Алена Гайдова
Проект «Урок в музее» для дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение – детский сад № 249
Методическая разработка мероприятия
в рамках городского конкурса методических разработок
музейно-образовательных проектов «Урок в музее»
Номинация «Музейный объект»
Составила:
Гайдова Алена Анатольевна, воспитатель
г. Екатеринбург, 2021
Игра-путешествие «Прогулка по Верх-Исетскому району».
Публикация «Проект „Урок в музее“ для дошкольников» размещена в разделах
- Музеи в ДОУ: проекты, планирование, программы
- Музейная педагогика в детском саду
- Проекты. Проектная деятельность
- Темочки
Цель: познакомить детей с историей Верх-Исетского района.
Задачи:
1. Обобщать знания детей о достопримечательностях района, об особенностях трудовой деятельности и ремесел уральцев.
2. Закрепить знания детей о понятии «улица», знание своего адреса и адреса детского сада, умение рассказывать об улице, на которой живет ребенок.
3. Развивать речь, наблюдательность, внимание, память, мышление, восприятие.
4. Воспитывать любовь к родному городу, району, улице, дому.
Оборудование: презентация: «Я – житель Верх-Исетского района», фотографии достопримечательностей Верх-Исетского района.
Предварительная работа: беседы с детьми по темам «Где я живу», «Мой город»; рассматривание альбомов «Город Екатеринбург», «Старинные дома»; рассматривание картины А. Рыжакова «Мой город».
Ход:
1. Воспитатель:
- Ребята, сегодня я предлагаю вам отправиться в путешествие по родному району. Как называется район, в котором мы живём? (Верх-Исетский).
От истоков ты мне дорог Верх-Исетский!
Здесь в Петровскую эпоху, в давний год –
Это верхисетцу каждому известно –
Начинался город – крепость и завод!
Чтоб о районе много узнать,
на каждой улице надо побывать.
В путешествие вас приглашаю,
на автобусе вас покатаю.
- Проходим в автобус, садимся на места строго по билетам (номера билетов совпадают с номером стула, выбираем водителя, звучит музыка).
- Приехали, это наша первая остановка. (Слайд 1).
2. Воспитатель показывает презентацию.
- История Верх – Исетского района тесно связана со строительством старейшего завода на Урале – Верх – Исетского металлургического. В 18 веке на Среднем Урале активно строятся чугунолитейные, медеплавильные и железоделательные заводы, среди которых в 1726 году по указу Петра 1 был построен Верх-Исетский железоделательный завод, основателем которого были Василий Татищев и Георг Вильгельм де Геннин. (город Екатеринбург основан в 1723 году). На сегодня Верх-Исетский завод единственное предприятие, основанное в XVIII веке, которое сохранилось до наших дней. Сохранились до наших дней старинные производственные корпуса, заводская плотина. С первых дней по настоящее время на заводе трудятся металлурги-мастера металла, в огромных печах – домнах плавят чугун, железную руду, бронзу, сталь. (А так Верх – Исетский завод выглядит в наши дни) (Слайд 2).
- Но из-за нехватки воды Верх-Исетский завод мог остановиться. Поэтому по указу Вильгельм де Геннина в 1725 году в двух верстах от Екатеринбурга была построена запасная плотина, образовавшая Верх-Исетский пруд. (Так выглядит Верх – Исетский пруд выглядит сейчас). (Слайд 3).
- Вокруг Верх-Исетского завода селились люди. В поселке разрослись кузнечные и починочные мастерские. Здесь можно было заказать брички, коляски, телеги, подковать лошадей, починить золотоискательный инструмент, заказать сбрую. Поселок так и назывался – Верх-Исетский. (Слайд 4).
- Какое-то время поселок не входил в состав города и жил самостоятельно. На территории завода была своя больница, школа, библиотека. (Слайд 5).
- От границы Екатеринбурга Верх-Исетский посёлок отделял пустырь, по которому к посёлку шёл Верх-Исетский бульвар.. Единственным зданием бульвара в XIX веке была Верх-Исетская больница, а к началу нового XX века на бульваре появился ипподром, в наше время на его месте располагается парк около Дворца Молодёжи. (Так сегодня выглядит верх-Исетский бульвар и госпиталь после реконструкции, в нем сейчас располагается Синара – центр).(Слайд 6).
- В 1926 году нашему району был присвоен статус района города Екатеринбурга. А имя Верх-Исетский он получил только в 1957 году.
Сегодня Верх-Исетский район – один из семи районов г. Екатеринбурга. (Слайд 7).
Воспитатель:
- Продолжаем наше путешествие к проходной Верх-Исетского металлургического завода. (Слайд 8).
- Кто-нибудь знает, что такое проходная? (Ответы).
- Это помещение, через которое рабочие проходят на территорию завода.
Расположена она на улице Кирова, улице дали такое имя в честь советского партийного деятеля Сергея Мироновича Кирова, прежнее название улицы Проезжая, т. к. по ней можно было проехать к Верх-Исетскому заводу и на берег пруда. (Слайд 8).
- Давайте, ребята, обратим внимание на здание, построенное в 1986 году, которое тоже находится на улице Кирова. В его стенах воспитывались чемпионы Мира, Европы, сильнейшие спортсмены России. (Слайд 9).
- Ребята, как вы думаете, что это за здание?
- Это спортивный центр «Верх-Исетский» - одно из крупнейших спортивных сооружений города. В нем есть бассейн, спортивные секции.
- Посмотрите, еще одно здание, которое находится рядом с Верх-Исетским заводом. построенное в1957 году архитектором В. В. Емельяновым, изначально у входа на постаменте стояла трёхфигурная скульптурная композиция, посвящённая миру, труду и семье скульптуров В. Е. Егорова и П. А. Сажина. (Так этот постамент выглядит сейчас.) (Слайд 10).
- Кто знает, что это за здание?
- Это Дворец культуры и отдыха металлургов Верх-Исетского завода. Во Дворце работала библиотека, был кинотеатр, проводись спектакли для детей и взрослых, проводились танцевальные вечера для жителей Верх-Исетского района. Люди приходили сюда отдыхать и наслаждаться культурой. В наше время это Центр культуры и искусств «Верх-Исетский» - это прекрасная площадка для концертов, спектаклей, выставок, фестивалей искусств и деловых мероприятий. (Слайд 10).
- Перед Дворцом культуры расположена площадь, у нее тоже есть своя история. Сейчас называется площадь Субботников.
- Ребята, как вы думаете, если эта площадь была перед заводом, как она должна была называться? (Слайд 11).
- Ранее она называлась Заводская площадь, она являлась центром Верх-Исетского посёлка. Во время гражданской войны завод очень сильно пострадал – его домны погасли, и чтобы запустить его снова. Требовался невероятный трудовой подвиг. Такими подвигами стали субботники, и в честь которых назвали площадь.
Все значимые здания находились вокруг площади: завод, собор в честь Успения Пресвятой Богородицы. (Слайд 11).
- Слева от Дворца культуры находится мемориал жителям Верх-Исетского района, павшим в годы Великой Отечественной войны. (Слайд 12).
- От проходной завода берёт своё начало улица Заводская. Как вы думаете, почему назвали так улицу? (Слайд 13).
- Сначала она носила название Заводский переулок, так как вела непосредственно к Верх-Исетскому заводу и его предзаводской площади. В 1960-е годы переулок получил статус улицы и современное название улица Заводская. (Слайд 13).
- Ребята, что находиться на этой улице?
- Магазины, жилые дома, поликлиника, больница, наш детский сад. (Слайд 13).
- Улица Заводская пересекает улицу, которую попробуйте узнать по фотографиям. (Слайд 14).
- В честь кого назвали эту улицу? (Ответы детей).
- В 1961 году улица получила своё название в честь русского учёного-историка, государственного деятеля и основателя Екатеринбурга Василия Никитича Татищева. До этого она носила название 1-Ключевская, затем ул. Малышева, ул. Орджоникидзе. Когда-то улица была застроена в основном частным сектором. Сегодня улица Татищева застраивается многоэтажными домами. (Слайд 14).
- Ребята, предлагаю вам прогуляться по улице Татищева.
Физкультминутка «Мы по улице гуляем».
Мы по улице гуляем, (Ходьба на месте)
За природой наблюдаем (Повороты головы)
Вверх на солнце посмотрели, (Поднять голову вверх)
И нас лучики согрели. (Опустить голову вниз)
Птички в гнездышках сидят, (Присесть)
Птички по небу летят, (Встать, взмахи руками)
И по кочкам скачут, (Прыжки на месте)
И никто не плачет! (Улыбнуться)
Воспитатель:
- Продолжаем путешествие по родному району. Садимся в автобус. Едем по улице Татищева. (Звучит музыка).
- Ребята, что вы видите? Куда мы приехали? (Слайд 15).
- Это Центральный стадион, он занимает большую площадь, от улицы Татищева до улицы Репина и улицы Крауля.
- Как вы думаете, зачем футбольному стадиону такая большая площадь? (ответы детей).
- Длина футбольного поля 105 метров, ширина 68 метров, это рекомендуемые размеры.
- Раньше стадион был с футбольным полем и беговыми дорожками. Он был с деревянными трибунами и вмещал всего 5000 тысяч зрителей. И назывался он «Металлург Востока».
В 1957 году был построен на этом же месте новый стадион с новым названием «Центральный», с двумя трибунами на 27 000 тысяч зрителей. Также были построены: теннисные корты, баскетбольная, волейбольная площадка и малая арена для хоккея с мячом.
А после реконструкции к чемпионату мира по футболу в 2018 году обновленный стадион получил название «Екатеринбург Арена» и вмещает 35 000 тысяч человек. Сегодня на стадионе проводятся футбольные матчи, спортивные соревнования, концерты и выставки. (Слайд 15).
- Ну что, ребята, мы возвращаемся в детский сад. Садимся в автобус. Едем по улице Крауля. (Звучит музыка).
- А в честь кого так назвали улицу?
- Изначально, улица называлась пятая Ключевская. Ключевских улиц было девять и все они завершались возле болота. Имеется предположение, что там были ключи, которые использовали местные жители.
- А потом её назвали улица «Рабочего Крауля» в честь работника местной спичечной фабрики, обычный работяга заслужил это тем, что пошёл добровольцем в Красную армию и погиб под Верхотурьем в бою с врагами. Спустя 40 лет, слово «Рабочего» убрали и получили название, которое действует и сейчас.
3. Воспитатель:
- Расскажите, а на каких улицах вы живёте? (Ответы детей). Вот мы и приехали в детский сад.
- Мы с вами узнали много нового и интересного из истории Верх-Исетского района. Вам понравилось наше путешествие?
- Посмотрите, в нашей группе оформлена фотовыставка достопримечательностей Верх-Исетского района. При выставке работает мастерская, где вы можете нарисовать, слепить, построить то, что вам больше всего понравилось. На столах расположено всё необходимое для работы. Вы можете приступать к работе.
Дети работают. Воспитатель проходит, смотрит, подбадривает, советует. Под тихую музыку дети работают. Готовые детские работы выставляются на выставочный стол. Дети вместе с воспитателем рассматривают их и любуются ими.