Цывунина Наталья
Проект творческо-исследовательской деятельности на тему: «Моя малая Родина — село Зеленец»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад №1 общеразвивающего вида» с. Зеленец
Проект
Творческо - исследовательской деятельности
на тему: «Моя малая Родина»
Подготовила воспитатель:
Цывунина Наталья Ивановна
Участники проекта: дети старшей группы, родители воспитанников, педагоги.
Вид проекта: творческо-исследовательский.
Продолжительность проекта: долгосрочный.
Сроки реализации проекта: 2018-2019 учебный год.
Постановка проблемы
Воспитание любви и уважения к родному селу является важнейшей составляющей нравственно патриотического воспитания.
Патриотизм – это любовь и привязанность к Родине, преданность ей, ответственность за нее, желание трудиться на ее благо, беречь и умножать богатства.
Основы патриотизма начинают формироваться в дошкольном возрасте. Патриотическое воспитание дошкольников включает в себя передачу им знаний, формирование на их основе отношения и организацию доступной возрасту деятельности. Фундаментом патриотизма по праву рассматривается целенаправленное ознакомление детей с родным краем.
Любовь к Отчизне начинается с любви к своей малой родине – месту, где родился человек. Базовый этап формирования у детей любви к Родине – накопление ими социального опыта жизни в своем селе, усвоение принятых в нем норм поведения, взаимоотношений, приобщение к миру его культуры.
Для успешности работы с детьми по ознакомлению с местом, где они живут, необходимо применить проектный метод. Дошкольное детство можно назвать порой ежедневных открытий. Взрослым следует дарить детям радость этих открытий, наполнив их идеологическим и воспитательным содержанием, которые должны способствовать формированию нравственных основ и чувства патриотизма.
Не следует ждать от детей взрослых форм проявления любви к родному краю, но если в ходе реализации проекта дети приобретут знания об истории села, символике, достопримечательностях, будут знать имена тех, кто прославил наш край, начнут проявлять интерес к событиям нашей жизни, отражать свои впечатления в продуктивной деятельности, то можно считать, что цель и задачи проекта выполнены.
Цель проекта:
- формирование у детей любви к Родине, к родному селу и его истории, желание трудиться на его благо, беречь и умножать его богатства.
Задачи:
- дать знания детям о родном селе: истории, достопримечательности;
- расширить знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;
- познакомить детей с географическим расположением села, природными ресурсами;
- познакомить детей с традициями, трудом и бытом селян;
- воспитывать чувство гордости за своих земляков, которые прославили своё село;
- расширить знания детей о флоре и фауне родного края.
Методы реализации проекта
Всю работу, предшествующую созданию проекта по ознакомлению дошкольников с родным селом можно разделить на два этапа.
1. Анализ семейного воспитания по данному вопросу (индивидуальные беседы и анкетирование родителей).
2. Изучение методических источников по вопросам ознакомления детей с селом Зеленец, Сыктывдинского района
Проект реализуется по двум направлениям:
- совместная деятельность с детьми;
- взаимодействие с родителями.
Совместная деятельность с детьми проводится в несколько этапов: подготовительный, практический и итоговый.
Для знакомства дошколят с селом в группе проводились
наблюдения, непосредственно образовательная деятельность, дидактические игры, экскурсии, беседы, развлечения.
Для закрепления знаний используются наблюдения, беседы, чтение художественной литературы и пр.
Большое значение в реализации проекта имеет взаимодействие с родителями воспитанников.
Работа с родителями по формированию у детей знаний о родном селе включает следующие мероприятия:
- оформление информационных стендов, папок-передвижек, буклетов, рекомендаций и др. ;
- участие родителей в изготовлении макета «дворик для строящегося дома»
- заочные и очные консультации;
- создание фильма «Село моё родное»
- анкетирование.
Пан реализации проекта
Работа с детьми Работа с родителями Месяц
- Рассказывание на тему: «Дом, в котором я живу».
- Рисование: «Мой дом».
- «Уж небо осенью дышало» - экскурсия в лес.
- Игра: «Назови деревья, нашей местности».
- Анкетирование «Знаете ли вы своего ребёнка?»
- Изготовление плана - схемы территории детского сада.
- Изготовление плана села Зеленец
Сентябрь.
- Экскурсия вокруг детского сада.
- Рисование «Детский сад».
- Экскурсия по улицам нашего села - Оформление альбома «Наше село»
-Консультация «Главные условия воспитания детей в семье». Октябрь.
- НОД «Белая береза-символ Родины моей».
- Экскурсия в березовой аллее.
- Рассматривание деревьев нашей местности.
- Рисование «Береза»
- Лепка из соленого теста «Березовая роща» - Сочинение «Моё село».
- Изготовление поделок «Дары осени»
-Изготовление буклетов «Какую пользу приносит береза» Ноябрь.
- Дидактическая игра «Наше село».
- Наблюдение за транспортом.
- Рисование «Транспорт на улицах села».
- Экскурсия в пожарную часть. - Сотворчество детей и родителей: выставка рисунков «Каким транспортом пользуется моя семья»
Декабрь
- Рисование на тему: «Выходные в семье».
- Развлечение «зимние забавы»
-Лепка + Рисование: «Домашняя утварь». - Оформление альбома «Моя семья».
- Совместное изготовление снежных построек на территории детского сада.
Январь.
- Беседа «Люблю тебя, мой край родной».
- НОД «Путешествие по селу».
- Праздник «Папа – гордость моя».
- Экскурсия к строящему дому.
- Развлечение «Масленицу встречаем, к себе в гости приглашаем».
- Оформление альбома «Моя семья».
- Анкетирование «Нравственное воспитание детей в сюжетно-ролевой игре». Февраль.
- Беседа «Люди нашего села».
- НОД «Птицы в гости к нам спешат».
- Праздник «Сердце матери лучше солнца греет».
- Экскурсия на почту. - Анкетирование «Трудовое воспитание»
- Изготовление скворечников. Март.
- Рисование: «Любимые места моей семьи».
- Экскурсия в школьный краеведческий музей.
- Развлечение совместно с Домом культуры.
- «В гостях у хозяюшки». Фотоконкурс: «Мы и природа».
Апрель.
- Тематическая деятельность «Человек без Родины, что соловей без песни».
- Экскурсия к памятнику.
- Выступление на митинге, посвященному Дню Победы, возложение цветов к памятнику погибшим воинам.
- НОД «Село в будущем».
- Игра-викторина «Моё село». - благоустройство участка детского сада.
- Сотворчество Детей и родителей: изготовление макета: «Двор для нового строящего дома». Май.
Ожидаемый результат:
- знают историю родного села, его достопримечательности;
- расширили знания о знакомых улицах, где находится дом, детский сад, пути следования от дома до детского сада;
- познакомились с географическим расположением села, природными ресурсами;
- испытывают чувство гордости за своих земляков, которые прославили своё село;
- расширили знания о флоре и фауне родного края.
Результаты реализации проекта:
- изготовлен план – схема территории детского сада;
- оформлен альбом «Наше село»;
- оформлен альбом «Моя семья»;
- изготовлены скворечники для птиц;
- создана выставка рисунков «Моё село в будущем»;
- изготовлен макет: «Двор для нового строящего дома».
- разработан перспективный план работы с детьми и родителями в рамках ознакомления с родным селом.
Литература.
1. Козлова С. А. «Теория ознакомления дошкольников с социальной действительностью» М. : ТЦ «Сфера», 2010.
2. Сухомлинский В. А «Как воспитать настоящего человека» М. : Мозаика-Синтез, 2009.
3. Алешина Н. В. «Знакомим дошкольников с родным городом» М. : ТЦ Сфера, 2011.
4. «Мой родной дом» /под ред. Араповой-Пискаревой Н. А. М. : Просвещение, 2009.
5. Зацепина М. Б., Антонова Т. В. «Народные праздники в детском саду» М. : Детство-Пресс, 2010.
6. Ватаман В. П. «Воспитание детей на традициях народной культуры» М. : ТЦ Сфера, 2012.
7. Антонов Ю. Е., Левина Л. В., Розова О. В. «Как научить детей любить Родину» М. : Мозаика- Синтез, 2010.
8. «Дошкольникам о защитниках отечества» / под. ред. Кондрыкинской Л. А М. : ТЦ Сфера, 2009.