Татьяна Мандаева
Проект в младшей группе «Я и моя семья»
▼ Скачать
Тип проекта: краткосрочный, творческий.
Возраст детей: Младшая группа 3-4 года.
Актуальность темы: В младшем дошкольном возрасте у детей начинают формироваться элементарные представления о явлениях общественной жизни и нормах человеческого общения. Детям этого возраста свойственна большая эмоциональная отзывчивость, что позволяет воспитывать в них любовь, добрые чувства и отношения к окружающим людям и, прежде всего, к близким, к своей семье. А ведь это основа из основ нравственно-патриотического воспитания, его первая и самая важная ступень. Ребёнок должен осознать себя членом семьи. Именно семья является хранителем традиций, обеспечивает преемственность поколений, сохраняет и развивает лучшие качества людей. Ознакомление детей с понятием «семья невозможна без поддержки самой семьи».
Участники проекта: дети младшей группы, родители, воспитатель.
Цель проекта: Формировать образ «Я», умение называть своё имя, фамилию, имена членов семьи, развивать представление о своей семье. Воспитание чувства привязанности и любви к своим родителям, родственникам.
Задачи проекта:
• Вызвать положительные эмоции в беседе о семье, развивать умение выражать свои чувства (радость, нежность);
• Познакомить детей с понятиями «семья», «имя» и «фамилия»;
• Воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, учит проявлять заботу о родных людях.
• Способствовать активному вовлечению родителей в совместную деятельность с ребёнком в условиях семьи и детского сада.
Ожидаемые результаты реализации проекта: Дети узнают больше о своей семье: о членах семьи, традициях. Проявление уважение и забот ко всем членам семьи. Умение организовывать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний о семье. Понимание значимости семьи в жизни каждого человека.
Сроки проведения: 2 недели
Мой проект – прекрасный повод поразмышлять о роли семьи в жизни каждого человека, о семейных традициях и их развитии в современных условиях. Работа над проектом имеет большое значение для формирования личности ребёнка, укрепление и развития детско – родительских отношений. Родители должны дать понятие ребёнку, что он часть семьи, что это очень важно. Мы взрослые должны помочь детям понять значимость семьи, воспитывать у детей любовь и уважение к членам семьи, прививать к детям чувство привязанности к семье и дому.
Тематический план работы с детьми
Формы организации совместной взросло – детской деятельности.
Основное содержание:
Познание (окружающий)
«Папа, мама, я – семья»,
«Одежда»
Конструирование:
«Мебель для дома»
Речевое развитие:
Д/и «Чья вещь». Рассматривание сюжетных картин.
Чтение русской народной сказки «Три медведя»
Художественное творчество:
Рисование:
«Красивые воздушные шары для мамы»,
«Бублики для всей семьи»
Лепка:
«Испечём оладушки»
Чтение художественной литературы
Заучивание наизусть (пальчиковая игра) «Моя семья»
Музыка:
Пение колыбельной «Баю-бай», «Пирожки» Филиченко.
Беседы
Беседа по фотографиям:
«Кто я»,
«Моя семья»,
«Моя мама»,
«Мой папа»,
«Как тебя называют дома»,
«Мои бабушка и дедушка».
Чтение и обсуждение сказок, стихов
Отгадывание загадок
Ситуативный разговор:
«Что готовит мама?»,
Ситуативная беседа
«Как помогаем бабушки»
«Что умеет делать папа?»
Беседа по картинкам:
Где работает мама (папа?
Что делать, если кто-то заболел?
Что такое хорошо и что такое плохо?
Чтение художественной литературы
Чтение потешек:
«Из-за леса из-за гор, едет дедушка Егор»
Сказки:
«Волк и козлята»,
«Маша и медведь»,
«Три медведя»,
Д. Габе «Моя семья»,
К. Ушинский «Петушок с семьёй»,
А. Барто «Посидим в тишине».
Чтение потешки
«Ладушки – ладушки»
Стихотворения: Ю. Жуковой «Про нас», Н. Майданник «Моя семья»
Коммуникация
Беседа «Кто, где работает?»
«Как ты помогаешь бабушки?»
«У меня есть брат (сестра)
Отгадывание загадок
Пословицы и поговорки о семье
Художественное творчество
Раскраски - цветы; лепка - пирожки.
Музыка
Пение колыбельных песен; «Вышла курочка гулять» муз. А. Филиппенко; «Серенькая кошечка» муз. М. Красева; рус. нар. песенка «Ладушки»; муз. ритмические движения «Пляска с платочками»; муз. игра «Кошка с котятами»; слушание «Болезнь куклы», «Новая кукла» П. И. Чайковского
Игровая деятельность
Дидактические игры и упражнения
Д/и: «Назови ласково»; «Вежливые слова», «Позвони по телефону маме (папе)», «Где мы были, что мы видели», «Кто, что делать?», «Кому, что нужно для работы?», «Хорошо или плохо?», «Встречаем гостей», «Можно – нельзя», «Накормим куклу», «Уложим куклу спать», «Кукла заболела» «На чём люди ездят?», «Чья мама?»
Музыкально –дид. игра: «Чьей мамы голосок?» (домашние животные и птицы)
Подвижные игры
«Наседка и цыплята», «Птички в гнёздышках», «Попади в цель», «Гуси – лебеди», «Карусель»
Сюжетно - ролевые игры: «Семья принимает гостей», «День рожденья куклы», «Дочка заболела», «Поездка на автобусе», «Семья», «Дочки -матери», «Больница», «Вот как я стираю, маме помогаю», «Бабушка приехала в гости».
Моделирование ситуаций
Настольные игры
«Большие и маленькие», «Собери семью», «Ассоциации», лото «Продукты», «Одежда».
Театрализованная игра:
По сказке «Репка».
Игра драматизация:
«Наша Маша маленькая», «Почему так?»
Игры с конструктором; пазлы; кубики - картинки; строитель.
Наблюдения
За птицами, транспортом, прохожими людьми, работой дворника; природными явлениями
Экспериментирование с водой «Как сделать мыльную пену?».
Работа с родителями
1. Беседы с родителями и детьми о прошедших выходных днях
2. Сбор фотографий в фотоальбом: «Это я и моя семья»
3. «День добрых дел»
4. Папки-передвижки:
«Растим здорового ребёнка»,
«Еда без вреда»,
«Пальчиковые игры на тему «Семья»
5. Консультации:
«Воспитание собственным примером» ПДД
«Как реагировать на детские истерики»
«Пример для родителей: «Спокойной ночи»
6. Памятка для родителей на тему: «Авторитет – основа воспитания»
7. Совместное создание предметно – развивающей среды.
8. Фотовыставка «Я и моя семья»
Оценка результатов
Достигнутые результаты позволяют сделать вывод о том что в результате мероприятий, которые были проведены в ходе проекта: беседы, выставки, тематические занятия, совместная деятельность детей и родителей, я получила положительный результат. У детей повысились знания в области нравственно – патриотического воспитания в вопросах касающихся своей семьи.
На мой взгляд, проект «Я и моя семья» является первым шагом в нравственно-патриотическом воспитании ребенка дошкольного возраста, так как формирует первоначальное прочувствованное восприятие детьми ближайшей социокультурной среды, которой является его семья.
Итог проекта: Фото выставка «Моя дружная семья»