ПЕТРОВА ЮЛИЯ ВИКТОРОВНА
Проект «В мире дымковской игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
«В мире дымковской игрушки»
Муниципальное Дошкольное Образовательное Учреждение «Детский сад №148 обшеразвивающего вида с приоритетным осуществлением деятельности по художественно- эстетическому направлению развития детей» Советского района города Красноярска.
Автор проекта : Воспитатель- Петрова Юлия Викторовна
Актуальность:
Публикация «Проект „В мире дымковской игрушки“» размещена в разделах
- Дымковская игрушка. Знакомство с Дымкой
- Дымковская игрушка. Проекты, планы
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Формирование творческой личности начинается уже в дошкольном возрасте, поэтому воспитание творческих способностей – одна из главных задач в работе детьми. Большой потенциал для раскрытия детского творчества заключен в изобразительной деятельности в процессе ознакомления с народно –прикладным искусством. Приобщаясь к искусству, ребенок испытывает разнообразные чувства: радуется созданному им красочному изображению, и если что- то не получается, преодолевает трудности. Процесс творчества это настоящее чудо. Где дети творят ради познания открывая тайные созидания, приобретая знания о предметах, о средствах и способах передачи увиденного.
Цель:
Создание системы практической деятельности по формированию творческих способностей у детей в процессе ознакомления с народно- прикладным искусством.
Объект обследования:
Система работы по формированию творческой личности, развитию эстетического отношения к окружающему миру через воспитание у детей дошкольного возраста интереса к народному декоративно-прикладному искусству русских мастеров России.
Предмет исследования:
Совокупность методов и приемов в системе формирования творческой личности посредством мероприятий, проводимых с детьми дошкольного возраста, как средство развития интереса к народно-прикладному искусству русских мастеров России.
Задачи:
Изучить и проанализировать опыт работы в области художественно- продуктивной деятельности в развитии творческой личности.
Разработать цикл конспектов по знакомству с народной глиняной игрушкой.
Оформить серию консультаций для родителей.
Создать предметно- развивающее пространство для развития познавательной деятельности по теме.
Дать представление о глиняной игрушке.
Учить выделять элементы данной росписи (круги, кольца, прямые и волнистые линии, точки, горошины).
Продолжать знакомство с нетрадиционными техниками рисования.
Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета, творческие способности, мелкую моторику рук и самостоятельность.
Воспитывать любовь к искусству народных мастеров и аккуратности в работе.
Продолжать учить детей следить за правильной осанкой во время рисования.
Материальное обеспечение:
Русская музыка в кассетах и дисках
Иллюстрации к потешкам
Готовые изделия- сувениры
Русские народные костюмы, элементы костюмов
Разнообразные шаблоны народных игрушек
Образцы для показа
Разнообразный материал для рисования.
Этапы реализации:
1. Выбор темы
2. Изучение новых технологий
3. Составление перспективного плана по реализации проекта
4. Создание развивающей среды
5. Разработка конспектов, русских народных игр, сценариев развлечений и досугов
6. Разработка схемы последовательности знакомства с элементами дымковской росписи
7. Выставка детских работ «В мире дымковской игрушки»
8. Выставка для родителей.
Предполагаемый результат:
Развитие творческих способностей детей дошкольного возраста через художественно- продуктивную деятельность.
Развитие познавательной активности через формирование образа своей Родины, русских мастеров.
Развитие интереса к русской народной дымковской игрушки.
Развитие профессиональной компетентности педагога, основанной на личностно- ориентированном взаимодействии с ребенком и семьей.
Активное включение семьи в сотрудничество с детским садом по развитию творческой личности.
Подготовительный этап
Тематическая выставка «дымковская игрушка» ;
Выставка работ, выполненная детьми.
Подбор Дымковской игрушки, альбомов, художественной литературы;
Работа с родителями
Доклад на родительском собрании «Художественно- эстетическое воспитание детей в семье».
Беседа с родителями «О значении дымковской игрушки в жизни ребенка».
Рекомендации родителям «Закрепление дома освоения элементов дымки».
Выставка работ, выполненная совместно с детьми.
Ожидаемый результат
Устойчивый интерес у детей к народно-прикладному искусству «Дымковская игрушка».
Знание характерных особенностей дымковской росписи.
Умение создавать выразительные узоры на различных формах.
Чтобы не изображала дымковская игрушка, её всегда можно отличить своей неповторимой нарядной раскраской. На белом фоне очень весело смотрятся синий, зеленый, желто-оранжевый, малиновый цвета. Их может быть до 10. Орнамент всегда прост: клетки, полоски, круги, точки, ромбики, зигзаги. В разных сочетаниях. Но эти простые геометрические узоры несут некую информацию. Например, синяя волнистая полоса- обозначает воду, перекрещенные полоски- сруб колодца, круг с серединкой-звездочкой-солнце и другие светила.
Техника изготовления дымковской игрушки очень проста. Игрушку лепят руками из местной красной глины, перемешанной с речным песком. Фигуры лепят по частям. Отдельные элементы соединяют между собой жидкой глиной. Швы сглаживают мокрой тряпкой. Игрушку просушивают несколько дней и обжигают 3-4 часа в русской печи, которую топили до поздней ночи. И вся слобода была в дыму, дымке. От того и возникло название Дымково. Затем игрушку остужают, покрывают белилами (мел разведенный с молоком) и расписывают. Игрушку делали только женщины. Каждая дымковская игрушка- это ручная работа, которая существует только в единственном экземпляре.
Следующий этап — раскраска дымковской игрушки.
Который, в свою очередь, делится на нанесение белого фона и окончательную разрисовку.
Нанесение белого фона — важный процесс. Если его не нанести хотя бы в один слой, то все ваши цвета, которыми вы будете раскрашивать эту игрушку, окажутся намного более блеклыми, чем если бы под ними был белый фон. Поэтому покрыть заготовку белым в 2-3 слоя — это не прихоть, это суровая необходимость
Соответственно, после высыхания фона начинаем раскрашивать игрушку. Итак, в раскраске традиционно нуждаются: глаза, волосы (если это человек, предметы одежды или естественных покровов (перья, шкура). Также можно раскрасить декоративные элементы типа бугорков, валиков, канавок, если вы их делали. Если нет — то можно их нарисовать прямо поверх заготовки.
Дымковская игрушка вылеплена и раскрашена! Осталось высушить, при желании покрыть экологичным лаком на водной основе -и радоваться.