Галина Ворошилова
Проект «Учебно-опытный участок»
▼ Скачать + Заказать документы
Красота цветов неоспорима,
они прекрасны в любое время года.
Цветы являются одним из вечных символов добра - это чудо, которое создается руками человека и ярким палящим солнцем, дающим возможность растениям произрасти в земле.
В современных условиях проблема экологического воспитания дошкольников приобретает особую остроту и актуальность. Именно в период дошкольного детства происходит становление человеческой личности, формирование начал экологической культуры. Поэтому очень важно разбудить в детях интерес к живой природе, воспитывать любовь к ней, научить беречь окружающий мир.
Публикация «Проект „Учебно-опытный участок“» размещена в разделах
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Проекты, проектная деятельность
- Оформление детских садов
- Проекты по благоустройству территории участков детских садов
- Проекты, проектная деятельность
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» август 2020
Очень важно воспитывать у наших детей ответственное отношение к природе, необходимо сделать воспитательную работу незаметной и привлекательной для детей, через мультфильмы, дидактические игры, физминутки, стихи, слушанье музыки, рассматривание картин цветов и т. д.
Тема проекта выбрана не случайно, ведь цветы окружают нас круглый год, принося радость всем. Их аромат прекрасен, а видов цветов великое множество.
Цветы – это не только красота, но и часть живой природы, которую надо беречь и охранять, и, конечно же, знать. Знать строение цветка, его внешний вид, особенности, целебные свойства.
Цветы – сама жизнь. Насколько бедны оказались бы мы, не будь на земле цветов. При ознакомлении детей с природой мы, взрослые, стремимся дать образец гуманного отношения ко всему живому, чтобы ребенок понимал, что у каждого объекта есть свое место в природе и свое назначение. Сорвать цветок может каждый, а вот сказать, какой цветок сорвал, далеко не все. Учитывая то, что детям необходимо «живое» общение с природой, наблюдения и практическая деятельность в природе, был разработан познавательно-исследовательский- творческий проект.
Руководитель Учебно-опытной работы : воспитатель младшей группы Ворошилова Г. А.
Цель проекта : Развитие интереса воспитанников к изучению растений; Сформировать у детей представление о разнообразии растений, и использовании их человеком в целях украшения.
Задачи проекта : Формирование экологической культуры детей; Формирование интеллектуальных и практических умений связанных с проведением наблюдений и опытов; Способствование расширению представлений детей о растениях; Формирование практических умений по выращиванию растений и уходу за ними; Формирование у воспитанников ответственного отношения к труду, к окружающей среде, к деятельности по её сохранению и улучшению; Развитие эстетических чувств дошкольников; Развитие интереса дошкольников к профессиям, связанным с выращиванием растений. вариативность использования образовательного материала, позволяющая развивать творчество в соответствии с интересами и наклонностями каждого ребенка; закрепить представление о названии и об основных частях растений, учить видеть их характерные особенности; познакомить детей с приемами посадки; вызвать интерес к посадке семян;
формировать у детей интерес и бережное отношение к растениям, желание помочь педагогу в уходе за ними; упражнять ребят в умении описывать растения и сравнивать их между собой; вызвать радость от красоты цветущих растений; развивать речь, память, внимание, восприятие и мышление. Расширять представления детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями в области агроэкологии; Развитие у детей исследовательских компетенций: анализ, классификация, сравнение, обобщение; Формирование интеллектуальных и практических умений, связанных с выращиванием растений и уходом за ними, проведением наблюдений и опытов, с оценкой экологического состояния окружающей среды. Формирование у детей ответственного отношения к труду, к окружающей среде, к деятельности по ее сохранению и улучшению; Знакомство детей с профессиями, связанными с выращиванием растений. Дальнейшее совершенствование организации содержания образовательной деятельности на учебно-опытных участках с учетом реализации учебных программ, стимулирование работы образовательных учреждений в укреплении учебно - материальной и производственной базы учебно-опытных участков; Привлечение внимания населения, родителей и общественности к проблеме учебно-опытных участков образовательных учреждений и их охраны, вопросам озеленения и благоустройства территорий образовательных учреждений
Назначение УОУ: Учебно-опытный участок создается для выращивание цветочных культур; для наблюдений, УОУ занимает важное место в познании детьми природы, в воспитании у них интереса к природе родного края и формирования любви и бережного отношения к ней. Учебно-опытный участок – это лаборатория под открытым небом, в которой проводятся наблюдения и практические занятия сельскохозяйственному труду, работа с экспериментированием и опытнической деятельности; Воспитание любви к земле, уважения и интереса к сельскохозяйственному труду; Экологического воспитания; Эстетического воспитания.
Структура УОУ: На учебно-опытном участке организован отдел :
• цветочно-декоративный.
Учебно-опытный участок обеспечивается необходимым инвентарём. Вокруг участка создаётся изгородь из зелёных насаждений. Участок обеспечивается водой для полива растений. Вокруг ДОУ организован садово-парковый комплекс. Высажены деревья: берёза, липа, каштан, акация. Кустарники: сирень, рогидрон. Деревья и кустарники высажены по периметру ДОУ и прогулочных участков.
Карта -схема УОУ:
1,5,6,8,13,11,20,21-Хоста.
12- Плющ.
10. –Бархатцы.
15,14,4,3,2,7,- Бегония.
9-Папоротник.
16-Львиный зев.
18-Бегония.
19-Анютины глазки.
Технологическая карта по выращиванию сельско -хозяйственных культур:
1. Подготовка семян и луковиц к посеву.
2. Проращивание семян
Высаживаем луковицы в ранней весной на хорошо освещённый солнцем участок. Почва должна быть рыхлой, хорошо пропускающей воду, питательной и чистой от сорняков. Луковицы высаживаем на глубину, превышающую её высоту в 3 раза. В течение лета почву поддерживаем во влажном состоянии, вносим подкормки, удаляем сорняки. Под донце обязательно подсыпаем песок, чтобы луковица не гнила. Расстояние между луковицами 20-30 см. В течение лета уход за тюльпанами заключается в следующем: поливы редкие, но обильные, ведь глубина корней приличная, надо почву до них промочить. Обязательно неглубокое рыхление почвы после каждого полива; подкормки. Осенью все стебли обрезаем под корень и убираем с участка, чтобы на почве не осталось вредителей или инфекции. Осенью все стебли обрезаем под корень и убираем с участка, чтобы на почве не осталось вредителей или инфекции.
Познавательные занятия (природный и социальный мир, развитие речи, аппликация, конструирование, лепка, рисование, музыка)
Экскурсии.
Дидактические и развивающие игры,
Самостоятельная деятельность детей в групповых уголках
Индивидуальные занятия с детьми
Слушание музыки
Разучивание танцев
Проведение консультаций для родителей
Мастер – класс «Цветы»
Календарный план опытнической работы с растениями:
Цветник Предпосевная обработка почвы Апрель
5-7
Посадка рассады однолетников Апрель
Посадка в грунт однолетних и многолетних культур
Уход Май-август
Сбор семян Август-октябрь
Примерный перечень основных сезонных работ
План работы на участке в 2018 году.
Январь
Подготовка почвы под рассаду.
Приобретение удобрений, покупка защитных средств от вредителей Февраль
Подготовка ящиков и горшочков для рассады.
Март
Посев луковичных растений (тюльпанов, нарциссов.)
Подготовка инвентаря. Апрель
Посев и выращивание рассады бархатцев.
Уход за луковицами цветов.
Май
Обработка почвы: вскапывание, подготовка клумб. Высадка рассады бархатцев в грунт. Посадка тюльпанов и нарциссов в грунт; Уход за ними. Июнь
Уход за цветочными культурами: полив, прополка. Июль
Уход за цветочными культурами. Август
Подкормка цветочных культур.
Срезка и подготовка клумб к 1 сентября. Уборка луковичных растений.
Сентябрь
Приведение в порядок всего садового инвентаря.
Сбор семян бархатцев. Октябрь
Уборка растительных остатков (однолетников с клумб). Обработка почвы. Ноябрь
Подготовка и уборка садового инвентаря. Декабрь
Составление перспективного плана: сорта для посадки цветов, создавая клумбы; Знакомство с огородом.
Материально техническая база УОУ: Участок хорошо освещён солнцем, примыкает непосредственно к зданию д/сада, что даёт возможность, не нарушая расписания НОД, затрачивать минимум времени на переход к участку для выполнения практических работ.
В целях правильного использования земельной площади, повышения плодородия почвы, рациональной борьбы с сорняками и получения высоких урожаев во всех основных отделах организуются севообороты.
Ручной сельскохозяйственный инвентарь и вспомогательное оборудование.
Для организации работы на участке имеется сельскохозяйственный инвентарь, соответствующий по размерам возрасту детей, для работы: всевозможные типы лопат, граблей, и другого сельскохозяйственного инвентаря. Помимо ручного сельскохозяйственного инвентаря на участке имеется вспомогательное оборудование: рассадные ящики, вёдра, лейки, коробочки для сбора семян.
Подсобные помещения.
Для хранения и текущего ремонта ручного инвентаря есть подсобное помещение. Вдоль стен сооружены кронштейны для размещения лопат, мотыг, граблей, выделено место для хранения посадочных ящиков, носилок, ящиков. Каждый вид инвентаря имеет своё постоянное место, обозначенное этикеткой.
Ограждение.
На участке высажены сирень, березы, каштаны, клены. Участок расположен по отношению к зданию так, что его не затеняет окружающая застройка. Озеленение детского сада– работа непростая. Требуются совместные усилия педагогов, детей и их родителей. Цветочно-декоративные растения помимо познавательной роли имеют и большое эстетическое значение. Они размещены в различных местах участка – у главного входа, вдоль дорожек. При подборе состава растений и их сочетании в насаждениях учитываем, что зелёные растения – прекрасное средство защиты от неблагоприятных климатических факторов (ветров, сухости воздуха, резких температурных колебаний,а также средство улучшения санитарно-гигиенических условий села (улучшение состава воздуха, очистка от болезнетворных микроорганизмов, от пыли, шума).
МАТЕРИАЛЫ И ОБОРУДОВАНИЕ
Материально-техническое:
Компьютер, канцелярские принадлежности, горшочки, баночки, индивидуальные блюдца для экспериментов, салфетки, вата, ткань с рисунком цветов, ножницы, проволока, садово-огородный инвентарь, рассадники. Стихи, пословицы, веночки с цветочками, музыкальная аппаратура, диск с подборками детских песен, ромашка большая, корзинка, мелки цветные, бумага, гуашь, мелки восковые, карандаши, ватные палочки, разноцветные камешки, клей - карандаш, набор демонстрационных картинок «Полевые цветы», подборка детских книг о растениях (для выставки в группе, набор фотографий, картинок «Природа родного края»
Методический инструментарий.
Наглядный материал:
Цветы живые, на иллюстрациях, сделанные из разных материалов;
Дидактические игры;
Настольно-печатные игры;
Развивающие игры;
Альбом «Комнатные цветы.»
Оснащение природным и бросовым материалом;
Подготовка развивающей среды для самостоятельной деятельности:
Материалы для продуктивной деятельности (рисование, конструирование, аппликация, лепка);
Подготовка иллюстраций и демонстрационного материала;
Сюжетно-ролевые,
развивающие игры.
Рациональное использование возможностей УОУ, итоги работы:
Количество выращенной
Рассады цветов - 200шт.
Участие в садовских смотрах, конкурсах, выставках.
Участие в экологических акциях «22 марта – День воды», «День Земли».
Цель экологических акций:
- сохранить живую природу, приумножить весьма оскудевшие
зелёные насаждения;
Проведены мероприятия:
Неделя цветов
Пресс-конференция «Значение зелёных растений»
Субботник по очистке территории.
Мероприятия по природоохранной работе
Благоустройство территории.
Уборка территории, обрезка кустарников.
Скашивание травы.
Выравнивание поверхности.
Создание «живой изгороди».
Декоративное оформление газонов на территории: подбор и посадка цветочно-декоративных культур, уход за ними в течение лета.
Поддержка чистоты на улицах, прилегающих к саду (ул. Левитана)
Развитие познавательного интереса детей, расширенное представление о цветах
Положительно-эмоциональное и осознанное отношение к природе, к цветам, которые окружают ребёнка
Цветы являются не только украшением Земли, но и целителями.
Индивидуальные и коллективные работы в разных видах деятельности
Конкурс совместных работ родителей и детей
Итоговое мероприятие: «Путешествие к Феи Цветов»
Итог:
- В ходе проекта, мы обобщили и обогатили опыт детей в сфере экологического воспитания путём применения научных методов и приёмов;
- Собрали материал о цветах, систематизировали его и обобщили как опыт работы в данном проекте;
- У детей появились: интерес к узнаванию природы, особенностям жизни и развитию растений;
- Желание самостоятельно выполнять поручения по уходу за растениями;
- Навыки наблюдения и экспериментирования в процессе поисково-познавательной деятельности;
- В ходе экспериментальной деятельности мы у детей развили воображение, мышление, сформировали навыки элементарной исследовательской деятельности;
- Познакомились с цветами и научились передавать свои чувства в рисунках и поделках из природного и бросового материала;
- Сформировали творческую личность ребёнка, умеющую проецировать полученные в ходе освоения образовательной программы знания и умения на деятельность, преобразующую окружающую действительность;
- Развили более высокий уровень мелкой моторики, технические навыки и умения;
- Развили устойчивый интерес к творческому процессу, желание мастерить своими руками;
- Взрослые стали более активно участвовать в создании условий для реализации творческих и познавательных способностей у детей
Возраст детей:
3-4 года.
Форма проведения:
Игровая деятельность, беседы, чтение художественной литературы, разучивание стихов, творческая деятельность: лепка из пластилина «Цветики-цветочки», рисование методом тычка «Цветы на лугу», пальчиковое рисование
«Нарцисс». «Одуванчик», аппликация одуванчик, выкладывание цветов из различного материала.
Чтобы не нарушать чар естественной природы
Потребны ум и вкус, а вовсе не расходы.
Ведь каждый сад – пейзаж, и он неповторим.
Он скромен иль богат – равно любуюсь им.
Художниками быть пристало садоводам!
Ж. Делиль
Человек не может представить свою жизнь без растений, поэтому очень важно научить ребёнка с раннего детства понимать, беречь и создавать красоту своими руками. На участке детского сада можно создать оригинальные композиции древесных, кустарниковых, травянистых растений, радующих глаз, оздоравливающих среду обитания детского организма, улучшающих экологическую обстановку вокруг сада.
Прелесть и красоту цветов ценили с незапамятных времен. В папирусах упоминаются любимые цветы египтян: лотос, резеда, мирт, лилии. Священные рощи Эллады украшали розы, гвоздики, маргаритки и примулы. В Древнем Риме увлекались декоративными садами. На Руси славилась своими цветниками усадьба основателя Москвы Юрия Долгорукого.
Каждый народ имел свой почитаемый цветок. Греки и персы чтили гиацинт, римляне – нарцисс, арабы – жасмин, китайцы – пион, японцы – хризантемы, индейцы – георгин и агаву.
Цветы окружают человека в течение всей его жизни. Об этом свидетельствуют фрески и росписи в старинных храмах, растительные орнаменты в вышивках. Цветы воспевались писателями, художниками,
композиторами.
Нет ничего прекраснее и нежнее цветов. Для человека цветы всегда были символом совершенства. Цветы давно прочно вошли в наш быт.
Подарить цветы – значит выразить человеку свои искренние чувства любви, почтения, уважения. Цветы - помогают делать наши отношения более сердечными, а общение более непринужденным, доверительным.
С целым миром спорить я готов,
Я готов поклясться головою
В том, что есть глаза у всех цветов цветов,
И они глядят на нас с тобою.
В час раздумий наших и тревог,
В горький час беды и неудачи
Видел я: цветы, как люди, плачут
И росу роняют на песок.
Кто не верит, всех зову я сад –
Видите, моргая еле-еле,
На людей доверчиво глядят
Все цветы, как дети в колыбели.
Основные направления реализация проекта :
Работа над проектом осуществлялась в три этапа.
I. Подготовительный этап
Ознакомление детей и родителей с темой проекта.
Постановка цели. Рассматривание иллюстраций, открыток с изображением цветов. Обогащение и расширение представления об окружающем мире; объяснение детям в доступной форме о необходимости охраны природы.
Беседа на тему: «Красота, спасет мир». Утром на прогулке внимательно рассмотреть травы и цветы, растущие около детского сада.
-Назовите, какие цветы вы знаете? – Как вы думаете, их кто-то посадил?
-Какие ещё дико растущие цветы вы знаете? Назовите.
-Где вы видели ещё красивые цветы? - Как нужно относиться к цветам?
Познакомить детей с профессиями людей, связанных с цветоводством, отметить значение, роль цветов для жизни и
деятельности человека, животных, насекомых, воспитывать бережное отношение к цветам, умение заботиться о них.
Рассматривание семян. Познакомить с условиями, необходимыми для роста развития растений.
Заинтересовать родителей проектом.
II. Основной этап
Экспериментальная работа с рассадой цветов и землёй (рассматривание рассады и земли, рыхление, пересадка рассады). Познакомить детей с приемами посадки (сажать в ямки, присыпать землей, поливать). Упражнять
в использовании обследовательских действий. Ввести в активный словарь слова, обозначающие признаки семени и действия детей, связанные с посадкой. Вызвать интерес к посадке семян.
Исследовательская деятельность: «Наблюдение за рассадой». Ежедневный уход за рассадой цветов. Развивать познавательный интерес на основе наблюдений и постановке опытов. Формировать определенные трудовые
навыки. Продолжать формировать бережное отношение к растениям, желание помочь педагогу в уходе за ними.
Загадывание загадок. Развивать познавательный интерес детей через игровые задания.
Игровая деятельность.
Игра «Кто дальше?»
Ход игры: дети играют по 2-3 человека. Ребята встают на одной линии и называя цветок, ребёнок делает шаг вперёд. Если игрок не может вспомнить название цветка - он пропускает ход. Побеждает тот, кто окажется впереди всех.
Подвижная игра «Бабочки - цветочки».
Материалы: муз центр, веночки с цветочками.
Ход игры: Дети делятся на две команды: бабочки и цветочки. Детям, играющим роль цветочков можно одеть веночки с цветочками. Пока играет спокойная музыка, «цветочки» гуляют по лужайке, когда музыка заканчивается, цветочки приседают. Под более динамичную музыку вылетают «бабочки», имитируя руками взмахи крыльев. Когда музыка заканчивается, каждая бабочка должна присесть около цветочка. Игра повторяется несколько раз.
Игра «Мяч по кругу»
Материалы: мяч.
Ход игры: Дети встают в круг и перекидывают мяч друг другу, называя цветок, если ребёнок не может вспомнить название цветка, он выбывает из игры.
Игра «Составь букет»
Материалы: два мольберта, части цветка в вазе на магнитах (9 частей, 2 подноса.
Ход игры: дети делятся на 2 команды по 9 человек, строятся на одном расстоянии от мольбертов. По команде воспитателя, дети по одному подбегают к мольберту и прикрепляют по одной детали: 1 игрок - вазу, 2 игрок – стебельки, 3 игрок- листочек, 4 игрок- листочек, 5, 6, 7, 8, 9 игрок – по одному цветочку.
Дидактические игры: «Части цветка», «Чей лепесток», «Подбери по цвету», «Оформи клумбу», «Собери букет», «На земле, в горах, на воде», «Что прибавилось», «Четвёртый лишний».
Словесные игры: «Угадай по цвету», «Игра в слова», «Исправь ошибку», «Подскажи словечко», «Раз, два, три, четыре, пять… про кого хочу сказать».
Сюжетно-ролевая игра «Летняя прогулка по лугу»
Цель: закрепить знания детей о цветах, их названии, месте произрастания.
Заучивание и чтение стихотворений о цветах. Закрепить представления детей о цветах, способствовать расширению кругозора, стимулировать познавательный интерес, воспитывать любовь к природе и бережное
отношение к ней.
Чтение художественной, познавательной литературы. Развивать навыки общения, диалогическую речь, умение отвечать связными предложениями, вызвать у детей положительные эмоции, используя художественное слово.
2.2. Художественно-речевая деятельность.
Чтение и заучивание стихов:
- А. К. Толстой. «Колокольчики».
- А. Плещеев. «Весёлое лето».
- Е. Серова «Колокольчик», «Ландыш», «Незабудки».
- Е. Благинина. «Одуванчик».
- Т. А. Шорыгина. «Украшение земли»
- Т. А. Шорыгина. «Ромашки-близняшки»
- Т. А. Шорыгина. «Василёк» и др.
Чтение рассказов:
- Н. Павлова. «Жёлтый, белый и лиловый»
- М. Пришвин «Золотой луг»
Беседы: «Что я видел на лугу», «Какие цветы нравятся моей маме», «Есть ли польза от цветов», «Каждой букашке полезен цветок».
Пальчиковые игры: «Цветочек», «Солнце», «Травка», «Цветочек», «Лето», «Солнышко и дождик».
Смотри приложение №2.
Музыкальная деятельность.
Цель: учить слушать музыку, выполнять движения в такт музыки, умело входить в роли героев сказок, развивать дружелюбие по отношению друг к другу.
- Прослушивание и разучивание песен о цветах.
2.3. Художественно-эстетическая деятельность.
Цель: развивать творческие способности детей, познакомить с нетрадиционными способами рисования, учить доводить начатое дело до конца, прививать аккуратность в работе.
- Коллективная работа «Корзина ромашек»,
- Рисование методом «тычка» «Одуванчик»;
- Рисование ладошами «Цветики-цветочки»;
-Рисование мелками «На лугу»;
- Раскрашивание ватными палочками «Бабочка на цветке».
2.4. Выставка книг, фотографий и иллюстраций «Такие разные цветы»
Цель: привлечь внимание к разнообразию цветов, показать их ценность и значимость для жизни человека и других живых существ, вовлечь родителей в совместную деятельность с детьми.
2.5. Акция «Пусть прогулка станет ярче»
(озеленение участка Детского сада).
Цель: привлечь родителей к оказанию помощи в озеленении участка для прогулок детей.
III. Заключительный этап.
• Выставка книг, фотографий и иллюстраций «Такие разные цветы»
• Организация в группе выставки детских работ "Цветики-цветочки"
Высадка рассады в клумбы, оформление клумб. Создание сплоченного коллектива среди воспитанников, их родителей и воспитателей. Совместное создание клумбы, проявление фантазии и творчества.
Уход за цветником продолжать формировать бережное отношение к растениям, желание помочь педагогу в уходе за ними. Обмен впечатлениями по итогам работы. Презентация проекта. Вместе с родителями способствовать тому, чтобы дети испытывали чувство радости и
удовлетворения от участия в совместной с взрослыми деятельности.
Вывод:
• Таким образом, работая над проектом : «УОУ», мы расширили свое представление о декоративных растениях; узнали, какие растения наиболее благоприятны для нашего климата; узнали, как правильно высаживать рассаду разных цветов (петунии и бархатцы). Дети были очень заинтересованы в украшении участка цветами. Они способны устанавливать простейшие связи между предметами и явлениями, делать простейшие обобщения;
научились самостоятельно выполнять элементарные поручения, преодолевать небольшие трудности; В случае проблемной ситуации обращаются за помощью; воспроизводят образцы действий при решении познавательных задач, ориентируется на образцы в познавательно-исследовательской и продуктивной (конструктивной) деятельности; В диалоге с педагогом способны услышать, понять и выполнять инструкцию взрослого.
Этот проект открыл возможности формирования собственного жизненного опыта ребенка по взаимодействию с окружающим миром.
Участие детей в данном проекте позволило сформировать у них ценностные ориентации, определяющие бережное отношение к природному и рукотворному миру.