Таракаенко Светлана
Проект «Умные ручки» с родителями детей средней группы
▼ Скачать + Заказать документы
Паспорт проекта с родителями
Тема: «Умные ручки»
Тип: познавательно-творческий (родительский)
Продолжительность: среднесрочный (3 недели)
Участники: педагоги и родители средней группы
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…» (В. А. Сухомлинский.)
Актуальность темы.
Всестороннее представление об окружающем предметном мире у человека не может сложиться без тактильно – двигательного восприятия, так как оно лежит в основе чувственного познания. Именно с помощью тактильно – двигательного восприятия складываются первые впечатления о форме, величине предметов, их расположении в пространстве. Чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать мелкую моторику рук.
Недоразвитие моторики плохо влияет на формирование и развитие познавательной деятельности детей. Кроме того, мелкая моторика ребенка напрямую связана с полноценным развитием речи. Почему? Наш мозг устроен так, что за определенные операции отвечают отдельные центры. Центры мозга, отвечающие за моторику и речь, находятся рядом и тесно взаимодействуют друг с другом. Развивая мелкую моторику руки, мы активизируем эти отделы мозга и соседние. А соседние, как раз, и отвечают за развитие речи. Таким образом, развитие речи и развитие мелкой моторики руки взаимозависимы.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности.
Ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики (у него подвижные и ловкие пальчики, говорить научится без особого труда, речь будет развиваться правильно. Он умеет логически рассуждать, у него развиты память, внимание, связная речь.
Дошкольник с низким уровнем развития моторики быстро утомляется. Его внимание быстро рассеивается, появляется чувство тревоги. Ему трудно выполнить задания, связанные с письмом, например, обвести какую – либо фигуру. В дальнейшем это может привести к отставанию в учебе.
Поэтому работу по развитию мелкой моторики нужно начинать задолго до поступления в школу, а именно с самого раннего возраста.
Цель проекта: расширение представлений родителей о роли и средствах формирования моторных навыков у дошкольников с ОВЗ.
Задачи:
• познакомить родителей с особенностями развития моторной сферы у дошкольников;
• создать условия для активного включения родителей в поиск информации о формах и способах развития моторики у детей;
• мотивировать родителей к самостоятельному поиску средств и материалов для развития моторных навыков у дошкольников;
• способствовать овладению родителями практическими навыками использования игрового, в т. ч. нестандартного оборудования для развития моторики у детей;
• создать в семье благоприятные условия для развития мелкой моторики рук ребёнка;
• совершенствовать предметно – развивающую среду группы посредством привлечения родителей к созданию игр и пособий на развитие моторных навыков у дошкольников;
• создавать условия для объединения детско-родительского сообщества.
Ожидаемые результаты:
У родителей:
• Повысится осведомленность об особенностях развития моторной сферы у дошкольников;
• Увеличится степень активности в поиске информации о формах и способах, средствах и материалах для развития моторных навыков у дошкольников;
• Овладеют практическими навыками использования игрового, в т. ч. нестандартного оборудования для развития мелкой моторики у детей;
• В семье будут созданы благоприятные условия для развития мелкой моторики рук ребёнка.
У педагогов:
• Повысится педагогическая компетенция в вопросе развития моторной сферы детей;
• Пополнится предметно – развивающая среда группы посредством привлечения родителей к созданию игр и пособий на развитие моторных навыков у дошкольников;
• Укрепятся взаимоотношения между педагогами и родителями.
План работы.
1. Подготовительный этап.
Цель: Создать мотивацию для вовлечения родителей в проектную деятельность, выявить знания по вопросу развития моторики у детей.
1. Анкетирование родителей по теме «Развитие мелкой моторики у дошкольников».
2. Дискуссия о проблеме моторного развития детей.
3. Подготовка методического материала по реализации проекта:
• Папка-передвижка «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук».
• Консультация «Развитие мелкой моторики у детей».
• Памятка для родителей «Виды деятельности, формы и приемыпо развитию моторной сферы для занятий с детьми».
• Выставка статей «Моторное развитие в жизни ребенка».
2. Основной этап реализации проекта.
Цель: знакомство родителей с формами и способами развития моторных навыков у детей через вовлечение их в практическую деятельность.
№п/п Содержание (формы работы, задачи) Участие родителей
1 Консультация для родителей на тему: «Развитие мелкой моторики у детей». (Знакомство с понятием «моторика», ее видами, ролью в развитии детей, в том числе речевом). Просмотр видеоролика «Как мы играем и ручки развиваем в детском саду». Задание: подобрать информацию об играх на развитие моторики
2 Круглый стол «Играем, пальчики развиваем»
(Родители обмениваются найденной информацией, знакомятся с вариантами игр и пособий). Обмен информацией, проигрывание игр
3 Семинар-практикум «Нестандартное оборудование для развития мелкой моторики у детей». (Педагог знакомит родителей с использованием нетрадиционного оборудования и способами его использования для развития мелкой моторики.) Задание: придумать игру и подобрать материалы для ее проведения
4 Организация выставки пособий по развитию мелкой моторики рук.
5 Родительский мастер-класс «Я научу вас играть».
(Обмен опытом проведения игр на развитие моторики между родителями).
Обсуждение формы проведения итогового мероприятия по проекту (презентации игр для детей) Задание: принести фото на тему «Играем всей семьей»
Выбор формы работы по презентации проекта
6 Работа творческой группы по написанию и подготовке досуга с детьми
7 Конкурс на лучшее оборудование для развития мелкой моторики Подведение итогов с помощью детско-взрослого голосования
3. Заключительный этап.
1. Онлайн опрос «Проект: за и против»
2. Фотоотчет «Играем всей семьей»
3. Выставка пособий «Развиваем пальчики, развиваем речь», созданных родителями.
Продукты проекта:
Методические разработки:
• Консультация «Развитие мелкой моторики у детей»
• Памятка для родителей «Виды деятельности, формы и приемы по развитию моторной сферы для занятий с детьми»
• Круглый стол «Играем, пальчики развиваем»
• Семинар-практикум «Нестандартное оборудование для развития мелкой моторики у детей».
• Конспект вечера досуга «Что умеют наши ручки»
• Папка-передвижка «Дидактические игры и упражнения для развития мелкой моторики рук».
• Памятка «Статьи о моторном развитии».
Практические материалы:
• Игры и пособия по развитию мелкой моторики рук
• Картотека игр и упражнений.
• Фотоальбом «Играем всей семьей»
Презентация проекта: детско-родительский досуг «Что умеют наши ручки»
Результаты проекта:
Родители:
• Активные участники проектной деятельности;
• Имеют знания по развитию мелкой моторики у дошкольников;
• Овладели практическими навыками использования игрового, в т. ч. нестандартного оборудования для развития мелкой моторики у детей;
• Получили навык обмена информацией, проведения мастер-класса «Я научу вас играть»;
• Приняли активное участие в конкурсе пособий на развитие мелкой моторики;
• Помогли пополнить РППС группы играми и пособиями на развитие мелкой моторики;
• В семье создали благоприятные условия для развития мелкой моторики рук ребёнка.
Педагоги:
• Организаторы образовательного процесса;
• Повысили профессиональную компетенцию по реализации проектной деятельности, по вопросу развития мелкой моторики у дошкольников;
• Пополнили РППС по теме «Развитие мелкой моторики у детей среднего дошкольного возраста».
Развитие мелкой моторики рук у ребенка - очень важная задача для родителей и воспитателей. В ходе данного проекта родители получают необходимые знания по данной теме, понимают значимость ручной умелости и становятся информированными в вопросе развития мелкой моторики детей дома.
У детей повышается интерес к различным упражнениям, играм с мелкими предметами, тренажёрами; дети с удовольствием используют пальчиковые игры в своей деятельности, сочетая их с речевой активностью.
Целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию детских способностей, положительно влияет на речь, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка.
Список используемой литературы:
1. Анищенкова Е. С. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников». М. : АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.
2. Зажигина О. А. «Игры для развития мелкой моторики рук с использованием нестандартного оборудования». ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
3. Новикова Е. Ф. Развитие мелкой моторики дошкольников. Практические рекомендации. 2-7 лет. ФОП. ФГОС. 2024 г.
4. «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников» Анищенкова Е. С. -М. : АСТ: Астрель; Владимир: ВКТ, 2009.
5. Светлова И. Е. Развиваем мелкую моторику и координацию движений рук. – М. : Детство-Пресс, 2012.
6. Смирнова Е. А. Система развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста. – СПб. : Детство-Пресс, 2013.
7. Солнцева Е. А. 200 упражнений для развития общей и мелкой моторики. – М. : АСТ, 2011.
8. Ткаченко Т. А. Развиваем мелкую моторику. М. : Эксмо, 2007.