Елена Кремнева
Проект «Тропинка в школу»
▼ Скачать + Заказать документы
Актуальность. Все мы хорошо знаем, что развитие ребенка теснейшим образом взаимосвязано с особенностями мира его чувств и переживаний. Эмоции, с одной стороны, являются “индикатором” состояния ребенка, с другой — сами существенным образом влияют на его познавательные процессы и поведение, определяя направленность его внимания, особенности восприятия окружающего мира, логику суждений.
Период перехода из детского сада в школу особенно трудный для ребенка. В его жизни происходят существенные изменения — он готовится стать учеником. Требуется немало времени, чтобы ребенок освоился в новой обстановке, привык к новому распорядку дня, к общению с ранее незнакомыми ему людьми, осознал требования учителей, понял, как усваивать новые знания в процессе группового обучения. Практика показывает, что переход из детского сада в школу может обострить прежние проблемы детей, как явные, так и скрытые от внимания педагогов и родителей, а также спровоцировать появление новых, связанных с изменением отношения к себе, окружающим, к учебе. Существование этих проблем у детей, проявляется в переживании различных негативных эмоций: тревожности, страха и неуверенности в себе, агрессии. Дети, которые не приобрели до школы необходимого опыта общения со взрослыми и сверстниками, не уверенные в себе, боятся не оправдать ожидания взрослых, испытывают трудности адаптации в школьном коллективе, страх перед учителями. Школьные тревоги и страхи не только лишают ребенка психологического комфорта, радости учения, но и способствуют развитию детских неврозов. (Захаров А. И., Мухина В. С., и др.).
Публикация «Проект „Тропинка в школу“» размещена в разделах
Представленные в этом проекте психолого-педагогические занятия помогают снизить уровень негативных эмоциональных переживаний, тем самым улучшая адаптацию к новым условиям жизни в школе.
Отличительной особенностью проекта является достаточно широкий охват участников учебно-воспитательного процесса: мероприятия адаптационного периода, предполагают не только психологическое сопровождение детей, начиная с подготовительной группы детского сада, но так же консультативную помощь их родителям и педагогам.
Несомненной ценностью этого проекта является четкая логика их построения, психологически обоснованная последовательность проведения групповых занятий и упражнений. Все занятия имеют общую гибкую структуру, которая была разработана с учетом возрастных особенностей детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста.
Ведущей, наиболее привлекательной деятельностью в дошкольном возрасте является игра, поэтому предлагаемые занятия строятся на основе игровых упражнений, направленных, в первую очередь, на обеспечение психологически комфортного пребывания ребенка в дошкольном учреждении.
Проект разработан на основе программы О. В. Хухлаевой, О. Е. Хухлаева, И. М Первушиной «Тропинка к своему Я»; программы психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников» Н. Ю. Куражевой; программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста «Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь» Крюковой С. В., Слободяник, Н. П.
В программу нашего проекта вошли игры, упражнения, экскурсии, мастер-классы, дни открытых дверей, всеобучи для родителей, совместные мероприятия родителей с детьми, спортивные праздники и т. д.
Образовательная область: социально-коммуникативное развитие.
Цель проекта : создание психолого-педагогических условий, обеспечивающих благоприятный переход детей из детского сада в школу; оптимизация эмоциональных переживаний детей, возникающих в период перехода из детского сада в школу.
Для реализации поставленной цели были определены следующие задачи:
1. Способствовать снижению негативных эмоциональных переживаний;
2. Формировать положительное отношение к школьному обучению;
3. Развивать социальные и коммуникативные умения, необходимые для установления межличностных отношений друг с другом, с учителями;
4. Сохранять физическое, психическое и социальное здоровье детей, их эмоциональное благополучие;
5. Повышать уровень компетентности родителей и педагогов в вопросах психологической готовности детей к школьному обучению;
Формы работы с детьми: групповые занятия.
Формы работы с родителями и педагогами: круглый стол, дни открытых деверей, всеобучи, родительские собрания, мастер-классы, консультации.
Возраст детей: дети подготовительной группы (6-7 лет).
Комплектации группы: 25 человек.
Принципы реализации программы:
Принцип учета возрастно-психологических и индивидуальных особенностей детей;
Принцип комплексного подхода;
Принцип системности и последовательности;
Принцип оздоровительной направленности;
Принцип развития.
Ожидаемые результаты: снижение уровня негативных
эмоциональных переживаний, таких как страхи, тревожность, агрессия;
оптимизация уровня положительных эмоций; повышение уровня психолого-педагогических компетенций родителей и педагогов.
Занятие состоит из нескольких частей, каждая из которых может быть использована самостоятельно.
Часть 1. Вводная
Цель вводной части занятия — настроить группу на совместную работу, установить эмоциональный контакт между всеми участниками. Основные процедуры работы — приветствия, игры с именами.
Часть 2. Рабочая
На эту часть приходится основная смысловая нагрузка всего занятия. В нее входят этюды, упражнения, игры, направленные на развитие и частичную коррекцию эмоционально-личностной и познавательной сфер ребенка. Предпочтение отдается многофункциональным техникам, позволяющим преодолеть тревожность и расширить поведенческий репертуар ребенка. Тревожность и страхи перед определенными ситуациями обусловлены отсутствием у детей адекватных способов поведения, поэтому в основной части занятия в первую очередь представлены упражнения и игры, направленные на снятие тревожности и школьных страхов.
Основные процедуры:
элементы сказкотерапии с импровизацией;
элементы психодрамы;
игры на развитие навыков общения;
игры на развитие восприятия, памяти, внимания, воображения;
рисование, кляксография, пуантилизм.
Часть 3. Завершающая
Основной целью этой части занятия является создание у каждого ребенка чувства принадлежности к группе и закрепление положительных эмоций от работы на занятии. Здесь предусматривается проведение какой-либо общей игры-забавы или другой коллективной деятельности, например, создание общего рисунка.
Поскольку реализация проекта предполагает работу с дошкольниками, то каждое занятие обязательно включает в себя процедуры, способствующие саморегуляции детей, а именно:
упражнения на мышечную релаксацию (снижают уровень воз-буждения, тревожности, снимают напряжение);
дыхательную гимнастику (действует успокаивающе на нервную систему);
мимическую гимнастику (направлена на снятие общего напря-жения, играет большую роль в формировании выразительной речи детей);
двигательные упражнения, включающие попеременное или од-новременное выполнение движений разными руками под лю-бую текстовку (способствуют межполушарному взаимодейст-вию);
Эти процедуры могут проводиться в любой части занятия, в зави-симости от ситуации.
Основания для разработки проекта : эмоциональные переживания при переходе из детского сада в школу.
Сроки реализации проекта : 5 месяцев, четыре раза в месяц, длительность занятия 25-30 минут.
Участники реализации проекта : педагог–психолог, дети подготовительной группы МДОУ № 66 «Березка», родители, воспитатели, учителя начальных классов.
Условия реализации программы: Возможность ходить на ознакомительные экскурсии в школу; посещение учителями занятий в детском саду; доброжелательное отношение.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПРОЕКТА
№ Наименование мероприятия Форма проведения Участники
Январь
1. «Первая встреча». Открытое занятие Педагог-психолог, воспитатели, дети подготовительной группы, их родители, учителя начальных классов
2. Ознакомительная экскурсия в школу. Групповая Педагог-психолог, воспитатели, дети подготовительной группы, их родители, учителя начальных классов
3. Занятие «Мои эмоции, мои переживания». Групповая Педагог-психолог, воспитатели, дети подготовительной группы.
Февраль
1. Рисунок «Я в школе», обсуждение. Групповая Педагог-психолог, воспитатели, дети подготовительной группы.
2. Сюжетно – ролевая игра «Школа». Групповая Педагог-психолог, воспитатели, дети подготовительной группы.
3. Игры и упражнения на развитие межполушарного взаимодействия. (В. С. Колганова «Нейропсихологические занятия с детьми») Мастер - класс Педагог-психолог, воспитатели, дети подготовительной группы, их родители.
4. Интервью с учителем. Групповая Педагог-психолог, воспитатели, дети подготовительной группы, учителя начальных классов
Март
1. Постановка спектакля «Первый раз в первый класс». Всеобуч Педагог-психолог, воспитатели, дети подготовительной группы, их родители.
2. Занятие «Учимся работать дружно» Групповая, в парах Педагог-психолог, воспитатели, дети подготовительной группы.
3. Беседа о школьных принадлежностях Групповая Педагог-психолог, воспитатели, дети подготовительной группы.
4. Рисунок «Мои школьные страхи», обсуждение. Групповая Педагог-психолог, воспитатели, дети подготовительной группы.
Апрель
1. Экскурсия в школу на урок математики. Групповая Педагог-психолог, воспитатели, дети подготовительной группы, их родители, учителя начальных классов
2. Занятие: «Сказка про девочку, которая боялась идти в школу». Групповая Педагог-психолог, воспитатели, дети подготовительной группы.
3. Бывшие выпускники детского сада в гостях у дошколят. День открытых дверей Педагог-психолог, воспитатели, дети подготовительной группы, первоклассники.
4. Спортивные игры: «Помоги другому». Групповая, в парах. Педагог-психолог, воспитатели, дети подготовительной группы.
Май
1. Экскурсия в школу на урок физкультуры. Групповая Педагог-психолог, воспитатели, дети подготовительной группы, их родители, учителя начальных классов
2. Диагностика эмоциональной сферы: «Домики» Ореховой О. А. Групповая Педагог-психолог, воспитатели, дети подготовительной группы.
3. «До свидания детски сад, здравствуй школа!» Родительское собрание Педагог-психолог, воспитатели и родители подготовительной группы.
Список литературы:
1. Жизненные навыки для дошкольников. Занятия-путешествия: Программа-технология позитивной социализации дошкольников / под. общ. ред. С. В. Кривцовой. – М: Клевер-Медиа-Групп, 2015. – 334, [2] с.
2. Колганова В. С. Нейропсихологические занятия с детьми. – М. : АЙРИС-пресс, 2015. – 144 с.
3. Кошелева, А. Д., Перегуда В. И., Шаграева О. А. Эмоциональное развитие дошкольников. М. : Академия, 2003. 176 с.
4. Крюкова С. В., Слободяник, Н. П. Удивляюсь, злюсь, боюсь, хвастаюсь и радуюсь. Программы эмоционального развития детей дошкольного и младшего школьного возраста : Практическое пособие – М. : Генезис. 2003. – 208 с.
5. Хухлаева О. В. Тропинка к своему Я. Уроки психологии в начальной школе – М. : Генезис, 2009. – 344с.
6. Хухлаева, О. В., Хухлаев О. Е., Первушина И. М. Тропинка к своему Я : как сохранить психологическое здоровье дошкольников. – 3-е изд. – М. : Генезис, 2010. – 175 с.
7. Цветик – семицветик. Программа психолого-педагогических занятий для дошкольников 6-7 лет «Приключения будущих первоклассников» / Н. Ю. Куражева [и др. ]; под ред. Н. Ю. Куражева. – СПБ. : Речь, 2014. – 208 с.
8. Чистякова М. И. Психогимнастика / под ред. М. И. Буянова. – 2-е изд. – М. : Просвещение: ВЛАДОС, 1995. - 160 с.