Алена Анатольевна Мезенцева
Проект «Увлекательное путешествие в мир комнатных растений»
▼ Скачать + Заказать документы
Федеральное государственное бюджетное
дошкольное образовательное учреждение
«Центр развития ребенка – детский сад №477»
Проект
«Увлекательное путешествие
в мир комнатных растений»
Педагоги: Бирюля Юлия Борисовна
Мезенцева Алена Анатольевна
г. Новосибирск
март 2021 год
Вид проекта : кратко-срочный, групповой.
Участники проекта : дети подготовительной группы, воспитатель группы, родители.
Темочки:
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Проекты
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
Время проведения проекта : март 2021 г.
Тип проекта - исследовательский, познавательно-творческий.
Актуальность:
«Чтобы жить, нужны солнце, свобода и маленький цветок».
Г. – Х. Андерсен.
С глубокой древности человек стремился украсить своё жилище растениями. Интерьерное озеленение возникло как элемент культуры человека, отвечающий его эстетическим потребностям. Человек ощущал себя единым целым с природой, к ней он обращался за исцелением, перенося частицу живой природы в свой дом. Стремление это было интуитивным. В настоящее время научный подход к интерьерному озеленению подразумевает сочетание эстетического восприятия красоты формы, окраски цветов и листьев растений с другой полезной функцией растений, о которой было давно известно: живые растения улучшают состав воздуха и очищают атмосферу.
Большую часть года дошкольники проводят в детском саду, поэтому необходимо украсить его вечнозелеными растениями, которые играют не только эстетическую и воспитательную роль, но и образовательную. Обычно в любом детском саду в уголках природы красуется множество самых различных растений, принесённых, в зависимости от своих вкусов и предпочтений, воспитателями и детьми, а то и родителями. Комнатные растения создают более уютную обстановку, но есть в их присутствии и другая очень важная сторона – живые растения оказывают благотворное, а подчас даже целительное воздействие на наше самочувствие.
Комнатные растения вносят в нашу жизнь разнообразие и гармонию. Ухаживая за ними, человек отвлекается от городской суеты, семейных проблем, неурядиц в быту и на работе. Наблюдая за комнатными растениями, мы учимся и растем вместе с ними, да и просто отдыхаем душой.
Данный проект предусматривает поисковую работу, выполнение творческих и практических заданий, направлен на углубление знаний о комнатных растениях. Проект «Увлекательное путешествие в мир комнатных растений» позволяет объединить теоретические знания детей с практическими навыками, приобретенными в ходе исследовательских работ, развить интерес к окружающему миру.
Цель: сформировать основы экологической культуры (дать детям знания о комнатных растениях, правилах ухода за ними, их значение для жизни, роли человека для растения).
Задачи:
1. Способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.
2. Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.
3. Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы).
4. Расширять и активизировать словарный запас дошкольников.
5. Развивать творческие способности детей.
6. Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, прививать интерес к цветоводству.
Виды деятельности: НОД (коммуникация, художественное творчество, познание, игровая и трудовая деятельность, самостоятельная деятельность детей.
Ожидаемый результат проекта :
- расширение экологических знаний (понимание детьми необходимости бережного и заботливого отношения к природе);
- освоение норм поведения в природном окружении и соблюдение их в быту;
- проявление активного отношения к объектам природы (действенной заботы, умения оценивать действия других людей по отношению к природе);
- обогащение словарного запаса детей по данной тематике;
- приобретение практических навыков.
Этапы работы по проекту
I Подготовительный этап
Задачи:
1. Определить цель и задачи проекта, составить план.
2. Изучить и создать информационную базу по проекту.
3. Выбор оборудования и материалов.
4. Организовать родителей для помощи проведения данного проекта.
II Основной этап
Задачи:
1. Способствовать расширению знаний детей о комнатных растениях и их значимости в жизни человека.
2. Развивать практические навыки ухода за комнатными растениями.
3. Развивать познавательный интерес и исследовательские навыки (умение сравнивать, анализировать, делать выводы).
4. Расширять и активизировать словарный запас дошкольников.
5. Развивать творческие способности детей.
6. Воспитывать бережное отношение и любовь к растениям, прививать интерес к цветоводству.
Мероприятия (II основного этапа)
1. Беседы:
««Знакомство с комнатными растениями»
«Какие комнатные растения живут у вас дома?»
«Зеленые помощники»
«Мы помогаем Айболиту лечить комнатные растения»
«Помоги растению»
2. Непосредственно образовательная деятельность:
Познание. Формирование целостной картины мира, расширение кругозора. Экология
«Путешествие в царство комнатных растений», «Уход за комнатными растениями»,
«Черенкование комнатных растений», «Знакомство детей с почвой».
Участие в олимпиаде «Мир вокруг нас».
3. Чтение художественной литературы, составление картотеки
«Герань в сказках и притчах для детей и взрослых»
Андерсен Ганс Христиан «Дюймовочка»,
Аксаков «Аленький цветочек»
В Катаев «Цветик-семицветик»
«Привередица» русская народная сказка,
стихотворения Е. Благинина «Бальзамин»,
Г. Ракова «Фиалка», «Аспидистра», «Фикус», «Бегония» и др. ,
Л. Пилипенко «Аспарагус», «Каланхоэ», «Алоэ», «Камнеломка» и др. ,
В. Тушнова «Не понимаю»,
С. Каратов «Комнатные цветы»,
Н. Нищева «Комнатные цветы»,
О. Аленкина «Кактус»,
И. Евдокимова «Кактус»,
Ю. Лысаков «Кактус»,
Б. Ферпер «Бегония»,
Б. Пастернак «Герань» и др.
Сказки: «Колючий лилипут», «История о щучьем хвосте»,
«Лекарства в цветочных горшочках», «Стойкий бальзамин»
4. Работа в книжном уголке:
предметные картинки по теме, рассматривание книг, энциклопедий,
картины из серии «Уход за комнатными растениями»
5. Опытно-экспериментальная деятельность:
Изучение строения листа растения под микроскопом.
Циклические наблюдения:
Наблюдение - опыт «С водой или без воды», результат «С водой и без воды».
Опыт «На свету, в темноте».
Опыт «Может ли растение дышать?», результат опыта.
Опыт: «Кому лучше?»
Наблюдение - опыт «Для чего корни?»
Опыт «Как увидеть движение воды через корни?»
Опыт «Что нужно для питания растений»
Наблюдение «Кому в горшочке тесно?»
Наблюдение за рассаживанием цветка «Как размножаются растения».
6. Создание выставок: Выставка поделок из бросового материала «Цветы своими руками».
7. Продуктивная деятельность: Рисование по сказке «Дюймовочка»
«Мое любимое комнатное растение» (поделка совместно с родителями,
«Сансевьера» (рисование простым карандашом);
«Кактус» (аппликация,
«Любимые цветы» (пластилиновая картина, процарапывание по пластилину,
«Фиалки» (рисование мятой бумагой)
Лепка «Пластилинография» (в коробочке)
8. Дидактические игры: «Узнай растение», «Что изменилось?», «Найди, о чем расскажу», «Большие и маленькие», «Найди растение», «Отгадай, что за растение», «Один и много», «У кого какой цветок», «Опиши, а мы отгадаем», «Кому что надо», «Что лишнее», «Что и как растет», «Найди растение по названию», «Опиши цветок», «Что изменилось?».
9. Пальчиковая игра: «Наши алые цветы», «На окне цветок колючий», «Цветок».
10. Подвижные игры: «Солнышко и дождик», «Цветы и ветер», «Растения», «Кто быстрее посадит цветы».
11. Настольные игры: «Выложи цветы» (мозаика, «Собери комнатное растение», «Собери букет», «Цветочное лото», Домино – «Цветы».
12. Театрализованная деятельность: «Дюймовочка» (на фланелеграфе)
13. Трудовая деятельность:
Полив комнатных растений, мытье, удобрение, рыхление, посадка рассады цветов,
черенкование растений, пересадка комнатных растений, наблюдение за комнатными растениями в группе, сравнение комнатных растений.
14. Самостоятельная игровая деятельность детей:
Рассматривание книг, иллюстраций, альбомов, открыток с комнатными растениями.
Раскрашивание цветов в раскрасках, продуктивные виды деятельности.
Настольные, дидактические, пальчиковые, подвижные игры.
Составление рассказов о цветах, сочинение стихов, загадок.
15. Музыка: П. Чайковский «Вальс цветов».
16. Просмотр мультфильма: «Дюймовочка».
17. Работа с родителями: Доклады детей о любимом комнатном растении.
Подбор познавательного и иллюстрированного материала.
Книжки-малышки своими руками, выставка поделок из бросового материала «Цветы своими руками».
Консультации для родителей: «Какие они, комнатные растения?», «Осторожно: опасные комнатные растения», «Лечебные свойства комнатных растений».
Папка-передвижка «Зеленый мир на окне».
III Заключительный этап
Задачи:
1. Подвести итоги проекта.
2. Проанализировать полученные результаты.
3. Определить перспективу на будущее.
Мероприятия: (III заключительного этапа)
- Составление лэпбука «Комнатные растения».
- Составление книжки-брошюрки «Сборник сказок, загадок, стихов про комнатные растения для детей».
- Картотека дидактических игр по знакомству с комнатными растениями.
- Ширма-раскладушка по уходу за комнатными растениями.
- Итоговое развлечение – квест «В мире комнатных растений».
Оценка качества реализации проекта.
Проект «Увлекательное путешествие в мир комнатных растений» предусматривает работу с детьми подготовительной группы, родителями и педагогами.
Реализация проекта происходит через разные виды детской деятельности.
Родители являются активными помощниками в работе над проектом.
По мнению педагогов, такие проекты интересны и актуальны. Таким образом, мы расширяем экологические знания дошкольников, формируем нормы поведения в природном окружении и соблюдение их в быту, проявление активного отношения к объектам природы и приобретение детьми практических навыков.
Практическая значимость проекта.
Имеющиеся результаты.
Установлены партнерские отношения с родителями.
Составлен план мероприятий, включающий разнообразные формы работы.
Опыт работы представлен коллегам ДОУ.
Прогностические результаты.
Дети, родители и педагоги получат возможность расширить знания о комнатных растениях, их значимости в жизни человека, сформировать практические навыки ухода за комнатными растениями и расширить экологическую среду группы.
Распространение опыта работы в данном направлении.
Обогащена развивающая среда в группе.
Взаимосвязь детского сада и семьи.