Мария Костина
Проект «Творчество Носова»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Творчество Н. Носова». Цикл занятий: «Составление рассказа про Незнайку с опорой на мнемосхему. Составление рассказов о героях рассказа и их сравнение».
Цель: развивать речевую деятельность детей старшего дошкольного возраста посредством художественной литературы.
Задачи:
- закреплять навык словоизменения в процессе согласования прилагательных с существительными и существительных с числительными;
- обогащать словарь детей эмоционально – оценочной лексикой;
- продолжать развивать операции логического мышления (синтез, анализ, память, внимание, творческое воображение;
Темочки:
- воспитывать умение внимательно слушать сверстников и взрослых;
- продолжать учить детей отвечать полным предложением;
- закреплять умение пересказывать художественное произведение при помощи метода моделирования.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, просмотр мультфильмов по данной теме, рассматривание и обсуждение по мнемосхемам.
Оборудование: портреты сказочных персонажей: Незнайка, Знайка, Синеглазка, Гунька; мнемосхема для описания персонажей; кубики Блума: «Физкультминутка», «Рефлексия занятия»; опорные картинки для «Физкультминутки с картинками».
Занятие № 1.
Ход занятия:
Ритуал приветствия с детьми перед началом занятия:
Станем рядышком, по кругу,
Скажем "Здравствуйте! " друг другу.
Нам здороваться ни лень:
Всем "Привет! " и "Добрый день! ";
Если каждый улыбнётся –
Утро доброе начнётся.
- Здравствуйте ребята! Сегодня у нас необычное занятие. Посмотрите, сегодня к нам пришли гости. Давайте поздороваемся с нашими гостями.
- Здравствуйте! (ответы детей)
- Ребята помните, мы с вами читали рассказ Носова «Приключение Незнайки и его друзей»?
Ответы детей.
- Сегодня к нам в гости придут герои этого рассказа. Давайте с вами вспомним, кто главные герои рассказа?
- Незнайка, Знайка, Синеглазка…. (ответы детей)
- Очень хорошо. Молодцы! У нас будет необычное задание сегодня. Нам нужно будет описать наших героев с помощью мнемосхемы. Помните, мы уже работали с мнемосхемами и пытались описывать животных, мебель и др. ?
- Да. (ответы детей)
- Сегодня мы снова будем учиться составлять рассказ-описание по схеме. А описывать будем портреты тех персонажей, которые придут к нам в гости. Давайте вспомним что представляет из себя мнемосхема?
- Ответы детей.
- Правильно! Мнемотаблицы – это схемы, состоящие из последовательно расположенных изображений-символов (мнемоквадратов, расположенных в определённой последовательности и объединённых одной темой, в которых зашифровано содержание текстов (сказки, стихотворения и так далее). Благодаря им мы может воспринимать информацию не только на слух, но и при помощи зрительных образов.
- Подскажите, чем нам может помочь схема?
- Схема подскажет, о чём надо рассказать сначала, о чём потом, схема – это план рассказа
- Скажите, что нам подсказывает первый символ схемы - знак вопроса?
- Надо назвать героя из рассказа, о котором мы будем рассказывать.
- Послушайте загадку и узнаете, о ком мы сейчас будем составлять рассказ.
Он известный коротышка,
Озорник и шалунишка.
Шляпа, галстук – вот приметы.
Угадали? Кто же это?
- Незнайка! (ответы детей)
- Как мы начнём свой описательный рассказ?
- Описательный рассказ начнём так: - «Это Незнайка»
- Хорошо. Что мы можем сказать о Незнайке по второму символу схемы – человечек с ростомером?
- Какого он роста. Он коротышка, значит небольшого роста.
- Правильно. Необыкновенным этот город является потому, что его жители имеют очень маленький рост – не выше огурца. Сами себя они называют коротышками. Все коротышки делятся на малышей и малышек. Малыши носят штанишки, а малышки платьица.
- Обратите теперь внимание на следующий элемент схемы. Что там изображено?
- Одежда. Значит нужно описать, как одет наш герой.. Незнайка очень любит яркие цвета и носит желтые брюки, оранжевую рубашку с зеленым галстуком и голубую широкополую шляпу.
- Обратите теперь внимание на следующий элемент схемы. Что там изображено?
- Человек со смайликами, на которых разные эмоции. Нам надо рассказать какой Незнайка по характеру. Отличается невежеством, нежеланием учиться и любовью к хвастовству, при этом он сообразительный, смелый и неунывающий, постоянно попадает в приключения.
- Какие Вы молодцы. Справились со всеми заданиями. Давайте теперь подведем итог и опишем Незнайку, опираясь на мнемосхему.
- Это Незнайка - коротышка среднего роста с большой головой и небольшим носом. Незнайка очень любит яркие цвета и носит желтые брюки, оранжевую рубашку с зеленым галстуком и голубую широкополую шляпу. Отличается невежеством, нежеланием учиться и любовью к хвастовству, при этом он сообразительный, смелый и неунывающий, постоянно попадает в приключения.
Физкультминутка «Физкультминутка в картинках»
Детям показывают картинку и нужно сделать упражнение столько раз, сколько говорится в четверостишье.
Например: «Сколько гномиков хороших, столько раз хлопнем в ладоши (7раз)» и тд.
Дидактическая игра: "Распредели качества Незнайки».
Детям предлагается распределить в 2 столбика: за что можно полюбить Незнайку?; за что можно на него обидеться?
На столе лежать овала с вписанными туда качествами Незнайке, каждый ребенок по очереди подходить берет один овал и приклеивает его в тот столбик, куда относится эта черта.
– Молодцы! Все с вами правильно распределили. Как вы хорошо узнали Незнайку. Сейчас мы это и проверим:
Игра – рефлексия занятия «Художник».
Выбирается один ребёнок, который сможет повторить всё сказанное ранее детьми, при составлении рассказа. Ему выдаётся атрибут – кисточка. Он, дотрагиваясь кисточкой до каждой части портрета Незнайки, описывает его, соответственно схеме–плану.
- Что понравилось вам сегодня на занятии? Что вы узнали полезного, что поможет вам при составлении описания портрета героя?
- Ответы детей.
Ритуал окончания занятия с детьми: «Прощанье»
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!
- До свидания ребята! Спасибо Вам за хорошее занятие.
Занятие № 2.
Ритуал приветствия с детьми перед началом занятия: тот же, что и в 1 занятии.
- Здравствуйте ребята! На прошлом занятии мы с вами с помощью мнемосхемы описывали какого героя?
- Незнайку. (ответы детей).
- А кто из Вас помнит из какого рассказа этот герой? И кто написал этот рассказ?
- рассказ «Приключение Незнайки и его друзей», написал его Носов Николай Николаевич. (ответы детей).
- Молодцы! Все верно. Сегодня к нам придет в гости еще один персонаж из этого рассказа. Давайте узнаем кто следующий наш герой:
Удивляются так дети:
- Знает больше всех на свете!
Ты подумай, отгадай - ка,
Кто же этот мальчик?
- Знайка.
- Молодцы!
Продолжаем работу дальше по такому же плану, как делали это с Незнайкой.
Физкультминутка «Физкультминутка в картинках»
Полное описание Знайки:
Это Знайка - «противоположность» Незнайки. Коротышка среднего роста с лысой головой. Знайка всегда одевается в строгий чёрный костюм и очки. Любознателен и умен, любит читать, строгий, иногда бывает занудным, а также имеет большой авторитет среди коротышек. Его признают в учёных кругах Солнечного города, любимое занятие которого читать книги. Он знает всё и обо всём, поэтому жители городка часто обращаются к нему за советом.
- Молодцы. Давайте с вами передохнем и поиграем.
Игра «Волшебный карандаш»
До чего карандаш дотрагивается, то становится такого же цвета, как и он сам.
Воспитатель дотрагивается до разных предметов в группе, а дети составляют словосочетания, голосом выделяя окончания прилагательных.
Кубик Блума «Рефлексия занятия».
Ребята по очереди кидают кубик и отвечают на вопрос, кот. им выпал.
- Молодцы ребята! Наше занятие подходит к концу. Давайте попрощаемся с нашими гостями. Скажем им «спасибо», за то, что они пришли к нам в гости.
Ритуал окончания занятия с детьми: «Прощанье»: то же самое, что и на первом занятии.
- Спасибо! До свидание!
Занятие № 3.
Ритуал приветствия с детьми перед началом занятия: тот же, что и в 1 занятии.
- Здравствуйте ребята! На прошлых занятиях мы с вами с помощью мнемосхемы описывали каких героев?
- Незнайку и Знайку. (ответы детей)
- Все правильно. А кто же сейчас к нам придет? Давайте узнаем:
У хорошенькой малышки
Голубые глазки.
Она очень любит книжки –
И стихи, и сказки.
- Синеглазка.
- Молодцы! Отгадали.
Продолжаем работу дальше по такому же плану, как делали это с Незнайкой и Знайкой.
Физкультминутка «Кубик Блума».
Дети по очереди кидают кубик, что выпадет на кубике, такое они и выполняют действие.
Полное описание Синеглазки:
Это Синеглазка - малышка, маленького роста с синими глазами и темными волосами, заплетенными в длинную косу. Носит синее платье из блестящей шелковой материи, с таким же шелковым поясом, завязанным сзади бантом. Умна, рассудительна и справедлива, добросердечна, сильная с твердым характером. Не любит других малышек за то, что они много воображают о красоте и вертятся перед зеркалом. Незнайка очень сдружился с Синеглазкой, которая верила в хорошие качества Незнайки и помогала ему исправиться. У неё очень нежная кожа, на которой легко вскакивают синяки.
- Молодцы! Все верно. Николай Носов человек очень наблюдательный и имена своим героям давал по тому, как герой себя вел, по характеру, по профессии. Имена коротышек заключают в себе характеристику каждого персонажа.
Конкурс: «Узнай характер (профессию) по имени коротышки».
ПОНЧИК (сладкоежка)
СИРОПЧИК (любит воду с сиропом)
ВОРЧУН (ворчливый) - указывают на внутренние качества героев и на их образ жизни.
МОЛЧУН (молчаливый, неразговорчивый) - указывают на внутренние качества героев и на их образ жизни.
ТОРОПЫЖКА (всегда торопится) - указывают на внутренние качества героев и на их образ жизни.
РАСТЕРЯЙКА (часто теряет вещи) - указывают на внутренние качества героев и на их образ жизни.
НЕЗНАЙКА (мало что знает и умеет, хотя считает, что знает и умеет многое) - указывают на внутренние качества героев и на их образ жизни.
ПАЧКУЛЯ ПЕСТРЕНЬКИЙ (неопрятный, грязнуля) -
ЗНАЙКА (умный, все знает) - указывают на внутренние качества героев и на их образ жизни.
СИНЕГЛАЗКА (синие глаза, носит синюю одежду)
Давайте теперь вспомним имена героев, кот. говорят о роде деятельности, которой занимается персонаж.
ПИЛЮЛЬКИН— врач широкого профиля
ВИНТИК и ШПУНТИК — мастера
ТЮБИК— художник
ГУСЛЯ — музыкант и композитор
МЕДУНИЦА — врач, кот. лечила всех медом, в Зелёном городе.
ШУРУПЧИК — механик и изобретатель, у которого дома всё на кнопках.
Сравнение 3х героев рассказа: Незнайки, Знайки и Синеглазки.
- Ребята, давайте теперь попробуем сравнить наших героев. Все они безусловно разные, уникальные. Но также и есть что- то похожее, одинаковое в чертах героев.
Попробуем выделить общее у наших героях:
• Все они коротышки – маленького роста.
• Добрые, смелые.
А чем они отличаются:
• Живут в разных городках (Незнайка, Знайка – Цветочный город, Синеглазка – Зеленый город)
• Разный уровень образованности.
• Незнайка и Знайка – коротышки малыши (мальчики, Синеглазка – коротышка малышка (девочка).
Кубик Блума «Рефлексия занятия»
Ребята по очереди кидают кубик и отвечают на вопрос, кот. им выпал.
- Молодцы ребята! Наше занятие подходит к концу. Давайте попрощаемся с нашими героями. Скажем им «спасибо», за то, что они пришли к нам в гости.
- Спасибо! До свидание!
- Дома, попробуйте описать какого-нибудь сказочного героя самостоятельно, с опорой на схему.
Ритуал окончания занятия с детьми: «Прощанье»
А теперь мы улыбнемся,
Дружно за руки возьмемся.
И друг другу на прощанье
Мы подарим пожелание –
Знания ищи всегда
Умным станешь ты тогда!
- До свидания ребята! Спасибо Вам за хорошее занятие.
Список используемой литературы:
1. Н. Носов «Приключение Незнайки и его друзей» - М. : Махаон, 2022. – 192с.
Интернет – ресурсы:
2. https://poluby.ru/shopping/sineglazka-iz-neznaiki-personazhi-knig-o-neznaike/
3. https://kupuk.net/uroki/literatura/sochineniya/personaji-neznaiki-knopochka-sineglazka-znaika-i-drygie-jiteli-cvetochnogo-goroda
Дополнение к занятиям:
Для закрепления, можно предложить детям самостоятельно составить описание еще одного героя из рассказа. А потом, по желанию детей, выслушать их рассказы.
- Ребята давайте попытаемся с Вами описать еще одного героя, но только самостоятельно. Вы сами составить описательный рассказ, без моей помощи, а потом по вашему желанию, кто хочет, мы прослушаем Ваши рассказы.
Этот парень очень славный,
Друг Незнайки самый главный.
Они, бывает, ссорятся,
Но дружба не расстроится.
- Гунька. Лучший друг Незнайки. (ответы детей)
Дети самостоятельно составляют описательный рассказ о герое:
«Это Гунька – коротышка, самый лучший друг Незнайки. Обычно носил кепку в клеточку, клетчатою рубашку и черные, широкие штаны на одной подтяжке. Был добрым, ценил дружбу и умел прощать обиды.
(Гунька и Незнайка были большими друзьями, как говориться, не разлей вода. Они могли разговаривать целыми часами обо всём на свете. Могли несколько раз на дню поссориться и столько же раз помириться).»
- Молодцы! Давайте теперь попробуем сравнить Гуньку с другими персонажами рассказа «Незнайка и его друзья», коротышками - мальчиками: Незнайкой и Знайкой.
Общее: *Все они коротышки (малыши - мальчики) – маленького роста.
*Добрые, смелые, отзывчивые.
*Живут в одном городе – Цветочный город.
Различие: *Живут на разных улицах – Незнайка, Знайка на улице
Колокольчиков, Гунька – на улице Маргариток.
*Носят разную одежду – Знайка носил всегда строгий костюм,а
Незнайка и Гунька – любят свободную одежду: широкие штаны,
яркие рубашки, на голове имеется головной убор.
*Разный уровень образованности.
*Знайка носит очки, а Н. и Г. нет.