Татьяна Семеняко
Проект «Угольные карандаши». Рисование углем
▼ Скачать + Заказать документы
Участники
: Дети старшей группы, учитель ИЗО, воспитатели.
Сроки реализации проекта
: 1 неделя.
Тип проекта
: групповой, краткосрочный, исследовательско-творческий.
Интеграция с другими образовательными областями:
Здоровье, коммуникация, познание.
Актуальность проекта:
В старшей группе детского сада интерес детей к изобразительной деятельности все более развивается. Обогащается сенсорный опыт, развиваются органы восприятия. Дети приобщаются к изобразительному искусству. Расширяется представление о книжной графике и ее выразительных средствах. Ребята 5-6 лет знакомы с такими изобразительными материалами, как карандаши, краски - гуашь и акварель, фломастеры, мелки восковые. Однако на этом их познания, в основном, заканчиваются. Я решила познакомить детей с угольными карандашами и их выразительными возможностями, используя проектный метод: модель трех вопросов и решение проблемы.
Публикация «Проект „Угольные карандаши“, Рисование углем» размещена в разделах
- Проекты. Проектная деятельность
- Рисование углем
- Рисование. Все материалы
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» февраль 2013
Проблема:
Угольным карандашом рисуют. Но он всегда черного цвета и сильно пачкается. Что можно нарисовать угольным карандашом и зачем?
Цель проекта:
Познакомить детей с новым изобразительным материалом – угольными карандашами и возможностью их применения.
Задачи:
- Расширять кругозор детей, развивать познавательную сферу, фантазию.
- Формировать способность нахождения знаний для дальнейшего самостоятельного их применения (самостоятельная художественная деятельность)
- Учить создавать в рисунке образ предмета с помощью угольного карандаша и рассказывать о настроении.
- Учить использовать для рисования углем 2 способа: рисование концом угля для тонких линий и боком, плашмя для закрашивания большой поверхности.
Материалы и оборудование:
ТСО: ноутбук, слайды с изображением наскальных рисунков и древнего человека.
Иллюстрации, рисунки детей с изображением разных деревьев зимой, образец рисунка, выполненный педагогом.
Угольные карандаши, восковые мелки, белая и тонированная бумага формата А4.
Ожидаемые результаты проекта:
1. Дети расширят свой кругозор, узнают новый изобразительный материал, его историю, выразительные возможности.
2. Научатся разным способам рисования угольным карандашом для достижения большей выразительности рисунка или отдельного образа.
3. С помощью полученных знаний смогут создавать творческий продукт в самостоятельной деятельности.
План проекта:
1. Идея проекта: Познакомить детей с угольным карандашом. Интересующие вопросы: зачем нужен угольный карандаш? Что можно нарисовать с его помощью?
2. Форма реализации проекта: занятия и совместная деятельность детей и родителей (рисование дома).
3. Сбор информации.
Фазы проекта:
Фаза проектирования
Концептуальная стадия. Модель трех вопросов:
ЧТО ЗНАЕМ? Название материала.
ЧТО ХОТИМ УЗНАТЬ? Зачем нужен материал. Что можно нарисовать с его помощью.
КАК УЗНАТЬ? С помощью взрослого, в самостоятельной деятельности.
Стадия моделирования. Выбор оптимальной модели решения задачи: занятие рисованием, содержащее познавательную беседу.
Определение конечного результата (что мы хотим сделать)
1. Научиться рисовать угольным карандашом.
2. Создать альбом рисунков, выполненных в самостоятельной деятельности.
Стадия конструирования.
Исследование условий. Определение пошаговой деятельности.
Деятельность учителя ИЗО: разрабатывает конспекты занятий, готовит материалы и оборудование.
Деятельность детей: изучают новый материал, его изобразительно-выразительные возможности. Занимаются самостоятельным творчеством.
Деятельность воспитателей: Создают условия в группе для самостоятельной творческой деятельности детей.
Технологическая фаза.
Организация работы по плану.
Сбор информации и оформление альбома.
Рефлексивная фаза.
Презентация альбома: демонстрация детям подготовительной группы с рассказом об угольных карандашах. Дети рассказывают о способах рисования, чему научились и о своих впечатлениях.
Достигнутые результаты:
Дети познакомились с новым изобразительным материалом, его историей, выразительными возможностями.
Научились разным способам рисования угольным карандашом: концом карандаша и боковой стороной для достижения большей выразительности рисунка.
С помощью полученных знаний дети создали рисунки углем в самостоятельной деятельности на темы: «Пушистые и колючие животные», «Ночное небо», «Ночной город», «Космос».
Приложение:
Конспекты занятий -2 шт., фото.
Конспект занятия по рисованию "ЗИМНЕЕ ДЕРЕВО"
Проблема: Зачем нужны угольные карандаши?
Игровая мотивация: Станем художниками и найдем ответ
Цель: Эксперимент: выполнение рисунка углем и определение его изобразительно-выразительных возможностей.
Программные задачи:
Учить создавать в рисунке настроение и образ предмета, находить красивое композиционное решение (например: одно дерево на всем листе). Познакомить детей с изобразительным материалом – углем, показать его выразительные возможности. Учить использовать для рисования углем 2 способа: рисование концом угля для тонких линий и боком, плашмя для закрашивания большой поверхности.
Материалы:
Листы бумаги белые формата А4, уголь. У педагога – образцы рисунков с изображением зимнего дерева, выполненные разными материалами: мелками, красками и углем.
Предварительная работа:
Прогулки и наблюдения, беседы о деревьях зимой, рисование деревьев карандашами и красками.
Содержание занятия:
Педагог просит детей перечислить все, чем можно рисовать на бумаге. Дети перечисляют: КАРАНДАШИ, ФЛОМАСТЕРЫ, МЕЛКИ, ГУАШЬ, АКВАРЕЛЬ. Затем педагог демонстрирует детям рисунки деревьев, выполненные разными материалами. Дети определяют, чем нарисованы разные картинки. Рисунок, сделанный углем, педагог показывает последним. Просит узнать, чем нарисовано дерево. Дети высказывают предположения. Учитель открывает коробку с угольными карандашами и предлагает детям их рассмотреть, потрогать.
- Ребята, как вы думаете, что это? (Ответы детей).
- Это уголь, угольные карандаши для рисования. Вот это дерево нарисовано углем. И все, что есть на рисунке, нарисовано тоже углем. Пойдемте к мольберту, я покажу, какими способами можно рисовать улем. (На мольберте осуществляется показ способов рисования концом угля и боковой стороной)
Углем надо рисовать очень осторожно, так он сильно пачкает руки и бумагу. Наш рисунок готов. Он очень простой, черно-белый.
- Как вы думаете, ребята, зачем вообще нужен уголь для рисования, если есть другие материалы – цветные карандаши, яркие краски? Дети высказывают свои мнения, рассуждают.
- Точного ответа вы дать не можете? Тогда, чтобы понять, зачем люди придумали уголь для рисования, я предлагаю вам нарисовать с его помощью зимнее дерево. В конце занятия мы вместе узнаем ответ.
Дети рисуют зимнее дерево.
Итог занятия.
- Все рисунки готовы. Внимательно посмотрите на ваши рисунки и на те, которые я показывала в начале занятия. Что в них общего? - ДЕРЕВЬЯ. Чем отличаются рисунки? – ОДНИ ЧЕРНО-БЕЛЫЕ, ДРУГИЕ ЦВЕТНЫЕ. Какое настроение вызывают у вас цветные рисунки? - ХОРОШЕЕ, ВЕСЕЛОЕ, РАДОСТНОЕ. Почему? ПОТОМУ ЧТО НЕБО СИНЕЕ, СНЕГ БЕЛЫЙ – ЭТО ОЧЕНЬ КРАСИВО. А что вы чувствуете, глядя на черно-белые деревья? ГРУСТЬ. Почему так получается, как вы думаете? ДЕТИ РАССУЖДАЮТ: ВСЕ ЧЕРНОЕ, СЕРОЕ, ХМУРОЕ. Педагог наводящими вопросами помогает сделать вывод о том, что настроение в рисунке зависит от цвета.
- Взгляните повнимательнее: рисунок сделан ТОЛЬКО ЧЕРНЫМ ЦВЕТОМ, но как много можно увидеть в нем! Целая история: черное дерево стоит в поле под серым зимним небом. Дереву холодно и одиноко. Оно дремлет, ожидая, когда придет весна и прилетят птицы. Погода хмурая, пасмурная. Наверное, завтра пойдет снег. Тогда дерево укроет снегом, как одеялом, и будет уже не так грустно.
- Ну что ж, ребята, вы поняли, зачем нужен уголь для рисования? ДА!
Конспект занятия по рисованию углем на мятой бумаге "ПЕРВОБЫТНЫЕ РИСУНКИ"
Проблема:
Кто придумал рисовать углем? Что можно нарисовать угольным карандашом?
Игровая мотивация: Путешествие на машине времени
Цель: Эксперимент: выполнение рисунка углем и определение его изобразительно-выразительных возможностей.
Задачи:
Учить создавать предметное или сюжетное изображение в стиле «наскальной живописи» первобытных людей. Закрепить умение детей рисовать углем разными способами: концом угля и боковой стороной; учить регулировать силу нажима. Расширять кругозор детей, развивать фантазию.
Материалы:
Листы бумаги белые и тонированные в пастельные тона формата А4, уголь. У педагога – фото наскальных рисунков первобытных людей, ноутбук для демонстрации фото.
Содержание занятия:
Педагог: На прошлом занятии мы с вами узнали, что такое уголь и зачем он нужен. Но скажите, что еще можно нарисовать угольным карандашом? (Предположения детей) Для ответа на этот вопрос мы отправимся в путешествие на… МАШИНЕ ВРЕМЕНИ! Вы согласны? Тогда в путь. Давайте сядем поудобней, закроем глаза, произнесем волшебные слова, которые вы знаете. (Дети предлагают варианты)
Педагог открывает ноутбук, рассказывает и показывает фото.
Давным-давно это было. На нашей зелёной планете, где уже жили разные животные и птицы, появился человек. Откуда он появился? Произошёл ли от обезьян, прилетел ли из космоса – мы не знаем. Но он всё-таки появился. И был он вот такой, наш далёкий предок. (Показ картины с изображением первобытного человека.) У человека не было ни острых зубов, ни когтей, да что там говорить – у него не было ни телефонов, ни телевизоров. Даже не было дома, посуды. И одежды! Посмотрите, во что был одет древний человек? (Дети: в шкуру.) Почему человек одевался так? (Дети размышляют) Да, тогда не было ни фабрик, ни заводов, и человеку приходилось всё делать своими руками. А кто догадается, зачем ему шкура? А вам для чего ваша одежда? (Дети: защита от холода.) Как спасался первобытный человек от холода, мы догадались. Может быть, вы сможете догадаться, что ещё нужно было человеку, чтобы выжить? (Наводящие вопросы воспитателя. Ответы детей.) Конечно, ему нужна была вода, еда и жилище. Попить он мог из речки или ручейка. Что же он ел? (Дети: ягоды, траву, мясо).
Молодцы! Сейчас мы с вами превратимся в первобытных людей и отправимся на лесную поляну собирать ягоды. По команде – начинаем собирать ягоды, кто соберёт больше – станет самым ловким собирателем ягод. Приносите свою «добычу», кладите в миску.
А где мог жить первобытный человек? (Дети: в пещере) Но вот человек поел. Прилег в пещере на мягкую шкуру, поспал. А что делать потом? Музыку не послушаешь, телевизор не посмотришь, книжку не прочтешь. Что делать? (Размышления детей)
- Человек стал… РИСОВАТЬ! На чем? На стене пещеры. А чем? Карандашей нет, и красок. А вот уголек от сгоревшего костра оставляет хороший черный след! (Показ фото с изображением наскальных рисунков). Чего и кого тут только нет! А вы что увидели? Дети перечисляют: деревья, люди, животные.
Ну что ж, у машины времени заканчивается топливо, пора возвращаться!
Ребята, давайте мы о нашем путешествии расскажем так, как сделал бы это первобытный человек – нарисуем, что видели. Вы согласны?
Тогда за работу! (Дети подходят к столам). Бумагу мы сделаем «старой» - сомнем ее. Вот так (показывает, развернем и разгладим. Теперь бумага стала похожа на стены пещеры. А вот и уголь – как в древние времена. Нарисуйте им все, что видели, по желанию.
Дети рисуют. Педагог руководит деятельностью детей, используя советы, указания, похвалу.
Итог:
Выставка детских работ. Педагог: Что нового вы узнали в путешествии на машине времени? Ребята, можно ли, глядя на ваши рисунки, догадаться, куда мы путешествовали? А вам понравилось путешествие? Рисунки мы оформим как альбом «Путешествие на машине времени»