ЕЛЕНА МЕДВЕДЕВА
Проект «Туристическая деятельность и поход в лес»
▼ Скачать + Заказать документы
Проект : «Туристическая деятельность и поход в лес».
Автор: Медведева Е. Г.
Вид проекта : познавательно-творческий, групповой.
Время реализации: краткосрочный, 1 неделя.
Участники проекта : дети старшей, воспитатели ДОУ, родители воспитанников.
Возраст участников: дети 5-6 лет.
Публикация «Проект „Туристическая деятельность и поход в лес“» размещена в разделах
- Лес. Прогулки и путешествия по лесу
- Проекты
- Туризм. Туристическая деятельность и походы в детском саду
- Туристический поход. Конспекты занятий "Мы туристы"
- Туристический поход. Проекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» декабрь 2023
Образовательная область: проект реализуется в рамках основной образовательной программы «От рождения до школы» под редакцией Е Н. Вераксы, М. С. Комарова;
Актуальность проекта :
Проблема сохранения и укрепления здоровья детей, приобщения их к здоровому образу жизни, к активному отдыху, остро стоит в современном обществе, где к дошкольникам при переходе из детского сада в школу, предъявляются высокие требования. В связи с этим активизируется поиск подходов в физическом воспитании, которые могли бы одновременно повышать физические качества и развивать познавательные и умственные способности. Так же ребенку уже с дошкольного возраста закладываются навыки экологической культуры. Родители проводят больше времени с ребенком на свежем воздухе, что, несомненно, поможет оздоровлению семьи, укреплению внутрисемейных отношений. «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в младенческом возрасте» (п. 1 ст. 18 Закона РФ «Об образовании»). Быть здоровым – естественное стремление человека.
Проблема:
В последнее время проблемы оздоровления детей стали особенно актуальны в связи с устойчивой тенденцией ухудшения здоровья дошкольников. Дети много времени проводят у телевизора, компьютера. Потребность в движении удовлетворяется не полностью. Опыт показал, что дети меньше болеют, крепче развиты физически, если семья ведет здоровый образ жизни. Поэтому возникла необходимость поиска эффективных и интересных путей оздоровления детей. Новые возможности в этом направлении открылись с помощью использования элементарных форм детского туризма.
Цель: Использовать элементарные знания о туризме для увеличения двигательной активности детей в старшей группе; приобщать дошкольников и родителей к здоровому образу жизни посредством ознакомления с элементами туризма.
Задачи проекта :
Оздоровительные:
• обеспечить охрану жизни и укрепление детей, всестороннее физическое развитие, повышение двигательной активности и общей физической выносливости.
Воспитательные:
• формировать интерес и потребность к систематическим занятиям физическими упражнениями, любви к родному краю.
• воспитывать у детей внимательное, разумное, бережное отношение к окружающей природе. Воспитывать патриотические чувства, а так же чувство взаимовыручки и взаимопомощи.
Образовательные:
• развивать у детей воображение, игровые умения, навыки самостоятельного выполнения заданий, способствовать приросту и укреплению физических качеств.
• познакомить детей со значением слов «поход», «привал», «туристы». Развивать первоначальные географические представления, познакомить с простейшими способами ориентирования на местности.
Гипотеза образовательного проекта :
В результате целенаправленной работы с детьми старшего дошкольного возраста по теме «туристическая деятельность и поход в лес в детском саду» возможно, у детей будут сформированы простейшие представления о здоровом образе жизни и активном отдыхе, о культуре поведения в природе, а также повысится уровень познавательного развития.
Принципы реализации проекта :
Доступность:
• учет возрастных особенностей детей;
• адаптированность материала.
Систематичность и последовательность:
• постепенная подача материала от простого к сложному;
• повторение усвоенных знаний, правил и норм.
Наглядность и занимательность:
• предлагаемый материал должен быть понятным, нести занимательное начало, быть игровым или с элементами игры, сюрприза.
Динамичность:
• интеграция проекта в разные виды деятельности
Дифференциация:
• создание благоприятной среды для усвоения предложенного к изучению материала каждым ребенком.
Ожидаемый результат проектной деятельности :
для педагога:
• освоение проектного метода;
• повышение уровня педагогической компетентности, профессиональный рост;
• повышение качества работы с детьми через использование различных видов деятельности;
для детей:
• формирование простейшие представления о здоровом образе жизни и активном отдыхе, о культуре поведения в природе;
• повышение уровня познавательного развития;
• развитие творческих способностей;
• развитие умения работать в группе, навыков коммуникативного общения.
для родителей:
• партнерские отношения родителей и педагогов в совместной организации жизни группы.
I этап — Подготовительный:
Сбор информации по предмету туризм, изучение научно – методической литературы, подбор пособий о туризме.
• Анкетирование родителей «Организация семейного отдыха на природе»
• Консультация для родителей: «Отправляемся в поход».
Формирование проблемы – цель проекта, формирование задачи. Разработка проекта по теме, составление плана работы по проекту.
II этап — Основной:
• Беседа Тема: «Что такое туризм». Цель: Познакомить детей со значением слова туризм, поход, туристический инвентарь и др.
• Дидактическая игра Тем: «Что возьмём с собой в поход». Цель: Учить детей собирать рюкзак, значению слов: котелок, компас, палатка, привал.
• Игра -исследование Тема: «Что такое компас?». Воспитывать интерес к компасу, обучать работе с прибором.
• Художественная мастерская Рисование Тема: «Осенний лес». Цель: учить изображать красоту осеннего леса.
Лепка Тема: «Зайчонок». Цель: продолжать лепить зайца из отдельных частей соединять их.
• Экскурсия Тема: «Прогулка по территории детского сада, ищем прознаки осени». Цель: Формировать представления о том, что осень очень красивое время года, познакомить детей со способами приспособления растений и животных к зиме. Развивать двигательные навыки, содействовать развитию общей выносливости.
• Просмотр презентации Тема: «Животный и растительный мир Урала». Цель: Пополнять знания детей о природе родного края, животных и птиц, занесённых в красную книгу.
• Литературная гостиная Тема: «Разучивание стихов про осень» Познакомить детей с новыми стихами, разучить их.
• Спортивное развлечение Тема: «Осеннее спортивное развлечение». Цель: формировать у мальчиков стремление стать достойными защитниками Родины, у девочек – уважение к будущим воинам; — помочь родителям и детям ощутить радость от совместной двигательной деятельности; — развивать двигательную активность, музыкальный слух, умение выполнять игровые действия по просьбе взрослого, чувство коллективизма, ответственности, сплоченности.
• Беседа Тема: Ядовитые грибы и ягоды» Создать условия для развития и закрепления представлений детей о грибах и ягодах, особенностях внешнего вида, местах произрастания.
• Просмотр презентации Тема: «Правила безопасного поведения в лесу, городе, у водоёма» Закреплять знания детей о безопасном поведении в лесу, городе, у водоёма. Апрель Инструктор по физической культуре, воспитатель, дети.
• Литературная гостиная Тема: «Загадки о животных, насекомых, пресмыкающихся» Дать понятие детям о том, что иногда контакты с животными и насекомыми могут быть опасны.
• Экологический десант Тема: «Трудовой десант» Приобщать детей к труду на участке детского сада. Учить детей бережному отношению к природе.
• Поход в лес. Тема: «Прогулка путешествие». Цель: Приобщение детей и родителей к совместному отдыху на природе. Учить детей бережному отношению к природе.
IIIэтап — Итоговый: Подведение итогов проекта. Поход в лес.
IVэтап — Презентационный: Создание презентации проекта, показ презентации на итоговом педсовете.
Алгоритм взаимодействия педагога и детей
Этапы проектной деятельности Деятельность педагога Деятельность детей Деятельность родителей
1. Вхождение в проблему;
Мотивация;
Определение цели деятельности детей;
Поиск формы реализации проекта;
Планирование работы. Задачи педагога:
заинтересовать детей, создать яркие положительные эмоции, мотивировать детскую деятельность.
«Я приготовилась к зиме: приготовила тёплую одежду, на зиму заготовила продукты…
А как же животные готовятся к зиме?
Как об этом узнать?
Вот бы посмотреть…
Но ведь мы живём в городе, как в лес попасть?» (натолкнуть на мысль пойти в поход в лес) Задачи детей:
вхождение в проблему, вживание в игровую ситуацию, принятие задач и целей, а также дополнение задач проекта.
Дети предлагают, как можно узнать о подготовке животных к зиме. Задачи родителей: поддержать интерес детей, помочь найти информацию в различных источниках.
2. Реализация проекта Задачи педагога :
Стимулировать познавательную, творческую активность детей. Способствовать индивидуальному развитию каждого ребенка.
Проведение:
НОД по перспективному плану;
Игровых ситуаций «Мы – туристы», «Дикие животные»;
Чтение художественной литературы по теме. Задачи детей:
Участие в поиске информации о животных; о туризме и походах. Задачи родителей:
Поиск дополнительной информации о подготовке животных к зиме; о туризме; активном отдыхе.
3. Анализ результатов и
Познавательно-физкультурное развлечение «Поход в лес в поисках клада» Задачи педагога:
Систематизация знаний детей. Организация выставки детских работ. Проведение познавательно-физкультурного развлечения «Поход в лес» Задачи детей:
С помощью взрослых посильный анализ полученных знаний о том, что такое «активный отдых», «поход» и о том кто такие «туристы», о подготовке животных к зиме. Участие в познавательно – физкультурном развлечении. Задачи родителей:
Помощь в подготовке детей к походу : приготовить рюкзак, бутылочку с водой, удобную одежду и обувь,
влажные салфетки.
Результат работы над проектом :
• у детей сформированы первоначальные представления о туризме, бережное отношение к растительному и животному миру.
• Занимаясь туризмом, дети в полной мере освоили разнообразные виды лазанья, перелезания, подлезания, ползания по наклонным поверхностям. Всё это позволило укрепить все группы мышц, улучшило координацию движений детей, ориентировку в пространстве, силу и выносливость детей.
• У детей сформированы знания о правилах поведения на природе, способах ориентирования, о пользе лекарственных растений и видах туризма.
• Родители больше заботятся о здоровом образе жизни, познакомились с элементами туризма, как средством совместного здорового семейного отдыха.
• Занятие туризмом, как средство физической культуры, несет важные образовательные, оздоровительные и воспитательные функции, способствует совершенствованию двигательной деятельности, улучшает физическую подготовленность, формирует значимые личностно-общественные, морально-волевые качества детей.