ЛИДА КАРГОПОЛОВА
Проект «Успешная адаптация»
▼ Скачать + Заказать документы
Описание опыты работы по проекту «Успешная адаптация»
Адаптация - сложный процесс приспособления организма к новым условиям, имеющий свою продолжительность у каждого ребенка. Благоприятные бытовые условия, соблюдение режима питания, сна, спокойные взаимоотношения членов семьи - все это не только полезно для здоровья, но и является основой для нормальной адаптации ребенка при поступлении в детский сад.
Публикация «Проект „Успешная адаптация“» размещена в разделах
Главное обстоятельство, провоцирующее стресс у ребенка при поступлении в детский сад - это отрыв от матери, и оставление ребенка одного с незнакомыми детьми и чужими взрослыми. У ребенка пока еще не сформирована потребность в общении со сверстниками и навыки совместной игры не развиты. С поступлением ребенка в дошкольное учреждение в его жизни происходит множество изменений: режим дня, отсутствие родителей в течение нескольких часов, новые требования к поведению, постоянный контакт со сверстниками, новое помещение. Все эти изменения обрушиваются на ребенка одновременно, создавая для него стрессовую ситуацию.
В зависимости от длительности адаптационного периода различают три степени адаптации ребенка к детскому саду:
1 – 16 дней – легкая адаптация
6 - 32 дней – адаптация средней тяжести
от 32 до 64 дней – тяжелая адаптация
Лёгкая адаптация – при легкой адаптации поведение ребенка нормализуется в течение двух недель. Аппетит достигает обычного уровня уже к концу первой недели, сон налаживается через 1 – 2 недели. У ребенка преобладает радостное или устойчиво-спокойное эмоциональное состояние; он контактирует со взрослыми, детьми, окружающими предметами, быстро привыкает к новым условиям (незнакомый взрослый, новое помещение, общение с группой сверстников). Ребенок может откликаться и выполнять указания взрослого. Заболеваемость не более одного раза, без осложнений.
Средняя адаптация – во время адаптации средней тяжести сон и аппетит восстанавливаются через 20-40 дней, в течение целого месяца настроение может быть неустойчивым. Эмоциональное состояние ребенка нестабильно в течение месяца, плаксивость в течение всего дня. Отношение к близким – эмоционально-возбужденное плачь, крик при расставании и встрече.
Отношение к детям, как правило, безразличное, но может быть и заинтересованным. Речевая активность замедляется. Заболеваемость не более двух раз, сроком не более десяти дней, без осложнений. Однако при эмоциональной поддержке взрослого ребенок проявляет познавательную и поведенческую активность, легче привыкая к новой ситуации.
Тяжёлая адаптация – ребенок плохо засыпает, сон короткий. Вскрикивает, плачет во сне, просыпается со слезами. Аппетит снижается, может возникнуть стойкий отказ от еды, невротическая рвота, бесконтрольный стул. Реакции ребенка, это либо активное эмоциональное состояние (плачь, негодующий крик, агрессивно-разрушительные реакции, двигательный протест, либо активность отсутствует при выраженных отрицательных реакциях (тихий плач, хныканье, пассивное подчинение, подавленность, напряженность). Отношение к детям: избегает, сторонится или проявляет агрессию. Отказывается от участия в деятельности. Может иметь место задержка речевого развития. Заболевания более 3-х раз, длительностью более 10-ти дней.
Причины тяжелой адаптации :
• Несформированность автономии ребенка и его матери (эмоциональной, телесной, игровой).
• Несформированность культурно-гигиенических навыков.
• Отсутствие в семье режима, совпадающего с режимом детского сада
• Наличие у ребенка своеобразных привычек.
• Отсутствие опыта общения с незнакомыми людьми.
• Патологии психического развития.
Характер и длительность адаптационного периода зависит от следующих факторов:
• Состояния здоровья и уровня развития ребенка. Здоровый, хорошо развитый ребенок легче переносит трудности социальной адаптации.
• Сформированности предметной деятельности. Такого ребенка можно заинтересовать новой игрушкой, занятиями.
• Индивидуальных особенностей. Дети одного и того же возраста по-разному ведут себя в первые дни пребывания в детском саду.
• Условий жизни в семье. Это создание режима дня в соответствии с возрастом и индивидуальными особенностями, формирование у детей умений и навыков, а также личностных качеств (умение играть с игрушками, общаться со взрослыми и детьми, самостоятельно обслуживать себя и т. д.).
• Уровня тренированности адаптационных механизмов, опыта общения со сверстниками и взрослыми. Необходимо создавать условия, которые требуют от ребенка новых форм поведения. Малыши, которые до поступления в детский сад неоднократно попадали в разные условия (посещали родственников, знакомых, выезжали на дачу и т. п., легче привыкают к дошкольному учреждению. Важно, чтобы в семье у ребенка сложилось доверительные отношения со взрослыми, умение положительно относится к требованиям взрослых.
Показателями окончания периода адаптации у детей являются :
• глубокий сон;
• хороший аппетит;
• бодрое эмоциональное состояние;
• полное восстановление имеющихся привычек и навыков, активное поведение;
• соответствующая возрасту прибавка в весе.
Актуальность проблемы адаптации детей к детскому саду на современном этапе очень высока. С одной стороны, существующие экономические отношения вынуждают большинство матерей рано выходить на работу, с другой – всё шире распространяющийся в отечественной педагогике личностно – ориентированный подход к детям не допускает безразличного отношения к страданиям маленького человека, с трудом принимающего жизнь в новых условиях детского сада.
Опыт работы показал, что процесс адаптации, у большинства детей проходить с трудностями, они испытывают психологическую неготовность к условиям дошкольного учреждения, и родители не готовы «отпустить» малышей в свободное пребывание в ДОУ. Поэтому мы решили разработать и реализовать такой проект, включающий содержание, последовательность деятельности по адаптации воспитанников в ДОУ и где определены основные направления взаимодействия с родителями в период адаптации.
Целью нашего проекта стала помощь детям и родителям приспособиться к условиям детского сада.
Для реализации цели своей работы нами были поставлены задачи:
1. Создать условия, обеспечивающие ребенку физический и психологический комфорт для облегчения периода адаптации к условиям детского сада.
2. Формировать у детей культурно-гигиенические навыки.
3. Закладывать основы доброжелательного отношения детей друг другу.
4. Формировать активную позицию родителей к процессу адаптации детей. Повысить компетентность родителей, участвующих в процессе адаптации детей (помочь родителям подготовить ребенка к посещению яслей; ознакомить родителей с организацией воспитательно- образовательного процесса в ДОУ ; активно вовлекать родителей в этот процесс, обучая их различным методам и приемам работы с детьми; повысить уровень психологической культуры родителей
5. Организация воспитательно-образовательного процесса в соответствии с возрастными особенностями детей раннего возраста.
После реализации проекта, мы предполагали, что за данный период будет создана и реализована система мероприятий взаимодействия специалистов ДОУ, направленная на повышение социальной адаптации детей к условиям детского сада, сокращение периода прохождения детьми адаптации, облегчение привыкания к новым условиям, снижению заболеваемости детей. Обогащение родительского опыта приемами взаимодействия и сотрудничества с ребенком в семье.
Работа проходила поэтапно. Сначала был создан паспорт группы воспитанников, прошло знакомство с родителями детей. Затем определили цели и задачи проекта, составили план реализации проекта.
На основном этапе нашей работы проходила реализация проекта.
Работа с родителями
Сентябрь -Родительское собрание «Адаптация детей к условиям детского сада»
-Знакомство родителей с ДОУ, с группой и воспитателями;
- Анкета для родителей «Давайте познакомимся!»
- Беседы: поведение ребёнка в семье, его привычки, новый режим дня, прохождение адаптации детей в группе, любимые игрушки, совместные игры детей с родителями, сон и питание дома.
- Консультации «Первые дни ребёнка в детском саду», «Детские истерики: как с ними бороться», «Малыши какие они?».
-Наглядная информация «Правила адаптации ребёнка в ДОУ», «Рекомендации для родителей в период адаптации ребенка к детскому саду», «Как уберечь ребёнка от стресса», «Виды адаптации», «Поможем ребёнку вместе», «Подготовка ребенка к посещению детского сада», «Первые дни пребывания в детском саду», «Здоровье в детском саду».
- Буклеты: «Адаптация ребенка к детскому саду», «Ваш ребенок поступает в детский сад», «Возрастные особенности».
Октябрь - Карта наблюдения
-Беседы: поведение детей дома, состояние здоровья, сон дома, как одевать детей в холодный период, соблюдение режима дня.
- Консультация: «Малыш с года до двух. Возрастные особенности», «Правила и обязанности родителей», «Как правильно общаться с детьми», «Развивающие игры»
- Памятка «Наши правила», «Для вновь поступивших родителей»
-Наглядная информация: «Кишечные инфекции и их профилaктика», «Профилактика ОРВИ и гриппа», «Дети двухлетки» (особенности физического и психического развития детей 2-го года жизни).
- Физические упражнения и игры со спортивным инвентарем.
Ноябрь - Беседы: профилактика гриппa, сон детей домa, в какие игры играют дети дома, питание в выходные дни, режим дня, прогулка.
- Консультации «Растим малыша здоровым», «Как одевать ребенка зимой»; «Как научить ребёнкa правильно реагировать на слово «нельзя»», «Здоровое питание детей».
- Памятки для родителей «Десять заповедей родителям», «Режимные моменты в детском саду», «Режим – главное условие здоровья мaлышей»
-Наглядная информация: «Осенние прогулки с ребёнком», «Как одевать ребёнка в осенний период», «Профилактика простудных инфекционных заболеваний»
Работа с детьми
Сентябрь
-Знакомство с группой, с детьми, с воспитателями.
- A даптационные игры: «Загляни ко мне в окошко», «Мы шли, шли, шли и что-то нашли», «Иди ко мне», «Пришёл Петрушка», «Выдувание мыльных пузырей», «Покружимся», «Хоровод», «Прячем мишку», «Хоровод с куклой», «Догонялки», «Солнечные зайчики», «Игра с собачкой», «Ловись рыбка».
-Чтение сказки «Курочка Ряба», «Колобок», «Репка», «Теремок».
Потешки: «Водичка, водичка», «Сорока-белобока», «Курочка-Рябушка», «Петушок-золотой гребешок», «Ладушки», «Наши уточки с утра», «Пастушок», «Кисонька-мурысонька», «Идёт коза рогатая», «Сидит белка на тележке», «Пошёл котик на торжок», «Киска, киска, киска, брысь», «Тень-тень-потетень».
-Игры в сенсорном уголке: вкладыши, матрёшки, сортеры, бусы, пирамидки, мозаика, пазлы.
-Игры с песком «Найди игрушки», «Куличики».
Игры в кукольном уголке: «Уложим куклу спать», «Накормим куклу», «Оденем куклу на прогулку», «Кукла Маша заболела».
Пальчиковые игры: «Тук-тук», «Сорока-белобока», «Чоки-чок», «Капустка», «Замок».
-Музыкотерапия (слушание музыки, звукоподражание и подпевание песенок, игра на музыкальных инструментах)
Октябрь -A даптационные игры: «Кто в кулачке?», «Дуем во что-нибудь или на что-нибудь», «Покатаемся на лошадке», «Забава с увеличительным стеклом», «Прогулка по очертаниям разных фигур», «Вместе с мишкой», «Игра с куклой», «Соберём игрушки», «Передай колокольчик», «Зайка попляши», «Мы топаем ногами» «Мяч», «Большие ноги-маленькие ножки» «Поймай бабочку», «Ласковое имя»;
-Чтение потешек при умывании, при кормлении, при высаживании на горшочек.
-Слушание музыки: «Птичка» Т. Ломовой, «Воробей» А. Руббаха, «Кошка» Е. Тиличеевой, «Мишка» Г. Фрида, «Дождик» Г. Лобачёва, «Машина» Г. Грида, «Автомобиль» М. Раухвергера
- Подвижные игры: «Зайчики», «Поезд», «Пузырь», «По ровненькой дорожке», «Зайка беленький сидит», «Мишка косолапый», «Догони мяч».
-Дидактические игры «Отгадай, кто позвал?», «Найди такой цвет, который покажу», «Чудесный мешочек», «Найди куклу Катю».
- Настольно-печатные игры: «Чей домик», «Кто спрятался», «Собери картинку», «Из какой сказки», «Цветные паровозики».
-Пальчиковые игры «Белка», «Ути-Ути», «Гуси-гуси», «Шалун».
-Игры с кубиками: «Построим башенку», «Дорожка для куклы», «Домик для маленькой мышки».
-Игры в сенсорном уголке: вкладыши, матрёшки, сортеры, бусы, пирамидки, мозаика, пазлы.
- Сюжетно-ролевые («Вылечим зайку», «Отведем дочку в садик»,.)
- Музыкальные игры: «Отгадай, что звенит», «Устроим концерт», «Тихо-громко».
- Наблюдение за водой «Льется из крана водичка»
- Практическое упражнение «Вымой руки», «Поздоровайся с игрушкой».
Ноябрь
- Подвижные игры: «Топ-топ», «Дождик и солнышко», «Прятки с мячом», «Зайка серенький сидит», «Мишка косолапый», «Догоню тебя».
- Хороводные игры («Пузырь», «Каравай», «Карусели».)
- Чтение стихотворения «Непослушная кукла» «Мой веселый звонкий мяч»; потешки «По ровненькой дорожке», «Друг веселый, мячик мой»
- Пальчиковые игры «Пальчики», «Этот пальчик хочет спать», «Домик», «Кулачок».
-Словесные игры «У кого какая мама-домашние животные», «Кто как разговаривает?», «Что мы делаем утром, днем и вечером в детском саду».
- Игры в уголке доктора «У зайки болит живот».
-Игры в кукольном уголке «Куклы обедают», «Постираем бель», «Погладим бельё».
- Конструктивная деятельность с разнообразными конструкторами («Давай построим башню», «Спрячем мышонка в домик», «Уложим в кровать больную куклу», «Посадим птенчика на башню», «Построим дорогу для машины»)
-Продуктивная деятельность:
Рисование («Нарисуем для Тани мячик», «Украсим платье-пальчиками», «Мостик для бычка».)
Лепка («Зёрнышки для курочки», «Угостим зайчика морковкой»)
Аппликация («Украсим варежку», «Бусы».)
-Чтение цикла стихотворений А. Барто «Мои игрушки»; русские народные сказки: «Колобок», «Репка», «Курочка Ряба», «Теремок»
На заключительном этапе мы оформили проект, подвели итоги на родительском собрании на тему: «Вот какие мы большие»,а также презентовали его на педагогическом совете.
Таким образом, анализируя проделанную работу можно сделать выводы, что тема проекта была выбрана с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста, и дала положительные конкретные результаты в различных видах деятельности (игровой, познавательной, художественно-речевой, музыкально-игровой). Отмечается положительная реакция и эмоциональный отклик детей, дети проявляли интерес и желание играть, возросла речевая активность детей, что положительно повлияло на самостоятельную игровую деятельность. Адаптация детей к детскому саду в целом прошла без осложнений; эмоциональное напряжение детей понизилось, игра помогла детям успокоиться, развить коммуникативные способности.
Показателем психологической компетентности родителей является: легкая степень адаптации детей. Начали формироваться отношения партнерства и сотрудничества.
В дальнейшем планируем совершенствовать работу в этом направлении, тем самым, способствуя более быстрому и безболезненному привыканию детей к детскому саду.
Список информационных источников
1. Лукина, Т. А. Ребенок идет в детский сад: адаптация родителей/Т. А. Лукина // Ребенок в детском саду. - 2008. - №3. - С. 46-49
2. Мочалова, О. Л. Адаптация детей к ДОУ : ранний возраст/О. Л. Мочалова // Ребенок в детском саду. - С. 54-59
3. Стефанко А. В. Организация воспитательно-образовательного процесса в группе для детей раннего возраста. -СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС»,2014.-256с.