Ирина Панова
Проект «В мире волшебных сказок»
▼ Скачать + Заказать документы
АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ: Проблема помощи детям с особыми образовательными потребностями приобрела в последние годы особую актуальность. В коммуникативной деятельности школьников с ОВЗ обнаруживаются стойкие нарушения всех звеньев коммуникативного акта, проявляющие себя в снижении коммуникативно-познавательной потребности в общении. У большинства детей недостаточно сформирована речевая коммуникация и связная речь, что создает барьеры в межличностном взаимодействии. Это проявляется в следующем: дети в основном малоразговорчивы с педагогами и со сверстниками, невнимательны, не умеют последовательно излагать свои мысли, передавать их содержание, участвуют в общении часто по инициативе других, хотя понимают обращенную к ним речь. Часто это сопровождается повышенной тревожностью, напряженностью в контакте, страхами, агрессивностью, обидчивостью, что ведет к поведенческим девиациям и формированию негативного образа «Я». В условиях модернизации образования актуальным становятся вопросы воспитания и обучения детей школьного возраста с ограниченными возможностями здоровья. Важным условием успешного включения детей с ОВЗ в образовательное пространство является максимальный учет их особых образовательных возможностей и потребностей. При этом эффективность коррекционной работы с детьми этой категории в значительной степени зависит от уровня сформированности коммуникативных умений. ЦЕЛИ: -развитие эмоциональной сферы у детей с “ограниченными возможностями здоровья”; -развитие внимания, памяти, мышления, устной, монологической и диалогической речи; -развитие волевой сферы, эмпатии и толерантности; - умение узнавать и различать персонажей из сказок; - воспитание умственной активности, интереса к учебной деятельности. ЗАДАЧИ: -вызвать у детей потребность в эмоциональном общении посредством сказки; -узнавать предметы по словесному описанию без опоры на зрительное восприятие предметов; -развитие пространственной ориентировки с опорой на зрительное восприятие предметов; -учить выделять пред меты в группу (сказку, опираясь на зрительный образ. -понимать эмоциональные состояния сказочных персонажей, осуществлять перенос знаний об эмоциональных состояниях на конкретные образы; -формировать навыки речевого общения. ВОСПИТАТЕЛЬНО- РАЗВИВАЮЩИЕ ЗАДАЧИ: 1. Воспитание у детей положительных нравственных качеств. 2. Умение последовательно и правильно излагать свои мысли в устной речи. 3. Развитие разговорно - диалогической и монологической речи. 4. Научить детей анализировать, находить сходство и различие в сказочных персонажах. 5. Развивать у детей умение имитировать речь и движения сказочных героев. 6. Развивать психофизические процессы (внимание, память, мышление и т. д.). 7. Инсценировка сказок способствует развитию выразительности, образности речи, формированию необходимого ритма и темпа. ФОРМЫ ОРГАНИЗАЦИИ РАБОТЫ УЧАЩИХСЯ: 1. Индивидуальная 2. Коллективная - фронтальная - парная – групповая ФОРМЫ УЧЕБНЫХ ЗАНЯТИЙ:
Публикация «Проект „В мире волшебных сказок“» размещена в разделах
-игры ролевые
-диалоги и беседы
-викторины
-настольные игры
-прослушивание и просматривание сказок
-рисование сказочных персонажей ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ НАД СКАЗКОЙ :
1. Знакомство с персонажами сказки.
2. Знакомство с главным героем сказки.
3. Первичное рассказывание сказки.
4. Вторичное рассказывание сказки.
5. Анализ сказки.
6. Стимулирование “подсказок” детьми. Повторное рассказывание сказки психологом.
7. Совместное рассказывание сказки учителем и ребенком.
8. Проведение игр ЛИЧНОСТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ: в структуре планируемых результатов ведущее место принадлежит личностным результатам, поскольку именно они обеспечивают овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования введения обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в культуру, овладение ими социокультурным опытом.
-действие смыслообразования (интерес, мотивация)
-действие нравственно-этического оценивания ("что такое хорошо, что такое плохо")
-формирование личного, эмоционального отношения к себе и окружающему миру
-формирование желания выполнять учебные действия
-использование фантазии, воображения при выполнении учебных действий
-осознанное и правильное чтение текст вслух по слогам и целыми словами;
-участие в коллективной работе по оценке поступков героев и событий;
-участие в ролевых играх в соответствии с речевыми возможностями;
-восприятие на слух сказок и; ответы на вопросы учителя по их содержанию с опорой на иллюстративный материал; МЕТОДИЧЕСКАЯ ЛИТЕРАТУРА: 1. "Воспитание сказкой" Л. Б. Фесюкова. Москва "Фолио" 2000г. 2. "Сказкотерапия" И. В. Вачков. (Ось -89) 3. "Практикум по сказкотерапии" Т. Д. Зинкевич - Евстиииигнеева. (2001г. Санкт - Петербург "Речь". 4. Игры со сказками. Школа Олеси Жуковой. Санкт - Петербург "ОЛМА - ПРЕСС- 2003г. 5."Читаем сказки с логопедом" О. Г. Ивановская. Санкт-Петербург издательство "Каро" 2007г.
Планирование:1 класс, 33 часа в год, 1 час в неделю
№ Содержательные линии Кол-во часов дата Коррекционно - развивающие задачи Обязательный минимум
1 четверть 8 Знать уметь
1 Мир сказок. (вводная беседа) 1 Развитие познавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установлению причинно - следственных связей. Названия сказок. Слушать небольшую сказку
2 Сказки о животных. "Курочка Ряба"
Настольный театр сказка "Курочка Ряба" 1
1 Развитие произвольного внимания: умения слушать и слышать свое дыхание, наблюдая при этом за ощущениями в теле. Знать героев сказки Давать полные ответы на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса
3-4 Сказка "Теремок"
Настольный театр сказка "Теремок" 2
1 Активизация и обогащение словарного запаса. Развитие памяти, формирование способности вспомнить свои действия в сказке и называть их. Знать сказочных героев Сравнивать героев, делать элементарные обобщения.
5-6 Рисуем сказочного персонажа 1 Развитие речи при ответах на вопросы, умения свободно и ясно выражать свои мысли. Знать текст сказки Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка
7 Любимые сказки. (просмотр сказок) 1 Развитие связной речи, умения описывать предметы, называя их наиболее характерные особенности. Развитие слуховой памяти. Знать наизусть отрывки из сказок Узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально - эстетическое отношение к ним
2 четверть 7 Знать содержание сказки
1 Сказка "Репка"
Настольный театр сказка "Репка" 2
1 Развитие воображения и фантазии. Формирование произвольных мимических движений. Имитировать сказочных героев
2 Сказка Рукавичка"
Театр на ладошке сказка "Рукавичка" 2
1 Коррекция мелкой моторики
3 Имитационные игры 1
3 четверть 10
1 Сказка "Лисичка со скалочкой"
Инсценирование сказки "Лисичка со скалочкой" 2
1 Коррекция монологической, диалогической речи, внимание, память Знать содержание сказки, знать героев сказки Отвечать на вопросы
2 Викторина по сказкам. 1 Коррекция память, внимания, диалогической речи Знать названия изученных сказок, знать героев сказок Уметь находить правильный ответ, восстанавливать содержание сказок, уметь отличать положительных героев от отрицательных
3 Нарисуй сказочного персонажа. 1 Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов Имитировать движения сказочных героев
4 Сказка "Колобок"
Настольный театр сказка "Колобок" 2
1 Развитие произвольного внимания, тренировка волевых качеств: умения терпеть, ждать, слушать. Героев сказок
5 Прослушивание сказок. 1 Воспитание добрых чувств. Уметь слушать сказки
6 Имитационные игры 1
4 четверть 8
1 Сказка "Лиса и кувшин"
Настольный театр "Лиса и кувшин" 1
1 Развитие воображения и фантазии. Формирование произвольных мимических движений. Содержание изученных сказок, героев сказок Уметь находить правильный ответ, восстанавливать содержание сказок, уметь отличать положительных героев от отрицательных
4 Имитационные игры. 1 Коррекция общей моторики. Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов
5 Викторина по сказкам. 1 Коррекция памяти, внимания, мышления, диалогической речи, мелкой и общей моторики Знать названия изученных сказок, знать героев сказок Уметь находить правильный ответ, восстанавливать содержание сказок, уметь отличать положительных героев от отрицательных
6-7 Сказка "Волк и семеро козлят" 2 Активизация и обогащение словарного запаса. Развитие памяти, формирование способности вспомнить свои действия в сказке и называть их. Текст сказки Отвечать на вопросы
8 Угадай героя сказки. 1 Развитие произвольного внимания, тренировка волевых качеств: умения терпеть, ждать, слушать Героев сказки Содержание изученных сказок
9 Рисуем сказку 1 Коррекция мелкой моторики. Дифференцировать цвета, уметь раскрашивать
Планирование: 2 класс, 33 часа в год, 1 час в неделю
№ Содержательные линии Кол-во часов дата Коррекционно - развивающие задачи Обязательный минимум
1 четверть 8 Знать уметь
1 Мир сказок. (вводная беседа) 1 Развитие познавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установлению причинно - следственных связей. Названия сказок. Слушать небольшую сказку
2 Сказки о животных. "Заяц Хваста"
Театр на столе сказка "Заяц Хваста" 1
1 Развитие произвольного внимания: умения слушать и слышать свое дыхание, наблюдая при этом за ощущениями в теле. Давать полные ответы на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса
3 Сказка "Лиса и заяц"
Театр на ладошке сказка "Лиса и заяц" 1
1 Активизация и обогащение словарного запаса. Развитие памяти, формирование способности вспомнить свои действия в сказке и называть их. Знать сказочных героев Сравнивать героев, делать элементарные обобщения.
4 "Как счастлив человек, когда он знает, может. " 1 Развитие речи при ответах на вопросы, умения свободно и ясно выражать свои мысли. Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка
5 Имитационные игры 1 Развитие связной речи, умения описывать предметы, называя их наиболее характерные особенности. Развитие слуховой памяти. Знать наизусть отрывки из сказок Узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально - эстетическое отношение к ним
6 Игра "Расскажем сказку вместе" 1
7 Угадай героя сказки. 1
9 Сказка "Мужик и медведь" 1
2 четверть 8
1 Сказка "Зимовье зверей"
Настольный театр "Зимовье зверей" 1
1 Развитие наблюдательности, воображения, мышления. Знать названия волшебных сказок Отличать волшебные сказки от бытовых
2 Викторина по сказкам 1 Развитие связной речи, умения описывать предметы, называя их наиболее характерные особенности. Развитие слуховой памяти Содержание сказки, сказочных героев Сравнивать героев, делать элементарные обобщения
3 "Угадай, о ком я рассказала" 1 Коррекция памяти, внимания, мышления, диалогической речи, мелкой и общей моторики Содержание изученных сказок, их героев, авторов Узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально - эстетическое отношение к ним
4 Имитационные игры 1 Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов
5 Прослушивание сказок. 1 Воспитание добрых чувств. Давать полные ответы на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса
6 Театр на ладошке. 1
12 Сказка "Старик и волк". 1
3 четверть 9
1 Сказка "Три медведя"
Игра "Расскажем сказку вместе" 1
1 Развитие связной речи, умения описывать предметы, называя их наиболее характерные особенности. Развитие слуховой памяти. Содержание изученных сказок
2 Рисуем сказочного героя 1 Работать с текстом сказки : — проводить исследование текста сказки; — составлять описание ли- тературного героя.
4 Имитационные игры. 1 Коррекция общей моторики.
5 Викторина по сказкам. 1
6-7 Сказка "Лисичка- сестричка и серый волк"
Игра "Расскажем сказку вместе" 1
1 выполнять учебное задание в соответствии с целью; — выполнять учебное задание, используя план, алгоритм;
8 Угадай героя сказки. 1
9 Сказка "Лиса и дрозд" 1
4 четверть 8
1 К. И. Чуковский "Айболит" 1 Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в: сравнении, развитии творческого воображения адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания
2 Просмотр мультфильма "Айболит" 1
3 Узнай предмет. (по сказкам К. И. Чуковского). 1 адекватно взаимодействовать в паре и в группе при выполнении учебного задания
4
5 Сказка К. И. Чуковского "Телефон"
Игра "Расскажем сказку вместе" 1
1 Коррекция устной, монологической, диалогической речи. Актуализировать умение: — работать с текстом сказки; — выполнять учебное задание, используя алгоритм, план; — формулировать высказывание в рамках учебного диалога.
6 Викторина по сказкам К. И. Чуковского 1 Активизация мыслительной деятельности на основе упражнений в: по расширению словарного запаса, по развитию связной речи.
7 Рисуем сказку. 1
9 Просмотр мультфильма "Телефон". 1
Планирование: 3 класс 33часа в год, 1 час в неделю.
№ Содержательные линии Кол-во часов дата Коррекционно - развивающие задачи Обязательный минимум
1 четверть 8 Знать уметь
1 На море - океане. (вводная беседа) 1 Развитие познавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установлению причинно - следственных связей. Названия сказок. Слушать небольшую сказку
2 Сказки о животных. "Про храброго зайца"
Инсценирование сказки "Про храброго зайца" 2
1 Развитие произвольного внимания: умения слушать и слышать свое дыхание, наблюдая при этом за ощущениями в теле. Давать полные ответы на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса
3-4 Сказка "Лиса, заяц и петух"
Настольный театр сказка "Лиса, заяц и петух" 2
1 Активизация и обогащение словарного запаса. Развитие памяти, формирование способности вспомнить свои действия в сказке и называть их. Знать сказочных героев Сравнивать героев, делать элементарные обобщения.
5 Викторина по сказкам 1 Развитие речи при ответах на вопросы, умения свободно и ясно выражать свои мысли. Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка
2 четверть 8
1 Волшебные сказки. (вводная беседа) 1 Развитие наблюдательности, воображения, мышления.
2-3 Сказка "Крошечка - Хаврошечка"
Игра "Расскажем сказку вместе" 2
1 Активизация и обогащение словарного запаса. Развитие памяти, формирование способности вспомнить свои действия в сказке и называть их Знать авторов сказок. Высказывать свое отношение к героям и их поступкам.
4 Викторина по сказкам. 1 Развитие познавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установлению причинно - следственных связей. Пересказ содержания прочитанного.
5 Имитационные игры 1 Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов
6 Сочиняем сказку 1 Развитие произвольного внимания, тренировка волевых качеств: умения терпеть, ждать, слушать. Сочинять сказку по опорным словам
7 Прослушивание сказок. 1 Воспитание добрых чувств.
3 четверть 9
1 Волшебный мир сказок 1 Развитие познавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установлению причинно - следственных связей.
2 К. Чуковский "Мойдодыр" 2 Развитие произвольного внимания: умения слушать и слышать свое дыхание, наблюдая при этом за ощущениями в теле Давать характеристику главным героям
3 Угадай героя сказки. 1 Коррекция общей моторики.
4 Сказка К. И. Чуковского "Федорино горе"
Просмотр мультфильмов по сказкам К. И. Чуковского 2
1 Развитие связной речи, умения описывать предметы, называя их наиболее характерные особенности. Развитие слуховой памяти пересказывать произведение от лица, выбранного героя с сохранением особенностей сказочного языка
5 Имитационные игры 1
6 Нарисуй сказочного героя 1 Развитие произвольного внимания: умения слушать и слышать свое дыхание, наблюдая при этом за ощущениями в теле
4 четверть 8
1 Что за прелесть, эти сказки! 1 Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в: сравнении, развитии творческого воображения
2 "Сказка о рыбаке и рыбке".
А. С. Пушкин
Просмотр сказки "Сказка о рыбаке и рыбке" 3
1 Развитие произвольного внимания: умения слушать и слышать свое дыхание, наблюдая при этом за ощущениями в теле пересказывать произведение от лица, выбранного героя с сохранением особенностей сказочного языка
3 Вспомним сказки А. С. Пушкина. 1 Развитие познавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установлению причинно - следственных связей. Знать сказочных героев
4 Юные художники. 1 Коррекция устной, монологической, диалогической речи.
5 Имитационные игры 1
Планирование: 4 класс 34часа в год, 1 час в неделю.
№ Содержательные линии Кол-во часов дата Коррекционно - развивающие задачи Обязательный минимум
1 четверть 9 Знать уметь
1 Волшебный мир. (вводная беседа) 1 Развитие познавательных процессов: произвольного внимания, способности к запоминанию, установлению причинно - следственных связей. Названия сказок. Слушать небольшую сказку
2-4 Сказка "Сестрица Алёнушка и братец Иванушка"
Игра "Расскажем сказку вместе" 2
1 Развитие произвольного внимания: умения слушать и слышать свое дыхание, наблюдая при этом за ощущениями в теле. Давать полные ответы на поставленные вопросы, используя слова данного вопроса
5-6 Игра "Угадай, о ком я расскажу" 1 Активизация и обогащение словарного запаса. Развитие памяти, формирование способности вспомнить свои действия в сказке и называть их. Знать сказочных героев Сравнивать героев, делать элементарные обобщения.
7 Нарисуем сказку. 1 Развитие речи при ответах на вопросы, умения свободно и ясно выражать свои мысли. Закрашивать рисунок цветными карандашами, соблюдая контуры рисунка
8 Сказка "Три дочери" 2 Развитие связной речи, умения описывать предметы, называя их наиболее характерные особенности. Развитие слуховой памяти. Знать наизусть отрывки из сказок Узнавать в иллюстрациях персонажей народных сказок, проявлять эмоционально - эстетическое отношение к ним
9 Поиграем в сказку. (Мы поставим сказку сами) 1 Развитие воображения и фантазии. Формирование произвольных мимических движений. Имитировать сказочных героев
2 четверть 7
1 Волшебные сказки. Играем с Несмеяной. 1 Развитие наблюдательности, воображения, мышления.
2 Сказка "Гуси - лебеди".
Игра "Расскажем сказку вместе" 2
1 Знать авторов сказок. Высказывать свое отношение к героям и их поступкам.
3 Викторина по сказкам 1 Пересказ содержания прочитанного.
4 Сказка "Золушка" 2 Развитие внимания, связанного с координацией слухового и двигательного анализаторов.
3 четверть 10
1 Авторские сказки 1
2-4 К. Чуковский "Муха - Цокатуха"
Просмотр мультфильма "Муха -Цокатуха" 2
1 Давать характеристику главным героям
5 Дорисуем сказку. 1 Коррекция общей моторики.
6 К. И. Чуковский "Тараканище"
Просмотр мультфильма "Тараканище" 2
1 Способствовать осознанию и осмыслению жанра сказки как способу выражения народной философии, систематизировать и обобщить знания учащихся о жанре сказки. Воспитать учащихся в духе народных традиций, способствовать формированию русского самосознания. Активно участвовать в беседе.
7 Викторина по сказкам К. И. Чуковского 1
10 Юные художники 1 Коррекция мелкой моторики
4 четверть 8
1 Что за прелесть, эти сказки! 1 Коррекция познавательной деятельности на основе упражнений в: сравнении, развитии творческого воображения
2-4 "Сказка о золотом петушке". А. С. Пушкин 3 Актуализировать умения: - определять жанр произведения и обосновывать свое мнение; - определять признаки и особенности волшебной сказки и обосновывать свое мнение; - определять главную мысль литературного произведения и обосновывать свое мнение; пересказывать сказку от лица, выбранного героя с сохранением особенностей сказочного языка;
5 Вспомним сказки А. С. Пушкина. 1 Давать характеристику главным сказочным героям.
6 Узнай предмет 1 Коррекция устной, монологической, диалогической речи. Знать названия сказочных предметов и названия сказок
7 Имитационные игры 1 Коррекция общей моторики; Формирование произвольных мимических движений.
8 Дорисуй сказку 1 Коррекция мелкой моторики; развитие воображения и фантазии.