Березюк наталья
Познавательно-игровой проект в детском саду «Умные пальчики» для детей младшей группы
▼ Скачать + Заказать документы
Познавательно-игровой проект в детском саду «Умные пальчики» для детей младшей группы
Движения руки всегда тесно связаны
с речью и способствуют ее развитию.
В. М. Бехтерев
Актуальность проекта :
Много лет назад ученые доказали, что развитие мелкой моторики (гибкости и точности движений пальцев рук) и тактильной чувствительности - мощный стимул развития у детей всех психических процессов. Малыши, у которых лучше развиты мелкие движения рук, имеют более развитый мозг, особенно те его отделы, которые отвечают за речь. В. А. Сухомлинский писал: «Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев. Чем больше уверенности в движениях детской руки, тем тоньше взаимодействие руки с орудием труда, сложнее движения, ярче творческая стихия детского разума. А чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее…» Ведь пальцы рук наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Если движения малыша соответствуют возрасту, то и речь соответствует возрасту.
Публикация «Познавательно-игровой проект в детском саду „Умные пальчики“ для детей младшей группы» размещена в разделах
Восприятие мира ребенком идет через чувства и ощущения. Дети доверчивы и непосредственны, легко включаются в совместную с взрослыми практическую деятельность, с удовольствием манипулируют различными предметами. В условиях реализации ФГОС обучение детей производится в игре, так как игра составляет основное содержание жизни ребенка дошкольного возраста и является его деятельностью и соответственно развитие мелкой моторики должно осуществляться с помощью различных игр, игровых упражнений.
Вид проекта : познавательно- игровой, творческий, развивающий.
Срок проекта : 1 год
Участники проекта : воспитатели, дети, родители.
Цель проекта : организация системы работы, направленной на развитие мелкой моторики рук детей младшего дошкольного возраста посредством пальчиковых игр и упражнений, привлечение родителей к развитию моторики пальцев рук детей в домашних условиях
Задачи проекта :
- разучить с детьми пальчиковые игры и упражнения;
- развивать мелкую моторику пальцев рук у детей посредством дидактических, пальчиковых игр, игровых упражнений;
- развивать речь, внимание, воображение, память у младших дошкольников;
- пополнять развивающую предметно-пространственную среду группы играми и пособиями для развития мелкой моторики;
- просвещать родителей о необходимости развития мелкой моторики у детей;
- помочь родителям создать дома условия для развития мелкой моторики малышей в домашней обстановке.
Предполагаемый результат:
• развита мелкая моторика рук у детей;
• положительная динамика в развитии речи детей;
• у воспитанников стало более развито внимание, мышление, память, воображение;
• проявление интереса у детей к пальчиковым играм;
• в группе пополнена ППРС играми и пособиями для развития мелкой моторики;
• активное участие родителей в создании условий для развития мелкой моторики у детей.
Этапы проекта :
1 Подготовительный этап:
• Определение темы, целей и задач, содержания проекта, прогнозирование результата.
• Обсуждение с родителями проекта.
• Изучение методической литературы по данной теме:
О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель», 2001 год).
С. Шанина «Играем пальчиками, развиваем речь» (Москва «Классик», 2008 год); «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения» (Москва «Классик», 2008 год) и другая
• Оформление стенда для родителей:
«Значение развитие моторики рук для речевой активности ребенка»
«Пальчиковые игры с детьми»
• Подготовка наглядного материала: письменных консультаций, стендов информации, выставки детских работ.
• Привлечение родителей к участию в конкурсах, к изготовлению игр, пособий, пальчикового театра.
2 этап. Основной
План проекта
Октябрь
1. Игровое упражнение «Волшебный песок» (рисование на песке пальцем)
2. Д/упражнение «Листопад» (порвать на мелкие кусочки листы цветной бумаги желтого, красного и оранжевых цветов)
3. Пальчиковые игры : «Осенние листья», «Осенний, осень к нам пришла», «Осень»
4. Д/упражнение «Рисуем осенний дождь» (изображение прямых линий)
Ноябрь
1. Игры со шнуровкой
2. Пальчиковые игры : «Заяц и кочан капусты», «В корзиночке», «Заготавливаем капусту», «Варим компот»
3. Рисование фруктов, овощей, грибов пальчиками, используя гуашь
4. Д/игра «Бусы» (нанизывание бус из ягод)
Декабрь
1. Пальчиковые игры «Мы во двор пришли гулять», «Снеговик», «Елка»
2. Упражнение с использование кинезотеропии «Колечко»
3. Рисование по трафаретам, штриховки.
4. Коллективная работа «Елка» (рисование ладошками)
Январь
1. Массаж «Я катаю шишку» (массаж ладоней, пальцев рук)
2. Д/игра «Тропинка в лес» (выкладывание дорожки из семечек)
3. Пальчиковые игры : «Повар», «Строители», «Почтальон»
4. Игры с водой «Достань что скажу»
Февраль
1. Игровое упражнение «Лепим снежки», «Снеговик» (из соленого теста)
2. Д/игра «Строители» (выкладывание домика из счетных палочек»)
3. Игровое упражнение «Золушка» (сортировка белой и красной фасоли)
4. Упражнение с использованием кинезотерапии «Знакомство»
Март
1. Игры с массажным мячом.
Упражнение с использованием кинезотерапии «Лезгинка»
2. Пальчиковая гимнастика «Прятки», «Ладошки»
3. Д/игра «Бусы» (нанизывание бус и пуговиц)
4. Лепка «Ежик»(спички, пластилиновый комочек)
Апрель
1. Пальчиковый театр «Колобок»
2. Подвижные игры «Ловим мыльные пузыри»
3. Игры с мозаикой
Упражнение с использованием кинезотерапии «Дорожка»
4. Рисование пальчиками.
Заключительный этап
Анализ проделанной работы, итоговое мероприятие по проекту :
Развлечение «Солнышко и веселые пальчики»
Работа с родителями
1 Анкетирование по развитию мелкой моторики
Консультация для родителей «Что такое кинезотерапия»
2. Папка- передвижка "Игры на развитие мелкой моторики"
3. Беседа «О необходимости развития мелкой моторики»
4. Консультация: игры с карандашом, крупой, бусами, орехами.
5. Консультация для родителей: игры со счётными палочками.
6. Консультация для родителей на тему «Развитие мелкой моторики»
7. Оформление фотовыставок «Говорящие пальчики», «Пальчиковые сказки»
8. Выставки детских работ «Ваза из фасоли»
9. Мастер- класс для родителей «1, 2, 3, 4, 5-вышли пальчики гулять»
Перечень используемой литературы:
1) Шанина С. Е., Гаврилова А. М. Играем пальчиками - развиваем речь. Москва: «Риполплассик», 2008;
2)] С. Шанина С. Е. «Формирование мелкой моторики рук. Игры и упражнения». Москва: «Риполплассик», 2008;
3) Навицкая О. П. Ум на кончиках пальцев. Веселые пальчиковые игры. Маленькие под-сказки для родителей. Москва: «Сова», 2006;
4) Данилова Л. Пальчиковые игры. Москва: «Росмэн», 2008;
5) Драко М. В. Развивающие пальчиковые игры. Минск: «Попурри», 2009;
6) Хвастовцев А. Умные ручки. Пальчиковыепотешки для детей от 3 месяцев до 7 лет. Новосибирск: «Сибирское университетское издание», 2008;
7) Анищенкова Е. С. Пальчиковая гимнастика. Пособие для родителей и педагогов. Владимир: «Астрель», 2006;
8) О. Н. Новицкая «Веселые пальчиковые игры» (Москва «Астрель», 2001 год)
9) А. Хворостовцев «Умные ручки» (Новосибирск, 2008 г.) и другая. Подготовка наглядного материала:
10) Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы»/ Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. - М. : МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2010.