ЛИЛИТ БАГДАСАРЯН
Проект «Устное народное творчество Брянского края»
▼ Скачать
Актуальность проекта
В развитии устного народного творчества русского народа большую роль сыграл народ Брянского края.
Брянский край славен своей историей, культурой. С ним связаны важнейшие события прошлого русского народа.
Публикация «Проект „Устное народное творчество Брянского края“» размещена в разделах
- Брянская область, Брянск
- Народная культура, фольклор
- Проекты творческие
- Проекты. Проектная деятельность
- Республика, область, край. Список городов
- Устное народное творчество
- Темочки
Сквозь все бури многосложной, трудной истории бережно пронесли брянцы самобытную культуру : жизнерадостные, искрящиеся задором пляски, чарующие красотой песни, яркое многокрасочное декоративно-прикладное искусство, поэтичную и мудрую мифологию, древние обряды и обычаи, потешки, колыбели, загадки, пословицы и поговорки.
Через устное народное творчество ребёнок не только овладевает родным языком, но и, осваивая его красоту, лаконичность, приобщается к культуре своего народа, получает первые впечатления о ней. К тому же словесное творчество народа представляет собой особый вид искусства, то есть вид духовного освоения действительности человеком с целью творческого преобразования окружающего мира "по законам красоты".
Русские народные сказки, песни, пословицы, приговорки, прибаутки- это народная мудрость создана народом.
Цель проекта
-Создание условий для формирования у дошкольников интереса к культуре русского народа через устное народное творчество.
Продолжительность: 3 месяца
Тип проекта : краткосрочный
Вид проекта : образовательный, развивающий.
Участники проекта : воспитатель, дети младшего возраста, родители, педагоги.
Задачи проекта
1. Формировать у детей интерес к культуре русского народа и народа Брянского края
2. Познакомить детей с устным народным творчеством своей малой Родине – Брянщины.
3. Способствовать духовно- нравственному развитию ребенка, познавательной активности.
4. Развивать устную речь ребенка.
5. Воспитывать у детей самостоятельность, активность в применении полученных знаний и умений.
6. Привлечь родителей к созданию условий для реализации проекта по приобщению детей к истокам Брянской народной культуры : организация и проведение мероприятий; просветительская работа среди родителей воспитанников.
7. Распространить педагогический опыт среди педагогов данного дошкольного учреждения.
8. Разместить фотографии и информационно-методические материалы на сайте ДОУ.
Ожидаемый результат
1. Дети познакомятся с произведениями устного народного творчества родного края;
2. Будет создана картотека произведений устного народного творчества разных жанров;
3. Повысится грамотность родителей в вопросах развития у детей устной речи;
4. Повысится профессиональная компетентность педагогов, продукты проекта будут иметь практическое применение.
Этапы реализации проекта
Подготовительный Практический Итоговый
1. Изучение, анализ, подбор и приобретение педагогической, методической литературы;
2. Определение системы, направлений, цели, задач по приобщению детей к истокам устного народного творчества;
3. Формирование и создание условий для работы по приобщению детей к истокам устного народного творчества родного края;
4. Разработка тематических занятий по приобщению детей к устному народному творчеству.
Работа с детьми
1. Развитие устной речи в свободной деятельности детей и в течении всего образовательного процесса.
2. Выполнение основных мероприятий, предусмотренных проектом (обыгрывание сказок, потешек, колыбельные и т. д.);
Работа с родителями
1. Консультации для родителей: «Роль устного народного творчества в воспитании детей».
2. Изготовление родителями пособий для развития устной речи детей через устное народное творчество.
1. Разработка картотеки разных жанров устного народного творчества;
2. Памятка для родителей: «Использование устного народного творчества в речевом развитии ребенка»
Объектами моего исследования стали:
Произведения устного народного творчества Брянщины. Были рассмотрены произведения различных жанров, собранные мной и моими коллегами.
Устное народное творчество
Общая история
Устное народное творчество существовало еще в дописьменную эпоху. Произведения фольклора передавались устно. Запоминали их со слуха. Это способствовало возникновению разных вариантов одного и того же фольклорного произведения.
Устное народное творчество являет собой отражение жизни, быта, поверий древних людей. Произведения народного творчества с самого рождения сопровождают человека. Они способствуют формированию и развитию ребенка.
Жанры устного народного творчества
1. Потешки 6. Приговорки
2. Песни 7. Заклички
3. Колыбельные 8. Загадки
4. Сказки 9. Пибаутки
5. Считалочки 10. Пословицы и поговорки
Загадка
Иносказательное поэтическое описание какого-либо предмета или явления, которое нужно отгадать, узнать.
Загадки Брянского края
Бытующие на Брянщине загадки-явление сложное, требующие серьезного изучения. Среди брянских загадок есть такие, которые традиционны и по содержанию, и по форме, и их большинство. Но есть и такие, которые возникли сравнительно недавно: они несут на себе явные приметы нового времени. Новое время рождает новые загадки, в которых отражаются современные явления жизни, научные и технические достижения.
Если какая-либо загадка записана на Брянщине, то это никак не означает, что данная загадка – собственность Брянска и что она не известна в других областях страны. Речь, иными словами, может идти не о типичных брянских загадках, а о загадках бытующих на Брянской земле в настоящее время.
Но местное, брянское в загадках, разумеется, встречается, и проявляется оно весьма разнообразно. Первое, что сразу же обращает на себя внимание, это – использование в загадках местных, диалектных слов. Например: «рожень-младенец», «дрюк-дубина». Второе: это-разнообразная местная перетекстовка. Например: «алая зарница, красная девица», «Ни царь, ни царица, ни красная девица…».
Красна, а не девка Бежит по дорожке,
Зелена, а не дубрава Свернув ножки
Морковь Автомобиль
Не огонь, жжется Куда ни иду,
Крапива Всегда на связи (телефон)
На зеленой крепкой ножке Четыре ушки и
Вырос шарик у дорожки. Два брюшка
Одуванчик Подушка
На сене лежит, Как оса она жужжала.
Сама не ест То не корова, не оса
И другим не дает. А крестьянская ….
Собака Коса
Потешки
Потешки - песенки и стишки к первым играм ребенка с пальцами, ручками и ножками.
Потешки Брянского края
Потешка - жанр устного народного творчества. Это небольшие стихотворения, предназначенные для развлечения маленьких детей и одновременно обучения необходимым знаниям. Потешка исполняется в процессе действий, выполняемых маленьким ребенком вместе с взрослым. Устное народное творчество обогащает словарный запас ребенка, особенно работа с потешками. Они помогают в воспитании доброжелательности, дружелюбия, сопереживания. Постепенно дети переносят их в свои игры.
Ай лю-ли, лю-ли, лю-ли,
Прилетели к нам гули.
Они стали гуркотать:
«Чем нам Ваню напитать?
Сахарком, да медком,
да пшеничным пирожком»
Чики-чики-чикалочки,
Едет Ваня на палочке,
А Даша на тележке
Щёлкает орешки.
Сергеева Валентина Семеновна 1949г. р. Уроженка с. Усошки, Почепского район, жительница с. Малое Полпино
Колыбельные песни
Это песни, которыми убаюкивают ребенка. Представляется будущее младенца. Ребенку обещают счастье и богатство. Навевают ребенку крепкий и здоровый сон. Пение зависит от покачивания колыбели, ее ритмического движения.
У кота ли, у кота Гуты, гуты, гуточки,
Колыбелька золота. Прилетели к нам серые уточки
У дитяти моего Сели на воротах
Есть покраше его… В червонных чаботах.
А кота, кота, воркота,
Не бегай котик по мосту,
А то буду бить по хвосту.
А-а-а, а-а-а.
Не бегай котик по лавке,
А то буду бить по лапке.
А-а-а, а-а-а.
Прибаутки
Это небольшие рифмованные истории, которые расширяют представления ребенка об окружающем мире, будят его фантазию и воображение.
Ай лады-лады-лады,
Начерпал медведь воды
Целое корытцо,
Захотел помыться!
Надо, надо чистым быть,
Чистым по лесу ходить!
Сказка
Это интересный рассказ о необыкновенных, вымышленных событиях и приключениях.
Сказки брянского края
Сказки — один из самых популярных в брянском крае жанров устной традиционной культуры. Они зафиксированы этномузыкологами Российской академии музыки имени Гнесиных в Рогнединском, Клетнянском, Жирятинском и Почепском районах. Повсеместно их называют сказками, и лишь в отдельных деревнях Почепского района — казками. В этих районах выявлены две формы обрядовой приуроченности сказок: их рассказывали пожилые женщины ночью во время собраний и старики на святочных (колядных, по местной терминологии) собраниях.
-Сказка про козу в исполнении А. В. Высоцкой из д. Красная Слободка Почепского района Брянской области
- Сказка про семерых детей в исполнении А. В. Высоцкой из д. Красная Слободка Почепского района Брянской области
-Сказка про Иваньку и ведьму в исполнении А. В. Высоцкой из д. Красная Слободка Почепского района Брянской области
-Сказка про мужика в исполнении Е. Д. Загривиной из д. Кульнево Жирятинског8о района Брянской области
Песни
Народная песня-это песня, автор которой не известен; автор народной песни- сам народ.
Народная песня-это песня, которую поют все, но никто не знает автора. Передавая такую песню из поколения в поколение, представители народа могут менять в ней слова, вставлять новые, досочинять продолжение, в результате песня становится действительно детищем народа в прямом смысле.
Песни Брянского края
Истоки брянской народной песни уходят в седую древность. С древнейших времен песня сопутствовала человеку, была для него естественной и необходимой формой самовыражения. Народная песня создавалась не для слушания со сцены, она жила в действии, игре, обряде. Песня – непременная участница гуляний и хороводов, многих обрядов и обычаев, посиделок и полевых работ.
Трудно себе представить, сколько поколений русских людей отразили в песне свои чувства, переживания, мечты. Пройдя долгий путь, песня несет в себе не отдельное, случайное, а многовековое, отстоявшееся в опыте народа. В песне печать поколений, дыхание, трепет миллионов сердец. Народная песня – душа нации. В ней наша история и наши вековые традиции. Не случайно к народной песне обращались многие великие композиторы, писатели, поэты.
Цвела, цвела липушка алыми цветами,
Ох и люли люлюшки, алыми цветами…
Опадала липушка да тихими зарями,
Ох и люли люлюшки тихими зарями.
Как по травке, по муравке,
Как по травке, по муравке,
Все цветы алые, все цветы алые
Все цветы-цветы алые
Все цветы-цветы алые
Шли дружки милые
Гости дорогие
Не ходи ты мил-кудрявый
Не ходи ты мил-кудрявый
Мимо мово сада
Мимо мово сада.
Хороводные и таночные песни Стародубского района
Считалки
Счита лки — жанр детского фольклора. Как правило, это небольшие стихотворные тексты с чёткой рифмо-ритмической структурой в шутливой форме, предназначенные для случайного избрания (обычно одного) участника из множества.
Считалки Брянского края
Камень, ножницы, бумага Сидел петух на лавочке,
И бутылка лимонада, Считал свои булавочки.
И еще огонь, вода Раз, два, три-
И железная рука, И булавкой будешь ты!
Цу-е-фа! Чики - брики, пальчик выкинь!
Заклички
Заклички- разновидность обрядового фольклора: обращения к явлениям природы, стихиям с приветствиями и призывами, имеющими заклинательно-магический смысл. Сопровождались обрядовыми действиями, в напевах ощутимы интонации зова, клича. Особо популярны были заклинания весны.
Дождик лей, лей, лей!
Будет травка зеленей,
Вырастут цветочки
На зелененьком лужочке!
Приговорка
Коротенькое стихотворение, которое произносят в разных случаях. Например, обращаясь к живым существам – улитке, божьей коровке, птицам, домашним животным.
- От воды, залившейся в уши, избавляются прыгая и произнося приговорку.
- Во время купания ныряют на последних словах приговорки.
- с помощью приговорки спрашивают у кукушки, сколько лет жить.
Мышка, мышка,
На тебе зуб костяной,
А мне стальной.
Приговорки Брянского края
Божья коровка,
Улети на небо,
Принеси нам хлеба.
Там твои детки
Кушают конфетки —
Всем по одной,
А тебе ни одной!
Заключение
Через устное народное творчество мы не только овладеваем родным языком, но и осваиваем его красоту, лаконичность, приобщаемся к культуре своего народа, получаем первые представления о ней.
Устное народное творчество является неиссякаемым источником народной мудрости в воспитании детей в целом и развитии речи в частности.