Кудашкина Лидия
Проект в детском саду «Осторожно, гололёд»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное общеобразовательное учреждение
детский сад № 20 комбинированного вида
Проект в детском саду
«Осторожно гололёд»
Проект подготовила:
Воспитатель первой квалификационной категории
Кудашкина Лидия Александровна
Саранск 2025
Проект "Осторожно, гололёд" — это отличная идея для детского сада! Такой проект поможет детям узнать больше о безопасности зимой, научит их правильно вести себя на улице во время гололёда и снизит риск получения травм. Вот примерный план проекта:
Темочки:
Актуальность проекта: Актуальность данной темы связана с погодными условиями. На протяжении зимы все дороги, тротуары и привычные нам для ходьбы тропинки, периодически покрыты слоем льда, это связанно с переменой погоды в этом году. В связи с этим явлением природы травмы учащаются в случаи неудачного падения, которые зачастую приводят к неприятным последствиям
Проект «Осторожно, гололёд!» предоставляет большие возможности для творчества, позволяет приблизить обучение к жизни, развивает активность, самостоятельность, умение планировать, работать в коллективе.
ПАСПОРТ ПРОЕКТА:
1. Тема: «Осторожно гололёд»
2. Проект реализован воспитателем группы №5: Кудашкиной Л. А.
3. Вид проекта: познавательный,
4. По количеству участников: групповой
5. Участники проекта: дети группы №5, воспитатели, родители.
6. Срок реализации проекта: краткосрочный Декабрь – февраль 2025
Цель проекта:
Обучить детей правилам безопасного поведения на льду и гололеде, а также развивать внимание и осторожность в зимний период.
Задачи проекта:
Образовательная: Познакомить детей с опасностями зимнего периода (гололедица, скользкая поверхность дороги).
Практическая: Научить детей основным мерам предосторожности: правильной ходьбе, выбору безопасной обуви, оказанию помощи себе и другим.
Воспитательная: Развивать ответственность и внимательность у детей.
Творческая: Привлечь детей к созданию наглядных материалов, рисунков, поделок на тему зимней безопасности.
Этапы реализации проекта:
1. Подготовительный этап:
Планирование мероприятий (подготовка педагогов, подбор материалов)
Разработка дидактического материала (игры, плакаты, картинки, презентации).
2. Основной этап:
Занятия и мероприятия:
Беседа "Что такое гололёд?". Объяснить детям, почему зимой бывает скользко, откуда появляется лёд, какие опасности он представляет. Приложение 1
Игра "Безопасная ходьба". Показать правильную технику ходьбы по скользкой поверхности (мелкими шажками, согнув колени). Можно провести мини-тренировку прямо в группе.
Просмотр мультфильмов/роликов на тему безопасности зимой (например, про медвежонка Умку или Машу и Медведя).
Просмотр рисунков на тему "Осторожно, гололёд". Приложение 2
Квест - игра "Спасатели". В игровой форме дети учатся оказывать помощь друг другу в случае падения. Приложение 3
Чтение рассказов и стихов о зимних забавах и безопасности (например, сказки Носова "На горке").
Совместная работа с родителями:
Памятки для родителей о том, как подготовить ребёнка к выходу на улицу зимой (выбор обуви, одежды, рекомендации по поведению). Приложение 4
Консультация для родителей «Осторожно гололед»
Индивидуальные беседы на тему «Удобная зимняя обувь»
3. Заключительный этап:
Подведение итогов. Обсуждение с детьми, чему они научились, какие выводы сделали.
Результаты проекта: Есть повышение у детей познавательного развития; дети владеют расширенным словарным запасом; имеют представление о природе родного края; знакомы с правилами безопасного поведения на природе.
Ожидаемые результаты:
Дети освоят основные правила безопасного поведения на льду и гололёде.
Повышение уровня ответственности и самостоятельности у детей.
Укрепление взаимодействия между педагогами, детьми и родителями.
Создание условий для творческой самореализации детей через участие в проекте.
Такой проект станет полезным и интересным дополнением к образовательной программе детского сада, помогая детям лучше подготовиться к зимним условиям и избегать опасных ситуаций
Приложение 1
Беседа с детьми "Осторожно, гололёд"
1. Вступительная часть
Педагог: Добрый день, ребята! Сегодня мы поговорим о таком интересном и важном явлении, которое происходит зимой. Вы знаете, что такое гололёд?
Дети: (ответы детей)
Педагог: Верно, гололёд — это когда на земле образуется ледяная корка. Давайте попробуем представить, как это выглядит. (Показывает картинку с изображением улицы после мороза.)
2. Основная часть
Педагог: Почему же зимой становится скользко? Всё дело в том, что вода замерзает и превращается в лёд. Лёд гладкий и скользкий, поэтому ходить по нему труднее, чем по обычной дороге. Кто-нибудь из вас уже падал на льду?
Дети: (дети делятся своими историями)
Педагог: Да, многие из нас сталкивались с такими ситуациями. Но важно помнить, что падение на льду может быть опасным. Можно получить ушибы, растяжения или даже переломы. Поэтому нужно быть очень внимательными и осторожными.
3. Правила поведения на льду
Педагог: Давайте теперь обсудим, как правильно вести себя на улице, чтобы не поскользнуться и не упасть.
Во-первых, выбирайте правильную обувь. Она должна быть с рифлёной подошвой, чтобы было меньше шансов поскользнуться. А ещё можно приклеить специальные наклейки на подошву — они делают её менее скользкой.
Во-вторых, старайтесь ходить медленно и аккуратно. Лучше делать маленькие шаги, слегка сгибая ноги в коленях. Так вы будете устойчивее.
Если всё-таки поскользнулись, постарайтесь сгруппироваться и упасть на бок, чтобы смягчить удар. Руки лучше прижать к телу, чтобы не повредить их.
И самое главное правило — держитесь подальше от дорог и обочин. Даже если кажется, что там удобно идти, машина может не успеть остановиться на скользкой дороге.
4. Практическое занятие
Педагог: Теперь давайте потренируемся ходить правильно. Представьте, что пол — это лёд. Попробуйте пройти по нему маленькими шагами, согнув колени. Молодцы!
(Дети выполняют упражнение под руководством педагога.)
5. Вопросы и обсуждения
Педагог: У кого есть вопросы или предложения, как ещё можно обезопасить себя на льду? Может быть, кто-то видел, как взрослые помогают друг другу на скользких участках?
Дети: (обсуждают, задают вопросы)
Педагог: Отлично, ребята! Вы многое узнали сегодня. Важно помнить эти правила и делиться ими с друзьями и родными.
6. Подведение итогов
Педагог: Итак, что мы сегодня узнали? Что такое гололёд и как правильно вести себя на улице зимой?
Дети: (краткое повторение основных моментов)
Педагог: Замечательно! Я уверена, что теперь вы будете намного осторожнее и внимательнее на улице. А если вдруг увидите, что кто-то упал, обязательно предложите свою помощь.
Приложение 2
Приложение 3
Конспект квест - игры по безопасности
Тема: «Помоги спасателю»
Цель: обобщение и систематизация знаний воспитанников по безопасности.
Задачи: закрепление навыков и умений, полученных в процессе обучения на занятиях ОБЖ, развитие мышления, способности быстро ориентироваться в предложенных ситуациях, воспитание готовности к действию в любых чрезвычайных ситуациях.
Материалы и оборудование:
Ход квест- игры:
- Здравствуйте, дети!
Что такое здравствуй?
Лучшее из слов.
Потому что «здравствуй»
Значит – будь здоров!
Правило запомни,
Знаешь – повтори,
Старшим это слово
Первым говори!
- Слово «здравствуй» обозначает «будь здоров, «живи долго». Посмотрите, сколько взрослых сегодня пришло к нам в гости, давайте пожелаем им здоровья.
Раздаётся стук в дверь, в группу приносят посылку на которой написан адрес: г. Тулун, детский сад «Жемчужинка», подготовительная группа №12.
Воспитатель:
- Интересно, что это? Как узнать, что внутри? (открывает посылку, там письмо и 1 конверт с подсказкой)
Текст письма: «Здравствуйте, дорогие ребята! Я работаю спасателем и со мной произошла беда. Недавно я приходил к вам в детский сад, чтобы проверить пожарную безопасность и где-то потерял у вас часть своего спасательного костюма. Что же мне теперь без него делать? Помогите мне пожалуйста его найти, если можете. В посылке есть конверт с №1, в нём вы найдёте подсказку, где начать искать».
1-й конверт: (в нём разрезная картинка стиральной машины)
- Что же это такое, как нам узнать?
(нужно собрать картинку)
- Для чего нам нужна стиральная машина, где мы её можем встретить?
- Но ведь письмо отправили к нам в детский сад, разве здесь есть стиральные машины? Где?
(в прачечной)
- А вы знаете где это место? (Воспитатель предлагает пройти в прачечную и найти там стиральную машину.)
- В письме было написано, что конверт с заданием находится возле стиральной машины, а стиральная машина это что? (электроприбор).
- А разве детям можно подходить к электроприборам без взрослого? Почему? Что же нам делать, кто же поищет письмо?
(Воспитатель находит письмо с заданием, читает.)
Задание 1:
Игра «Дай ответ»
Назовите одним словом: магнитофон, компьютер, утюг, пылесос, это…. (электроприборы).
Какие электроприборы можно включать в розетку? (исправные).
Кто может это делать? (взрослые)
Можно ли прикасаться к оголенному проводу? (нет).
Какими руками нельзя трогать электроприборы? (влажными).
К чему может привести, если включить в одну розетку много электроприборов? (к пожару).
Можно ли оставлять без присмотра включенные электроприборы? (нет).
Можно ли класть различные предметы на плиту, даже выключенную? (нет, потому что можно забыть про них, когда включишь плиту)
- Молодцы ребята! Вы справились с заданием и за это получаете жетон и следующую подсказку.
2-й конверт: (в нём активированный уголь и микстура)
- Что же это такое? А таблетки то, наверное, вкусные, давайте развернём и попробуем. (Нельзя) Ну, тогда попробуем то, что в бутылочке.
- А почему нельзя, что может произойти?
- Правильно, ребята, вы знаете почему нельзя пробовать на вкус таблетки и незнакомые жидкости. Я предлагаю унести это туда, где оно должно храниться.
- А вы знаете куда, где в детском саду такое место?
- Правильно в медицинском кабинете. Вы меня проводите туда?
(В медицинском кабинете детей и воспитателя встречает медицинская сестра, дети отдают ей лекарственные препараты, а она предлагает им положить их в аптечку. В аптечке дети находят письмо с заданием.)
Задание 2:
В этой аптечке есть лишние предметы, найдите их и объясните, почему вы так думаете. (В аптечке среди медицинских препаратов лежат конфеты, простой карандаш, резинка для волос и др., а также карточка с номером «03».)
- Ребята, как вы думаете, что написано на этой карточке, куда мы попадём если позвоним по этому номеру?
Если кто-то заболел,
Не волнуйся и не плач,
Набери «03» скорей
И приедет к тебе врач.
Если что-нибудь случится,
Помощь скорая примчится.
- Молодцы ребята! Вы справились с заданием и за это получаете ещё один жетон и следующую подсказку.
3-й конверт: (в нём находится загадка про огнетушитель)
Кто стоит и строг, и важен,
В ярко-красный фрак наряжен,
Как на службе, часовой –
Охраняет наш покой?
Ну а если вдруг случится –
Что-то, где-то задымится,
Или вдруг огонь-злодей
Разгорится у дверей,
Он всегда помочь успеет,
И злодея одолеет…
И ребенок, и родитель
Знают, – он – <огнетушитель>!
- Ребята, по каким признакам вы догадались, что это огнетушитель?
- Для чего он нужен в детском саду?
- Где в нашем детском саду он находится?
- Проводите меня туда.
(Дети с воспитателем проходят к пожарному щитку.)
- Ой, ребята, сколько же здесь разных предметов! Что это такое и для чего они нужны?
- Как вы думаете, где же нам искать конверт с заданием?
- Правильно за огнетушителем.
(Находят за огнетушителем письмо с заданием.)
Задание 3:
(Дидактическая игра «Что сначала, что потом?» В конверте находятся сюжетные картинки «Поведение в случае пожара». Воспитатель предлагает детям выстроить последовательность из этих картинок и объяснить почему они сделали именно так.)
- Ребята, а вы знаете, номер телефона по которому нужно звонить в случае пожара?
Если в доме вспыхнет пламя,
Вряд ли справитесь вы сами,
Перед тем как спорить с ним
Наберите … «01»
- Молодцы, вы и с этим заданием справились! Получайте свой жетон и последнюю подсказку.
4-й конверт: (в конверте предметные картинки по теме «Спортивный инвентарь» + картинка «Светофор»)
- Что это за картинки, как вы думаете есть ли здесь лишняя? Что это за предмет? Почему?
- Как мы можем назвать оставшиеся предметы? (Спортивный инвентарь)
- Где в нашем детском саду они могут находиться? (В спортивном зале)
- Ребята, как вы думаете картинка «Светофора» попала в конверт случайно или нет?
- Как вы думаете, зачем она здесь?
- Давайте пройдём в спортивный зал и проверим.
(Дети идут в спортивный зал и находят там макет светофора, а за ним конверт с последним заданием.)
Задание 4:
Детям предлагается 9 дорожных знаков, их задача разделить все знаки на 3 группы (предупреждающие, запрещающие, информирующие) и пояснить.
- Молодцы ребята! Вы справились со всеми заданиями.
(Воспитатель находит голубой конверт с надписью «Этот конверт подскажет вам где искать» в конверте пазл «Диван». Дети собирают пазл и находят за диваном шлем пожарного).
- Что это такое? Для чего спасателю нужен шлем?
Молодцы, ребята, вы помогли спасателю, а теперь давайте позвоним ему и скажем что он может забрать свой шлем.
- По какому номеру мы будем звонить?
Спасатель по телефону благодарит детей.
Приложение 4
Приложение 5
Гололед представляет для нас с вами, уважаемые родители, наибольшую опасность, особенно если мы опаздываем на работу, да еще ребенка нужно успеть отвести в детский сад или школу. Проще простого в гололед получить ушиб, или того хуже перелом.
Но травм можно избежать, если знать и соблюдать ПЯТЬ ВАЖНЫХ ПРАВИЛ.
ПРАВИЛО ПЕРВОЕ: ДЕРЖИТЕ РЕБЕНКА ЗА РУКУ
Поведение детей порой бывает просто непредсказуемым, ребенок может внезапно побежать, последствия в условиях гололеда могут быть очень неприятными. Во избежание подобной ситуации лучше всю дорогу не отпускать руку ребенка. А перед тем, как собираетесь на улицу, регулярно повторяйте с детьми правила безопасного поведения на скользкой дороге – не бегать, не толкаться, не играть, не отпускать руку взрослого.
ПРАВИЛО ВТОРОЕ: НЕ СПЕШИТЕ
Никогда не надо спешить. Здесь как раз, кстати, поговорка «Тише едешь, дальше будешь». Рекомендуется передвигаться мелкой, шаркающей походкой. Чем шире шаг, тем больше вероятности упасть.
ПРАВИЛО ТРЕТЬЕ: ВЫБИРАЙТЕ БЕЗОПАСНУЮ ОБУВЬ
Третье правило гласит о том, что взрослая и детская обувь должна быть удобной и безопасной. В гололедицу лучше носить обувь на нескользящей каучуковой или другой подошве с глубоким «протектором». Кожаные подошвы очень сильно скользят. При ходьбе по скользкой поверхности следует ступать на всю подошву, слегка расслабляя при этом ноги в коленях.
СОВЕТ: У вас гладкая подошва? Наклейте на нее обычный пластырь, и обувь будет меньше скользить.
ПРАВИЛО ЧЕТВЕРТОЕ: ВСЕГДА СМОТРИТЕ ПОД НОГИ
Под ноги всегда надо смотреть, а в гололед особенно. Скользкую тропинку, лучше обойти.
ПРАВИЛО ПЯТОЕ: НАУЧИТЕСЬ ПРАВИЛЬНО ПАДАТЬ
Не всегда человеку удается удержать равновесие. «Падайте без последствий», — советуют врачи. Поэтому следует научиться падать без риска. Для этого:
1. Присядьте, меньше будет высота падения.
2. При падении сгруппируйтесь. Если падаете на спину, постарайтесь прижать подбородок к телу. Нельзя падать на вытянутые руки, можно сломать кисти рук. Чтобы не было сотрясения мозга, избегайте удара затылком.
3. Падая, старайтесь завалиться на бок, так будет меньше травм.
Поскользнувшись и упав, человек стремиться побыстрее подняться. Но не стоит торопиться. Сначала надо осмотреть себя, пошевелить руками и ногами. Если боли нет, можно вставать. Ну а если появились болезненные ощущения, надо постараться определить, чем они вызваны - ушибом, повреждением связок или переломом кости.
ПОМНИТЕ
- Помните и не забывайте, что под снегом может быть лед.
- Если конечность опухла и болит, срочно к доктору в травмпункт.
- Упав на спину, не можете пошевелиться, срочно звоните в «Скорую помощь».
Переходя через дорогу, соблюдайте правила дорожного движения, не переходите улицу и не перебегайте перед близко идущим транспортом. ПОМНИТЕ - проезжая часть скользкая и торможение транспорта затруднено, возможны заносы.
В гололед выбирайте более безопасный маршрут и выходите из дома заблаговременно.
УВАЖАЕМЫЕ РОДИТЕЛИ – БУДЬТЕ БДИТЕЛЬНЫ, СОБЛЮДАЙТЕ МЕРЫ ПРЕДОСТОРОЖНОСТИ ПРИ ГОЛОЛЕДЕ!