Лариса Тренина
Приобщение дошкольников к народной культуре. Проект «В гостях у народной игрушки»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема проекта «В гостях у народной игрушки»
Проект разработала
Актуальность Выбранная мной тема показалась мне интересной потому, что народная игрушка – самая древняя и наиболее популярная игрушка. Народная игрушка обладает огромным педагогическим потенциалом, способствующим нравственному воспитанию детей. Она развивает в них зарождающееся родительское чувство, является партнером по общению в игре. Через игры с куклами дети входят в жизнь полноправными членами общества.
Публикация «Приобщение дошкольников к народной культуре, Проект „В гостях у народной игрушки“» размещена в разделах
- Декоративно-прикладное творчество. Проекты
- Игрушки
- Народная культура, фольклор
- Народные промыслы, игрушки, прикладное творчество
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Постановка проблемы. Народная игрушка для дошкольников играет особую роль. Я решила изучить эту тему, чтобы выяснить, когда появились первые народные игрушки, какие народные игрушки были у русского народа, в какие народные игрушки играли наши бабушки, какое значение имела каждая игрушка, из чего делали раньше игрушки.
Цель проекта Приобщение детей к народной культуре, через ознакомление с народной игрушкой.
Задачи
1. Воспитывать интерес и любовь к русской национальной культуре, народному творчеству, обычаям, традициям, обрядам, к народным играм и т. д.
2. Вызвать интерес к созданию народной игрушки, обыгрыванию, подвести к пониманию ее назначения, познакомить с различными техниками изготовления народной игрушки.
3. Учить детей использовать накопленные знания, результаты своей работы в различных видах деятельности.
Участники проекта Воспитатели, дети 2-ой младшей группы, родители и другие члены семьи.
1. Подготовительный этап:
-Постановка цели и задач
- Подбор методической, научно – популярной и художественной литературы, иллюстрированного материала по данной теме.
2. Разработка проекта :
- Накопление представлений о народной культуре, быте, традициях русского народа.
- Пополнение окружающей среды. Подбор пособий для работы с детьми.
- Выбор форм работы с родителями.
- Выбор основных мероприятий.
- Определение объема и содержания работы для внедрения проекта.
- Определение и формулировка ожидаемых результатов.
3. Внедрение проекта
- Составление консультаций, памяток, рекомендаций.
- Оформление ширм.
- Совместные мероприятия с родителями и детьми.
- Творческие задания для родителей.
- Беседы, наблюдения, занятия с детьми.
- Игровая, трудовая, продуктивная, музыкально – театрализованная деятельность с детьми.
Сроки реализации
Ожидаемые результаты
- Повышение интереса к русской народной игрушке.
- Проявление доброты, заботы, бережного отношения к игрушкам. - Повышение познавательной активности детей. - Активизация словарного запаса детей.
месяц Тема Задачи НОД Совместная деятельность
детей со взрослыми Самостоятельная
деятельность Работа с родителями
сентябрь «В гостях у Марфуши» Познакомить с бытом русского народа, с печью – главной частью избы. Тема:
«Будем стряпать калачи, будем печь мы их в печи» - использование физкульминутки : «Дрова»
«пилим, пилим, пилим, пилим вместо мы бревно осилим рубим, рубим мы дрова закатали рукава хорошо мы потрудились на лошадке прокатились привезли дрова домой будет нам тепло зимой».
С/р игра «Угостим куклу Катю баранками»
- пальчиковая игра «Тесто» тесто руками помнем, сладкий тортик испечем серединку смажем джемом, а верхушку сладким кремом и кокосовою крошкой мы присыплем торт немножко, а потом заварим чай - в гости друга приглашай.
- дид. игра – лепка
«Угостим кукол баранками». Консультация для родителей на тему: «Особенности понимания детьми малых фольклорных форм».
Октябрь «К нам гости пришли» Познакомить детей с русской народной игрушкой «Матрешка» привлечь внимание детей к игрушке – матрешке. Тема:
«Знакомство с матрешкой». - дид. игра «Собери матрешку правильно» - научить совмещать детали игрушки по рисунку
- дид. игра «Развеселим матрешку – устроим ей комнату».
- сравнение матрешек по росту «какая матрешка выше (ниже) - построить из геометрических фигур домики для матрешек: для высокой матрешки – высокий домик, для низкой – низкий. - раскрашивание и украшение трафаретов – матрешек.
- дид. игра «Угостим матрешек чаем»
- дид. игра «Что изменилось?» Выполнение работ совместно с родителями дом. задание для семьи «Матрешек русский хоровод».
ноябрь «В гостях у русской матрешки» Формировать интерес к русскому прикладному искусству – деревянной матрешке, эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с ней. Тема:
«Сладкий вечер» - Проблемная ситуация:
«У матрешек еще нет имен. Что же делать?»
- заучивание стихотворения про матрешек.
Ростом разные подружки,
Но похожи друг на дружку,
Все они сидят друг в дружке,
Но всего одна игрушка. - ритмичные движения под музыку.
- дид. игра «Узнай по описанию».
- дид. игра «Укрась сарафан».
- дид. игра «Слепи такую же». Рекомендации родителям посетить отдел народно – прикладного искусства.
декабрь «Матрешкины подружки – дымковские игрушки» Познакомить с дымковской игрушкой, формировать умение детей замечать и находить основные средства выразительности дымковской росписи: цвет, разнообразие элементов. Тема:
«Знакомство с дымковской игрушкой»
«Дымковская птичка» - дид. игра «Сделай то, что я скажу».
- изображение элементов дымковской росписи.
- рисование дымковской барышни. - рассматривание альбома по росписи: «Дымковская игрушка».
- роспись силуэта дымковских игрушек.
- дид. игра «Собери целое».
Предложить родителям поучаствовать в оформлении макета «Птичий двор» (дымковские игрушки : петух, индюк и т. д.)
январь «Колыбельная для куклы – пеленашки» Ознакомление детей с традициями и культурой своего народа, познакомить детей с народной рукотворной игрушкой – куклой – Пеленашкой. Тема:
«Народная игрушка- кукла – Пеленашка». - с/ролевая игра «Уложим спать куклу».
- Заучивание потешки «Люли, люли, люленьки».
«Люли, люли, люленьки, прилетели гуленьки, стали гули говорить, чем нам Машеньку кормить?» один скажет: «кашкою» другой: «Простоквашкою»
третий скажет: «Молочком и румяным пирожком»
- Чтение перед сном:
«Ходит сказка по домам, по высоким теремам, жди ее глаза закрой, спи глазок, спи другой, сказка добрая придет, сердце доброе найдет, жди ее, глаза закрой спи глазок, спи другой». Рассматривание иллюстрированного альбома «Колыбельные песни». Практикум для родителей. Лепка с детьми «Кукла, которой играли в прошлом». (изготовление тряпичной куклы из лоскутков ткани с помощью завязывания узелков).
февраль «Марфушин сундучок». Развивать интерес к произведениям русского декоративно – прикладного искусства. Тема:
«Дедушкины игрушки» - дид. игра «Подбери правильно».
- дид. игра «Поручения»
- дид. игра «Помоги найти свои игрушки». - Дид. игра «Сделай матрешке бусы».
- «Опиши одежду Настеньки».
Игры с мячом с родителями «Лови и бросай – мяч не теряй».
(«игрушки» -
«не игрушки»).
По принципу «летает – не летает»)
март «Марфушины загадки» Учить отгадыванию загадок, способствовать развитию у детей мышления, логики, речи, фантазии. Тема:
«Марфушины загадки».
- дид. игра «Отгадай и назови»
- дид. игра «Чего не стало?».
- игра «Доскажи словечко».
- дид. игра «Разрезная картинка».
- Вкладыши «Кто, где живет». Чтение загадок детям дома.
Беседа «Воспитание ребенка в русских традициях».
апрель «Мы любим играть». Познакомить детей с филимоновской игрушкой, как видом народно – прикладного искусства, имеющим свою специфику и образную выразительность.
Тема:
- «Филимоновские игрушки».
- «Филимоновские игрушки – свистульки».
- Дид. игра «Найди филимоновскую игрушку».
- дид. игра «Найди такую же»
- рассматривание альбома по росписи «Филимоновская игрушка».
- роспись силуэта филимоновских свистулек.
- альбом для детского творчества Поделки с родителям "Пуговичная карусель».
май «Именины у Марфуши» Проявлять эмоциональную отзывчивость, чувство радости от встречи с народными игрушками. Музыкальный досуг: «Праздник с матрешками»
- дид. игра «Подбери»
- Подвижная игра «Будь внимателен».
- дид. игра «Кто с кем стоит рядом».
- дид. игра «Укрась платочек для матрешки»
- дид. игра «Поможем накрыть матрешкам стол». Привлечение родителей к празднику (Разучивание с детьми песен, стихов, изготовление костюмов).