей к самостоятельности во время еды, учить держать ложку в правой руке.
6. Обучать детей порядку одевания и раздевания.
7. Учить снимать одежду, обувь (расстегивать пуговицы спереди, застежки на липучках) при небольшой помощи взрослого.
8. Учить в определенном порядке, аккуратно складывать снятую одежду.
9. Учить правильно, надевать одежду и обувь.
10. Формировать начальные представления о ценности здоровья, что здоровье начинается с чистоты тела, что чистота-красота-здоровье - это неразделимые понятия;
11. Формировать потребность в соблюдение навыков гигиены и опрятности в повседневной жизни;
12. Активно привлекать родителей к соблюдению и развитию навыков личной гигиены дома.
Направление проектной деятельности : познавательное, речевое, художественно-эстетическое развитие.
Интеграция образовательных областей: «Речевое развитие», «Познавательное развитие», «Социально - коммуникативное развитие», «Художественно - эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Участники проекта : дети младшей группы, родители воспитанников, педагоги группы.
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА :
1 этап – подготовительный
2 этап – основной
3 этап – заключительный
Ожидаемые результаты:
дети научатся самостоятельно мыть руки, умываться, насухо вытирать руки личным полотенцем (вначале под контролем взрослого).
Форма проведения:
• образовательная ситуация;
• дидактические игры;
• беседы;
• рассматривание иллюстрация;
• чтение художественной литературы,;
• заучивание стихов и потешек;
• работа с родителями.
МЕТОДЫ ПРОЕКТА : анкетирование, наблюдения.
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОЕКТА.
Именно в дошкольном возрасте очень важно воспитать у ребенка привычку к чистоте, аккуратности, порядку. В эти годы дети могут освоить все основные культурно-гигиенические навыки, научиться понимать их важность, легко, быстро и правильно выполнять. Особое внимание надо уделять детям до пяти лет, которым «самостоятельное» умывание и одевание обычно доставляют большое удовольствие. Навыки и привычки, прочно сформированные в дошкольном возрасте, сохранятся на всю жизнь.
Но не менее важно помочь ребенку, особенно на первых порах, правильно усвоить нужный навык. Так, например, прежде чем начать мыть руки, надо закатать рукава, хорошо намылить руки. Вымыв руки, тщательно смыть мыло, взять свое полотенце, насухо вытереть руки.
Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок все сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста.
Не следует торопить малыша, если он сосредоточенно повторяет одно и то же действие (например, мылит руки). Тем более не следует выполнять это действие за него. Осваивая навык, ребенок обычно стремится многократно выполнить определенное движение. Постепенно он научается все более самостоятельно и быстро справляться с поставленной задачей. Взрослый только напоминает или спрашивает, не забыл ли ребенок сделать то или другое, а в дальнейшем предоставляет ему почти полную самостоятельность. Но проверять, правильно ли ребенок всё сделал, приходится на протяжении всего дошкольного возраста.
Привычку быть чистым и опрятным воспитать у ребенка, в общем, несложно. Здесь важна, прежде всего, ваша последовательность. Если вы обращаете внимание на то, что руки у малыша грязные, и моете их, если вы всегда вытираете ему лицо, когда он измазался едой, если не позволяете ходить ему с грязным носом, малыш через какое-то время начинает ощущать необходимость привести себя в порядок. И пока он не приведет себя в порядок - сам или с помощью взрослого, он испытывает своеобразное неудобство.
Порой родители жалуются, что малыш сопротивляется попыткам взрослых содержать его в чистоте. О том, чтобы он сам привыкал выполнять гигиенические процедуры, речь здесь и не идет. Но с чего бы это малышу не нравилось умываться и купаться? Скорее всего, ему не раз причиняли неприятные ощущения, а то и боль, когда купали и умывали.
Надо стараться, чтобы купание и умывание были приятны малышу. Если в глаза ему попадает мыло, если на него воду льют такой сильной струей, что он захлебывается, если вода слишком холодна или слишком горяча, то не удивительно, что один, лишь вид ванночки будет вызывать плач. Если же вода ласкает, если взрослые бережны, ничего, кроме приятных ощущений, купание вызвать не может.
То же и с умыванием. Вода должна быть комнатной температуры, рукава малышу нужно засучить, чтобы вода туда не заливалась (это не очень приятно). Постепенно предоставляйте ребенку все большую самостоятельность в умывании. Естественно, вы покажете, как правильно мыть руки и лицо, как правильно намыливать их, как вытереться после умывания.
А почему малыш не любит сморкаться? Возможно, ему однажды сделали больно, сильно сжав нос? Между тем почти с самого начала второго года можно приучить ребенка к носовому платку, и если вы всегда вытираете ему грязный нос, после 2 лет он сам будет просить сделать это. В кармане него всегда должен быть чистый носовой платок!
Ребенок будет становиться старше, и вы получите большую возможность взывать к его собственной сознательности. Так же тщательно следите за чистотой и опрятностью одежды ребенка. На третьем году жизни это должно стать и заботой самого малыша. Даже если он еще не в состоянии заметить непорядок в одежде, он должен привыкать устранять его - самостоятельно или с вашей помощью. Запачкалось платье у девочки - предложите принести чистое и переодеться с вашей помощью. Расстегнулась пуговица - пусть застегнет, что касается мокрых штанишек, то ваша задача номер один не допускать, чтобы ребенок привыкал к тому, что они мокрые. Напротив, надо постараться, чтобы это стало ему неприятным. Тогда у него будет достаточно серьезная побудительная причина стремиться к опрятности. Намоченные штаны вы смените немедленно и обратите на это внимание.
Этапы реализации проекта.
Подготовительный этап.
сбор литературы по данной теме
постановка цели,
поиск формы реализации проекта,
разработка содержания; приобрести наглядный материал,
изготовить дидактические игры по теме;
подготовить материалы для работы с родителями.
Основной этап. Совместная деятельность детей и воспитателя с подключением родителей.
НОД: «Одежда», «Помоги зайке сберечь здоровье», «Кукла Маша умывается», «Купание куклы Даши», «Чистюля и грязнуля», «Доктор Айболит», «Чтобы быть здоровым», «Учим куклу Дашу мыть руки», «Как нужно ухаживать за собой», «Сохраним свое здоровье», «Мои здоровые зубки», «Доброе утро, расческа», «Как устроено наше тело», «Поможем Степке», «Как надо одеться, чтобы не заболеть?», «Кукла Катя заболела» и др.
Опытно-исследовательская деятельность: «В чем поможет нам вода», «Разноцветная вода», «Тонет не тонет».
Экскурсия: В прачечную детского сада. В мед. кабинет.
Чтение худ. лит: Г. Зайцев «Дружи с водой», К. Чуковский «Мойдодыр»,
А. Барто «Девочка чумазая», С. Бягковская «Юля-Чистюля», Александрова
«Купание», Шуржик «Вода и мыло», Демьянов «Замарашка»», Яснов «Я мою руки».
Потешки: «Водичка, водичка», «Расти, коса, до пояса
Беседы: «Чистота и здоровье», «Кукла Катя пришла в гости», «Хорошо у нас в детском саду», «Кукла идет на прогулку», «Катя заболела», «Не ходи в мокрой одежде», «Старайся выглядеть опрятно», «Перед едой мой руки с мылом», «Не балуйся за столом», «Учись есть не спеша и аккуратно», «Не болтай за столом».
Дидактические игры: «Таня простудилась», «Сделаем куклам разные прически», «Вымоем куклу», «Кому что нужно», «Разложи картинки по порядку», «Уложи Машу спать», «»Угостим кукол чаем», «Кукла идет гулять», «Водичка, водичка», «Вымой руки», «Почистим зубы»,
«Оденем куклу на прогулку», «Таня простудилась», «Вымоем куклу», «Правила гигиены», «Водичка, водичка», «Умывалочка».
Творческие игры: «Парикмахерская», «Больница», «Кухня», «Мы в гостях».
Продуктивная деятельность: «Укрась платочек», «Слепи мыло для зайчишки», Уборка и мытье игрушек, умывание кукол, стирка кукольной одежды и др.
Работа с родителями.
консультации на тему: «Правила гигиены», «Пойти в детский сад и не болеть», «Чтобы избежать простудных заболеваний», «Как правильно одеть ребенка», «Учимся мыть руки вместе», «Здоровые зубы», «Учимся трудиться» и др.
Завершающий этап.
• Оформление папки передвижки.
• Развлечение «Да здравствует мыло душистое».
• Подведение итогов проекта.
Результативность проекта :
1. Сформированна привычка следить за своим внешним видом,
2. Дети научились правильно пользоваться мылом, мыть руки, лицо; насухо
вытираться после умывания, вешать полотенце на место, пользоваться
расческой и носовым платком.
3. Пополнены знания о ценности здоровья, что здоровье начинается с
чистоты тела, что чистота-красота-здоровье – это неразделимые понятия.
4. У детей возникла потребность в соблюдении навыков гигиены и
опрятности в повседневной жизни.
5. Соблюдение культурно-гигиенических навыков дома и развитие навыков
личной гигиены в домашних условиях.
Диагностика уровня сформированности у детей КГН на начало и конец проекта :
1. Навыки мытья рук и личной гигиены включают умение:
- мыть лицо, руки;
- закатать рукава;
- взять мыло, намыливать до появления пены и смыть мыло;
- сухо вытереть руки, аккуратно весить полотенце в свою ячейку;
- пользоваться расческой;
- пользоваться носовым платком.
2. Навыки опрятной еды включают умение :
-правильное пользование столовой и чайной ложками, салфеткой;
-не крошить хлеб;
-пережевывать пищу с закрытым ртом;
-не разговаривать с полным ртом;
-тихо выходить по окончании еды из-за стола;
-благодарить.
3. Навыки снимания и надевания одежды в определенном порядке включают умение:
-расстегнуть пуговицы, замок;
-снять платье (рубашку, шорты, носки;
-аккуратно повесить;
-снять обувь;
-надеть в обратной последовательности.
3 балла – выполняет, 2 балла – выполняет с помощью взрослого, 0 баллов – не выполняет.
Эффективность:
Важной задачей в работе с детьми младшей группы детского сада является воспитание гигиенических навыков – опрятности, аккуратности в быту, навыков культуры еды, как неотъемлемой части культуры поведения.
Чтобы облегчить ребенку освоение новых навыков, необходимо делать этот процесс доступным, интересным и увлекательным. И делать это надо педагогически тонко и ненавязчиво. При этом воспитателю важно учитывать возрастную особенность детей 3-го года жизни - стремление к самостоятельности. В своей работе, по формированию культурно - гигиенических навыков мы отдаём предпочтение играм. Это создаёт у детей хорошее настроение и формирует положительное отношение к выполнению культурно – гигиенических навыков.
Вывод:
Детям свойственно стремление подражать взрослым, вести себя так, как ведут себя окружающие их люди. Они легко усваивают не только положительные примеры, но и отрицательные. Поэтому воспитателям в беседах с родителями следует подчеркивать, что манеру поведения, разговора, вредные привычки дети стараются копировать с них. Поэтому, не только в детском саду, но и дома нужно установить общий порядок выполнения всех действий, четко определить места расположения вещей, игрушек, порядок их уборки и хранения. Необходимо воспитывать культурно-гигиенические навыки у детей с раннего возраста и в семье, и в детском саду, для развития таких важных качеств как воля, нравственность, самостоятельность, основ эстетического вкуса, этического развития, а также для такого важного процесса как социализация. Так как основой полноценного физического развития ребенка младшего возраста является приобщение его к основам здорового образа жизни, т. е. освоению основ культуры гигиены.
Поэтому формирование у детей культурно-гигиенических навыков является одной из важнейших задач воспитания. Для того чтобы она реализовывалась успешно требуются следующие условия: непрерывность воспитательного процесса,высокая санитарная культура персонала дошкольного учреждения, единство требований со стороны взрослых, активное участие родителей в процессе воспитания и закрепления, полученных в детском саду КГН.
Культурно-гигиенические навыки нуждаются в постоянном закреплении. Изменение системы воспитательной работы, отсутствие внимания к формированию и использованию навыков может привести к их быстрой утрате.
Литература:
1. Васильева воспитания и обучения в детском саду. / 5-е изд., испр. и доп. – М. : Мозаика-Синтез, 2007. – с. 442.
2. Губанова. Система работы в первой младшей группе детского сада. - М. :Мазаика-Синтез, 2010.-с. 7
3. Ефанова. Конспекты занятий в первой младшей группе.
4. Карпухина. Занятия в первой младшей группе детского сада. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. -Воронеж: ИП, 2010
5. Парамонова,Занятия с детьми 2-3 лет. :-М. :ОЛМА Медиа, Групп, 2011.