Наталья Анисова
Проект «В мире профессий»
Проект «В мире профессий»
Вид проекта: Информационно-творческий
Срок реализации: Декабрь – январь – февраль
Участники проекта: дети средней группы, родители, воспитатели.
Проблема.
В процессе беседы с детьми мы пришла к выводу, что у детей низкий уровень знаний о профессиях нашего села, родителей и сотрудников детского сада.
Актуальность.
Публикация «Проект „В мире профессий“» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Профессии. Все материалы про труд взрослых и профессии
- Профессии. Проекты
- Темочки
Дошкольное детство – важный этап вхождения ребенка в человеческое общество. В этом возрасте у ребенка происходит адаптация к различным социальным ситуациям, приобретения опыта социальных отношений. Самое близкое окружение – это семья и детский сад. Это окружение вступает в самые разнообразные взаимоотношения – родственные, дружеские, профессионально-трудовые и т. д. Поэтому уже в дошкольном возрасте у детей необходимо сформировать представление о многообразии человеческих отношений, рассказать им о правилах и нормах жизни в обществе, вооружить моделями поведения, которые помогут им адекватно реагировать на происходящее в конкретных (случаях) ситуациях.
Дошкольное учреждение для ребенка как социальный мир в миниатюре, здесь представлены такие виды деятельности человека, как образование, культура, сфера услуг, общественное питание, медицина, физкультура и спорт.
Знакомство детей дошкольного возраста с окружающим миром является важнейшим стимулом развития игровой деятельности ребенка. Чем лучше ребенок представляет деятельность взрослых той или иной профессии, тем ярче и интересней их игры. Но в силу своих возрастных особенностей, ребенок сам еще не может увидеть, понять главные характерные особенности поведения, поступков, действия людей определенной профессии. Поэтому мы считаем, что необходима большая совместная работа педагогов и родителей в решении данной проблемы. Именно спланированная, последовательная деятельность детского сада и семьи поможет ребенку легко войти в большой разнообразный мир.
Объект проектной деятельности.
Представления дошкольников о профессиях родителей и сотрудников детского сада.
Предмет проектной деятельности.
Профессии родителей дошкольников и сотрудников детского сада.
Цель.
Знакомство детей с разнообразием профессий родителей, сотрудников детского сада и важностью их труда; привлечение родителей к совместной деятельности в развитии и воспитании детей.
Задачи.
1. Расширить знания детей о профессиях.
2. Формировать представления о разнообразии профессий на основе обобщения трудовых процессов и результата труда.
3. Создавать условия для представлений о трудовых действиях, оборудованиях, инструментах, орудиях труда.
4. Пробуждать любознательность и интерес к деятельности взрослых, особенно уделить внимание профессиям родителей и сотрудников детского сада.
5. Развивать художественное восприятие, эстетический вкус; знакомить с литературными произведениями, связанными с темой проекта.
6. Воспитывать уважение к людям труда и потребность трудиться.
Гипотеза.
Если дети получат представления о профессиях родителей, сотрудников детского сада, то они научатся уважать труд человека любой профессии и беречь то, что сделано людьми.
Поэтапный план реализации проекта.
Сроки Тема Содержание работы
1 неделя сентября. «Детский сад». Экскурсия по детскому саду.
Экскурсия на кухню.
Беседа о профессиях воспитателя, няни, музыкального руководителя, дворника, повара,.
Лепка: «Овощи и фрукты для повара».
Раскрашивание рабочей формы специалистов детского сада (няня, повар).
Инсценировка - танец : «Мы – повара».
Сюжетно – ролевая игра «Повара»
2 неделя сентября. «Кто еще работает в детском саду». Беседа «Есть много профессий хороших и нужных!» (о профессиях, воспитателя, заведующей детским садом, завхоза, прачки, дворника, музыкального руководителя).
Конструирование: «Наш детский сад».
Экскурсия в кабинет заведующей, завхоза, прачки.
Д/и «Кто что делает»
Сюжетно-ролевые игры: «Детский сад», «Больница», «Магазин», «Семья», Хозяйственно-бытовой труд «Мы -посудомойщицы».
3 неделя сентября. «Профессии моих родителей, бабушек и дедушек». Беседа о профессиях родителей.
Рисунки: «Угадай, кем работает моя мама (папа)».
Д/и «Кому что нужно?»
Рассказы о профессиях мамы (папы).
4 неделя сентября. «Профессии моей семьи». Чтение стихотворений и рассказов.
Пословицы, поговорки о профессии.
Рисование: «Подарим бабушке платок».
Пальчиковая гимнастика: «Засолка капусты».
Лепка: «Оладушки для дедушки».
1 неделя октября. «Самые распространенные профессии» Беседа о профессиях продавца, парикмахера, аптекаря, врача, учителя.
Д/и «Узнай по описанию».
Д/и «Кто где работает».
Чтение стихотворений, рассказов: С. Михалков «А что у вас?», «Дядя Степа», К. И. Чуковский «Айболит».
Сюжетно-ролевые игры: «Магазин», «Больница», «Парикмахерская».
Аппликация «Добрый доктор Айболит».
2-3 неделя октября. «Профессии на транспорте». Знакомство с профессиями водителя.
Подвижные игры «Автомобили», «Поезд».
Конструирование «Грузовик».
Сюжетно-ролевые игры «Автобус», «Поезд», «Мы -шоферы».
«Дорожное движение» - изготовление дорожных знаков из бумаги.
4 неделя октября. «Профессии на стройке». Знакомство с профессиями строителя, крановщика, маляра, каменщика.
Чтение стихов (хрестоматия).
Сюжетно-ролевые игры «Мы - строители».
Рисование «Мы раскрасим новый дом».
Конструирование: «Мы строим дома».
1 неделя ноября Профессии близкого окружения Беседа о профессиях учителя, библиотекаря, почтальона.
Малоподвижная игра с мячом «Назови профессию»
Экскурсия в школу.
Экскурсия в библиотеку.
Экскурсия в Дом культуры.
Чтение стихов, рассказов С. Я. Маршак «Почта».
Сюжетно-ролевые игры: «Школа», «Почта», «Библиотека».
Рисование: «Моя школа».
Просмотр мультфильма о профессиях.
2 неделя ноября. «Профессии всякие важны, профессии всякие нужны». Чтение стихотворения В. Маяковского «Кем быть».
Д/и «Что лишнее», «Чего не стало».
Бодрящая гимнастика после сна «Автобус».
Загадки о профессиях.
Рисунки «Кем я стану, когда вырасту».
3-4 неделя ноября. «Путешествие в страну профессии». Беседы для закрепления названий профессий и их особенностей.
Дидактические игры.
Сюжетно-ролевые игры.
Словесные игры.
Подвижные игры.
Пословицы и поговорки.
Повторение стихотворений.
Игровые сюжеты.
Ожидаемый результат.
1. Расширятся знания детей о профессиях.
2. Сформируются представления о разнообразии профессий на основе обобщения трудовых процессов и результата труда.
3. Будут созданы условия для формирования представлений о трудовых действиях, оборудовании, инструментах, орудиях труда.
4. Разовьется любознательность и интерес к деятельности взрослых: профессиям родителей и сотрудников детского сада.
5. Разовьются художественное восприятие, эстетический вкус.
6. Познакомятся с литературными произведениями, связанными с темой проекта.
7. Сформируется уважительное отношение к людям труда и потребность трудиться.
Результативность проекта.
Знакомить детей с разными видами профессионального труда необходимо с дошкольного возраста. Это помогает побуждать интерес детей к профессиональной деятельности взрослых, расширять у них представление о мире взрослых, формировать уважение к труду, обогащать словарный запас. И когда ребёнок подрастёт, детские впечатления смогут повлиять на выбор профессии. Я знакомлю детей с профессиями нашего села - это воспитатель, учитель, повар, прачка, дворник, помощник воспитателя, медсестра, продавец, библиотекарь, пожарный, водитель, комбайнёр, животновод и т. д. ; с предметами, которыми эти люди пользуются в своей работе. Для этого организовывала сюжетно-ролевые и дидактические игры по этой теме. Беседы с детьми о какой-либо профессии, сопровождала загадками, стихами; проводила сюжетно-ролевые игры («Больница», «Школа», «Детский сад», «Магазин», «В мастерской»и т. д.) и дидактические игры («Угадай профессию», «Что лишнее?», «Определи профессию по предмету» и другие). Совместно с родителями создали презентацию «Все работы хороши», организовали «Встречи с интересными людьми».
Такая работа вызвала у детей интерес к профессиональной деятельности взрослых, позволила сформировать и систематизировать представление детей. Склонность детей к определенным ролям, играм и видам труда свидетельствует о первых проявлениях «профессиональной направленности» в развитии личности ребенка.