Наталья Нилова
Проект «Традиции русского народа» в подготовительной группе
▼ Скачать + Заказать документы
Проект «Традиции русского народа» в подготовительной группе.
Сроки реализации: долгосрочный (октябрь – июнь)
Вид проекта : творчески – игровой.
Возраст детей: подготовительная группа.
Участники проекта :
• дети подготовительной группы;
• воспитатели группы;
Публикация «Проект „Традиции русского народа“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Подготовительная группа
- Проекты. Проектная деятельность
- Русские народные традиции и обычаи
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший проект» январь 2023
• музыкальный руководитель;
• родители;
• социальные партнеры (библиотека, музеи, художественная школа).
Актуальность проблемы:
В федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования определены основные направления по образовательной области «Познавательное развитие» и одно из них – «формирование … представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках…»
Одной из задач по нравственно – патриотическому воспитанию является – развитие интереса к русским традициям. С первых лет жизни ребенка приобщение его к культуре, общечеловеческим ценностям помогают заложить в нем фундамент нравственности, патриотизма, формируют основы самосознания и индивидуальности.
Использование устного народного и декоративно – прикладного художественного творчества для формирования патриотических чувств, общечеловеческих ценностей дошкольников особенно актуально в настоящее время. Анализируя результаты мониторинга детей, выявлено, что дети недостаточно знают русское народное творчество, что не соответствует ФГОС. Для повышения уровня знаний решила организовать проект «Традиции русского народа».
Гипотеза: я считаю, что знакомство дошкольников с устным народным творчеством и народными календарно-обрядовыми праздниками может стать основой для приобщения детей к народной культуре, традициям и ценностям.
Новизна проекта
Проект ориентирован на вступивший в силу ФГОС ДО в соответствии с содержанием психолого-педагогической работы по освоению детьми образовательных областей, поэтому работа в данном направлении обеспечивает повышение качества образования дошкольников путем формирования компетентностей в областях реализуемой в ДОУ программе, как показатель готовности к обучению в школе за счет активизации исследовательской деятельности детей на основе проектного метода.
Методы реализации проекта :
1. Наглядно-действенный метод:
рассматривание иллюстраций о русском быте;
проведение дидактических и музыкально-дидактических игр;
наблюдение;
показ сказок (педагогом, детьми, родителями).
2. Словесно-образный метод:
заучивание потешек, прибауток, закличек;
использование пословиц, загадок, поговорок;
чтение художественной литературы;
рассказ о народных обычаях и традициях;
рассказы детей о своих впечатлениях;
беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя;
чтение сказок и стихотворений детьми, воспитателем с последующей драматизацией;
проведение викторин, конкурсов, тематических вечеров.
3. Практический метод:
организация продуктивной деятельности: рисование, лепка, аппликация;
проведение русских народных игр;
разыгрывание сценок и эпизодов сказок;
экскурсии, целевые прогулки.
Формы образовательной работы с детьми:
организованные занятия;
совместная деятельность;
праздники и развлечения;
наблюдения в быту и природе;
слушание музыки.
Деятельность по проекту, построена с учетом следующих принципов:
1. Доступность - содержание материала представлено детям в доступной и привлекательной форме;
2. Гуманистичность - ребенок является активным субъектом совместной деятельности с педагогом, основанный на сотрудничестве, демократических и творческих начал;
3. Деятельностьности - знания, которые ребенок усваивает в процессе обучения, становятся основой формирования мотивации его участия в различных посильных видах деятельности;
4. Интеграция - реализация задач происходит через познавательную, изобразительную, продуктивную деятельности: сочетание обучения и духовно-нравственного воспитания в эстетическое, интеллектуальное, физическое развитие и трудовое воспитание;
5. Системность - принцип системности предполагает преемственность программ, последовательное усвоение знаний, приобретение навыков, когда каждое последующее формирующееся представление или понятие вытекает из предыдущего и основывается на нем;
6. Непрерывность и преемственность воспитания в семье и ДОУ.
Ресурсы, необходимые для запуска проекта :
• Обеспечение материально-технических условий (оформление группы, музыкального зала);
• Подбор литературы по теме; произведений русского народного творчества; наглядного материала (иллюстрации, фотографии, репродукции);
• Подготовка материала для продуктивной деятельности;
• Подборка подвижных, дидактических игр,
• Использование мультимедийного комплекса и презентаций к занятиям.
Этапы работы:
Подготовительный этап :
Обоснование актуальности темы, мотивация ее выбора, формулирование цели и задач проекта;
Подбор методической, научно-популярной, художественной литературы по данной теме;
Составление плана работ над проектом;
Анкетирование родителей, привлечение родителей к сбору материалов: видеосюжетов, иллюстраций и т. д. ;
Подбор наглядного и дидактического материала;
Подбор музыкальных произведений, литературных произведений;
Подготовить в группе предметно-развивающую среду для творческой продуктивной деятельности (разработка конспектов непосредственно образовательной деятельности, бесед и т. д.);
Основной этап: Реализация проекта : (таблица)
Заключительный этап:
Обобщение и систематизация полученных знаний воспитанников, подведение итогов в обсуждение деятельности в детском коллективе:
Театрализованное представление русской народной сказки «Колобок» совместно с родителями для малышей;
Презентация проекта.
Цель проекта : Приобщение детей к культурным ценностям и традициям русского народа.
Задачи:
Обучающие:
• Познакомить детей с традициями и культурой русского народа.
• Познакомить детей с русской народной игрушкой.
• Продолжать знакомить детей с русским фольклором – русскими народными сказками, потешками, русскими народными мелодиями и песнями.
Развивающие:
• Развитие творческих способностей детей в процессе продуктивной деятельности.
• Обогатить словарный запас детей, показать детям красоту русского языка через устное народное творчество, выраженное в песнях, припевках, колядках, обрядах.
Воспитательные:
• Воспитывать интерес и любовь к истории русского народа.
• Воспитывать патриотические чувства у детей.
В ходе реализации проекта дошкольники должны :
• Проявлять интерес к изучению русской народной культуры.
• Иметь представления о предметах русского народного быта и их назначении.
• Иметь представления о национальном костюме русского народа (сарафан, рубаха, кокошник, платок, пояс, лапти, валенки).
• Иметь представления о традициях проведения Колядок, Масленицы, Пасхи, Троицы.
• Уметь играть в русские народные игры, драматизировать сказки, использовать малые фольклорные жанры, песни, потешки, загадки.
• Закрепить знания и представления о символике Российской Федерации.
• Проявлять повышенный интерес к русским народным сказкам.
• Отображать полученные знания и представления в продуктивных видах деятельности: рисовании, лепке, аппликации, конструировании.
Ожидаемые результаты реализации проекта.
для детей:
- обеспечение эмоционального благополучия ребёнка и создания внутренних предпосылок для дальнейшего личностного развития;
- пробуждение интереса к истории и культуре своей Родины, любви к родному краю;
- формирование чувств национального достоинства;
- развитие социальных компетенций ребёнка в коллективе и в общении друг с другом;
для педагогов:
- совершенствование компетентности педагогических кадров образовательного учреждения в вопросах духовно-нравственного воспитания дошкольников, отборе содержания дошкольного образования, повышения качества педагогического труда;
- объединение усилий педагогов и родителей при организации работы по приобщению к русской национальной культуре.
- разработка комплексно-тематического планирования воспитательно-образовательного процесса по духовно-нравственному воспитанию.
для родителей:
- реализация преимущественного права родителей в развитии и воспитании своих детей;
- объединение и реализация инициатив социально - активных родителей в области духовно-нравственного развития и воспитания детей;
- создание системы социального партнёрства ДОУ и семьи в вопросах духовно-нравственного воспитания детей;
Перспективное планирование:
Блок Форма работы, тема Цель Сроки выполнения
«Мило тому, у кого много всего в дому» Октябрь
Пословицы, поговорки, прибаутки о русском народном быте и гостеприимстве.
Познакомить с устным народным творчеством – фольклором.
Занятие «Русская изба» Формирование представлений о жизни и быте русского народа, о его традициях.
Презентация «Русская изба и её внутреннее убранство» Познакомить детей с предметами русского быта.
Загадки о предметах крестьянского труда и быта.
Учить отгадывать загадки о предметах крестьянского труда и быта.
Занятие «Печь – Матушка». Продолжать знакомить детей с бытом русского народа, с печью - главной частью избы.
Аппликация «Русская печь». Научить детей изображать русскую печь аппликативным способом.
«Молодец в кафтане, девушка в сарафане». Беседа «Как одевались в старину» Создание условий для расширения представлений у детей о видах русской народной одежды : мужского и женского костюма древней Руси. Ноябрь
Занятие «История русского костюма» Создание условий для расширения представлений дошкольников о видах русской народной одежды.
Декоративное рисование «Славянские узоры на рубашке». Познакомить с русской рубахой, как самым важным элементом русского народного костюма и научить составлять узор, используя элементы
славянской росписи, её колорит.
Рисование «Роспись кокошника». Создание условий для развития творческих способностей и воображения, фантазии при составлении узоров на кокошнике.
«Вот они какие игрушки росписные» Познавательная беседа «Народная игрушка» Познакомить детей с народными игрушками. Декабрь
Дидактическая игра «Разрезные картинки – матрёшки» Формировать представления о целостных образах предметов.
Декоративное рисование «Дымковская барышня». Продолжать знакомить детей с особенностями дымковской росписи, учить видеть ее красоту и самобытность.
Рисование «Филимоновская лошадка». Продолжать знакомить детей с русским народным творчеством. Научить расписывать силуэт-шаблон лошадки филимоновской росписью.
«Весёлая Коляда. Рождество Христово». Беседа «Зимние забавы русского народа» Познакомить с зимними играми и забавами на Руси и пробуждать интерес к народным играм. Январь
Презентация «Весёлая Коляда. Рождество» Приобретение культурологических знаний, необходимых для разностороннего развития детей, воспитания и развития духовно-нравственных ценностей личности.
Изготовление рождественской открытки «Ангел». Научить изготавливать рождественскую открытку “Ангел” из ажурных салфеток.
Лепка «Ангел». Развитие творческих способностей дошкольников.
«Масленица – комоедница». Беседа «Как на Руси зиму провожали, а весну встречали». Познакомить с историей возникновения и традициями празднования Масленицы: как отмечали этот праздник на Руси, какое значение в этом празднике имело чучело масленицы и блины. Февраль
Кукольный спектакль «Приключения на масленицу». Приобщение детей к народным традициям, формирование духовно-нравственного воспитания, общечеловеческих ценностей.
Ручной труд «Солнышко лучистое». Научить детей изготавливать объёмную поделку, используя приём складывания бумаги «гармошкой».
Рисование «Чучело на масленицу». Расширение знаний и воспитание у детей интереса к русским народным праздникам, традициям, связанным с приходом весны, пробуждением природы через знакомство с обрядовым праздником «Масленица». Развитие творческих способностей дошкольников через их собственную художественную деятельность.
«Полна хата детей, так и счастливо в ней». Скороговорки, колыбельные, прибаутки с именами. Продолжать знакомить с народным фольклором. Март
Рассказывание сказки «Никита Кожемяка». Познакомить с русской народной сказкой «Никита Кожемяка».
Познавательное занятие «Рождение ребёнка на Руси» Познакомить детей с обрядом "рождения ребёнка" на Руси.
Изготовление паспорта «Моё имя». Способствовать развитию у ребё нка осознания своих прав: право на имя.
Беседа «История возникновения имён и фамилий». Дать представления о истории появлении имён и фамилий.
«Пасха Христова!» Развлечение «Пасхальные игры и старинные обычаи на Руси». Создание условий для полноценного развития личности и творческих способностей дошкольников на основе приобщения детей к истокам русской народной культуры. Апрель
Кукольный спектакль «Однажды на Пасху». Приобщение детей к народным традициям, формирование духовно-нравственного воспитания, общечеловеческих ценностей.
Рисование «Украшаем пасхальное яичко». Формирование умения создавать декоративную композицию на картонной основе.
Прикладное творчество «Веточка вербы». Познакомить с историей возникновения праздника Вербное воскресенье, с народными обрядами и обычаями.
«В гостях у сказки» Чтение русской народной сказки «Финист - ясный сокол». Продолжать знакомить детей с волшебными русскими народными сказками как литературным жанром. Май
Драматизация сказки «Колобок». Формировать познавательную активность, творчество и актерские способности детей, развитие их личности через передачу образов героев сказки.
Коллаж «Мои любимые сказки». Развивать творческие способности.
Изобразительная деятельность «В гостях у сказки мы бывали, добро и зло там повстречали». Формировать умение отображать в рисунке добрых и злых персонажей любимых сказок.
«Россия – Родина моя» Познавательная викторина «Наш дом – Россия». Обобщить и систематизировать знания детей о России. Июнь
Занятие «Люблю берёзку русскую». Расширить знания и представления детей о березе как символе России.
Изобразительная деятельность «Русская берёзка». Развитие творческих способностей дошкольников, посредством рисования нетрадиционной техникой – оттиск.
Творческая деятельность «Флаг России». Создание условий для закрепления знаний о государственных символах России, развития творческой активности.
Взаимодействие с родителями:
Блок Форма работы, тема Сроки выполнения
«Мило тому, у кого много всего в дому» Октябрь
Консультация «Роль родителей в возрождении русских традиций».
«Молодец в кафтане, девушка в сарафане». Оформление выставки детских рисунков для родителей "Народная праздничная одежда». Ноябрь
«Вот они какие игрушки росписные» Консультация для родителей «Игры детей с дымковской игрушкой». Декабрь
«Весёлая Коляда. Рождество Христово». Совместное с детьми чтение книг о Рождестве. Заучивание стихов. Январь
«Масленица – комоедница». Выставка совместного творчества родителей с детьми «Как на масленой неделе».
Февраль
«Полна хата детей, так и счастливо в ней». Рассматривание семейных фотоальбомов. Генеалогическое древо Март
«Пасха Христова!» Мастер – класс с родителями «Пасхальный сувенир». Апрель
«В гостях у сказки» Привлечение родителей к совместной с детьми творческой деятельности: изготовление костюмов, изготовление декораций для сказок, приобретение литературы, помощь в оформлении «Уголка сказок». Май
«Россия – Родина моя» Создание условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместного спектакля с участием детей, родителей, организация выступления детей старших групп перед младшими). Июнь
Используемая литература:
1. Бурухина А. Ф «Мультфильмы в воспитательно-образовательной работе с детьми» - журнал «Воспитатель ДОУ» 2012г.
2. Качигина Л. Б. «Создание условий для подготовки старших дошкольников к учебной деятельности» - журнал «Воспитатель ДОУ» №4/2013г.
3. В. С. Горичева, М. И. Нагибина «Сказку сделаем из глины, теста, снега, пластилина». Ярославль, «Академия развития», 1998г.
4. Н. М. Калашникова «Народный костюм». Москва, «Сварог и К», 2002г.
5. М. Ю. Картушина «Русские народные праздники в детском саду». Москва, «Сфера», 2006.
6. О. Л. Князева «Как жили люди на Руси». Санкт – Петербург, «Детство-Пресс», 1998г.
7. М. В. Короткова «Путешествие в историю русского быта». Москва, «Дрофа», 2003г.
8. И. Н. Котова, А. С. Котова «Русские обряды и традиции. Народная кукла». Санкт – Петербург, «Паритет», 2003г.
7. Л. С. Куприна, Т. А. Бударина и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством». Санкт – Петербург, «Детство- Пресс», 2004г.
8. Г. В. Лунина «Воспитание детей на традициях русской культуры». Москва, «Элизе трейдинг», 2004г.
9. Л. В. Соколова, А. Ф. Некрылова «Воспитание ребенка в русских традициях». Москва, «Айрис-Пресс», 2003г.
Интернет - ресурсы: https://text.ru/rd/aHR0cDovL25zcG9ydGFsLnJ1L2RldHNraXktc2FkL2FwcGxpa2F0c2l5YS1sZXBrYS8yMDE0LzA2LzE0L3Byb2VrdC1ydXNza2F5YS1pemJh
https://text.ru/rd/aHR0cDovL3huLS0tLS03a2NhYmxlZmNkbDRoMWF2b2JmZS54bi0tcDFhaS8%2FcD0xMjI4
https://text.ru/rd/aHR0cDovL25zcG9ydGFsLnJ1L2RldHNraXktc2FkL2FwcGxpa2F0c2l5YS1sZXBrYS8yMDE0LzA2LzE0L3Byb2VrdC1ydXNza2F5YS1pemJh